Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Размеры приводной роликовой цепи и ее конструкция

Размеры приводной роликовой цепи и ее конструкция

  • Конструкция и элементы приводной роликовой цепи
  • Стандарты роликовых цепей: ГОСТ, ANSI, ISO, DIN
  • Размеры приводной роликовой цепи (параметры)
  • Маркировка приводных роликовых цепей (обозначение)
  • Таблица размеров приводных роликовых цепей
  • Таблица сопоставления стандартов роликовых цепей по размерам

маркировка приводных цепей, размеры цепей приводных таблица, таблица приводных цепей, таблица цепей приводных роликовых, типоразмеры цепей приводных, конструкции приводных цепей, размеры роликовых цепей, шаги цепей роликовых, цепи приводные роликовые однорядные размеры, таблица роликовых цепей, шаг цепи приводной роликовой, обозначения цепей роликовых, элементы роликовой цепи, параметры роликовой цепи, маркировка роликовых цепей, таблица размеров роликовых цепей

В эпоху натурального хозяйства вся продукция производилась для собственного потребления, а излишки произведенного могли обмениваться на недостающие продукты. Условия проживания в определенных природных условиях, навыки и опыт способствовали специализации труда. Аналогичный путь в дальнейшем проходили и фабрики: для собственного производства станков и техники использовались собственные детали. Например, размеры приводных цепей у каждого производителя был свой собственный, никакого стандарта не было. Дальнейшее развитие промышленности продолжило тенденцию на специализацию и стандартизацию, в том числе и роликовых цепей.

Конструкция и элементы приводной роликовой цепи

Отличительной особенностью конструкции роликовой цепи, что и выделяет ее в отдельный вид приводных цепей, является наличие роликов, которые снижают трение цепи о звездочку. Это позволило увеличить КПД этого вида приводных цепей.

В основе конструкции приводной роликовой цепи лежит базовая цепь, состоящая из двух видов последовательно чередующихся звеньев: внутреннего и внешнего. Размеры звеньев по длине подобраны для обеспечения равномерного шага приводной цепи. Соединение осуществляется соединительным или переходным звеном.

Основными элементами роликовой цепи являются пластины (внутренняя и внешняя для внутреннего и внешнего звена соответственно), валик или штифт, соединяющий звенья, втулка и ролик, обеспечивающие скольжение цепи.

Благодаря своей конструкции роликовая цепь имеет большую износостойкость при высоких нагрузках, а также устойчивее к загрязнению. Недостатком конструкции является больший вес за счет дополнительного элемента – ролика.

Как определить размер мотоциклетной цепи?

Если цепь периодически не смазывать, а это лучше делать как можно чаще, то в определенный момент она может попросту порваться. Хорошо если это произойдет в черте города, а не где-нибудь в глухом лесу. Более того, цепь, со временем, имеет свойство растягиваться. Если у Вас цепь растянулась, то не стоит убирать звенья, это приведет к еще быстрому разрыву. Лучше такую цепь заменить. Как выбрать аналогичную цепь, чтобы потом не пришлось возвращать её в магазин? Прежде всего, нужно внимательно осмотреть звенья цепи. Как правило, на одном из звеньев должны быть выбиты 3 цифры – 530, 525, 520, 428 или 420. Эти цифры обозначают степень прочности цепи. Чем больше эта цифра, тем выше прочность. Кроме того в них заложена информация по шагу (ходу) цепи и ширине ролика (см. рис 1). Таким образом, если на звене Вы не обнаружили маркировку цепи, то ее можно вычислить, вооружившись линейкой или штангенциркулем. Кроме того на упаковке производитель указывает еще одно значение – это длина цепи или количество звеньев. Например, 530*44, в данном случае количество звеньев составит 44шт. При чем, это общее количество внешних звеньев с одной и с другой стороны, включая замок цепи. Мы надеемся, что данная статья была Вам полезна. Не забывайте проверять состояние цепи перед каждым выездом и регулярно ее смазывать!

Стандарты, определяющие размеры приводных роликовых цепей

Для стандартизации размеров цепей в разных регионах и странах разработаны собственные Стандарты, которые регламентируют параметры и характеристики не только приводных цепей, но и других видов, а также звездочек для них. Отсутствие единого мирового Стандарта, а также импорт оборудования и техники, накладывает ряд сложностей в подборе цепей по размеру.

Наиболее известные стандарты: ГОСТ (ГОСТ 13568-97 — российский стандарт по приводным цепям, применяемый и в странах СНГ), ISO, DIN (ISO 606, DIN 8187, DIN 8188 – стандарт, применяемый в европейских странах), ANSI (ANSI B29.1M — стандарт, который применяется в США). Все стандарты описывают типы, параметры и размеры цепей, особенности выбора шага цепей и их маркировки, марки стали, а также множество других вопросов. Главным вопросом остается размерный ряд цепей и их соответствие в разных Стандартах (аналоги цепей).

Так как первые стандарты роликовых цепей создавались в дюймовой системе, то ряд размеров цепей соответствует долям дюйма, а уже затем он переводится в международную метрическую систему и указывается в миллиметрах.

Технические параметры пильных цепей

Подбирая цепь для бензопилы, Вам необходимо обратить внимание на несколько важных характеристик:

  • количество звеньев;
  • шаг цепи;
  • толщина ведущего звена;
  • назначение использования.

Кроме того, на нашем сайте Вы можете подобрать цепь по модели пилы через справочник цепных пил.

Количество звеньев цепи. Определяется по внутренним зубцам цепи.

Шаг цепи — расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два.

Как Измерить Длину Цепи Бензопилы

Длина шины для бензопилы. Как измерить и выбрать шаг, размер, длину цепи для. Скажу сразу что хоть в цепи бензопилы и как измерить и выбрать шаг, размер, длину цепи. Необходимо ли учесть?

Бензопила – один из самых нужных и имеющихся фактически у хоть какого добросовестного владельца инструмент: без нее не обойдется ни дачник, ни обладатель личного дома. Заготовка дров, обрезка деревьев и кустарников, строительство либо ремонт беседок, скамеечек, веранд и т.д. – бензопила всегда 1-ая ассистентка в таких бытовых хлопотах. Заточка пильной цепи бензопилы число звеньев определяет длину цепи, как определить. Не обойдутся без нее и проф мастера на суровых строй площадках и лесоповалах.

    Как Косить Триммером Видео Правильно

Классификация пильных шин

Пильной гарнитурой именуются рабочие элементы бензопилы, которые созданы для конкретного выполнения распила: цепь и шина.

Одним из моментов, влияющих на выбор той либо другой модели, является тип шины и ее длина. Пильные шины для бензопил классифицируются последующим образом:

  • узкая плоская – работает в паре с низкопрофильной цепью непрофессиональной бензопилы бытового уровня, минимизирует опасность получения травм за счет практического отсутствия эффекта «обратного удара», что в особенности принципиально для новичков бензопиления;
  • облегченная – производится из 2-ух железных, соединенных полиамидной прослойкой пластинок. Как правильно натянуть цепь на бензопиле. Бензопилы husqvarna, цепи звенья. Такое конструктивное выполнение существенно понижает общий вес самой бензопилы, что может послужить суровым преимуществом при выполнении некого рода работ;
  • шина с заменяемой головкой – устанавливается на проф бензопилах средней и высочайшей мощности, применяемых для огромного объема долгих работ.

Тип шины – суровая черта, но не единственная, которую нужно учитывать при покупке бензопилы.

Длина шины. Обращаем внимание!

Основные способы определения размера

Существует несколько основных способов определения длины цепи. Первый можно назвать «большой звездочке — большое кольцо цепи». При этом методе измерения необходимо использовать стандартное натяжение и провисание цепи. Измеряют без пропуска через переключатель. После натяжения определяют границу обрезки. От ближней заклепки необходимо отмерить 1 дюйм, после чего обрезать цепку. Затем провести ее через оба переключателя и соединить.

Важно обращать внимание на ближайшую соединительную заклепку, так как соединение происходит лишь за счет скрещивания внешних и внутренних пластин.

Второй метод измерения — по существующей цепке. Опытные велосипедисты не советуют сразу выкидывать старую цепь, так как она может понадобиться для подбора нового изделия. Для этого необходимо отрезать новую цепь такой же длины, что и старая. Затем нужно установить скорости передач так, чтобы спереди и сзади цепка находилась на самых маленьких звездочках. При работе лапки натяжителя не должно быть заметного провисания велоцепи. При этом она не должна задевать верхнюю часть шкива.

Небольшое провисание должно присутствовать — сильное говорит об излишней длине цепного привода.

В таком случае находят заклепку, касающуюся звездочки, отмечают звезду в этом месте мелом. Отсчитывают пару заклепок в сторону переключателя и подтягивают велоцепь к отметке на звездочке, приподнимая ее. Цепка укоротилась. После очередной проверки и сокращения на кратное число заклепок велоцепь должна сократиться, провисание исчезнуть. Теперь она может оказаться короче. Проверяется это переставлением на самую большую переднюю шестерню и вторую по размеру заднюю. Привод не должен сильно натягиваться, а в колесиках шкива должен оставаться двойной изгиб. После этого пару звеньев новой цепки следует вернуть обратно.

Если цепка не проходит оба теста сразу, значит возможности переключателя не соответствуют возможностям передачи. Необходимо отрегулировать длину таким образом, чтобы она проходила через самые большие звездочки сзади и спереди.

Если старая велоцепь правильной длины, то новая замеряется по длине старой. Для этого нужно положить ее на ровную поверхность, выпрямить. Расположение цепи должно совпадать с вертикально находящимися роликами. Новую цепочку располагают рядом. Концы должны совпадать, с учетом наличия или отсутствия заклепок. Звенья старого изделия сдвигаются в положение, совпадающее с новым. После этого нужно осмотреть соответствие цепок, с учетом наличия, расположения заклепок. Обрезать новое изделие.

