Урок № 1. Тема: Штангенциркуль: назначение, применение
—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Жармагамбетов С.Е., учитель технологии, сош№42, г.Павлодар
План-конспект урока на тему «Штангенциркуль»
Класс:6
Цель урока:
обучающая:
— ознакомление учащихся со штангенциркулем, формирование умения измерять размеры деталей с точностью до 0,1 мм;
развивающая:
— способствовать развитию у учащихся политехнического кругозора;
воспитательная:
— способствовать формированию у учащихся точности в выполняемой работе.
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, инструктаж.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическое оснащение урока: плакат с устройством штангенциркуля, макет штангенциркуля.
Оборудование: Штангенциркули, трубки для измерений внутренних и наружных диаметров, образец детали, шкалы нониуса.
Ход урока:
1. Организационный этап (4 мин):
— организация внимания;
— приветствие;
— отметка отсутствующих;
— проверка готовности учащихся к уроку.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2 мин):
— тема урока: «Штангенциркуль»;
— цель урока: Научить правилам и приемам измерения размеров деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля, воспитание точности в выполняемой работе.
— будем измерять внутренние и наружные диаметры цилиндрических предметов, чтобы формировать умения правильного использования штангенциркуля и точности измерения предметов;
— освоение алгоритма использования штангенциркуля.
3. Этап усвоения новых знаний (20 мин):
3.1 объяснение об основных правилах и приемов работы со штангенциркулем (термин «штангенциркуль» состоит из немецкого слова «штанге» — «шест, жердь, стержень» и латинского «циркулис» — «круг». Термин означает «стержень для измерения круга». Первые штангенциркули появились в начале XVII веке, существуют около четырех столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, в Англии появились первые металлические штангенциркули, которые с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную португальским математиком П. Нунишем и в честь его назвали шкалу «нониус». В настоящее время существует множество штангенциркулей. Они отличаются возможностями, пределами измерений и степенью точности);
Алгоритм работы со штангенциркулем:
1) Определить количество целого числа миллиметров на штанге до нулевой риски нониуса.
2) Определить совпадение рисок на штанге и нониусе; при этом если нулевая и десятая (последняя) риски нониуса совпадают с делениями на штанге, то размер состоит из целого числа миллиметров. Если они не совпадают, то определить десятые доли миллиметра, считая на нониусе количество делений до той риски, которая совпадет с каким – либо делением на штанге.
3.2выполнение конспекта учащимися по теме «Штангенциркуль»;
4. Практическая работа (56 мин):
4.1 Вводный инструктаж (15 мин):
— объясняю как с помощью разметочного инструмента (штангенциркуля) ШЦ -1 произвести разметку отверстий;
— дать каждому учащемуся по штангенциркулю;
— раздать детали для измерения;
— рассмотреть с учащимися детали;
— определить необходимые параметры измерения;
— показать учащимся алгоритм применения штангенциркуля;
— повторное объяснение недостаточно понятого (при необходимости).
Правила работы со штангенциркулем:
— перед работой со штангенциркулем, проверьте, исправлен ли прибор. Если прибор не исправлен, то доложить об этом учителю;
— при работе со штангенциркулем запрещается: ронять, стучать, кидать прибор;
— после окончания работы со штангенциркулем, прибор необходимо аккуратно положить в специальный футляр и отдать учителю.
4.2 Самостоятельная работа учащихся:
Заполнение таблицы
Деталь (№) внутренний диаметр(мм) наружный диаметр(мм)
Текущий инструктаж (36):
а) целевые обходы;
б) организация рабочего места.
4.3 Заключительный инструктаж (5 мин):
— проверка заполненной таблицы;
— сверить полученные размеры учащихся с правильными;
— разбор допущенных ошибок;
— сообщение результатов работы.
5. Этап закрепления новых знаний (5 мин):
Тестирование
Правильные ответы (1-А, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-Б)
оценка «5» — 5 правильных ответов;
оценка «4» — 4 правильных ответа
6. Уборка рабочих мест (3 мин)
Тема: Штангенциркуль.
Тема: ИЗМЕРЕНИЕ ШТАНГЕНЦИРКУЛЕМ.
Цель: научить учащихся производить замеры с помощью штангенциркуля.
Оборудование: штангенциркуль, детали для замера, макет штангенциркуля.
I. Изложение нового материала.
1. Использование и устройство штангенциркуля.
При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. Для этих целей используют, например, измерительную линейку. Но она позволяет определить размеры деталей с точностью до 1 мм. Для более точных измерений служит штангенциркуль. С его помощью можно измерять наружный размер, внутренний размер и глубину отверстия.
Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами измерения, точностью измерения.
Наиболее простыми и широко распространенными являются штангенциркули ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм с точностью измерения 0,1 мм.
Учитель объясняет и показывает устройство штангенциркуля.
Удобному и точному измерению диаметров цилиндрических деталей и отверстий способствует само устройство штангенциркуля. Основу его составляет штанга, на которой нанесена шкала с миллиметровыми делениями. На штанге имеются измерительные губки. По штанге перемещается подвижная рамка с губками и жесткосоединенным с ней глубиномером. Рамка во время измерений закрепляется на штанге зажимным винтом. Нижние измерительные губки служат для измерения наружных размеров, а верхние внутренних.
Для измерения десятых долей миллиметра служит вспомогательная шкала, называемая нониусом, длина которого равна 19 мм и поделена на десять делений.
При сомкнутых губках первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно 0,1 мм.
Следовательно, точность измерения равна 0,1 мм.
2. Основные правила обращения со штангенциркулем:
1) перед началом работы штангенциркуль протрите чистой мягкой тканью, удаляя смазку и пыль (тщательно очищают измерительные поверхности губок).
2) не кладите инструмент на нагревательные приборы;
3) измеряйте только чистые детали, не имеющие задиров, заусенцев, царапин;
4) измерения выполняйте только чистыми сухими руками.
5) не допускайте перекоса губок штангенциркуля, фиксируйте положение зажимным винтом;
6) нельзя зачищать измерительный инструмент шлифовальной шкуркой или напильником.
7) при чтении показаний штангенциркуль держите прямо перед глазами.
8) губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность;
А теперь остановимся на приемах измерения и ухода за штангенциркулем. Перед измерением штангенциркуль проверяют на точность показаний. Для этого плотно совмещают измерительные губки инструмента. В этом случае нулевые риски обеих шкал должны совпадать, десятая риска шкалы нониуса должна совместиться с девятнадцатой риской шкалы штанги.
Точность измерений штангенциркулем зависит от соблюдения правил пользования им и ухода за этим инструментом.
При измерении деталей нельзя сильно зажимать их, так как может возникнуть перекос рамки и показания будут неверными. Нельзя допускать ослабления посадки рамки на штанге — это приводит к перекосу измерительных губок и к ошибкам в измерении.
Штангенциркуль — точный и дорогостоящий инструмент и требует бережного к нему отношения.
Штангенциркуль как измерительный инструмент должен располагаться на рабочем месте отдельно от рабочего инструмента и так, чтобы им было удобно пользоваться. На него не должны попадать пыль, стружка, опилки. После работы штангенциркуль нужно тщательно протереть, смазать и уложить в футляр. Во время хранения штангенциркулей измерительные поверхности их губок должны быть слегка разъединены, а зажим рамки ослаблен.
II . Практическая работа.
а) Учитель показывает и объясняет на макете штангенциркуля как определяется величина размера. Затем, изменяя величину размера, спрашивает учащихся по очереди.
б) Учащиеся поочерёдно работают на тренажёре.
в) Работа в парах (учащиеся проверяют и помогают друг другу определять размер на штангенциркуле).
г) Учащиеся должны определить размеры деталей (с помощью штангенциркуля) и записать в таблицу. (Допускается погрешность ± 0,2мм).
(Критерии оценки: «5» — без ошибок; «4» — 1 ошибка; «3» — 2 ошибки; «2» — 3 ошибки).
д) Проверка результатов работы учащихся.
е) Выставление оценок.
III . Закрепление пройденного материала.
1. Почему при измерении деталей недостаточно применять только измерительную линейку?
2. Как устроен штангенциркуль?
3. Каковы правила обращения со штангенциркулем и ухода за ним?
1. Технология: 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко / сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.
2. Технология обработки металлов: Учеб. Пособие для учащихся 5 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
Штангенциркуль. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать
Штангенциркуль представляет измерительный прибор, который создан для выяснения размеров изделий с высокой точностью. При помощи него можно выполнять измерения размеров деталей снаружи и внутри, в том числе глубины отверстий если присутствует выдвижная штанга. Такие инструменты востребованы не только в производстве, лабораториях, но и в быту. Они обеспечивают легкое и быстрое измерение с высокой точностью.
Виды
Все виды этих измерительных приборов в зависимости от типа шкалы можно поделить на изделия электронного и механического действия:
- Нониусные – отсчет показаний осуществляется по нониусу.
- Циферблатный – показания снимаются со шкалы циферблата.
- Цифровой – инструмент с дисплеем на жидких кристаллах, который позволяет увидеть наиболее точные показания замеров.
В соответствии с ГОСТ основными видами этих приборов являются:
- ШЦ-I – устройство, которое который имеет 2-стороннее размещение губок и глубиномер, он создан для измерения величин снаружи и внутри изделий.
- ШЦК — устройство, оснащенное круговой шкалой для получения точного размера. Является более простым в использовании, чем инструмент с отсчетом по нониусу.
- ШЦТ-I — устройство, имеющее губки с одной стороны для проведения измерений наружных линейных размеров. Выделяется высокой стойкостью к износу.
- ШЦ-II — прибор, который имеет 2 губки для замера внутри и снаружи и разметки, в том числе рамку для микрометрической подачи.
- ШЦ-III – устройство с губками с одной стороны, они используются для оценки размеров внутри и снаружи.
- ШЦЦ — электронный инструмент с цифровой индикацией.
Штангенциркули специального назначения
Имеется ряд специализированных моделей, которые применяются для выполнения специальных видов работ. Их практически нельзя приобрести в обычном магазине, ведь они созданы для особых видов деятельности.
- ШЦЦТ — используется для замеров труб, поэтому его часто называют трубным инструментом.
- ШЦЦВ — выделяется цифровым дисплеем, задействуется для размеров изнутри.
- ШЦЦН — вид, схожий с предыдущим прибором, используется для определения размеров снаружи.
- ШЦЦУ — выделяется цифровым дисплеем универсального порядка, имеет ряд насадок для выполнения измерений в трудных местах: размеров внутри и снаружи, стенок труб, расстояний между центрами шестерен и так далее.
- ШЦЦД — устройство для оценки толщины изделий, имеющих разные выступы.
- ШЦЦП — устройство для оценки глубины протекторного рисунка шин.
- ШЦЦМ – инструмент, используемый для выяснения межцентровых расстояний.
Устройство штангенциркуля
Штангенциркуль — это простое устройство. Основным его элементом выступает штанга с губками и шкалой для определения замеров внутри изделия и снаружи, к ней монтируются остальные элементы.
На штанге размещаются следующие элементы:
Некоторые модели имеют подвижную шкалу с дюймовой мерительной системой.
На штанге размечена главная мерная шкала. Рамку со шкалой можно перемещать по штанге. Шкала на штанге, которая называется нониусом, выделяется более точной разметкой. При помощи нее обеспечивается более высокая точность измерений.
Губки могут быть двух видов:
- Для измерений снаружи;
- Для измерений изнутри.
Глубиномер позволяет производить измерения глубины в отверстиях, в том числе иных размеров. Цифровые инструменты устроены аналогичным образом. Однако здесь применяется цифровое устройство, оно позволяет увеличить точность измерений, в том числе удобно в эксплуатации.
Цифровое устройство имеет некоторые дополнения:
- Аккумулятор.
- Винт для зажима.
- Кнопка для включения и выключения.
- Механизм для передвижения.
- Смена уровня на мм и дюймы.
Принцип действия
Наиболее распространенный инструмент ШЦ-1. Для определения параметров параллельности и оценки размеров снаружи используют мерительные губки. Для проведения разметки и проведения замеров изнутри — заостренные губки вспомогательного характера. С помощью глубиномера находят размер глубины выступающих элементов и отверстий.
Основа прибора стоит из линейки с делениями, а также шкала-нониус вспомогательного действия, она двигается по главной штанге. При помощи нее отсчитываются доли деления основной шкалы. Действие нониуса базируется на разности делений нониусной шкалы и главной шкалы. Разница соответствует делению нониуса, при этом число делений определяется ценой деления. При интервале деления шкалы в 1 мм и интервале делений нониуса в 0,9 мм, то деление нониуса составляет 0,1 мм.
В результате если совместить нулевое деление нониуса с делением основной шкалы, то первое деление нониуса будет отставать от первого деления на величину разности интервалов шкал, то есть на 0,1 мм — первое деление и на 0,2 мм — второе деление и так далее. К примеру, если нулевой штрих нониуса имеется совпадение с штрихом на линейке, то данное деление показывает на размер в целых миллиметрах. При несовпадении нулевого штриха нониуса со штрихом основной шкалы, то на линейке ближайшее слева деление демонстрирует целое число миллиметров, при этом по нониусу отсчитывают десятые доли. Величина отсчета по нониусу у разных моделей может отличаться. У ШЦ-1 — это 0,1 мм, у ШЦ-II — это составляет 0,1 или 0,05 мм.
Особенности выполнения измерений
Штангенциркуль перед применением проверяют на соответствие рабочим параметрам и производят его настройку. На рабочих поверхностях не допускаются царапины, коррозионные отложения и сколы, не должно быть перекошенных губок.
Измерение проводят следующим образом:
- Губки инструмента плотно с небольшим усилием, без перекосов и зазоров прижимают к детали.
- Оценивая диаметр круга, нужно следить, чтобы плоскость рамки располагалась перпендикулярно оси;
- При оценке размеров отверстий губки устанавливают в противоположных точках. Плоскость рамки следует расположить через ось отверстия.
- Для определения глубины штангу выставляют перпендикулярно поверхности изделия. При помощи подвижной рамки, линейка глубиномера должна упереться в дно.
- Полученный размер фиксируется винтом, после чего определяются показания.
Применение
Штангенциркуль используется во многих отраслях промышленности. Это машиностроительные заводы, мебельные фабрики, лаборатории, мастерские, автомобильная промышленность и многие другие производства. Также этот инструмент можно встретить на строительной площадке, в гараже и дома. То есть его используют там, где требуется высокая точность измерений вплоть до десятой и сотой доли миллиметра.
На современном промышленном производстве каждый уважающий себя инженер, техник, рабочий обязательно пользуется этим инструментом, а работа фрезеровщиков и токарей без указанного устройства просто невозможна.