Существует еще метод определения длины через математические модели. Для велосипедов с большой разницей в звездочках уравнение будет достаточно сложное. Поэтому данный способ применяется редко.

Не следует добавлять новые звенья на старую велоцепь. Это бесполезно, так как она уже растянута, сильно изношена.


Небольшое провисание цепного привода считается допустимым, а сильное говорит об его излишней длине


Опытные велосипедисты не рекомендуют выкидывать старую цепь, так как она может пригодиться для выбора нового изделия


Крайне не желательно добавлять новые звенья на старую растянутую и изношенную велоцепь

Измерение допустимого удлинения многоскоростной велоцепи

В многоскоростных байках допустимое расстояние удлинения ограничивается 1% от общей длины.

Цепи измеряются участком с 24 звеньями, что соответствует 1 футу по международным стандартам и 304.8 мм по метрической системе мер.

Проверять степень удлинения можно обычной линейкой, специальным калибром и штангенциркулем.

Измерение допуска линейкой

Для определения степени изношенности взять длинную линейку, натянуть цепь и измерить от расстояния любой оси до точки 24-ой оси после неё.

Если длина велоцепи составляет 304.8-306.4 мм – то допустимое удлинение между осями – 0.52%

1.6/1.8; при длине 396.4-397.9 мм – допуск – 0.52-1.02% общей длины (

Трансмиссия многоскоростной системы функционирует при предельном удлинении до 1%, дальнейший износ увеличивает расстояние между осями и систематически изнашивает все детали механизма передач.

Второй вариант проверки изношенности с применением специальных калибров: индикатор износа цепи велосипеда указывает степень допустимого удлинения в процентных соотношениях от 0; 0.5 до 0.75 и 1.

Для измерения изношенности стороны калибра вставляются в полые оси:

  • Шаблонные скобы 0.5-0.75 не входят в полость между звеньями – велоцепь новая и не требует замены.
  • Шаблон скоб 0.5-0.75 спокойно входит в полый промежуток – сильный износ, требуется срочно менять велоцепь.
  • Скобы от 0.75 до 1 полностью входят между роликами – сильная изношенность деталей. В таком случае меняется велоцепь и передние звезды трансмиссии.

Замер износа цепи велосипеда специальным инструментом

На штангенциркуле устанавливается положение 119 мм, измерительные концы вставляются между роликами и раздвигаются до упора.

По результату определяется степень износа (мм):

Приводные однорядные роликовые цепи: конструкция и характеристики

Роликовые цепи – особая приводная модификация, главная особенность которой заключается в использовании роликов. Эти элементы существенно снижают трение, благодаря чему увеличивается КПД. Основой является базовая цепь, в которой чередуются внешние и внутренние звенья. Их габариты подбираются так, чтобы шаг всегда был равномерным. Для соединения применяются переходные или соединительные звенья.

Конструкция и базовые параметры

Приводные цепи роликового типа характеризуются высокой износостойкостью, даже если эксплуатация осуществляется в условиях высоких нагрузок. В сравнении с другими типами цепей, модификации с роликами выделяются устойчивостью к загрязнениям. Единственный существенный минус конструкции – большая масса, так как в ней присутствуют тяжелые ролики. С другой стороны, этот элемент снижает трение, обеспечивает более эффективное сцепление со звездочкой.

Основные характеристики, на которые рекомендуется обращать внимание при выборе изделия:

  • Размеры валика (диаметр).
  • Размеры ролика (диаметр).
  • Шаг цепи.

Независимо от конструкционных нюансов, цепи приводные роликовые однорядные отличаются стабильностью передаточного отношения. Соединение пластин с втулками неподвижное, благодаря натяжению. При выборе обязательно нужно учитывать уровень и тип нагрузок. Например, если ожидаются сильные ударные воздействия, нужно выбирать модификации с изогнутыми пластинами. Еще один нюанс – однорядные цепи рассчитаны на меньшие нагрузки, чем аналоги с 2-4 рядами.

Сферы применения и допустимые рабочие параметры

Основные направления использования роликовых однорядных приводных цепей – промышленное оборудование и сельскохозяйственная техника. Допустимые скорости движения могут достигать 40 метров в секунду, а температуры – 300 градусов по Цельсию. Впрочем, выпускаются и изделия с повышенной температурной устойчивостью. Материал таких цепей – жаропрочная сталь, способная выдерживать нагрев до 800 градусов.

В нашем каталоге вы найдете большой выбор роликовых цепей – для различных видов оборудования, условий эксплуатации. Все они изготовлены в строгом соответствии с требованиями ГОСТ. Тульский завод цепей реализует надежные запчасти по доступным расценкам, организует адресную доставку продукции. Выбирая нашу продукцию, вы можете быть уверены в ее качестве и долговечности. Оформить заказ совсем не сложно – вы можете сделать это непосредственно на сайте интернет-магазина, или же связавшись с нашими специалистами по телефону.

ГОСТ 30442-97. Цепи приводные роликовые для велосипедов. Технические условия.

Наименование государстваНаименование национального органа по стандартизации
Азербайджанская РеспубликаАзгосстандарт
Республика АрменияАрмгосстандарт
Республика БеларусьГосстандарт Беларуси
Республика КазахстанГосстандарт Республики Казахстан
Киргизская РеспубликаКиргизстандарт
Республика МолдоваМолдовастандарт
Российская ФедерацияГосстандарт России
Республика ТаджикистанТаджикгосстандарт
ТуркменистанГлавная государственная инспекция Туркменистана
Республика УзбекистанУзгосстандарт
УкраинаГосстандарт Украины

1 Область распространения

Настоящий стандарт распространяется на приводные роликовые цепи для велосипедов, соответствующие международному стандарту ИСО 9633, и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны. Эти требования приведены в приложении Б.

Настоящий стандарт включает размеры и механические характеристики велосипедных цепей.

Настоящий стандарт также устанавливает методы определения механических характеристик таких, как скручивание, боковое отклонение, тугое звено и боковой изгиб.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

3 Определения

4 Размеры и обозначения

Рисунок 1.- Цепь

545 × 426 пикс. &nbsp Открыть в новом окне

Таблица 1 — Основные размеры, нагрузка измерения и разрушающие нагрузки

Но-
мер цепи
Шаг Диа-
метр ро-
лика
Расс- тояние между внут-
рен-
ними плас-
тина- ми
Диа-
метр ва-
лика
Диа-
метр отвер-
стия втулки
Мини-
маль-
ный раз-
мер для про-
хода цепи
Ши-
рина внут-
рен-
ней плас-
тины
Ши-
рина наруж-
ной плас-
тины
Размеры переходного звена*Ши-
рина внут-
рен-
него звена
Расс- тояние между наруж- ными пласти- нами Ши-
рина по вали-
кам
Допол-
ните-
льная ши-
рина для замка**
Наг-
рузка изме- рения, Н
Мини- маль-
ная раз-
руша- ющая наг-
рузка, Н
081С12,77,753,303,663,7110,179,919,915,365,380,085,65,7010,21,51258000
082С12,77,752,383,663,7110,179,919,91*********4,64,738,21259800
* Переходные звенья не рекомендуется использовать для цепей, предназначенных для тяжелых условий работы.

** Фактический размер зависит от типа используемого замка, но не должен превышать указанный размер, данные о котором покупатель может получить от изготовителя.

Указанные размеры обеспечивают полную взаимозаменяемость цепей, изготовленных различными производствами.

Пример обозначения велосипедной приводной роликовой цепи с шагом 12,7 мм, с минимальным расстоянием между внутренними пластинами 3,30 мм (номер по ИСО 081С):

Цепь должна иметь следующую маркировку:

— обозначение изготовителя или торговую марку;

— номер цепи в соответствии с таблицей 1.

5 Технические требования

6 Методы контроля и испытаний

6.1 Испытание на растяжение

6.1.1 Растягивающая нагрузка, не менее чем минимальная разрушающая нагрузка, приведенная в таблице 1, должна плавно прикладываться к концам отрезков цепи, имеющих, по крайней мере, пять свободных шагов между центрами захватов, которые должны обеспечивать свободное перемещение цепи в обе стороны от осевой линии в нормальной плоскости.

Следует учитывать, что повреждение цепи происходит прежде всего там, где возрастающее удлинение уже не сопровождается увеличением нагрузки, т.е. в точке, соответствующей вершине на диаграмме нагрузка — деформация растяжения.

Испытания, при которых повреждение происходит рядом с захватами, не принимаются во внимание.

6.2 Контроль пробной нагрузкой

6.3 Контроль точности длины цепи

Длину готовых цепей следует измерять после того, как они были подвергнуты испытанию на пробную нагрузку, но перед смазкой или после обезжиривания.

Стандартная длина для измерения должна быть не менее 610 мм и должна заканчиваться внутренним звеном с каждого конца.

Цепь должна поддерживаться по всей длине и к ней должна быть приложена нагрузка измерения, указанная в таблице 1.

Измеренная длина должна быть номинальной +0,15%.

6.4 Контроль скручивания

6.4.1 Визуальное обнаружение скручивания

Для визуального обнаружения скручивания необходимо подвесить цепь за один конец и осмотреть центровку звеньев.

Этот визуальный контроль позволяет обнаружить местонахождение дефектов (6.4.2) и дать оценку возможного скручивания цепи.

Цепная передача

Идея цепной передачи была впервые предложена гениальным изобретателем и художником Леонардо да Винчи в XVI веке. Но несовершенство тогдашних технологий позволило начать внедрение такого привода лишь в начале XIX века. Сегодня применяется большое число разнообразных цепных приводов. Они используются в транспорте, сельскохозяйственных и дорожных машинах, в различных технологических установках и в системах управления. Для расчетов параметров таких передач в помощь конструкторам выведены приближенные формулы и созданы справочные таблицы.