Как выбрать штангенциркуль
При выборе инструмента следует учитывать:
- Точность требуемых измерений.
- Виды измерений.
- Условиях, в которых оно будет использоваться.
Самым простым в использовании является штангенциркуль ШЦ-I. Это удобный, надежный и точный механический прибор, который всегда готов к работе. У него доступная цена, при помощи него можно мерить величины до 300 мм и выше. Если первостепенное значение имеет удобство работы с инструментом, то прекрасным выбором станет покупка электронного или циферблатного измерителя типа I.
Штангенциркуль типа II и III являются более специализированными инструментами, которые в быту практически не применяются. Однако они незаменимы в других областях.
- Для разметочных и измерительных действий без привлечения другого инструмента подойдут модели типа II. Для работы лишь с цилиндрическими или плоскими деталями лучше использовать инструмент типа III.
- При работе с поверхностями из абразивов или достаточно твердыми материалами рекомендуется выбирать модели типа Т-1.
- Для бытового использования хватит инструмента с отсчетом 0,1 мм, профессионалам лучше присмотреться к моделям со значением отсчета 0,02, 0,05 или даже 0,01 мм. Следует учитывать, что циферблатные с отсчетом 0,02 и 0,05 мм имеют несколько большую точность, чем электронные устройства с отсчетом 0,01 мм.
- Необходимо присмотреться и к диапазону измерений. Для большинства ситуаций хватит диапазона измерения 300 мм. Однако для работы с небольшими изделиями желательно иметь инструмент с диапазоном до 125 или 150 мм.
- Следует учитывать не только свойства устройств, но и их марку, соответствие стандартам и качество изделия. Наилучшую надежность и точность измерений обеспечивают инструменты, выполненные в соответствии со стандартом и имеющие маркировку. «Безымянные» модели имеют на порядок меньшую цену, однако добиться высокой точности от них будет затруднительно. Такая экономия в будущем может вызвать новые затраты.
Рекомендации по хранению
Работая с инструментом, рекомендуется использовать салфетку для протирки, которая смочена в водно-щелочном растворе. Затем его нужно насухо вытирать. Штангенциркуль следует содержать в специальном чехле. Удары либо падение с высоты не допускаются, следует избегать царапин на главных мерительных поверхностях, что может повлечь уменьшение точности устройства.
Открытый урок по теме Штангенциркуль ШЦ-1,назначение,устройство, приемы пвботы, 6 класс.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Данный урок дан в соответствии с КТП и адаптированной рабочей программой по слесарному делу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_6_kl._shtangentsirkul_shts-1.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
«Специальная (коррекционная) школа № 9
Открытого урока по слесарному делу
Тема: «Штангенциркуль ШЦ-1, назначение, устройство, приемы работы».
Учитель: Коваленко М.Ф.
Мысковский городской округ
Тема: Штангенциркуль ШЦ-1, назначение, устройство, приемы работы.
Цель урока : Формирование у обучающихся знаний и умений по использованию штангенциркуля ШЦ-1.
1. Изучить с обучающимися устройство штангенциркуля ШЦ-1 и научить пользоваться им.
2. Работать над развитием и коррекцией устной речи, внимания, памяти, мышления в ходе ответов на вопросы и выполнения упражнений.
3. Воспитывать бережное отношение к инструментам.
Тип урока: изучение нового
Наглядные пособия и оборудование: учебник, рабочие тетради, словарные слова, макет ШЦ-1, инструкционная карта, штангенциркуль, образцы изделий.
Методы ведении урока : словесный, наглядный ,практический.
I . Организационный момент : приветствие учителя, проверка наличия обучающихся, их готовности к уроку, сообщение темы и цели урока.
II. Теоретическая часть.
1. Актуализация опорных знаний.
А) Вводная беседа.
— какие измерительные инструменты знаете?
— какие бывают линейки?
— от какой цифры начинают откладывать размеры?
— какая точность измерения линейкой?
— какие разметочные инструменты знаете?
Б) Кроссворд «Разметка».
— «Что здесь лишнее» по теме разметочные инструменты».
— «Часть от целого», учитель показывает и называет инструмент, обучающиеся рассказывают из каких частей он состоит.
— «Угадай инструмент», название и назначение.
2. Изложение нового материала по теме урока.
Штангенциркуль –это универсальный измерительный инструмент. С его помощью можно измерить наружные и внутренние размеры деталей и глубину отверстий.
Устройство: штанга, неподвижные губки, подвижные губки, рамка, винт , нониус, глубиномер.
Рамку можно свободно передвигать вдоль штанги и закреплять в нужном положении. На скосе нижней части рамки нанесены деления (шкала) – это дополнительное измерительное устройство называется нониусом. С его помощью можно определить размеры деталей до десятой доли миллиметра…
3. Закрепление по теме:
— работа с учебником, в рабочих тетрадях;
— работа со словарем (проговаривание словарных слов);
4. Правила проверки инструмента.
III. Практическая часть.
- Организация рабочего места.
- Показ и объяснение учителем приемов измерения ШЦ-1 на деталях.
- Работа обучающихся по инструкционной карте, индивидуальная, на своих рабочих местах.
- Текущий инструктаж.
Наблюдения учителя за работой обучающихся, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания и при необходимости оказание помощи учащимся.
- Обобщающая беседа.
— сообщение о выполнении цели урока;
-оценка результатов работы учащихся.
2. Выставление оценок.
3. Уборка рабочих мест
Урок по теме «Штангенциркуль ШЦ-1, назначение, устройство, приемы работы» разработан для обучающихся 6 класса на основе Адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования «Профессионально-трудовое обучение, профиль «Слесарное дело», 5-9 класс с использованием учебника и справочного дидактического материала по слесарному делу.
Тема урока «Штангенциркуль ШЦ-1, назначение, устройство, приемы работы», тема в программе , КТП и цель урока взаимосвязаны. Цель урока «Формирование у обучающихся знаний и умений по использованию ШЦ-1» соответствует теме урока.
Цель урока реализовывалась посредством следующих задач:
1.Изучить с обучающимися устройство штангенциркуля ШЦ-1 и научить пользоваться им.
2. Работать над развитием и коррекцией устной речи, внимания, памяти, мышления в ходе ответов на вопросы и выполнения упражнений.
3. Воспитывать бережное отношение к инструментам.
Данный урок по типу: изучение нового.
В его структуру входили следующие этапы:
I. Организационный момент.
III. Практическая часть.
Образовательная задача решалась на втором и третьем этапах урока в ходе повторения, изучения нового материала и выполнения практической работы.
Коррекционная задача реализовывалась на втором и третьем этапах урока в ходе ответов на вопросы, проговаривания словарных слов, выполнения упражнений и практической работы.
Воспитательная задача решалась на третьем этапе урока в ходе выполнения практической работы.
На уроке прослеживалась четкость и завершенность каждого этапа. Цели каждого этапа подчинялись общей цели урока. Преемственность на уроке прослеживалась в ходе отработки на предыдущем этапе тех знаний и умений, которые потребуются на последующем этапе.
Данное занятие было построено с учетом дидактических принципов: научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, коррекционной направленности обучения.
На уроке были использованы следующие методы обучения: словесный (вводная беседа, рассказ, объяснение, обобщающая беседа), наглядный (использование макета ШЦ, демонстрация инструментов и словарных слов), практический (выполнение практической работы по инструкционной карте). Эти методы реализовывались путем применения таких приемов как: вопрос-ответ, проговаривание словарных слов, сравнение, обобщение.
Применяемая на уроке наглядность : плакаты, макет ШЦ-1, кроссворд, словарные слова, инструменты использовались с целью подтверждения и конкретизации словесных сообщений учителя.
В ходе урока осуществлялась смена видов деятельности, и тем самым реализовывался охранительный педагогический режим.
Штангенциркуль
Содержание: Скрыть Открыть
- Устройство и применение
- Снятие показаний
- Виды штангенциркулей
- Поверка штангенциркуля
- ГОСТы
Штангенциркуль – это универсальный измерительный прибор для определения линейных размеров деталей с установленной точностью. С его помощью можно производить измерения наружных и внутренних размеров деталей, а также глубины отверстий при условии наличия выдвижной штанги.
Устройство и применение штангенциркулей
Наиболее популярными областями применения штангенциркуля является строительство, ремонт машин и оборудования, обработка металлических и деревянных изделий. Сфера применения фактически не имеет ограничений – он может быть использован для определения размеров с точностью 0,1 или 0,05 мм (в зависимости от типа инструмента) в любой сфере деятельности – и в быту, и в аэрокосмической отрасли. Возможности применения ограниченны лишь размером шкалы и требованиями точности (до 0,01 мм для электронных штангенциркулей).
Устройство штангенциркуля достаточно простое. Основным элементом является неподвижная штанга со шкалой и губками для наружных и внутренних размеров, к которой крепятся подвижные и фиксирующие элементы.
- Передвижная рамка;
- Подвижные губки для определения внутреннего размера;
- Подвижные губки для определения наружного размера;
- Шкала нониуса;
- Штанга глубиномера;
- Винт для крепления рамки.
В отдельных моделях возможно наличие подвижной шкалы в верхней части с дюймовой системой измерения.
Как снять показания с помощью штангенциркуля
Перед началом работы необходима поверка штангенциркуля на точность. Для этого необходимо полностью свести губки и проверить совпадение нулей на обеих шкалах. Если нет совпадения, то в зависимости от требуемой точности необходимо либо взять другой инструмент, либо учесть имеющуюся погрешность.
В процессе измерения учтите следующие рекомендации:
- Для замера внешнего размера разведите губки штангенциркуля, поместите предмет и соедините их.
- Замер внутреннего размера производится путем размещения соответствующих верхних губок внутрь измеряемой области и их разведением до упора
- Губки должны упереться в края детали. Если поверхность твердая, то можно немного сжать для плотной фиксации, для мягкой этого делать не следует, т. к. можно исказить результат.
- Проверьте расположение штангенциркуля относительно измеряемой детали на отсутствие перекосов. Для этого губки должны располагаться на одинаковом расстоянии от края детали.
- Зафиксируйте нониус крепежным винтом.
- Определите целое число миллиметров по основной шкале.
- Находим совпадение штриха на нониусе с нулем основной шкалы и отсчитываем количество делений.
- Умножаем количество делений нониуса на цену деления и суммируем со значением основной шкалы.
Виды штангенциркулей
В целом, все виды штангенциркулей можно разделить на механические и электронных в зависимости от типа шкалы. Основными видами, согласно ГОСТ 166-89 являются:
- ШЦ-I — инструмент с 2-сторонним размещением губок для измерения наружных и внутренних величин и глубиномером.
- ШЦК — оснащен круговой шкалой для определения точного размера. Более простой в применении, чем штангенциркуль с отсчетом по нониусу.
- ШЦТ-I — односторонние губки для измерения наружных линейных размеров. Отличается высокой стойкостью к износу.
- ШЦ-II — оснащен двумя губками для наружного и внутреннего замера и разметки, а также рамкой микрометрической подачи.
- ШЦ-III — односторонние губки для определения наружных и внутренних размеров.
- ШЦЦ — электронный штангенциркуль с цифровой индикацией.
Техническое состояние и поверка штангенциркуля
Одним из наиболее важных требований обеспечения точности инструмента является его чистота. Намагниченный слой металлических опилок, консервирующая смазка, грязь – все это может значительно исказить результат измерений. Также на результат влияет износ инструмента, его деформация, нарушения настроек. Во избежание этого необходима ежегодная поверка штангенциркуля специализированном сервисном центре с ремонтом и настройкой. Самая же простая проверка корректности показаний – это совпадение нулевых штрихов при полном закрытии губок.
Действующие ГОСТы
Производство и поверка инструмента регулируется рядом государственных стандартов. Так, определяет технические условия на штангенциркули ГОСТ 166-89. Порядок поверки инструмента определён в ГОСТ 8.113-85.
§ 17. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
При изготовлении деталей из тонколистового металла и проволоки можно воспользоваться простейшими контрольно-измерительными инструментами: линейкой, слесарным угольником и др. Для измерения и контроля деталей с большей точностью применяют штангенциркули. Они предназначены для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок. Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами и точностью измерения.
На рисунке 63 показан штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм и точностью — 0,1 мм. Он состоит из штанги 1, имеющей шкалу 6 с миллиметровыми делениями. По штанге перемещается подвижная рамка 4, которая может быть закреплена в нужном положении зажимным винтом 3. К рамке прикреплён глубиномер 5.
Рис. 63. Штангенциркуль ШЦ-1: 1 — штанга; 2 — губки для внутренних измерений: 3 — зажимный винт для фиксации рамки; 4 — подвижная рамка; 5 — глубиномер; 6 — шкала штанги; 7 — нониус; 8 — губки для наружных измерений; 9 — измеряемые детали
Нижние губки 8 служат для измерения наружных размеров, верхние 2 — для измерения внутренних размеров. Глубиномером измеряют глубину пазов и отверстий.
Каким же образом удаётся измерять десятые доли миллиметра, если шкала штангенциркуля имеет миллиметровые деления? Для этой цели служит вспомогательная шкала, называемая нониусом 7. Длина нониуса 19 мм. Нониус поделён на 10 равных частей, следовательно, цена каждого деления равна 1,9 мм.
При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают (рис. 64), а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы.
Рис. 64. Шкала штанги и нониус
Обратите внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 — 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.
При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги до нулевого штриха нониуса. Десятые доли миллиметра — по шкале нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы (рис. 65).
Рис. 65. Примеры измерения штангенциркулем. Положение шкалы штанги и нониуса при измерении размерон: а — 0,4 мм; 6 — 6,9 мм; в — 34,3 мм
Помните! Штангенциркуль — это дорогостоящий измерительный инструмент, требующий бережного обращения.
Правила обращения со штангенциркулем
- Перед началом работы протереть штангенциркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать инструмент шлифовальной шкуркой или ножом.
- Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы.
- Измерять можно только чистые детали без задиров, заусенцев, царапин.
- Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении нужно соблюдать осторожность.
- Не допускать перекоса губок штангенциркуля. Фиксировать их положение зажимным винтом.
- При чтении показаний на измерительных шкалах держать штангенциркуль прямо перед глазами.
На предприятиях штангенциркуль является одним из основных измерительных инструментов. Им пользуются рабочие различных специальностей и контролёры станочных и слесарных работ. В настоящее время всё чаще применяют штангенциркули с цифровыми индикаторами (на батарейках), позволяющие измерять детали с точностью до 0,01 мм.