Устройство и принцип работы

Устройство цепной передачи очень похоже на конструкцию зубчатого привода. Но зубья ведущей и ведомой шестеренок не входят в непосредственное зацепление, а крутящий момент передается с одной на другую с помощью закольцованной непрерывной цепи, чьи отверстия надеваются поочередно на зубья вращающихся колес.

Цепная передача способна передавать вращение на параллельный ведущему вал, отстоящий от него до 7 метров. Она обладает рядом достоинств и недостатков по сравнению со своим прообразом.

Общие сведения о цепных передачах

Среди разнообразных приводов цепной считают относящимся к передачам с гибкой связью. Зацепление в ней осуществляется с помощью натяжения сочлененных звеньев бесконечной цепи. Она же передает и мощность от ведущего вала к ведомому. Из общих сведений о цепных передачах следует упомянуть следующее:

  • КПД цепной передачи доходит до 90-98 %;
  • передаточное число цепной передачи достигает 1:6;
  • мощность на валу ограничена 120 кВт.

Передаточное отношение для цепной передачи рассчитывается по тем же формулам, что и для зубчатой. Изготавливаются цепные приводы из высокопрочных сортов стали, шестерни иногда делают текстолитовые или из полиамидных пластиков.

Классификация

Основная классификация цепных передач проводится по признаку использованной цепи. Выделяют:

  • Роликовые. Контакт звена и шестерни осуществляется посредством ролика, одновременно скрепляющего звенья.
  • Втулочные. Контакт идет посредством втулки, вращающейся вокруг ролика. Такое решение повышает ресурс цепного привода, но одновременно растут его вес и себестоимость.
  • Зубчатые. Набираются из шарнирно сочлененных пластин, на внутренней стороне которых имеются профилированные впадины под зубья.

Кроме того, по числу насаженных на вал зубчатых колес и, соответственно, числу параллельных рядов в одном звене, различают такие виды, как:

  • однорядные;
  • двухрядные;
  • многорядные.

Увеличение числа шестерен используется для повышения мощности либо для уменьшения габаритов изделия.

Достоинства

Относительно зубчатой можно сформулировать следующие достоинства цепной передачи:

  • способность передавать крутящий момент да расстояние до 7 метров;
  • частично гасить усилия, вызываемые изменением режима вращения.

По сравнению ременными передачами выделяют такие достоинства цепных, как:

  • компактность;
  • больший передаваемый момент при равных габаритах;
  • стабильность передаточного числа, отсутствие пробуксовок.

Общим преимуществом цепных приводов считается их отказоустойчивость при частых разгонах и остановках.

Недостатки

К недостаткам цепных передач относятся следующие:

  • высокая шумность, обуславливаемая постоянными соударениями деталей привода;
  • скорый износ шарнирных сочленений, потребность в постоянной смазке и закрытом картере;
  • растяжение по мере износа шарнирных сочленений;
  • менее плавная передача вращения, чем у зубчатых приводов.

Для определенных сфер применения достоинства данного типа привода существенно перевешивают его недостатки

Сфера использования

Область применения цепных передач очень широка. Они традиционно используются в таких отраслях, как:

  • транспорт;
  • технологические установки;
  • станочное оборудование;
  • горная и дорожная техника;
  • сельхозмашины.

Применение такого привода целесообразно при скоростях менее 15 метров в секунду, что ограничивает использование его в высокоскоростных приводах.

Приводные цепи

Приводы с зубчатой цепью используются в относительно медленных передачах. Для быстроходных механизмов используются роликовые и втулочные подвиды.

Цепной передачей служит и механизм подъема судовых якорных цепей, и подъемное оборудование — блок или полиспаст.

В этих механизмах цепь не имеет фиксированной длины, она изменяется по мере подъема (или горизонтального перемещения) груза. я

Роликовые приводные цепи

Роликовый подвид состоит из пары параллельных рядов боковых пластин, и осей, опрессованных в отверстиях наружных пластин. Оси проходят через втулки, которые, в свою очередь опрессованы в отверстиях внутренних пластин. На втулки надевают скользящие по ним ролики, а торцы осей расклепаны с формирование упоров, не дающим пластинам уходить вбок.

Ось поворачивается внутри втулки, создавая таким образом шарнирное сочленение. Ролик в момент зацепления катится по зубцу шестеренки, вращаясь на оси. Это выравнивает нагрузку от зубца и снижает износ элементов привода. Такие конструкции позволяют развивать скорость до 20 м/с

Втулочные приводные цепи

Втулочные конструкции лишены роликов, и по зубцу перекатывается сама втулка. Такое решение позволяет существенно снизить сложность, себестоимость и массу изделия, ни неминуемо повышает скорость его износа. Такие конструкции применяют для сравнительно тихоходных приводов (до 1 м/с), предающих ограниченную мощность.

Если же мощность требуется нарастить, на помощь конструкторам приходят многорядные цепи. параллельно расположенные звездочки меньшего размера дают возможность выбрать меньший шаг, понизить динамические усилия при разгоне и торможении валов. Скорость может достигать 10 м/с.

Мощность передачи при неизменном диаметре колес возрастает пропорционально их числу.

Сращивание концов при четном числе звеньев проводится звеном обычной формы. Если же число нечетное, то для сращивания приходится использовать особые переходные пластины, дважды изогнутые в плоскости вращения. Прочность этого звена получается значительно ниже, чем стандартного, поэтому конструкторы стараются избегать таких решений.

Зубчатые приводные цепи

Такие цепи в каждом своем звене имеют ряд пластин в выточенными (или отштампованными) на них парой зубьев, совпадающими по модулю с зубцами звездочек. Между зубцами на пластине выполнена впадина, соответствующая по форме зубцу. Пластины входят в зацепление с зубцами и передают энергию вращения. Звенья оснащают шарнирами трения качения — вращающимися вокруг осей втулками. Кроме того, в проемах пластин закрепляются парные криволинейные призмы. Одна из ник закреплена на пластинах первого звена, вторая- на следующем. В ходе вращения призмы проворачивают друг друга, смягчая ударные нагрузки и осуществляя мягкий и плавный ввод в зацепление с зубьями звездочки и столь же плавный выход из этого зацепления. Такое решение позволяет снизить уровень воздушного шума, повысить скорость вращения.

Используют и конструкции с шарнирами скольжения. Они изнашиваются приблизительно вдвое быстрее, чем их аналоги, но обходятся заметно дешевле. В прорезях пластин вставлены специальные вкладыши, их скольжение по осям и обеспечивает поворот на необходимый угол. Применение вкладышей увеличивает площадь зацепления на 50%, повышая плавность хода, сокращая удары при разгоне и торможении и снижая уровень воздушного шума.

Для того, чтобы звенья не спадали с шестерен, используют направляющие, размещенные по центру цепи или же парные- по ее краям. Это такие же пластины, но без отформованных выступов и впадин. Если направляющие размещаются внутри, в зубьях делают соответственный пропил. Такая конструкция снижает прочность зубьев и, соответственно, скорость передачи и передаваемую мощность по сравнению с наружным расположением.

Зубчатые цепи благодаря мягкому и плавному зацеплению с шестернями создают самый низкий уровень шума среди подобных себе приводов. Их часто называют малошумными или бесшумными. Неограниченная ширина передачи позволяет создавать приводы шириной до 1,8 метра, предающие весьма значительные мощности. Если сравнить с роликовыми или втулочными, то сложность конструкции, вес и стоимость таких передач многократно выше. Это ограничивает их применение.

Фасоннозвенные цепи

Этот вид цепей изготавливают методом фасонного литья или горячей штамповки из стальной полосы. Крючковая разновидность имеет звенья, отформованные в виде единственной детали сложной формы. В зацепление звенья входят, если соединять их под углом около 60 о, а потом выпрямлять. Штыревая версия представляет собой отлитую из высококовкого чугуна деталь с отверстием, в которое вставляется стальной штырь и закрепляется шплинтом.

Такие приводы ограничены в скорости (до 3 м/сек) и в передаваемой мощности, зато не требуют сложных систем смазки и защиты от загрязнений. Неприхотливый привод широко применяется в сельхозмашинах, изношенные звенья с легкостью заменяются с применением обычного слесарного инструмента, в полевых условиях. Ремонтопригодность фасоннозвенных цепей существенно выше, чем у других типов.

Материал цепей

Все детали цепного механизма должны хорошо сопротивляться повышенным статическим и ударным нагрузкам, и быть достаточно износостойкими. Боковые пластины делают из высокопрочных сплавов, они работают в основном на растяжение. Оси, втулки, ролики, вкладыши и призматические элементы делаются из высокопрочных и хорошо цементируемых сплавов. Цементация проводится на глубину до 1,5 мм и обеспечивает хорошую стойкость к износу трением. После этого детали подвергаются термообработке закаливанием. Твердость доводится до 65 ед.

Зубчатые колеса делают из легированных сталей, также подвергаемых закалке до 60 ед.

Для передач малой скорости и мощности, при умеренных параметрах разгона и торможения применяют ковкие чугуны.

Для снижения шума и повышения плавности хода при ограниченных мощностях используют шестеренки из текстолита или прочных пластмасс. Применяют также наплавку металлических и нанесение полимерных покрытий на детали и узлы, работающие в агрессивных средах.

Геометрические и кинематические параметры цепной передачи

Главным определяющим параметром цепной передачи служит наг цепи t. Он равен расстоянию между центрами шарниров двух соседних звеньев. С увеличением шага растет предаваемая мощность, но снижается плавность хода.

Следующий по важности параметр- число зубьев Zведущ на ведомом и Zведом на ведущем валу.

Диаметр делительной окружности вычисляется:

По хорде этой окружности берут значение шага для зубчатого колеса.

Расстояние a между ведущей и ведомой осями привода выбирают в пределах от 30 до 50 шагов t/ Как показала практика, при этом обеспечивается максимальный ресурс привода.

Число шагов цепи вычисляется по формуле:

передаточное число рассчитывается по формуле:

Количество зубцов меньшей звездочки получают из следующего выражения:

Важно понимать, что передаточное отношение не положено считать равным отношению

В рамках одного оборота зубчатого колеса передаточное отношение варьируется. По этой причине рассуждают о среднем значении скорости вращения.

Цепи роликовые — описание и размеры

Приводная роликовая цепь ГОСТ 13568-97 является наиболее распространенным видом цепей, применяемых в цепных приводах для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому. Относительная простота конструкции, возможность передачи широкого диапазона мощностей, стойкость к агрессивным средам и различным видам загрязнений, высокая механическая прочность способствовали применению приводных роликовых цепей во всех отраслях промышленности.

Пример условного обозначения:
2ПР-19,05-64 ГОСТ 13568-97
2 – рядность цепи
ПР- приводная роликовая
19,05 – шаг цепи, мм
64 – разрушающая нагрузка, кН

Основные параметры цепей.

Основные параметры цепи – шаг (t), расстояние между внутренними пластинами (b1) и разрушающая нагрузка (Q). Сегодня производители, как отечественные, так и иностранные выпускают роликовые цепи широкого диапазона для приводов абсолютно любого назначения с шагом от 8,0 до 103,2 мм. Цепи мелкого шага применяются в основном в малонагруженных приводах, крупного шага в нефтяной и металлургической промышленностях.

Виды приводных цепей.

Приводная роликовая цепь может быть однорядной или многорядной, разборной и неразборной. Применение в приводах многорядных цепей дает возможность существенно увеличить передаваемую мощность без существенных изменений размеров привода. Конструктивно такая цепь отличается от однорядной только длиной валика. В том случае, когда доступ к цепи в эксплуатации затруднен, вместо неразборной конструкции могут использоваться цепи разборные, в которых наружная пластина с одной или двух сторон замыкается с помощью штифта или шплинта. Такое решение нашло широкое применение в нефтяной промышленности, где приводные роликовые цепи применяются в составе буровых установок.

Обозначение цепи по ГОСТШаг (мм)Диаметр ролика (мм)Ширина между внутренними пластинами (мм)Диаметр валика (мм)Длина валика (мм)Высота внутренней пластины (мм)Разрушающая нагрузка
(кН/кгс)
td1b1 mind2b7 maxh maxQ min
Цепь ПР-9,525-9,19,5256,355,723,28178,59,1/910
Цепь ПР-12,7-10-112,77,752,43,6610,51010,0/1000
Цепь ПР-12,7-912,77,753,33,6612109,0/900
Цепь ПР-12,7-18,2-112,78,515,44,451911,818,2/1820
Цепь ПР-12,7-18,212,78,517,754,452111,818,2/1820
Цепь ПР-15,875-23-115,87510,166,485,082014,823,0/2300
Цепь ПР-15,875-2315,87510,169,655,082414,823,0/2300
Цепь ПР-19,05-31,819,0511,9112,75,943318,231,8/3180
Цепь ПР-19,05-37,819,0511,9112,75,943318,237,8/3780
Цепь ПР-25,4-6025,415,8815,887,923924,260,0/6000
Цепь ПР-25,4-6525,415,8815,887,923924,265,0/6500

Аналоги отечественных цепей

Обозначение по ГОСТ 13568-97Обозначение по BS/ISO
Европейский стандарт
Обозначение по ANSI
Американский стандарт
Цепь ПР-9,525-9,106B-1
Цепь ПР-12,7-18,208B-1
Цепь ПР-15,875-2310B-1
Цепь ПР-19,05-31,860-1
Цепь ПР-25,4-6080-1

Цепи стандарта BS/ISO

Цепи, произведенные в соответствии с Европейскими стандартами регулируются требованиями ISO606, BS228 и DIN 8187. Шаг цепи находится в диапазоне от 6 мм (0,236 дюйма) до 114,3 мм (4,500 дюйма). Данные цепи характеризуются большим, чем у аналогичных цепей ANSI, диаметром штифта. Это позволяет увеличить износостойкость, благодаря большей поверхности контакта. Обозначение цепей BS расшифровывается следующим образом. Например, двухрядная цепь с шагом 1/2 дюйма обозначается 08B-2. Первые две цифры – размер шага в 1/16 дюйма (в шестнадцатых долях дюйма), поэтому 08 = 8/16 или 1/2 дюйма. Буква B указывает на европейский стандарт BS/ISO. Суффикс 2 обозначает количество рядов цепи, в данном случае обозначает двухрядную цепь. Цепи BS схожи со стандартными цепями ANSI и имеют одинаковый шаг. Однако присутствуют существенные отличия в размерах, которые отличают их от стандартных цепей ANSI.

Цепи стандарта ANSI

Цепи ANSI изготавливаются согласно требованиям стандартов ISO 606, ANSI B29.1 и DIN 8188. Шаг цепи, находится в диапазоне от 1/4 до 3 дюймов. У цепей ANSI диаметр штифта меньше, чем у их аналогов BS/ISO. Поэтому, износостойкость понижена по сравнению с аналогичными цепями BS/ISO. Имеется одно исключение: цепь с шагом 5/8 дюйма, у которой диаметры втулки и штифта больше, чем у аналогичной цепи BS/ISO. Цепи ANSI обычно обозначаются в соответствии с системой ANSI. Например, обозначение для двухрядной цепи с шагом в 1/2дюйма будет ANSI 40-2. Обозначение ANSI читается следующим образом: первая цифра обозначает шаг в 1/8 дюйма (в восьмых долях дюйма), т.е. 4/8 = шаг в 1/2 дюйма. Вторая цифра обозначает тип цепи, например: 0 — роликовая цепь, 5 — втулочную цепь, 1 — узкая серия и т.п.. Суффикс, как и в случае цепей BS/ISO, обозначает количество рядов цепи. Так, например, 2 — двухрядная цепь.

о цепях

Роликовые цепи – роликовые приводные цепи, цепи приводные двухрядные от производителя Ditton

Роликовые цепи используются в силовых трансмиссиях, транспортных средствах, сельхозмашинах, автомобилях, мотоциклах, погрузчиках, типографских механизмах и другом промышленном оборудовании, которое мало известно большинству людей, с целью передачи механической энергии на протяжении более 100 лет.

Это достаточно простой и надёжный привод с высоким КПД. Цепные приводы для промышленного применения работают по тому же принципу, как и на велосипеде — они передают мощность от одной̆ звездочки к другой̆ посредством цепи.

В отличии от приводов велосипедов цепные приводы такого оборудования, как правило, работают на гораздо более высоких уровнях мощности. Данные приводы доступны с характеристиками, отвечающими широкому спектру скоростей̆, крутящим моментом и условиями эксплуатации.

Цепные приводы обычно снижают скорость и повышают крутящий̆ момент с входного вала на вторичный̆.

Стандарты роликовых цепей

В прошлом цепи производились согласно техническим условиям завода, теперь в мире используется 8 стандартов, а именно:

  • ISO: International Organization for Standardization (Международная организация по стандартизации, ИСО);
  • ANSI: American National Standards Institute (Американский национальный институт стандартов);
  • ASA: American Standards Association (Американская ассоциация стандартов);
  • BS: BSI: British Standards (Британские стандарты) и British Standards Institution (Британский институт стандартов);
  • DIN: Deutsches Institut für Normung e.V. (Немецкий институт по стандартизации);
  • JIS: Japanese Industrial Standards (Японские промышленные стандарты);
  • ГОСТ 13568-75 (советского образца) попадает в частичное соответствие со стандартом ISO 606-94.

Первые стандарты BS на цепи приводные роликовые были внедрены в Английском королевстве с дюймовой системой мер, именно поэтому в настоящее время размеры цепей кратны долям дюйма. В РФ конструкция, маркировка и сортамент определены по ГОСТ 13568-75 (советского образца) приведённого в частичное соответствие со стандартом ISO 606-94.

Международная классификация в свою очередь состоит из 3-х цифр:

  • Первое обозначение – это шаг цепи роликовой, например, для 525 цепи 5*(25,4/8)=15,875мм;
  • Два крайних обозначения – это значение между пластинами внутри десятичной дроби с расстоянием 0,5 (525 цепь 2,5*(25,4/8)=7,9375мм);
  • Размер шага можно определить по номеру цепи: цепь 16B (1”) , что составляет 25.4 мм;
  • Для определения шага цепи 12B (3/4”) в мм надо ¾ х25.4=19.05 мм;
  • Цепь 80 Американский стандарт: 1″ Это значит, что шаг цепи 60 равен 60/80 х 1″. Расчёт: (60 / 80) = 3⁄4 x 1″ = 3⁄4 «

Британский стандарт роликовой цепи доступен с шагом, начиная от 6 mm 04B-1 9.525 mm до 76.2 mm. Самые большие стандартные размеры — 56B, 64B и 72B. «1», прибавленная к номеру цепи «А», обозначает однорядную цепь. «2 А» — двухрядная, «3 А» – трёхрядная. Например, номер 08B-1 (однорядная), 08B-2 (двухрядная) и 08B-3 (трёхрядная).

Американский стандарт роликовых цепей доступен, начиная с шага 1⁄2” до 3”. Цепной привод американского стандарта имеется также от шага в 1/4 дюймов (6.35 mm) и до 3/8 дюймов (9.525 mm), но без вращающихся роликов. У втулочных цепей без вращающихся роликов наружная поверхность каждого втулочного звена прямо соприкасается с зубьями звёздочки. Эти цепи идут обычно под номером 25 и 35. Цифра 5 в номере – означает, что это цепь без вращающихся роликов. «1», прибавленная к номеру цепи «А», обозначает однорядную цепь. «2 А» — двухрядная, «3 А» – трёхрядная. Например, номер 60-1 (однорядная), 60-2 (двухрядная), 60-3 (трёхрядная), 60- 4 (четырёхрядная).