Знакомимся с профессиями
Контролёр отдела технического контроля (ОТК) — специалист, который на предприятии отвечает за качество выпускаемых деталей. Он следит за тем. чтобы изготовленные детали в точности соответствовали чертежам. Это очень ответственная работа, так как если в изделие попадёт бракованная деталь, не соответствующая чертежу, то изделие быстро выйдет из строя. Контролёры ОТК должны знать правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов, методы проверки качества поверхностей, правила приёмки деталей и т. д.
Лабораторно-практическая работа № 17
Измерение размеров деталей штангенциркулем
- Выполните в рабочей тетради эскиз выданного учителем ступенчатого валика (рис. 66).
- Измерьте каждый размер валика штангенциркулем и запишите результаты в миллиметрах в таблицу.
- Проставьте полученные размеры на эскизе, выполненном в рабочей тетради.
Рис. 66. Эскиз детали «ступенчатый валик» (к пп. 1-3)
Новые слова и понятия
Штангенциркуль, нониус; контролёр отдела технического контроля (ОТК).
Урок № 1. Тема: Штангенциркуль: назначение, применение
Тема: Штангенциркуль: назначение, применение.
— Образовательная: история появления штангенциркуля, его назначение, применение.
— Коррекционная: развитие мышления, внимания, глазомера, соотношения схемы-рисунка с натуральным объектом, речи, мелкой моторики.
— Воспитательная: побуждать интерес к истории возникновения окружающих предметов, усидчивости, взаимопомощи, умение работать в команде.
Оборудование: таблицы: « Устройство токарного станка по дереву», «Штангенциркуль», « Многообразие измерительных (разметочных) инструментов», штангенциркули, линейки, циркули, подставка для карандашей, карандаши, сверла, болты, гайки, шайбы.
1. Организация урока
2. Повторение пройденного материала
а — Правила безопасной работы на токарном станке
б — Словарный диктант
в — Подведение итогов повторения пройденного материала
3. Изучение нового материала
а — Многообразие измерительных (разметочных) инструментов
б — История появления штангенциркуля как измерительного инструмента
в — Назначение штангенциркуля
г — Применение штангенциркуля
4. Расширение словарного запаса учащихся (специальная терминология)
5. Закрепление нового материала
6. Подведение итогов. Выставление оценок
1. Организация урока. Рапорт дежурного по мастерской.
Повторение правил техники безопасности на уроках труда.
2.Повторение пройденного материала.
а-Вопрос: Перечислить правила безопасной работы на токарном станке по дереву? Что необходимо всегда помнить?
1) Работать на станке надо в спецодежде, плотно прилегающей к телу и не имеющей свисающих концов.
2) Нельзя включать станок без разрешения учителя.
3) Перед включением необходимо проверить исправность станка.
4) Закреплять заготовку надо прочно, точно по центрам.
5) Перо подручника устанавливают точно по центру заготовки, на расстоянии 2-3 мм от ее поверхности.
6) Нельзя измерять вращающуюся деталь, отходить от станка во время работы.
1) Работайте на токарном станке в защитных очках
2) Пользуйтесь только острым инструментом
3) Косяк должен резать, а не скоблить
4) Не отвлекайтесь от работы
б — Словарный диктант ( под диктовку учителя, ребята записывают на листочках слова, подсказкой служит – черточка , что соответствует одной букве слова )
1) полукруглая стамеска 1)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2) косяк 2)_ _ _ _ _
3) патрон 3)_ _ _ _ _ _
4) планшайба 4)_ _ _ _ _ _ _ _
5) станина 5)_ _ _ _ _ _ _
6) подручник 6)_ _ _ _ _ _ _ _ _
7) электродвигатель 7)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
8) выключатель 8)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
9) заготовка 9)_ _ _ _ _ _ _ _ _
10) передняя бабка 10)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Устройство токарных станков для школьных мастерских
в — Подведение итогов повторения пройденного материала.
3.Изучение нового материала
а)- Многообразие измерительных (разметочных) инструментов
В столярном деле применяется множество измерительных (разметочных) инструментов, разного размера и изготавливаются из различных материалов. Мы будем говорить о тех, которые сделаны из древесины. Некоторые измерительные (разметочные) инструменты согласно учебной программе, мы изготавливали, и будем изготавливать сами, на уроках столярного дела. От качества измерительного (разметочного) инструмента, точности его изготовления во многом зависит качество выполняемой детали, изделия. Поэтому к данным инструментам предъявляются высокие требования: они должны быть сделаны с высокой точностью, иметь плотные и прочные соединения, хорошо отделаны и удобны в работе.
В столярном деле для разметки применяются следующие инструменты: миллиметровая линейка, складные метры, рулетки, линейки длиной 1; 1,5; 2м, угольники, малки, ерунки, рейсмусы, транспортиры, разметочные шилья и некоторые другие.
Вопрос: 1 — Перечислите измерительные (разметочные) инструменты, которые вы видите на таблице?
2 — Какими измерительными (разметочными) инструментами вы пользовались на уроках столярного дела?
Ответ: — Миллиметровая линейка, рулетка, складной метр, малка, транспортир, угольник, циркуль, ерунок, рейсмус.
б) – История появления штангенциркуля как измерительного инструмента
Первые штангенциркули появились очень давно — в бронзовом веке.. Это доказательный результат древних раскопок на территории Китая, которые были изготовлены из чистой бронзы. Деревянные штангенциркули использовались уже в начале XVII века. Первые настоящие штангенциркули с нониусом появились только в конце XVIII века в Лондоне.
В современном немецком языке слово «штангенциркуль» отсутствует. По — немецки штангенциркуль называется Messchieber или Schieblehre – соответственно, «раздвижной измеритель» или «раздвижная линейка».
в) – Назначение штангенциркуля
Штангенциркуль самый популярный инструмент длины во всем мире. Благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе.
Штангенциркуль – универсальный инструмент, предназначенный для измерений с высокой точностью: наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.
г) – Применение штангенциркуля
Штангенциркуль – это незаменимый инструмент для столяра, токаря, фрезеровщика, слесаря, электрика, металлурга, конструктора. Без него невозможно точно выполнить какую-либо качественную работу. Без штангенциркуля не обойтись и нам с вами на уроках труда столярного дела.
4.Расширени словарного запаса учащихся (специальная терминология)
В словарики записываются новые слова:
![]() |
5. Закрепление нового материала
1. Какие новые слова мы с вами узнали на уроке?
2. С каким измерительным инструментом мы познакомились?
3. Что вам известно об истории штангенциркуля?
4. Назначение штангенциркуля
5. Применение штангенциркуля
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Тема: Устройство штангенциркуля
— Образовательная : познакомиться с устройством штангенциркуля.
— Коррекционная : развитие памяти, мышления, внимания, глазомера, соотношения схемы — рисунка с натуральным объектом, речи, мелкой моторики.
— Воспитательная : побуждать интерес к знаниям, окружающим предметам, усидчивости, взаимопомощи, умение работать в команде.
Оборудование : таблицы – «Многообразие измерительных (разметочных) инструментов», «Штангенциркуль», штангенциркули, линейки, циркули, подставка для карандашей, карандаши, сверла, болты, гайки, шайбы.
1. Организация урока
2. Повторение пройденного материала
а — Многообразие измерительных (разметочных) инструментов
б — История появления штангенциркуля как измерительного инструмента
в — Назначение штангенциркуля
г — Применение штангенциркуля
д — Новые слова ( штангенциркуль, нониус)
3. Изучение нового материала
а — Устройство штангенциркуля
б — Соответствие схемы-рисунка с натуральным объектом
4. Расширение словарного запаса учащихся (специальная
5.Закрепление нового материала
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
1. Организация урока
2. Повторение пройденного материала
1- Вопрос: Перечислить измерительные (разметочные) инструменты, которые использовались вами на уроках труда столярного дела
Примерный ответ: Миллиметровая линейка, рулетка, угольник, рейсмус, разметочное шило.