Особенности строения роликовых цепей

В конструктивном плане роликовые цепи отличаются от втулочных тем, что имеют в своем составе ролик, позволяющий снизить механическую нагрузку на составляющие элементы цепи и , как следствие увеличить рабочий ресурс цепи и продлить срок эксплуатации оборудования. Ролики в процесс производства подвергаются термической обработке с целью повышения износостойкости и прочности.

Чтобы цепь приводная роликовая работала максимально эффективно, не ржавела и не принимала на себя излишнюю силу трения, её смазывают. Роликовые цепи отлично работают при высоких и низких температурах, а также в агрессивных химических средах при условии применения соответствующих специальных смазок.

Три основополагающих параметра цепи

Ширина между внутренними пластинами, шаг и диаметр ролика называются – «три основополагающих параметра цепи».Если установочные размеры роликовой цепи и звездочек совпадают, тогда зацепление можно называть пространственно совместимым.

Является деталью, принимающей на себя основное воздействие на цепь. В основном нагрузки носят цикличный характер, но иногда происходят и удары. Получается, что пластина должна обладать не только большим запасом прочности, но и спокойно выдерживать динамические удары.

Постоянно подвергается силам сдвига и изгиба, которые передаются от пластин. Валик образует шарнирное соединение вместе с втулкой, во время изгиба в месте контакта со звездочкой. Получается, что валик должен отлично справляться с нагрузками на разрыв и сдвиг, иметь высокое сопротивление во время изгиба, а также обладать достаточным сопротивлением ударным нагрузкам.

Испытывает весь комплекс деформационных сил, которые передаются от остальных элементов звена, в особенности ударные нагрузки в период изгиба цепи в месте зацепления ее со звездочкой. Поэтому, втулка должна отлично справляться с высокими параметрами прочности и обладать износостойкостью.

Принимает на себя ударные нагрузки в моменте сцепления с зубьями звездочки. После зацепления ролик изменяет точку баланса и контакта, а также проходит между зубьев звездочки, при этом испытывая усилие сжатия. Именно поэтому ролик должен иметь устойчивость к износу и обладать определённым уровнем ударопрочности.

Состоит из внутренних пластин и запрессованных в их отверстия гладких втулок, на которых вращаются ролики. Такое понятие относиться к одно- и многорядным цепям.

Наружное звено и промежуточная пластина

Наружное звено состоит из пары валиков, запрессованных в пластины. К многорядным цепям до размера 08В прибавляется одна промежуточная пластина. Если используются многорядные цепи с размером больше 08В, в каждый ряд прибавляется пара промежуточных пластин. Они монтируются методом скользящей посадки .

Роликовые цепи – это ряд чередующихся внутренних и наружных звеньев. Вне зависимости от этого факта, переходные звенья применяются для нечетного количества звеньев, но лучше использовать цепь, произведённую из четного числа звеньев. Если появиться необходимости применения цепи с нечётным количеством звеньев, тогда можно использовать переходные звенья.

Двойные переходные звенья клепанного варианта выдерживают до 100% максимальной нагрузки, в то время как простое переходные звено способно выдерживать всего 65% от наибольшей нагрузки.

Есть три типа конструкций соединительного звена:

  • c пружинным замком,
  • cо шплинтом,
  • c подпружиненными валиками.

Для соединительных пластин в роликовых цепях чаще всего используется скользящая посадка. Звенья соединительные с пружинным замком и со шплинтом применяются в роликовых цепях больших шагов или в случае желания заказчика.

Одинарные переходные звенья

Применяются при необходимости получить отрезок с нечетным количеством звеньев .

Валик и пара пластин соединяются по методу скользящей посадки с одной стороны.С другой стороны пластины соединены со втулкой прессовой посадкой. Усталостная прочность у них на 35% меньше, чем у самой цепи.

Двойные переходные звенья

Это сочетание внутреннего звена и одинарного переходного звена, которые соединены между собою заклепанным валиком. Усталостная прочность аналогичная, что и у обычной цепи. Чтобы подобрать нужное переходное звено, необходимо воспользоваться таблицей размеров и разновидностей роликовых цепей.

Специфика производства роликовых цепей «DITTON»

Роликовые цепи производятся по ГОСТ 13568-75+, ISO, DIN, BS, ANSI и согласно утверждённым чертежам. Пластины, пружинные замки, ролики изготавливаются из холоднокатаной стали, а валики из калиброванного металла. Детали цепей проходят обязательную термическую и химическую обработку до указанной в стандартах твёрдости. На деталях цепей приводных роликовых должны отсутствовать трещины, раковины, коррозия, заусенцы, которые снижают технические показатели продукции. Готовая цепь должна обладатьсвободной подвижностью в шарнирных соединениях.

Преимущества роликовых цепей «DITTON»

До начала производства цепей, всё сырьё проходит входной процесс проверки качества. А во время процесса изготовления, цепь проходит промежуточные проверки качества. Стабильный спрос на нашу продукцию обуславливается следующими преимуществами:

  • Сохранение прочности в течение длительного периода эксплуатации ;
  • Сравнительно низкие показатели по уровню шума;
  • большой рабочий ресурс за счет высокой изностойкости контактных деталей;
  • Цепи Ditton идеально подходят для большого спектра скоростей и нагрузок, при этом длину цепи можно легко отрегулировать, указав необходимое количество звеньев.
  • Оперативное изготовление по согласованным техническим условиям с заказчиком;
  • Двенадцатимесячная гарантия качества ,проверенная ведушими производителями использующими цепи «Ditton»;
  • Основополагающим преимуществом роликовых цепей с резиновым профилем «DITTON» является низкий уровень трения и сохранение стабильного передаточного отношения. Это позволяет использовать цепи в оборудовании, где есть регулярные повышенные нагрузки .
  • Роликовую цепь «DITTON» необходимой длины можно легко получть путем выбивки валика цепи, намотанной на катушку или бунт;
  • Цепи «DITTON» доступны в большом ассортименте с разными видами насадок, шагов и материалов.
  • Свойства цепей способствуют их применению в агрессивных условиях, таких как повышенная температура, влажность или наличие масла, в особенности если цепь изготовлена из нержавеющей стали или цепей с гальванопокрытием.
  • Роликовые цепи «DITTON» могут применяться в приводах с большими нагрузками и скоростями, в сравнении, например, с ременным приводом.

ГОСТ 13568-97 Цепи приводные роликовые и втулочные. Общие технические условия

ГОСТ 13568-97
(ИСО 606-94)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЦЕПИ ПРИВОДНЫЕ РОЛИКОВЫЕ И ВТУЛОЧНЫЕ

Общие технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск

сертификационных испытаний являются испытания по требованиям безопасности (5.1).

7.6.2 Образцы для испытаний отбирают от нескольких партий цепей одного наименования и из одинаковых марок стали. В обоснованных случаях допускается отбор образцов от одной партии.

7.6.3 Отбираемое количество образцов для испытаний по требованиям безопасности равно удвоенному количеству образцов (кроме проверок комплектности и массы, которые не проводят), указанному в 7.2.5.

7.6.4 Требования, необходимые для сертификационных испытаний и отсутствующие в настоящем стандарте, устанавливает орган по сертификации на основе отраслевой и заводской технической документации.

8 Методы испытаний

8.1 Твердость деталей проверяют приборами Роквелла, Супер-Роквелла или Виккерса с последующим переводом в шкалу С прибора Роквелла.

Допускается применение неразрушающих методов контроля.

8.2 Внешний осмотр по 4.4; 4.5 проводят невооруженным глазом.

8.3 Подвижность шарнирных соединений по 4.6 проверяют протягиванием отрезков цепи по звездочке с числом зубьев от 9 до 21 или поворотом от руки соединительных звеньев и роликов цепи, лежащей на горизонтальной плоскости.

8.4 Контроль суммарного зазора между пластинами по 4.7 осуществляют универсальным измерительным инструментом или специальным калибром на шарнирах у отрезков несмазанной цепи, лежащих на горизонтальной поверхности.

8.5 Проверке прочности соединения валиков и втулок с пластинами по 5.9 подвергают не менее двух шарниров от каждого образца.

Момент поворота деталей в соединении определяют на универсальных приспособлениях или специальных машинах.

8.6 Измерение длины контрольного отрезка по 4.10 и шага цепи по 4.11 проводят после приложения технологической нагрузки на промытом и просушенном отрезке, лежащем на горизонтальной поверхности, при нагрузке, равной 1 % разрушающей. Число измерений на каждом отрезке — не менее четырех.

Длину отрезка измеряют штангенциркулем или специальным измерительным инструментом.

8.7 При испытаниях на разрушающую нагрузку (разрыв) нагрузка должна прикладываться к концам отрезка через валик, вставленный во втулку, или через ролик плавно, равномерно. Испытание осуществляют на универсальных разрывных машинах. Конструкция захватов машины должна исключать возможность перекоса концов образца.

Остальные требования к испытаниям на разрыв — по А.2.4.2; А.2.4.3 приложения А.

8.8 При разрушении деталей, находящихся в захватах машины, от нагрузки ниже разрушающей результаты испытаний считаются недействительными.

8.9 Условия проведения ускоренных стендовых испытаний на надежность по В.4.12, В.4.13 приложения В.

8.10 Пропеллерность и серповидность цепей по 4.14 проверяют путем замыкания концов отрезков цепи соединительным звеном.

9 Транспортирование и хранение

9.1 Транспортирование цепей осуществляют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах с соблюдением правил перевозок грузов, действующих на каждом виде транспорта.

9.2 Каждую партию цепей одного типоразмера необходимо сопровождать документом (этикеткой) содержащим:

— товарный знак или условное обозначение изготовителя;

— условное обозначение цепей по настоящему стандарту;

— число цепей в партии;

— знак соответствия, при наличии сертификата;

— дату выпуска цепей;

9.3 Условия хранения цепей до ввода в эксплуатацию — 3 по ГОСТ 15150. Хранение химикатов в этих помещениях не допускается.

Срок хранения — год.

10 Указания по эксплуатации

10.1 Цепи должны эксплуатироваться в передачах, смонтированных при соблюдении требований настоящего стандарта.

10.2 Валы цепных передач должны быть проверены на параллельность осей. Допуск параллельности осей валов не должен быть более 0,2 мм на каждые 100 мм длины валов.

10.3 Звездочки цепных передач по радиальному и осевому биению должны отвечать требованиям соответствующих стандартов — ГОСТ 591, ГОСТ 592.

10.4 Венцы звездочек, работающих в одном контуре, должны быть проверены на расположение в одной плоскости. Смещение венцов звездочек (отклонение от плоскостности) для передач с межцентровым расстоянием до 1000 мм не должно быть более 2 мм, допуск увеличивается на 0,2 мм на каждые 100 мм межцентрового расстояния свыше 1000 мм.

10.5 Цепь, устанавливаемая на звездочках, должна быть отрегулирована на натяжение.

Натяжение считается нормальным, если при межцентровом расстоянии звездочек 1000 мм стрела провисания ведомой ветви цепи составляет (40±10) мм при приложении усилия (160±10) Н [(16±1) кгс].

При увеличении или уменьшении межцентрового расстояния на каждые 100 мм стрелу провисания соответственно увеличивают или уменьшают на (4±1) мм.

Для наклонных передач (более 45°) должна быть принята нижняя граница указанных величин.

Стрелу провисания измеряют при двухзвездной цепной передаче посередине ведомой ветви, при многозвездной передаче — посередине цепи между ведущей и натяжной звездочками.

10.6 Режимы эксплуатации цепей должны быть указаны в инструкции по эксплуатации (паспорте) на машину, в которой применены цепи, и требованиях по техническому обслуживанию.

10.7 Цепи типа ПР со свертными роликами и типа ПРИ должны эксплуатироваться при скорости движения не выше 5 м/с.

10.8 Допускается эксплуатация цепей в условиях, где значения климатических факторов выходят за пределы установленных номинальных значений для климатических исполнений У1 или УХЛ1.1, при этом значения климатических факторов, а также, при необходимости, дополнительные требования к цепям, их хранению и обслуживанию устанавливают в нормативном документе по согласованию между потребителем и изготовителем цепей.

11 Гарантия изготовителя

11.1 Изготовитель должен гарантировать соответствие цепей требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и транспортирования.

11.2 Гарантийный срок эксплуатации — 12 мес с момента ввода в эксплуатацию цепи.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)

Цепи приводные роликовые прецизионные с коротким шагом (ИСО 606-94)

В настоящий международный стандарт включены цепи, применяемые в большинстве стран мира. Приведена унификация размеров, показателей прочности и других параметров, которые в существующих национальных стандартах имели неодинаковые значения. В стандарт не включены существующие в отдельных национальных стандартах типоразмеры цепей, выпадающие из принятых рядов и, как было установлено, не имеющие универсального применения, т.е. специального назначения. 1)

1) Раздел, касающийся звездочек, исключен, так как должен содержаться в ГОСТ 591.

Настоящий стандарт распространяется на такие же цепные передачи, которые были ранее созданы на основе уже существующих рядов цепей. Имеющийся в стандарте ряд шагов цепей от 12,7 до 76,2 мм дублируется благодаря включению в него цепей из стандартов, созданных на базе стандартов АНСИ, обозначаемых буквой А на месте третьего знака в обозначении номера цепи и, одновременно, цепей из основных стандартов, разработанных в Европе, обозначаемых буквой В на месте третьего знака в обозначении номера цепи. Эти два ряда цепей дополняют друг друга и, следовательно, расширяют область применения стандарта.

Размеры цепей установлены такие, чтобы гарантировать полную взаимозаменяемость по любому размеру и обеспечить взаимозаменяемость отдельных звеньев цепей при ремонте.

А.1 Назначение и область применения

Настоящий международный стандарт распространяется на одно- и многорядные приводные роликовые прецизионные цепи с коротким шагом, предназначенные для использования в силовых механических передачах и других подобных устройствах.

Стандарт устанавливает размеры, предельные отклонения, измерительные и минимальные разрушающие нагрузки.

Цепи, изготовленные по размерам и требованиям ИСО 606, приведенные в настоящем приложении, должны также соответствовать требованиям разделов 4-11 настоящего стандарта (кроме требований по маркировке).

А.2.1 Номенклатура цепей в сборе и их элементов

На рисунках А.1 и А.2 показаны типы цепей в сборе и типы деталей, из которых они состоят. Чертежи не определяют конструкцию цепей и их деталей.

А.2.2 Условные обозначения

Приводные роликовые прецизионные цепи обозначают стандартным «номером цепи» ИСО, приведенным в таблицах А.1 и А.2.

К обозначению номера цепи справа добавляют через дефис цифры:

1 — для обозначения однорядной цепи;

2 — для обозначения двухрядной цепи;

3 — для обозначения трехрядной цепи. Например:

16В-1, 16В-2, 16В-3 и т.д.

Цепи 081, 083, 084, 085 не требуют таких добавлений, т.к. их изготавливают только однорядными.

Размеры цепей должны соответствовать указанным на рисунке А.3 и в таблицах А.1 и А.2. Наибольшие и наименьшие размеры установленные для облегчения взаимозаменяемости звеньев цепей, изготовляемых различными предприятиями, и не являются фактическими отклонениями, которые должны быть обеспечены при изготовлении.

А.2.4 Испытание на растяжение

А.2.4.1 Нагрузка при испытании на растяжение образцов до их разрушения должна быть не менее указанной в А.2.4.2 настоящего приложения. Эта наименьшая нагрузка не является рабочей нагрузкой.

Она предназначена в основном для сравнения цепей различной конструкции. По вопросам, связанным с применением цепей, необходимо консультироваться с изготовителем цепей или использовать их опубликованные указания.

А.2.4.2 Растягивающая нагрузка не менее наименьшей, установленной в таблице А.1, должна прикладываться медленно к концам образца цепи, содержащего, по крайней мере, пять свободных звеньев, не находящихся в захватах испытательной машины. Захваты машины не должны препятствовать свободному повороту этих звеньев в обе стороны в плоскости, перпендикулярной к осям шарниров.

Рисунок А.1 — Типы роликовых цепей в сборе

1 — внутренняя пластина; 2 — ролик; 3 — втулка; 4 — наружная пластина; 5 — валик; 6 — промежуточная пластина; 7 — соединительный валик; 8 — съемная пластина; 9 — пружинный замок; 10 — замок любой другой конструкции (показан схематично); 11 — пластина с расклепанным соединительным валиком; 13 — соединительный съемный валик; 14 — расклепанный валик

Примечания

1 Размеры звеньев всех типов приведены в таблице А.1.

2 Шплинты могут быть различной конструкции. На рисунках показаны примеры

Рисунок А.2 — Типы звеньев

1 Размер с представляет собой зазор между изогнутыми и прямыми пластинами, необходимый для свободного взаимного поворота.

2 Размер h 1 определяет минимальную ширину, необходимую для свободного продольного перемещения цепи.

3 Общая длина цепи с замком соединительного или переходного звена должна быть равна ширине цепи по концам валиков b 4 или b 5 плюс размер b 7 в случаях, когда концы валиков расклепаны (или, плюс 1,6 b 7 для валиков с развальцованными концами), если замки установлены только с одной стороны цепи или плюс 2 b 7 , если замки установлены с обоих концов.

4 Ширина цепи по валикам для цепей с числом рядов больше трех равна b 4 + (число рядов — 1) pt

Рисунок А.3 — Звенья

Таблица А.1 — Размеры. Измерительная и разрушающая нагрузка базовых цепей

Размеры в миллиметрах

Шаг цепи р1ном

Диаметр ролика d 1 , не более

Ширина между внутренними пластинами b 1 , не менее

Диаметр валика d 2 , не более

Диаметр отверстия втулки d 3 , не менее

Габаритный размер для прохода цепи h 1 , не менее

Ширина внутренней пластины h 2 , не более

Ширина наружной и промежуточной пластин h 3 , не более

Приводные цепи.

Приводные цепи служат для передачи вращательного момента (мощности) с ведущего вала двигателя на ведомый вал оборудования.

Цепь появилась в виде модификации ременной передачи с возможностью передавать очень большие усилия. Очень распространенный вариант цепной передачи — плоскозвенная роликовая цепь, изобретенная в 19 веке для текстильных станков и используемая сейчас, например — в велосипедах и мотоциклах.

Передача усилий при помощи приводных цепей экономичнее плоских или клиновых приводных ремней, поскольку в них отсутствует проскальзывание ремня при изменениях нагрузки на вал. Однако цепная передача более шумная и нуждается в хорошей смазке

Существуют и применяются различные виды приводных цепей.