2- Вопрос: Что вам известно об истории появления штангенциркуля как измерительного инструмента?
Примерный ответ: Первые штангенциркули появились в бронзовом веке. Деревянные штангенциркули использовались уже в начале XVII века. Первые настоящие штангенциркули с нониусом появились только в конце XVIII века в Лондоне
3- Вопрос: Какой дословный перевод с немецкого языка имеет слово – штангенциркуль?
Примерный ответ: С немецкого языка — «штангенциркуль» означает – «раздвижной измеритель» или «раздвижная линейка».
4- Вопрос: Назначение штангенциркуля
Примерный ответ: Штангенциркуль – универсальный инструмент, предназначенный для измерений с высокой точностью: наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.
5- Вопрос: Применение штангенциркуля
Примерный ответ: Штангенциркуль – незаменимый инструмент для столяра, токаря, фрезеровщика, слесаря, электрика, металлурга, конструктора. Без него невозможно точно выполнить какую-либо качественную работу. Штангенциркуль применяется для измерений учащимися на уроках столярного дела.
6- Вопрос: Какие новые слова вы узнали на прошлом уроке?
Примерный ответ: Штангенциркуль, нониус.
3. Изучение нового материала
Рассмотрим устройство штангенциркуля марки ШЦ-1.
2. подвижная рамка
4. губки для внутренних измерений
5. губки для наружных измерений
6. линейка глубиномера
8. винт для зажима рамки
Найдите соответствие рисунка-схемы штангенциркуля с натуральным объектом.
Ребята работают парами, первоначально находят соответствие рисунка-схемы, затем путем взаимопроверки закрепляют результат. Далее предлагается по желанию учащимся назвать по рисунку-схеме у доски устройство штангенциркуля.
4. Расширение словарного запаса учащихся (специальная терминология)
Новые слова записываются в словарики, место для которого определено в конце тетради, а также проговариваются вслух каждым учащимся.
4. Закрепление нового материала
Для закрепления материала учащимися раздается рисунок — схема штангенциркуля. Цифрами обозначено устройство штангенциркуля, необходимо записать правильный ответ.
1._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
4._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
7._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
8._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
Тема: Практическая работа. Использование нулевого нониуса (отсчет от целых миллиметров)
— Образовательная: научить пользоваться штангенциркулем,- измерять размеры с использованием нулевого нониуса
— Коррекционная: развитие мышления, внимания, памяти, глазомера, речи, мелкой моторики
— Воспитательная: побуждать интерес к знаниям, окружающим предметам, усидчивости, взаимопомощи, умение работать в команде
— Оборудование: таблицы: «Штангенциркуль», «Многообразие измерительных (разметочных) инструментов», штангенциркули, линейки, циркули, подставка для карандашей, карандаши, сверла, болты, гайки, шайбы
Организация урока Повторение пройденного материала
а — устройство штангенциркуля
б — специальная терминология (новые слова)
в — словарный диктант
Изучение нового материала. Практическая работа.
а — основные приемы измерения объектов штангенциркулем по основной шкале
б — приемы измерения объектов штангенциркулем с использованием нониусной шкалы
Расширение словарного запаса учащихся (специальная терминология, работа со словарем) Закрепление нового материала (выполнение практического задания с занесением результатов в таблицу) Подведение итогов урока. Выставление оценок
2. Повторение пройденного материала
1.Вопрос: Устройство штангенциркуля (перечислить и показать элементы штангенциркуля)
Примерный ответ:
1.штанга 5. губка для наружных измерений
2.подвижная рамка 6. линейка глубиномера
3.шкала штанги 7. нониус
4. губка для внутренних измерений 8. винт для зажима рамки
2. Вопрос: С какими новыми словами вы познакомились на прошлом уроке?
Примерный ответ: штанга
1.штанга 1._ _ _ _ _ _ _
2.рамка 2._ _ _ _ _ _ _
3.губки 3._ _ _ _ _ _ _
4.шкала 4._ _ _ _ _ _ _
5.глубиномер 5._ _ _ _ _ _ _
6.штангенциркуль 6._ _ _ _ _ _ _
7.нониус 7._ _ _ _ _ _ _
3. Изучение нового материала. Практическая работа
а — Основные приемы измерения объектов штангенциркулем (по основной шкале)
Объяснение учителя как проводятся измерения штангенциркулем представленных перед учащимися объектов (карандаши, сверла, болты, гайки, шайбы).
Измерение объекта при помощи глубиномера (подставка для карандашей).
Предлагается учащимся самостоятельно на выбор измерить штангенциркулем три объекта и данные озвучить вслух.
Приемы измерения объектов штангенциркулем с использованием нониусной шкалы.
Объяснение учителя как проводятся измерения объектов штангенциркулем
с использованием нониусной шкалы. Учащимся предлагается самостоятельно на выбор измерить штангенциркулем с использованием нониусной шкалы три объекта и данные озвучить вслух.
4. Расширение словарного запаса учащихся (специальная терминология, работа со словарем)
В словарики записываются новые слова и термины, которые чаще всего использовались на уроке:
Записанные слова, термины проговариваются вслух каждым учащимся.
5. Закрепление нового материала (выполнение практического задания с занесением результатов в таблицу)
Перед учащимися находятся несколько объектов – карандаши, сверла, болты, гайки, шайбы разных диаметров и длины, а также подставка для карандашей, в которой есть несквозные отверстия также различной глубины и диаметра. В качестве закрепления материала учащимися предлагается измерить штангенциркулем с использованием нониусной шкалы объекты, и данные записать в таблицу.
ТРУДОВИКИ УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ , УРОКИ ТРУДА
—> —>
—>
[12.10.2020] | [Делай САМ] |
Отделка готового изделия на уроке технологии в школе. (0) |
[02.10.2020] | [ИНТЕРАКТИВНОЕ] |
02-Интерактивное учебное пособие-6 класс. (0) |
[23.09.2020] | [Это интересно] |
Книга для молодого учителя. Как стать успешным педагогом. (0) |
[20.09.2020] | [ИНТЕРАКТИВНОЕ] |
Комплект интерактивных заданий. Обобщающие кроссворды. (0) |
—>
—>
[18.10.2020] | [Документы] |
Поурочные планы-Обработка металла_6 класс. (0) |
[18.10.2020] | [Книги] |
Деревянные игрушки для детей своими руками. (0) |
[26.09.2020] | [Книги] |
Сушка древесины (1975 год). (0) |
[04.09.2020] | [Документы] |
Единая система конструкторской документации. ЕСКД. (0) |
—>
Каталог документов
Цель : Учить правилам и приемам измерения размеров деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля. Воспитание точности в выполняемой работе, развитие политехнического кругозора.
Оборудование: Штангенциркули, трубки для измерений внутренних и наружных диаметров, полосы для измерения, отрезки проволоки, заготовки, образец детали, чертеж, модель, шкалы нониуса, плакат, ручной инструмент для обработки металла.
Объект труда : «ушко” для стенда (продолжение и завершение).
План занятия.
1. Организационная часть.
а) проверка готовности к уроку
б) назначение дежурных, проверка отсутствующих
в) выдача тетрадей
2. Повторение материала по теме предыдущего урока «Виды сортового проката”
а) работа с карточками – 5 учеников.