  • Цепи приводные втулочные ГОСТ 13568-97
  • Цепи приводные роликовые ГОСТ 13568-97
  • Цепи приводные роликовые повышенной прочности ГОСТ 21834-87
  • Цепи приводные роликовые длиннозвенные ГОСТ 13568-97
  • Цепи приводные роликовые длиннозвенные для транспортеров и элеваторов ГОСТ 4267-78
  • Цепи приводные роликовые с изогнутыми пластинами ГОСТ 13568-97
  • Цепи вариаторные ГОСТ 10819-75 (Ц)
  • Цепи приводные зубчатые ГОСТ 13552-81
  • Цепи тяговые пластинчатые (конвейерные) ГОСТ 588-81
  • Цепи тяговые вильчатые ГОСТ 12996-90
  • Цепи тяговые разборные ГОСТ 589-85
  • Цепи грузовые пластинчатые ГОСТ 191-82
  • Цепи грузовые пластинчатые с закрытыми валиками ГОСТ 23540-79
  • Цепи круглозвенные

    ГОСТ 13568-97 (ИСО 606-94) Цепи приводные роликовые и втулочные. Общие технические условия
    скачать ГОСТ 13568-97 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ЦЕПИ ПРИВОДНЫЕ РОЛИКОВЫЕ И ВТУЛОЧНЫЕ. Общие технические условия. Driving roller and bush chains. General specifications.

    Условное обозначение приводных цепей.

    [I]-[II]-[III]-[IIII]

    [I] — Тип цепи
    [II] — Шаг цепи в мм.
    [III] — Разрушающая нагрузка кН, не менее
    [IIII] — Исполнение цепи

    Пример обозначения приводной цепи:
    ЦЕПЬ приводная ПР-15,875-2270-1
    Тип цепи — ПР — цепь роликовая однорядная
    Шаг цепи в мм. — 15,875 мм.
    Разрушающая нагрузка кН — не менее 2270 кН
    Исполнение цепи — 1

    Типы цепей

    Цепь приводная роликовая ПР.

    Цепи роликовые собраны из определенного количества звеньев, шарнирно соединенных между собой. При движении ролики накатываются на зубья приводных звездочек, усилие передается на валики и втулки, затем на соседние звенья и далее на зубья ведомой звездочки. Низкая сила трения качения, возникающая между роликом и зубом, определяет максимально возможный КПД передачи усилия.

    Подбирая диаметр звездочек можно легко регулировать скорость вращения и величину передаваемого усилия.

    Для использования в различных машинах приводные цепи купить можно в одно-, двух-, трех- и четырехрядном исполнении. Все отечественные цепи ПР производятся по ГОСТ 13568-97, который соотносится с импортными стандартами ISO 606-94 и ANSI B29.1-2011. Соответствие типов цепей необходимо проверять по специальным справочникам при выборе и покупке.

    Цепь приводная втулочная ПВ.

    Приводные втулочные цепи применяются при относительно низких рабочих нагрузках. Приводные втулочные цепи обеспечивают низкую шумность при высоких скоростях. Эти цепи целесообразно использовать и там, где невозможно избежать загрязнения, пыли, высокой влажности и иных воздействий окружающей среды.

    Приводные втулочные цепи отличаются большей площадью шарнира по сравнению с приводными роликовыми цепями. Это достигнуто за счет большого диаметра валика и втулки приводных втулочных цепей. При этом сохраняются габаритные размеры цепи, как у приводной роликовой. Большой диаметр валика приводных втулочных цепей гарантирует больший ресурс.

    Цепи приводные втулочные выпускаются по стандартам ГОСТ 13568-97, ISO 1395.

    Цепь приводная роликовая с изогнутыми пластинами ПРИ
    Цепи Приводные тип НП,ТП

    Изготавливаются нефтецепи в двух вариантах:
    НП — нормального типа;
    ТП — тяжелого типа.

    Цепи НП имеют одинаковые размеры с цепями ПР (шаг, ширина, диаметр ролика), но имеют большую разрушающую нагрузку. Цепи ТП изготавливаются с более толстыми пластинами, что позволяет использовать их при ударных нагрузках.

    Цепь приводная роликовая длиннозвенная транспортерная ТРД
    Цепи Приводные тип ПРД
    Цепь приводная зубчатая с односторонним зацеплением ПЗ
    Цепь приводная вариаторная пластинчатая для вариаторов типа ВЦ
    Цепи Грузовые тип G
    Цепи Тяговые тип Р
    Цепи Пластинчатые тип П
    Цепи тяговые пластинчатые М
    Цепи Круглозвенные
    Цепи противоскольжения дорожные

    Цепь противоскольжения — это цепь, часто армированная, связанная так, чтобы равномерно оплетать шину по всей окружности. Состоит такая конструкция из двух продольных цепей или тросов — внешнего и внутреннего, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными цепями или резиновыми “грунтозацепами”.

    Назначение цепи противоскольжения — значительно увеличить сцепные свойства колес (и, соответственно, проходимость автомобиля) на льду, по рыхлому снегу, глубокой грязи и пр.

    Цепи с увеличенными контактными поверхностями или аттачментами.

    Звено соединительное и переходное к цепи

    Звено соединительное к цепи
    Звено Переходное к цепи

    Сейчас наиболее распространены при использовании цепной передачи роликовые цепи, характеризующиеся удобством применения и высокой надежностью и возможностью передачи очень мощного усилия.

    К недостаткам цепной передачи можно отнести ее относительно невысокое быстродействие, которую можно считать платой за большую мощность. Нужно помнить и о том, что цепная передача требует к себе повышенного внимания в обслуживании: в обязательном порядке это чистота узла, хорошая смазка, отсутствие агрессивной среды, температура эксплуатации цепной передачи.

    В целом цепи приводные характеризуются высокой износостойкостью и возможностью работы в сложных условиях с применением большого количества смазки. Защита кожухом цепей и других элементов цепной передачи не обязательно, но рекомендуется, потому что при работе системы цепи издают громкие характерные звуки и являются элементом повышенной опасности.

    Необходимым условием для эффективного и длительного использования цепной передачи нужно считать применение высококачественных всех элементов системы — звездочек, приводных валов и цепи в целом. Наличие дефекта в одном из звеньев цепи приводит к ухудшению качества всей цепи, и также может привести к разрушению оборудования или что еще хуже — появляется возможность получения производственной травмы.

    При попытке замены цепной передачи на какой-то другой способ можно столкнуться с другими более существенными недостатками проектируемой системы. Поэтому даже в самом современном оборудовании, характеризующемся высокой мощностью, избежать цепной передачи не удается, поскольку гибкость цепной передачи и высокоэффективная возможность изменения направления передачи импульса при использовании цепи осуществляются наиболее оптимально.

    Для изготовления приводных и транспортерных цепей используются сталь 10, сталь 20, сталь 40,
    приводных цепей с шагом 9,525 — сталь У7, сталь 20Х ,
    тяговых пластинчатых и грузовых пластинчатых цепей — сталь 45 и сталь 50.

    Детали машин

    Цепные передачи

    Общие сведения о цепных передачах

    Цепная передача относится к передачам зацеплением с гибкой связью. Мощность в цепной передаче посредством многозвенной шарнирной цепи передается от ведущей к ведомой звездочке, размещенных на параллельных валах.

    Классификация цепных передач

    Цепные передачи классифицируют по типу применяемой цепи. В настоящее время применяют роликовые, втулочные и зубчатые цепи, которые, в свою очередь, могут быть однорядными и многорядными.

    В роликовых и втулочных цепях зацепление звеньев со звездочкой осуществляется через ролик или втулку, при этом долговечность цепи возрастает, но возрастает ее масса и стоимость.

    Зубчатые цепи набирают из пластин, при этом большое значение на эксплуатационные качества цепи имеет конструкция шарнира. В конструкцию входит направляющая пластина, предотвращающая сползание цепи со звездочки.

    По сравнению со втулочными зубчатые цепи работают более плавно, обеспечивают большую кинематическую точность (плавность хода передачи) , могут передавать бóльшую мощность, имеют высокий КПД, но их масса и стоимость значительно выше.

    В зависимости от типа применяемой цепи зависит конструкция звездочек цепной передачи. Звездочки для втулочной и роликовой цепи представлена на рис. 2 слева, звездочка для зубчатой цепи – справа.

    Достоинства цепных передач

    По сравнению с зубчатыми передачами:
    Преимущество цепных передач в сравнении с зубчатыми заключается в том, что они способны передавать движение между валами при значительных межосевых расстояниях (до 8 м).

    По сравнению с ременными передачами:
    По сравнению с ременными передачами (передачами трением) цепные передачи (передачи зацеплением) выгодно отличаются компактностью, способностью передавать бóльшие мощности при одинаковых размерах, постоянством передаточного числа и меньшей требовательностью к предварительному натяжению цепи (иногда предварительный натяг для цепных передач не применяется) .
    Кроме того, цепные передачи устойчиво работают при малых межосевых расстояниях между звездочками, тогда как ременная передача может пробуксовывать при малых углах обхвата шкива ремнем.

    К достоинствам цепных передач можно отнести высокий КПД и безотказность при работе в условиях частых пусков и торможений.

    Недостатки цепных передач

    1. Значительный шум и вибрация при работе вследствие удара звена цепи о зуб звездочки при входе в зацепление, особенно при малых числах зубьев и большом шаге (этот недостаток ограничивает применение цепных передач при больших скоростях) .

    2. Сравнительно быстрое изнашивание шарниров цепи, необходимость применения системы смазывания и установки в закрытых корпусах.

    3. Удлинение цепи вследствие износа шарниров и сход ее со звездочек, что требует применения натяжных устройств.

    4. По сравнению с зубчатыми передачами цепные передают движение менее плавно и равномерно.

    Область применения цепных передач

    Цепные передачи находят широкое применение во многих областях машиностроения, конструкциях сельскохозяйственных и дорожных машин, станкостроении и т. д.
    Их применяют в станках, мотоциклах, велосипедах, промышленных роботах, буровом оборудовании, подъемно-транспортных, строительно-дорожных, сельскохозяйственных, полиграфических и других машинах для передачи движения между параллельными валами на значительные расстояния, когда применение зубчатых передач нецелесообразно, а ременных невозможно.

    Цепные передачи наибольшее применение получили для передачи мощностей до 120 кВт при окружных скоростях до 15 м/сек.