б) что такое сортовой прокат?
в) в чем суть проката металлов?
г) применение основных видов проката?
д) назвать образцы проката по стенду?
3. Формирование новых знаний.
Тема урока на доске закрыта, штангенциркули и макет шкалы нониуса прикрыты.
а) показываю отрезок проволоки, прошу назвать основные размеры (длина, диаметр). Спрашиваю, как с помощью известных ребятам инструментов измерить эту заготовку (длина – линейкой, диаметр — ?)
Проблемная ситуация.
б) Показываю тонкую пластинку, прошу измерить ее толщину (вызовет затруднение). Говорю, что измерить (толщину пластины) как, а также диаметр проволоки очень точно можно одним измерительным инструментом, спрашиваю, не известен ли он кому-нибудь. Показываю его. Объясняю тему урока, его цель, записываем в тетрадях – дату, тему.
в) Рассказываю немного об истории штангенциркуля. Первые штангенциркули появились уже в начале XVII века, то есть существуют уже около 4-х столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных размеров в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки и в конце XVIII века в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную шведом Нониусом и в честь его названную шкалой Нониуса. Ими можно было измерять с высокой точностью.
В настоящее время существует 3 вида и 8 шиноразмеров штангенциркулей. Они отличается своими возможностями, пределов измерений и степенью точности. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий, техник, инженер обязательно пользуются ими, а работа станочников по металлу – токарей, фрезеровщиков, инструментальщиков без него вообще немыслима.
г) Посмотрим как же он устроен (по рисунку и плакату на доске). Объясняю устройство, называю составные части один, два учащихся повторяют названия, затем учащиеся записывают их в тетрадь, а также назначение штангенциркуля.
д) Перехожу к правилам измерения размеров деталей, наружных и внутренних диаметров. По макету объясняю как считать целые мм, затем по шкале Нониуса десятые доли мм. Если возникают затруднения по подсчету десятых долей то привожу примеры с записью на доске 5х0,05=0,25; 18х0,05=0.9; 30х0.1=3
4. Упражнения по измерению размеров деталей
Дежурные выдают штангенциркули и специальные пластины с уступами и отверстиями, кольца, проволоку для измерения диаметров.
В рабочей тетради учащиеся обводят ручкой имеющиеся на пластинках отверстия, производят замеры длины уступов и диаметров отверстий и записывают их в соответствующие кружки. Проверку провожу по контрольному шаблону.
По мере сдачи тетрадей проверяю правильность измерений и выставляю оценки, здесь же проводят измерения диаметра проволоки.
Затрудняющимся объясняю дополнительно.
На этом заканчиваю первый урок и перехожу после 10 минутной перемены к Практической части.
5. Инструктаж по практической работе.
Объясняю как с помощью разметочного инструмента штагенциркуля ШЦ -2 произвести разметку отверстий. Напоминаю о необходимости накернивания, перед сверлением, затем разъясняю как безопасно сверлить отверстия на сверлильном станке СН-10. (зажать заготовку в тиски, одеть защитные очки, устранить свисающие рукава). Как зачистить изделие и произвести контроль размеров штангенциркулем.
6. Текущий инструктаж отдельно нуждающимся учащимся.
7. Прием выполненных работ.
8. Подвожу итог занятия, объявляю оценки называя лучших.
Урок № 1. Тема: Штангенциркуль: назначение, применение
, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.
Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. (Ноябрь 2017)
Штангенци́ркуль
(от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.
Штангенциркуль — один из самых распространённых инструментов измерения благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе[1].
Устройство
Штангенциркуль типа ШЦ-I: 1 — штанга; 2 — подвижная рамка; 3 — шкала штанги; 4 — губки для внутренних измерений; 5 — губки для наружных измерений; 6 — линейка глубиномера; 7 — нониус; 8 — винт для зажима рамки.
Штангенциркуль, как и другие штангенинструменты (штангенрейсмас, штангенглубиномер), имеет измерительную штангу (отсюда и название этой группы) с основной шкалой и нониус — вспомогательную шкалу для отсчёта долей делений. Точность его измерения — десятые/сотые (у разных видов) доли миллиметра. Точность шкалы с нониусом рассчитывается по формуле: цена деления основной шкалы разделить на количество штрихов нониуса.
На некоторых экземплярах штангенциркуля возможно также присутствие в верхней части подвижной рамки шкалы, измеряющей расстояние в дюймах. Нониус такого штангенциркуля дает отсчет в 128-х долях дюйма.
Устройство[ | ]
Штангенциркуль типа ШЦ-I: 1 — штанга; 2 — подвижная рамка; 3 — шкала штанги; 4 — губки для внутренних измерений; 5 — губки для наружных измерений; 6 — линейка глубиномера; 7 — нониус; 8 — винт для зажима рамки.
Штангенциркуль, как и другие штангенинструменты, имеет измерительную штангу (отсюда и название этой группы) с основной шкалой и нониус — вспомогательную шкалу для отсчёта долей делений. Точность его измерения — десятые или сотые (у разных видов) доли миллиметра. Точность шкалы с нониусом рассчитывается по формуле: цена деления основной шкалы разделить на количество штрихов нониуса.
На некоторых экземплярах штангенциркуля возможно также присутствие в верхней части подвижной рамки шкалы, измеряющей расстояние в дюймах. Нониус такого штангенциркуля даёт отсчёт в 1/128 дюйма.
Снятие показаний
Измерения штангенциркулем
Циферблатный штангенциркуль
Цифровой штангенциркуль
По способу снятия показаний штангенциркули делятся на:
- нониусные,
- циферблатные — оснащены циферблатом для удобства и быстроты снятия показаний,
- цифровые — с цифровой индикацией для безошибочного считывания.
Порядок отсчёта показаний штангенциркуля по шкалам штанги и нониуса:
- считают число целых миллиметров, для этого находят на шкале штанги штрих, ближайший слева к нулевому штриху нониуса, и запоминают его числовое значение;
- считают доли миллиметра, для этого на шкале нониуса находят штрих, ближайший к нулевому делению и совпадающий со штрихом шкалы штанги, и прибавляют его порядковый номер и цену деления нониуса (цена деления нониуса рассчитывается по формуле: цена деления основной шкалы разделить на количество штрихов нониуса), у наиболее распространенных штангенциркулей ШЦ-1 цена деления нониуса — 0.1мм.
- подсчитывают полную величину показания штангенциркуля, для этого складывают отсчет по основной шкале (число целых миллиметров) и отсчет по шкале нониуса (долей миллиметра).
Виды штангенциркулей[ | ]
Штангенциркуль с микрометрической головкой
Штангенциркули по ГОСТ 166-89:
- ШЦ-I
— штангенциркуль с двусторонним расположением губок для измерения наружных и внутренних размеров и с линейкой для измерения глубин. - ШЦК
— (штангенциркуль с круговой шкалой). В выемке штанги размещена рейка, с которой сцеплена шестерёнка головки, поэтому показания штангенциркуля, отвечающие положению губок, читают по шкале штанги и круговой шкале головки по положению стрелки. Это значительно проще, быстрее и менее утомительно для исполнителя, чем чтение отсчёта по нониусу; - ШЦТ-I
— с односторонним расположением губок, оснащённых твёрдым сплавом для измерения наружных размеров и глубин в условиях повышенного абразивного изнашивания. - ШЦ-II
— с двусторонним расположением губок для измерения наружных и внутренних размеров и для разметки. Для облегчения последней оснащён рамкой микрометрической подачи. - ШЦ-III
— с односторонним расположением губок для измерения наружных и внутренних размеров. - ШЦЦ
— с цифровой индикацией (электронный).
По ТУ выпускается:
- Штангенциркуль типа ПШВ
.
В 2014 году запатентовано устройство (Application RU2017120932U events: caliper marker).
Штангенциркуль типа ШЦРТ
(приспособление разметочное ШЦРТ).
Виды штангенциркулей
Штангенциркуль с микрометрической головкой
Штангенциркули по ГОСТ 166-89:
- ШЦ-I
— штангенциркуль с двусторонним расположением губок для измерения наружных и внутренних размеров и с линейкой для измерения глубин. - ШЦК
— (штангенциркуль с круговой шкалой). В выемке штанги размещена рейка, с которой сцеплена шестерёнка головки, поэтому показания штангенциркуля, отвечающие положению губок, читают по шкале штанги и круговой шкале головки по положению стрелки. Это значительно проще, быстрее и менее утомительно для исполнителя, чем чтение отсчёта по нониусу; - ШЦТ-I
— с односторонним расположением губок, оснащённых твёрдым сплавом для измерения наружных размеров и глубин в условиях повышенного абразивного изнашивания. - ШЦ-II
— с двусторонним расположением губок для измерения наружных и внутренних размеров и для разметки. Для облегчения последней оснащён рамкой микрометрической подачи. - ШЦ-III
— с односторонним расположением губок для измерения наружных и внутренних размеров. - ШЦЦ
— с цифровой индикацией (электронный).
Штангенциркули
Опубликовано:Измерительный инструмент|Апрель 9, 2012Комментариев нет
Штангенциркуль является необходимым инструментом для измерения на любом производстве. Это один из самых популярных и распространенных измерительных инструментов.
Все штангенциркули делятся на 3 типа и каждый тип штангенциркуля имеет ряд своих особенностей.
Штангенциркуль типа ШЦ-I имеет отсчет по нониусу. Применим для почти всех измерений. Штангенциркулями данного типа производят измерения внутренних размеров, внешних размеров, а также глубину. Глубина измеряется при помощи встроенного глубиномера. Цена деления шкалы может быть 0,05мм и 0,1мм
Штангенциркуль типа ШЦ-II отличается от предыдущего типоразмера тем, что у него имеется устройство тонкой подачи и отсутствует глубиномер. ШЦ-II применяется для внутренних и наружных измерений. Также отличительной особенностью является наличие губок с плоскими или цилиндрическими измерительными поверхностями. Шкала деления соответствует 0,05мм, но также имеются модификации с ценой деления 0,1мм.
Штангенциркуль типа ШЦ-III применяется для наружных и внутренних измерений и также как и штангенциркуль типа ШЦ-II имеет устройство тонкой подачи.
Все визуальные отличия Вы можете увидеть на картинках.
P.S. Внимание. Просьба ко всем кому моя статья понравилась или оказалась полезной . Поставьте «мне нравится», а также расскажите своим друзьям Вконтакте, Facebook, Мой мир, Одноклассники, Твиттер и других социальных сетях. Это будет лучшей Вашей благодарностью.
Расскажите друзьям:
Похожие сообщения
- МикрометрыМай 14, 2012
Популярные сообщения
- Сверла.Ноябрь 19, 2011
- Ваше мнениеДекабрь 16, 2011
- Токарные патроныЯнварь 11, 2012
История штангенциркуля
Деревянные штангенциркули использовались уже в начале XVII века.
Например, металлические штангенциркули 18 века с крупной шкалой делений. Первые настоящие штангенциркули с нониусом появились только в конце XVIII века в Лондоне
Самый старый из них относится к началу – середине 19 века.
Приблизительно с середины 19 века штангенциркули начали выпускать в промышленных объёмах и устанавливать на них нониус для повышения точности измерений. Штангенциркули практически не изменялись по своей сути, а отличались друг от друга только способом и временем изготовления.
Столь древний измерительный прибор, конструкция которого практически не претерпела каких-либо существенных изменений за все эти века, служит эталоном технического совершенства и заслуживает максимум почтения пред гением человеческой мысли. Вряд ли можно подсчитать, сколько экземпляров штангенциркуля находится сейчас в употреблении.
В немецком языке штангенциркулем (Stangenzirkel) называется циркуль для начертания окружностей и дуг больших радиусов. По-немецки штангенциркуль называется Messschieber или Schieblehre — соответственно, «раздвижной измеритель» или «раздвижная линейка».
Разновидность штангенциркуля, оснащённая глубиномером на профессиональном сленге называется «Колумбус» или «Колумбик». Это название произошло от «Columbus» — производителя измерительного инструмента, такой штангенциркуль массово поставлялся в СССР под этой маркой.
В авиационной промышленности такие штангенциркули назывались «Маузер», по причине того что штангенциркули повышенного качества поставлялись в СССР .
Следует отметить, что современный штангенциркуль – это лишь усовершенствованный, в соответствие с новыми технологиями,
аналог того самого первого инструмента конца восемнадцатого века.
Нониус был изобретен Португальским математиком Педру Нунишем.
В то время, он работал над изобретением навигационного прибора, однако принцип, выработанный при этом, основанный на том, что человеческий глаз точнее определяет совпадение делений на шкалах, нежели относительное положение одного деления между двумя другими, лег в основу нониуса, названного в его честь.
Современную конструкцию шкалы нониуса придумал французский математик Пьер Вернье в 1631 году, поэтому, в честь него, нониус также называют «верньер».
Интересным является тот факт, что в немецком языке словом Stangenzirkel называют циркуль, применяемый для начертания окружностей и дуг больших радиусов. По-немецки, штангенциркуль называется Messschieber («раздвижной измеритель») или Schieblehre («раздвижная рейка»).
рис. =Штангенциркуль без нониуса. Германия, XIX век.=
В СССР, на профессиональном сленге разновидности штангенциркулей, массово поставляемые под марками «Columbus» и «MAUSER», приобрели соответствующие нарицательные имена.
Таким образом, «Колумбус» или «Колумбик» — это разновидность штангенциркуля, оснащенная глубиномером, а «Маузер» — штангенциркуль повышенного качества для авиационной промышленности.
Штангенинструменты
Штенгенинструмент является обобщенным названием устройств измерения, а также разметки внутренних и внешних размеров. Конструкция штангенинструмента состоит из двух измерительных поверхностей, между которыми определяют размер. Базовая измерительная поверхность с штангой (линейкой) составляет одно целое, а другая поверхность соединена с рамкой, которая двигается по линейке. На линейке нанесены деления, на рамке выгравирован либо установлен нониус.
Для обеспечения повышенной надежности штангенинструменты изготавливают из материалов, не подвергающихся коррозии и обладающих высокой износостойкостью (закаленная сталь, хромированные и армированные твердым сплавом рабочие поверхности). Для случаев, когда требуются лишь грубые измерения, используют пластмассовые штангенинструменты.
Виды штангенинструментов:
— Штангензубомер (служит для определения толщины зубьев). — Штангенглубиномер (служит для определения глубины пазов, отверстий, высот уступов). — Штангенрейсмас (обладает основанием, у которого нижняя поверхность является рабочей и соответствующей по шкале нулевому отсчету). — Штангенциркуль (служит для определения с высокой точностью: внутренних и наружных размеров изделий и деталей, глубин отверстий).