    Приводные цепи

    Приводная цепь – главный элемент цепной передачи – состоит из соединенных шарнирами отдельных звеньев. Помимо приводных бывают тяговые и грузовые цепи, которые в этом разделе сайта не рассмотрены.
    Основные типы стандартизованных приводных цепей (см. рис. 1) : роликовые, втулочные и зубчатые.
    В тихоходных цепных передачах применяются, также, фасоннозвенные цепи (крючковые или штыревые).

    Роликовые приводные цепи

    Роликовые приводные цепи состоят из двух рядов наружных 1 и внутренних 2 пластин (см. рис. 1) . В наружные пластины запрессованы оси 3, пропущенные через втулки 4, запрессованные в свою очередь во внутренние пластины. На втулки предварительно надеты свободно вращающиеся закаленные ролики 5.
    Концы осей после сборки расклепывают с образованием головок, препятствующих спаданию пластин.
    При относительном повороте звеньев ось проворачивается во втулке, образуя шарнир скольжения.

    Зацепление цепи со звездочкой происходит через ролик, который, поворачиваясь на втулке, перекатывается по зубу звездочки. Такая конструкция позволяет выровнять давление зуба на втулку и уменьшить изнашивание как втулки, так и зуба.

    Пластины очерчены контуром, напоминающим цифру 8 и обеспечивающим равную прочность пластины во всех сечениях.
    Роликовые цепи имеют широкое распространение. Их применяют при скоростях v ≤ 15 м/сек.

    Приводные роликовые цепи по ГОСТ 13568-75 различают:

    • однорядные нормальные (ПР),
    • однорядные длиннозвенные облегченные (ПРД),
    • однорядные усиленные (ПРУ),
    • двухрядные (2ПР),
    • трехрядные (ЗПР),
    • четырехрядные (4ПР),
    • с изогнутыми пластинками (ПРИ).

    Из роликовых однорядных цепей наиболее распространены нормальные ПР. Длиннозвенные облегченные цепи ПРД изготовляют с пониженной разрушающей нагрузкой; допускаемая скорость для них до 3 м/сек.
    Усиленные цепи ПРУ изготовляют повышенной прочности и точности; их применяют при больших и переменных нагрузках, а также при высоких скоростях.

    Многорядные цепи позволяют увеличивать нагрузку пропорционально числу рядов, поэтому их применяют при передаче больших мощностей. Роликовые цепи с изогнутыми пластинами повышенной податливости применяют при динамических нагрузках (ударах, частых реверсах и т. д.) .

    Втулочные приводные цепи

    Втулочные приводные цепи по конструкции подобны роликовым, но не имеют роликов, что удешевляет цепь, уменьшает ее массу, но существенно увеличивает износ втулок цепи и зубьев звездочек. Втулочные цепи применяют в неответственных передачах при v (см. рис. 1) состоит из внутренних пластин 1, напрессованных на втулки 2, свободно вращающиеся на валиках 5, на которых напрессованы наружные пластины 4.
    В зависимости от передаваемой мощности приводные втулочные цепи изготовляют однорядными (ПВ) и двухрядными (2ПВ).
    Эти цепи простые по конструкции, имеют небольшую массу и наиболее дешевые, но менее износоустойчивы, поэтому применение их ограничивают небольшими скоростями, обычно до 10 м/сек.

    Роликовая однорядная цепь (рис. 1) отличается от втулочной тем, что на ее втулках 2 устанавливают свободно вращающиеся ролики 5. Ролики заменяют трение скольжения между втулками и зубьями звездочек во втулочной цепи трением качения. Поэтому износостойкость роликовых цепей по сравнению со втулочными значительно выше и соответственно их применяют при окружных скоростях передач до 20 м/сек.

    Втулочные и роликовые цепи изготовляют однорядными и многорядными с числом рядов 2, 3, 4 и более. Многорядная цепь с меньшим шагом t позволяет заменить однорядную с большим шагом и тем самым уменьшить диаметры звездочек, снизить динамические нагрузки в передаче.
    Многорядные цепи могут работать при существенно больших скоростях движения цепи. Нагрузочная способность цепи возрастает почти прямо пропорционально числу рядов.

    Соединение концов цепи при четном числе ее звеньев производят соединительным звеном, при нечетном – менее прочным переходным звеном с изогнутыми пластинами. Поэтому применяют цепи с четным числом звеньев.

    Зубчатые приводные цепи

    Зубчатая цепь (см. рис. 1) в каждом звене имеет набор пластин 1 (число их определяется шириной цепи и зависит от передаваемой мощности) с двумя выступами (зубьями) и с впадиной между ними для зуба звездочки. Эта цепь изготовляется с шарнирами трения качения. В отверстиях пластин каждого шарнира устанавливаются две призмы 2 и 3 с криволинейными рабочими поверхностями.
    Одна из призм соединяется с пластинами одного звена, а другая — с пластинами соседнего звена, в результате чего в процессе движения цепи призмы перекатывают одна другую. Благодаря этому зубчатые цепи работают плавно, с малым шумом, лучше воспринимают ударную нагрузку и допускают высокие скорости.

    Применяют также зубчатые цепи с шарнирами трения скольжения, но их долговечность примерно в два раза ниже, чем у зубчатых цепей с шарнирами трения качения.

    Относительный поворот звеньев в таких цепях обеспечивают шарниры скольжения.
    Шарнир скольжения состоит из оси и двух вкладышей, закрепленных в фигурных пазах пластин. При повороте пластин вкладыши скользят по осям, поворачиваясь в пазах пластин.
    Вкладыши позволяют увеличить площадь контакта в 1,5 раза.
    Шарнир допускает поворот пластины на угол φmax , который обычно не превышает 30°.

    Для устранения бокового спадания цепи со звездочек применяют внутренние (расположенные по середине ширины цепи) или боковые направляющие пластины. Направляющие пластины представляют собой обычные пластины, но без выемок для зубьев звездочек.
    Для внутренних направляющих пластин на зубьях звездочек выполняют проточки соответствующего профиля.
    Делительный диаметр d звездочки для зубчатых цепей больше ее наружного диаметра.

    Зубчатые цепи вследствие лучших условий зацепления с зубьями звездочек работают с меньшим шумом, поэтому их иногда называют бесшумными. Так как ширина зубчатых цепей может быть какой угодно (встречаются цепи шириной до 1,7 м) , то их применяют для передачи больших мощностей.
    Однако, по сравнению с роликовыми зубчатые цепи тяжелее, сложнее в изготовлении и дороже, поэтому область применения зубчатых цепей сокращается.
    Преимущественное применение в настоящее время имеют передачи роликовыми и втулочными цепями.

    Фасоннозвенные цепи

    Фасоннозвенные цепи (см. рис. 1) различают двух типов: крючковые и штыревые.
    Крючковая цепь состоит из звеньев одинаковой формы, отлитых из ковкого чугуна или штампованных из полосовой стали ЗОГ без дополнительных деталей.
    Сборку и разборку этой цепи осуществляют путем взаимного наклона звеньев на угол 60°.

    В штыревой цепи литые звенья 1 из ковкого чугуна соединяются зашплинтованными стальными (из стали Ст3) штырями 2.

    Фасоннозвенные цепи применяют при передаче небольших мощностей, при малых скоростях (крючковая до 3 м/сек, штыревая до 4 м/сек) , обычно в условиях несовершенной смазки и защиты.
    Звенья фасоннозвенных цепей не обрабатывают. Благодаря небольшой стоимости и легкости ремонта фасоннозвенные цепи широко применяют в сельскохозяйственных машинах.

    Материал цепей

    Цепи должны быть износостойкими и прочными.
    Пластины цепей изготовляют из сталей марок 50, 40Х и других с закалкой до твердости 40. 50 HRC.
    Оси, втулки, ролики и призмы – из цементируемых сталей марок 20, 15Х и других с закалкой до твердости 52. 65 HRC.
    Повышением твердости деталей можно повысить износостойкость цепей.

    Звездочки и диски составных звездочек в основном изготовляют из среднеуглеродистой или легированной стали 40, 45, 40Х, 50Г2, 35ХГСА, 40ХН с закалкой до твердости HRC40. 50 или цементуемой стали 15, 20, 15Х, 20Х, 12ХН2 с термообработкой до твердости HRC50. 60.

    Звездочки тихоходных передач при скорости цепи v ≤ 3 м/сек и отсутствии динамических нагрузок изготовляют также из серого или модифицированного чугуна СЧ15, СЧ18, СЧ20, СЧ30 с твердостью поверхности до НВ260. 300.
    Применяют звездочки с зубчатым венцом из пластмасс (дюропласта или вулколана), которые способствуют уменьшению шума и износа цепей при работе передачи.

    Геометрические и кинематические параметры цепной передачи

    Основным параметром цепной передачи является шаг t цепи, т. е. расстояние между осями двух ближайших шарниров цепи (см. рис. 2) . Чем больше шаг, тем выше нагрузочная способность цепи.

    Диаметр делительной окружности звездочки d определяется по формуле:

    где z – число зубьев звездочки.

    Шаг t у звездочек измеряют по хорде делительной окружности.

    Оптимальное межосевое расстояние передачи принимают из условия долговечности цепи:

    где t – шаг цепи.

    Длина цепи в шагах:

    где z1 и z2 – число зубьев звездочек.

    Число зубьев малой звездочки выбирают из соотношения

    Окончательное значение межосевого расстояния:

    здесь и далее: «√» — знак квадратного корня, |…| — границы подкоренного выражения.

    Передаточное отношение цепной передачи нельзя определять как отношение диаметров делительных окружностей звездочек. В пределах одного оборота звездочки передаточное отношение не остается постоянным, поэтому обычно говорят о средней скорости цепи, м/сек:

    где ω , z – угловая скорость и число зубьев звездочки.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Какую Циркулярку Выбрать Для Установки В Стол
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты