Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно ковать средневековый меч

Как сделать меч своими руками: секреты и техника кузнецов, дамасская и булатная сталь, инструкция по изготовлению, основные сложности

Увлечение старинным оружием — совсем не редкость в наше время «высоких технологий». Сегодня без особого труда можно купить сабли, топоры или доспехи как в исключительно декоративных целях, так и для многочисленных любителей фехтования с «историческим» уклоном. Такое оружие производится многими кузницами, успешно сочетающими древние и современные методики его изготовления. Конечно, подобные образцы оружия стоят недёшево. Но сделать меч в домашних условиях — не настолько сложно, как это может показаться на первый взгляд. Разумеется, для этого потребуются определённые навыки по обработке металла, не говоря уже про нужные для этого дела оборудование и материалы.

Как сделать меч своими руками

Самостоятельное изготовление меча без использования кузнецы вполне допустимо. В таком случае клинок просто вырезается из листового металла. Всерьёз назвать такой меч оружием нельзя, но придать ему вполне достойные характеристики можно, сделав его из хорошей стали и закалив.

Основные материалыНазначениеСвойства и особенности
Листовая стальИзготовление клинкаРазмеры заготовки зависят от конкретного типа оружия, намечено изготовить. В этих целях часто используют бывшие в употреблении автомобильные рессоры толщиной 5-10 мм.
ДревесинаИзготовление рукоятиТрадиционно применяют прочные породы (бук, дуб и т.п.). Два бруска-заготовки после обработки должны зеркально охватывать хвостовик клинка
Алюминиевый брусокИзготовление гарды и навершия рукоятиАлюминий мягок, хорошо поддаётся обработке, что позволяет оформить заготовку в любой требуемый профиль

В перечень необходимого оборудования входят:

  • Фрезерный станок;
  • Болгарка (желательно и большая, и малая);
  • Сверлильный станок и/или дрель;
  • Тиски и зажимы;
  • Шлифовальная машина (по возможности, также полировальный круг).

Параметры заготовки для изготовления клинка могут составлять: около 1 метра длины, 5-7 см ширины. Толщина металла должна быть не менее 5 мм. Применив заранее подготовленный чертёж меча, с помощью болгарки с режущим диском заготовке клинка придают нужную форму. Затем используется абразивный диск для шлифовки металла и удаления волнистой кромки по краям лезвия.

Когда форма клинка станет совершенной, по центру лезвия следует наметить «дол» (центральный жёлоб). либо при его отсутствии в требуемой конструкции меча (например, в варианте японской катаны) начертить линию. Далее изготавливается дол, и лучше всего это делать при помощи фрезерного станка.

Скосы с обеих сторон удобнее всего сформировать на ленточном шлифовальном станке, подобный ручной агрегат потребует крайне тщательной разметки. В самом крайнем случае можно проделать эти операции и болгаркой с абразивными шлифовальными дисками. Конец лезвия в результате должен стать толщиной около 1 мм. В завершение при помощи болгарки вырезается хвостовая часть клинка, где будет находиться рукоять меча.

Клинок должен получиться идеально прямым, без зацепок и волнистостей. Это достигается ручной шлифовкой и полировкой. После изготовление гарды и рукоятки с навершием все части меча скрепляются эпоксидным клеем. Такое оружие потребует защиты от влаги и коррозии. Для полной готовности остаётся лишь заточить лезвие клинка, а также своими руками изготовить подходящие по стилю ножны для меча.

Полноценный кузнечный процесс изготовления меча занимает достаточно много времени и состоит из нескольких этапов, каждый из которых — это кропотливая и трудоёмкая работа. Но красота и мощь получившегося в итоге меча станут самой достойной наградой.

Основные способы получения железа и стали

С древности основным способом получения железа был так называемый «сыродутный» процесс, когда в печь с рудой (горн или домницу) загружали большое количество руды, древесного угля, флюсов и для поддержания горения вдували неподогретый («сырой») воздух. При этом большая часть железа уходила из руды вместе со шлаком. Серьёзный технологический прорыв в металлургии произошёл лишь в начале XVI века, с открытием «прямого» передельного процесса получения качественной стали из руды.

Традиционная «железоделательная» печь представляла собой усечённый конус высотой от 1 до 2 метров, с диаметром в основании примерно 60-80 см. Горн сооружался из огнеупорного кирпича или камня, сверху его обмазывали глиной, которую затем обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, который нагнетался с помощью мехов, а в нижней части горна находилось отверстие для отвода шлаков.

Однородность сырью придавали с помощью повторного пережигания фракций крицы (чугуна) в сталь и обработкой полученного железа и стали методом ковки. Этот процесс решал сразу несколько задач:

  • Очистку железа и стали от лишних примесей;
  • Сварку разных слоёв стали;
  • Изготовление клинка;
  • Тепловую обработку при доводке и закаливании готового изделия.

Кузнецы-оружейники для придания стали нужных свойств насыщали сплав углеродом либо, напротив, выжигали его избыток. Необходимая температура нагрева металла при всех процессах высчитывалась мастерами исключительно по цвету его накала.

Инструкция по кузнечному изготовлению меча

В процессе изготовления меча в кузнице первоначально формируется заготовка: пластины различных марок катаной листовой стали складываются в несколько слоёв, образуя «пакет». Режущая кромка будущего клинка выполняется из более твёрдой и жёсткой стали, а сердцевина — из более мягкой и гибкой. В итоге клинок приобретает все необходимые боевые качества и хорошо держит заточку.

После этого размечается форма будущего клинка и начинается сам процесс ковки. Заготовку помещают в печь, где под воздействием чрезвычайно высоких температур она становится достаточно мягкой, чтобы можно было сформировать лезвие. В современных кузнях для этого используют гидравлический молот, который мало похож на привычный инструмент кузнеца. Но обыкновенному молоту в любом случае найдётся применение — только с его помощью осуществляется более тонкая и деликатная ковка меча.

Когда заготовка приняла необходимую форму, клинок нужно закалить. Это — одна из самых важных стадий всего процесса, так как если материал не пройдет закалку, он будет хрупким и легко сломается в первом бою. Для закалки используется раскалённое масло, после погружения в которое будущий меч охлаждается в воде. Этот процесс повторяется несколько раз, пока высокоуглеродистая сталь не станет твёрдой, прочной и упругой.

Дамасская сталь

Этот тип стали получается за счёт использования технологии кузнечного сваривания множества слоёв из стальных пластин с разным содержанием углерода. Особые свойства дамасской стали — прочность, эластичность способность клинка долго сохранять остроту, а также наличие особых узоров на лезвии. Они достигаются путём многократных проковок и дальнейшей термической обработки.

Булатная сталь

Булатом принято называть высококачественную оружейную сталь, расплавленную в тигле и остуженную особым способом. Полученное из такого материала холодное оружие обладает высокой прочностью с одновременным сохранением гибкости клинка. Он также обладает характерным узором на поверхности, но это является результатом кристаллизации. Булат представляет собой высокоуглеродистую матрицу, в которую вкраплены низкоуглеродные частицы.

Особенности ковки и гравировки

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Обустроив горн в своей мастерской, в наше время можно выковать меч с использованием рессорно-пружинных сортов стали (марок 65Г, 55ХГР, 55С2ГФ и подобных им аналогов). Подбирая материал, следует учесть, что при ковке будет утрачена часть объёма, потому размеры заготовки должны быть чуть большими в сравнении с выбранным образцом.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть её отвалится сама, но всю поверхность потребуется периодически зачищать, пользуясь щёткой по металлу. Спуски будущего меча можно сформировать и в процессе ковки, но начинающим мастерам лучше сделать это приблизительно и далее использовать наждачный круг.

На конце клинка со стороны рукояти делается хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус. В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют «плечи» меча. Долы вдоль плоскостей лезвия проковывают, используя подбойники или шаблоны.

Заготовку клинка после проковки очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом. Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок, а остужать — опуская в воду полностью.

Гарда и другие металлические элементы рукояти обычно изготавливается отдельно и собираются в конечную конструкцию меча при помощи клея либо пластмассы с дальнейшей запрессовкой горячих металлических частей.

Для выполнения гравировки существует несколько способов, самыми распространёнными из которых являются: механический, химический и электрохимиический. Тем не менее ручная резцовая гравировка считается самой красивой и ценной с художественной точки зрения. Для нанесения рисунка таким способом необходимо использование специальных инструментов (штихелей), изготовленных из легированной или инструментальной стали. Здесь необходим инструмент, который называется штихелем.

Есть и другие методы декорирования кованого металла:

  • Скань — припаивание узоров, выполненных из металлической проволоки;
  • Зернь — декорирование мелкими металлическими шариками («зерном»);
  • Просечка — нанесение и последующая высечка ажурных орнаментов.

После нанесения декоративного оформления обязательно требуется сделать шлифовку и последующую полировку.

Какие могут возникнуть трудности при работе

Сложнее всего при самостоятельном кузнечном изготовлении меча будет правильно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Эти процессы крайне важны для получения достаточно качественного оружия. Перекалив металл, получится очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Следует помнить, что нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей находится в температурных диапазонах 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами:

  1. При определённой температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах — светло-красные и светло-вишнёвые тона;
  2. Когда сталь нагревается до температуры 768 градусов Цельсия и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются. Проверить наличие либо отсутствие этих свойств можно обычным магнитом.

Закаливание производят, когда металл станет едва красным. После этого нужно снова «отпустить» (стабилизировать) металл. Для этого клинок предварительно зачищают и греют до золотистого цвета, а остывание проводят на открытом воздухе.

Самые популярные мастерские кузнецов в России

Россия издавна считалась одной из ведущих стран мира в плане кузнечного и оружейного дела. Свои лидирующие позиции основные центры российского кузнечного производства, расположенные в городах Ворсма и Павлово (Нижегородская область), Златоуст (Челябинская область), Кизляр (Дагестан), сохраняют вплоть до настоящего времени. Их продукция считается наиболее распространённой и традиционно лидирует в рейтингах лучших кузниц России.

Из чего и как куют мечи

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла

Главной движущей силой в развитии металлообработки и металлургии было изготовление оружия. Любой металл, открытый человеком, тут же приспосабливали под производство этих орудий, открывая и разрабатывая новые технологии. Эти изыскания привели к открытию железа, а позже и стали, причем качество последней постоянно старались улучшить.

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Как его можно изготовить в своей мастерской и из каких материалов? А также что нужно знать об изготовлении мечей?

Из чего ковать меч

Первые мечи пытались ковать из бронзы, однако качество их было, мягко говоря, не очень, слишком мягкий материал использовался. Первые железные и стальные образцы так же были плохого качества, их приходилось выравнивать после нескольких ударов. Именно поэтому на первых порах главным оружием было копье с топором.

Все изменилось с изобретением нескольких новых технологий, например, послойной сварки и проковки, что давало прочную и, главное, пластичную полосу стали (харлужная сталь), из которой ковали мечи. Позже появились фосфоритные сорта металла, производство этого вида оружия стало дешеветь, а приемы их изготовления упрощаться.

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла, использующийся при производстве рессор, пружин амортизаторов, корпусов подшипников. Марка имеет в составе низкий процент углерода и дополнена такими легирующими элементами, как никель, хром, фосфор. Такая сталь имеет прекрасные показатели прочности, а, главное, она пружинистая, что не даст мечу изгибаться при нагрузке.

Выбирая материал для изготовления меча, изначально надо решить, как он будет использоваться. Если просто как декоративное украшение интерьера, то качество металла не столь важно. Для реконструкторских боев потребуется хорошая сталь, которую нужно будет дополнительно закалить.

Также можно поискать элементы рессор от автомобилей или тракторов, которые производят из марок стали 55ХГР, 55С2ГФ и других подобных аналогов.

Для декоративных мечей можно просто приобрести прокат в виде прутка или полосы на ближайшей металлобазе. Однако, подбирая материал, стоит учесть, что при ковке будет утрачена часть объема, а, значит, размеры заготовки должны быть больше.

После приобретения стали нужно озаботиться наличием оборудования для ее обработки.

Что нужно для ковки меча

Кузнечный горн с нужными параметрами можно сложить своими руками, используя огнеупорный кирпич. Для этого выкладывают печь, например, с открытым верхом и длинной очага 1,2-1,4 метра.

Также потребуется стандартный кузнецкий набор: наковальня, клещи, подбойник. Обязательно потребуется молот ручник, которым делают все кузнечные работы. Резку металла и его шлифовку можно осуществлять с помощью болгарки.

Значительно упрощает и ускоряет ковку наличие механического кузнечного молота.

Когда собрано все необходимое оборудование, потребуется изготовить хотя бы простейший чертеж, по которому будет осуществляться дальнейшая ковка и сборка меча.

Когда все готово, приступают непосредственно к ковке.

Как ковать меч

Нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей составляет показатель 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами.

  • Первый — при определенной температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах — светло-красные и светло-вишневые тона.
  • Второй — магнитные свойства материала. Их проверяют обычным магнитом. Когда сталь нагревается до показателя 768 градусов и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются.

Итак, заготовка разогрета, как ее формировать ковкой?

  • Если это пруток, то его нужно проковать вдоль протяженности, сделав из него полосу нужного сечения.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть ее сама отвалиться, но всю поверхность нужно периодически зачищать, пользуясь щеткой по металлу.

  • Спуски будущего меча можно сформировать после ковки, используя наждачный круг, либо проковать их, сформировав приблизительные формы клинка.
  • На конце полосы, где будет собрана рукоять, нужно сделать хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус.
  • В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют плечи меча.
  • Вдоль плоскостей лезвия нужно проковать долы. Их формируют, используя подбойники или шаблоны.
  • Гарда обычно изготавливается отдельно и ее не куют вместе с клинком меча.
  • После окончания работы изделие очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом.
  • Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок. Когда металл станет едва красным, его быстро опускают в воду полностью. После чего нужно снова отпустить материал. Для этого его предварительно зачищают и греют до золотистого цвета. Остывание проводят уже на открытом воздухе.

Это самая простая технология того, как выковать меч в домашних условиях. Потренировавшись, можно будет изготовить отличный клинок.

Важно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Перекалив металл, получиться очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Закончив ковочные процессы, изготавливают граду, рукоять и навершие.

Читать еще:  Изготовление примитивного сверла и крепление для него

Конечно, можно изготовлять мечи и без кузнечных технологий, используя слесарные приемы. Однако, именно кованое изделие будет прочным и натуральным.

Огромное преимущество дает наличие механизированного оборудования. Как пример изготовления меча кузнечным способом с использованием механического молота можно посмотреть на предоставленном видео:

А есть ли у Вас опыт изготовления длинномерных предметов и, в особенности, мечей? Поделитесь способами и приемами обработки металла, примите участие в обсуждении в блоке комментариев.

Средневековый меч

Содержание:

В эпоху средневековья меч был не просто одним из самых популярных оружий, но помимо всего этого исполнял также и ритуальные функции. Например, при посвящении в рыцари юного воина легко стукали по плечу плоской стороной меча. А сам меч рыцаря обязательно благословлялся священником. Но и как оружие средневековый меч был весьма эффективен, неспроста же в течение веков были разработаны самые различные формы мечей.

Все-таки если смотреть с военной точки зрения, то меч в битвах играл второстепенную роль, главным оружием средневековья было копье или пика. Зато общественная роль меча была очень велика – на клинки многих мечей наносились священные надписи и религиозная символика, которая призвана была напоминать носителю меча о высокой миссии служения Богу, защите христианской церкви от язычников, неверных, еретиков. Рукоять меча порой даже становилась ковчегом для реликвий и мощей. Да и сама форма средневекового меча неизменно напоминает главный символ христианства – крест.

Посвящение в рыцари, Акколада.

Строение меча

В зависимости от своего строения были разные типы мечей, которые предназначались для разных техник боя. Среди них можно выделить мечи для колющих ударов и мечи для ударов рубящих. При изготовлении мечей особое внимание уделялось следующим параметрам:

  • Профиль клинка – он изменялся из века в век в зависимости от господствующей техники боя в ту или иную эпоху.
  • Форма сечения клинка – она зависит от применения в бою данного вида меча.
  • Дистально сужение – оно влияет на распределение массы по мечу.
  • Центр тяжести – точка равновесия меча.

Сам же меч, грубо говоря, можно поделить на две части: клинок (тут все понятно) и эфес – сюда входит рукоять меча, гарда (крестовина) и навершие (противовес).

Вот так подробное строение средневекового меча выглядит наглядно на картинке.

Вес средневекового меча

Сколько весил средневековый меч? Часто господствует миф, будто средневековые мечи были невероятно тяжелыми, и нужно было обладать недюжинной силой, чтобы ими фехтовать. В действительности же вес меча средневекового рыцаря был вполне приемлемым, в среднем он составлял от 1,1 до 1,6 кг. Большие, длинные так званые «мечи-бастрарды» весили до 2 кг (в действительности ими пользовалась лишь незначительная часть воинов), и лишь самые тяжелые двуручные мечи которые владели настоящие «Гераклы Средневековья» имели вес до 3 кг.

Фото средневековых мечей.

Типология меча

Еще в 1958 году эксперт по холодному оружию Эварт Оукшот предложил систематику средневековых мечей, которая остается основной и по сей день. Эта систематика основана на двух факторах:

  • Форма клинка: его длина, ширина, острие, общий профиль.
  • Пропорции меча.

На основе этих моментов Оукшот выделил 13 главных типов средневековых мечей, начиная от мечей викингов, заканчивая мечами позднего средневековья. Также им были описаны 35 разных типов наверший и 12 типов крестовин мечей.

Что интересно в период между 1275 и 1350 годами произошло значительно изменение формы мечей, связано оно с появлением новых защитных доспехов, против которых мечи старого образца были не эффективны. Таким образом, владея типологией мечей, археологи могут легко датировать тот или иной старинный меч средневекового рыцаря по его форме.

Теперь рассмотрим некоторые самые популярные мечи эпох средневековья.

Одноручный меч

Это пожалуй самый популярный из средневековых мечей, часто воин с одноручным мечом, второй рукой держал щит. Активно применялся еще древними германцами, затем викингами, затем рыцарями, в эпоху позднего средневековья трансформировавшись в рапиры и палаши.

Длинный меч

Длинный меч распространился уже в эпоху позднего средневековья, впоследствии благодаря нему расцвело пышным цветом искусство фехтования.

Двуручный меч

Подобный мечем пользовались лишь настоящие богатыри, учитывая тот факт, что вес средневекового двуручного меча доходил до 3 кг. Тем не менее, мощные рубящие удары таким мечем, были вполне сокрушительными и для прочных рыцарских доспехов.

Рыцарский меч, видео

И в завершение тематическое видео про рыцарский меч.

Вторая попытка: Средневековый меч

В февральском номере «ПМ» мы начали рассказ о нашем проекте исторической реконструкции средневекового меча под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской традиционного японского оружия Ishimatsu. В первой статье мы описали, как получали нужные сорта стали из железной руды, и пообещали опубликовать продолжение в следующем номере. Однако нас поджидали технические трудности, которые задержали продолжение почти на два месяца. Впрочем, трудности эти тоже вполне исторически аутентичны — с ними встречались и средневековые кузнецы-оружейники.

От бруска к клинку

Итак, у нас есть стальной брусок, собранный из семи пакетов, — каждый из них имеет свою структуру и назначение в конструкции клинка. Первым делом нужно превратить этот брусок в собственно заготовку — проковать в стальную полосу заданных размеров с учетом запаса на проковку и оттяжку лезвия (для экономии времени мы немного отступили от исторической аутентичности, использовав для этой операции пневмомолот). На заключительной стадии этого этапа Василий, уже вручную, придает полосе первоначальную геометрию, формируя хвостовик, кончик и пятку клинка. С этого момента полоса по форме уже отдаленно напоминает будущий меч. После того как металл остыл, Василий еще раз внимательно осмотрел и измерил полученную заготовку, оставив небольшой запас металла на исправление будущих ошибок.

Следующая стадия — проковка долов. Долы — это продольные пазы, проходящие вдоль части длины клинка. Иногда их ошибочно называют «кровостоками», хотя на самом деле функция долов в конструкции клинка совершенно иная — они уменьшают массу клинка и играют роль ребер жесткости. Долы проковываются с помощью специального инструмента, называемого шпераком. Шперак представляет собой Т-образные щипцы с губками круглого сечения, заготовка зажимается между ними и проковывается, в результате с обеих сторон клинка появляются продольные пазы.

И наконец, заготовка приобретает более-менее окончательный вид после оттяжки (формирования) лезвия. «Это довольно кропотливый процесс, — объясняет Василий. — Если на предыдущих этапах можно использовать пневмомолот, то для оттяжки лезвия необходима высокая точность, которая достигается только ручной ковкой». На этой стадии окончательно задается геометрия будущего клинка, можно немного изменить расположение центра тяжести, варьируя толщину клинка у кончика или у основания. Толщина режущей кромки на этом этапе составляет 2−2,5 мм. Тоньше нельзя: можно перекалить сталь, да и запаса для каких-либо «маневров» не останется.

Но вот предварительные работы почти закончены. Василий еще раз проверяет соответствие размеров клинка нашему техзаданию, рихтует заготовку и переходит к следующему этапу — термообработке.

Термообработка

К закалке приступают не сразу. Сначала нужно избавиться от внутренних напряжений в материале, которые могли появиться во время ковки. Для этого клинок отжигают — нагревают до 950−970°С, а затем оставляют медленно остывать прямо в горне — этот процесс занимает 5−8 часов. Затем заготовку окончательно рихтуют, причем минимально, чтобы избежать переуплотнения материала в различных частях клинка.

Закалка — самая известная часть процесса термообработки. При закалке происходит быстрое охлаждение заготовки, углеродистая сталь становится прочной, твердой и упругой (снижается ее пластичность и вязкость).

Василий накладывает древесный уголь и разжигает горн, поясняя: «Древесный уголь горит более равномерно. К тому же он легче кокса, и поэтому вероятность повредить горячий пластичный клинок при разогреве меньше». Он нагревает клинок, стараясь добиться равномерного прогрева примерно до 890−900°С, затем вынимает заготовку из горна и опускает в ванну с солевым раствором на 7−8 секунд. Затем клинок нужно отпустить — снять внутренние напряжения, накопившиеся в металле во время закалки, сделать его менее хрупким и увеличить ударную вязкость: нагреть до невысокой (180−200°С) температуры и охладить до комнатной в воде (или воздухе — методики варьируются). Эту операцию производят обычно несколько раз (в нашем случае три) с перерывами в 15−20 минут. После этого клинок оставляют в покое на несколько дней, чтобы оставшиеся внутренние напряжения проявились и «устаканились». «Клинок желательно подвесить, а не просто положить на наковальню, — замечает Василий. — Иначе неравномерности в теплообмене могут нарушить геометрию, то есть клинок банально ‘поведет». Но даже в подвешенном состоянии по прошествии нескольких дней клинок, как правило, нуждается в небольшой щадящей холодной рихтовке.

После термообработки — очередной контроль качества. Василий тщательно осматривает клинок на предмет «непроваров», трещин, проверяет его на изгиб и кручение, бьет клинком по доске плашмя и вновь осматривает. Затем он зажимает клинок двумя пальцами и бьет по нему металлической палочкой, внимательно прислушивается к звону и скептически качает головой: «Когда звук звонкий, колокольный, по мечу идет долгая вибрация — это говорит о прокованности меча, отсутствии внутренних микротрещин и достаточно высокой степени закалки. Если звук хриплый, тусклый и недолгий — значит, есть какие-то дефекты. Здесь что-то не так: звук мне не нравится». Но объективных признаков вроде бы нет, так что переходим к следующему этапу.

Механическая обработка

Этот довольно монотонный процесс занимает почти две недели. За это время оружейник с помощью мокрых абразивных камней из песчаника снимает лишний металл, шлифует долы, формирует и затачивает режущую кромку. Но вот, наконец, работа близится к концу, и Василий приступает к окончательной проверке — вновь осматривает клинок, разрубает несколько деревянных брусков, мягкий стальной уголок, несколько раз изгибает клинок: «Похоже, закалился неравномерно — при изгибе основание образует дугу, а кончик почти прямой», — и в этот самый момент зажатый в тиски клинок с неприятным хрустом трескается. Его конец по‑прежнему зажат в тисках, а остаток — в руках у Василия, который пожимает плечами: «Я же говорил, что тут что-то не так! Вот поэтому мы при выплавке делали несколько заготовок. Ничего страшного — разберемся, почему это произошло, и попробуем еще раз».

Сломанный меч

Собственно, именно это и задержало выход данной статьи на два с лишним месяца — потребовалось разобраться в причинах произошедшего, провести несколько экспериментов, внести коррективы в процесс… и повторить весь путь от многопакетного бруска заново.

Почему же сломался наш первый меч? «Напомню, что мы использовали нестандартные стали, точный состав которых неизвестен, а значит, их характеристики сложно предсказать, — говорит Василий. — По-видимому, закалка была чрезмерно ‘жесткой’ — слишком высокая температура и использование солевого раствора привели к образованию микротрещин в высокоуглеродистой стали. Это чувствовалось уже на этапе предварительной проверки после закалки — по звуку и гибкости, но окончательно подтвердилось только после мехобработки — стали видны микротрещины на поверхности».

Звонкий клинок

После ряда экспериментов процесс термообработки был модифицирован. Во‑первых, мы решили немного изменить геометрию клинка, увеличив толщину кончика, чтобы закалка стала более равномерной. Во‑вторых, уменьшили температуру нагрева до 830−850°С и саму закалку решили проводить не в солевой ванне, а в водно-масляной (слой масла толщиной 30 см поверх воды). После такой двухступенчатой (за счет масла, имеющего температуру кипения около 200°С) закалки, длящейся 7−8 секунд, клинок охлаждался в воздухе (на морозе в -5°С) до полного остывания (5 минут). Методика дальнейшей термообработки также была изменена: клинок отпускали для снятия внутренних напряжений в пять заходов, нагревая до температуры 280−320°С, а затем оставляя остывать в воздухе.

И вновь — перерыв в несколько дней, рихтовка, обдирка, шлифовка и заточка.

И вот, наконец, Василий вновь бьет металлической палочкой по клинку, прислушивается к долгому музыкальному звону, и на лице его появляется удовлетворенная улыбка: «Кажется, на этот раз все получилось!» Он зажимает клинок в тиски и тянет за хвостовик — клинок сгибается в почти идеальную дугу.

Остаются только всякие мелочи — протравить рисунок, чтобы на поверхности клинка появился красивый узор, подогнать деревянные ножны, установить на меч рукоять, обтянутую замшей, бронзовые перекрестие и навершие (так называемое яблоко). Меч, почти в точности такой, каким могли биться русские воины XIII века, полностью готов — остается только испытать его. Но об этом — в одном из следующих номеров.

Кузнец — всем ремеслам отец

«КУЗНЕЦ – ВСЕМ РЕМЕСЛАМ ОТЕЦ»

Сложно сказать, когда именно появилось кузнечное ремесло.

Оно древнее — в том нет сомнений. Недаром говорят: «Кузнец — всем ремеслам отец». Именно коваль мог изготовить плотнику топор, а швее — иглу. Хотя, конечно, игла могла быть и костяной, но железная, все-таки, надежнее.

Считается, что профессия кузнеца возникла в 9–7 веках до н.э. в эпоху «железного века».

Коваль занимается производством металлических изделий, он кует раскаленный металл, его стихия — огонь. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. А кузни всегда строились на отшибе, чтобы избежать лишнего риска пожара для деревни.

В истории кузнечного дела, связного с работой мастера и его удаленным местом жительства, о мастерах возникло не одно поверье. А их роль в обществе неоднократно менялась. Часто кузнецы выступали в роли ведунов и чародеев, они изготавливали атрибутику для обрядов, к ним обращались за медицинской помощью.

Искусство кузнеца всегда было магическим, благодаря его власти над огнем и металлом.

На Руси считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и излечить болезнь и прогнать порчу. И даже извести нечистую силу: в эпосе именно кузнец побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Профессия эта всегда была «божественной». Вспомним древнегреческого Гефеста — искусного кузнеца и «изготовителя» молний для самого Зевса. У древних славян молнии кует бог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота по наковальне.

Наковальня — один из трех «основных» инструментов кузнеца.

Она бывает разной и называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом».

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить и 10, и 12 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, — продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Когда-то свой кузнец был в каждой деревне, он перенимал тайны профессии от отца или мастера. Сейчас кузнечному искусству учат и в училищах. Раньше кузнец был «частью» производства, а в наши дни упор идет на художественную ковку.

Но все-таки каждый настоящий коваль — художник по металлу. Даже когда получаешь заказ и утверждаешь эскиз, всегда в какой-то момент видишь его иначе, и в результате на свет появляется оригинальная вещь со своей историей. Маленький штрих может полностью поменять картину.

Не так давно я делал петли на ворота в форме ящерицы. И решил добавить одну деталь — корону, которая превратила простую ящерку в королевну, а затем — в Медной горы Хозяйку из уральских сказов.

На воротах, как известно, петли всегда смотрят друг на друга, поэтому ящерок из горна выползло четыре штуки. И они все немножко разные, потому что куются вручную, а значит, все — со своим характером. Поскольку у меня получились Хозяйки горы, то у них должна была быть корона, и даже простой крепеж — гвозди — пришлось доводить до ума вручную. Они в результате получились другой фактуры и цвета.

В наши дни кузнец чаще всего делает кованые заборы, ворота, мебель и предметы интерьера. Но иногда и простой гвоздь может стать арт-объектом. Я люблю делать волшебные «чудо-гвозди», как я их называю. Они и функциональны, и красивы. В старину железные гвозди в богатых домах использовали как крючки. Мой «чудо-гвоздь» надо забить в стену и загадать желание. И оно непременно исполнится.

В современном мире есть нанотехнологии, которые предполагают манипуляции с устройствами настолько маленькими, что ничего меньшего быть не может. А на самом деле первыми применили нанотехнологии кузнецы еще в глубокой древности, когда ковали дамасскую сталь.

Чтобы ее выковать, нужно собрать «пакет» из пластин разных марок стали, чередуя при ковке их между собой. Ковка идет в быстром темпе, чтобы металл не остыл.

Кузнечное ремесло было повсеместно широко распространено. В кузнях изготавливали все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: от ножей до лопаты и сковороды.

А еще там ковалось боевое оружие и военное снаряжение — мечи, копья, шлемы, кольчуги. При этом кузнецу надо было уметь работать и с деревом.

Взять хотя бы древние щиты. Они делались из дерева и служили защитой от стрел и ударов копья и меча, а затем красились в яркие цвета и часто украшались различными узорами. Красный был наиболее употребляем и символизировал власть.

Щит для состоятельных воинов обковывался по периметру металлическими накладками ручной работы, которые защищают от рубящих ударов. По центру же располагался железный умбон — бляха конической формы для защиты кистей.

Ценители средневековых доспехов и вооружения есть и сейчас. И у кузнецов бывают заказы на щиты и мечи – конечно, не для боевых сражений, а для исторических фестивалей или просто для красивого интерьера.

Для меня в таких заказах принципиально максимально соблюсти историческую правду. И в процессе работы открывается много интересного. Например, мало кто знает, что раньше металл чернили или воронили обычным репчатым луком, а дерево склеивали рыбьим клеем или клеем, сваренным из сухожилий.

Очень важен и орнамент на щите, который для древних воинов становился дополнительной защитой — оберегом. Часто для узора брался так называемый триксель, или трискеле. Это закрученные три линии, исходящие из одного центра. У кельтов и скандинавов триксель часто встречается в виде трех стилизованных змей и называется змеевиком. Точно так же его называли и славяне. Триксель можно увидеть и на Кавказе на башнях Вайнахов, и в Индии.

Делает кузнец и украшения. Сейчас модна тема викингов и украшений, стилизованных в их стиле или сделанных по образу и подобию. Одним из таких украшений является булавка-фибула. Во времена норманнов еще не знали пуговиц, и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов. Сейчас, конечно, есть и пуговицы, и «молнии», но фибулы все равно пользуются успехом. И каждый мастер-кузнец старается сделать их по-своему. Тут важно обращаться к историческим источникам.

Я люблю украшения, которые несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Моя авторская коллекция фибул родилась случайно — сначала были эксперименты, а потом одна за одной появились экземпляры, которыми я остался доволен. В результате одной из проб завязался узел, заплетение которого требует определенных навыков и опыта. Уже потом я узнал, что и до меня древние мастера вязали магические узлы из различных материалов.

А еще в коллекции есть вариация на так называемое кольцо тролля — оберег древних скандинавов. Это «закорючка» носилась, чаще всего, в качестве подвески и использовалась для «отражения» злых духов. Ее вешали и в домах над дверью — как в русских избах подкову, чтобы в дом не мог войти злой человек.

Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна. И заниматься ей можно, только если любишь свое дело. И это — один из главных секретов мастерства.

Как сделать настоящий меч в домашних условиях?

Современное увлечение средневековой культурой широко распространилось не только среди
молодежи. Все чаще за изготовление мечей, шашек или кинжалов берутся взрослые мужчины. В былые времена от качества холодного оружия часто зависела жизнь его владельца, а хороший меч обозначал его статус. Теперь собственноручно изготовленный по эскизам меч может украсить уникальную коллекцию старинного оружия, стать гордостью его хозяина или просто отличным украшением интерьера.

Кузнецы, по-настоящему занимающиеся ковкой подобного холодного оружия, не выдадут свои секреты первому встречному. Чтобы выковать настоящий боевой меч, а не игрушку для ребенка, нужно много лет посвятить изучению ремесла. Даже самая простая копия потребует немало терпения и некоторых профессиональных навыков от ее создателя. Однако, каждый, будь то любитель или коллекционер, имеющий большое желание, несколько инструментов для работы с металлом и немного свободного времени, может и в домашних условиях сделать декоративную копию средневекового или исторического оружия.

При этом следует учитывать, что изготовление любого холодного оружия с целью продажи или ношения без соответствующего на то разрешения может наказываться законом.

Оригинал или подделка?

Если вы хотите создать имитацию боевого меча и использовать ее для декорации, то это сделать достаточно просто. Для этого достаточно взять полосу дерева, металла, пластика или любого другого материала и сформировать из него рукоять и клинок. Металлические макеты такого оружия шлифуют, а пластиковые или деревянные клинки покрывают серебристой краской.

Создать по эскизам настоящий меч можно, освоив простейшие навыки ковки. Конечно, владение горячей ковкой — это удел избранных, но навыками холодной ковки может овладеть практически каждый. Понятно, что с помощью такой технологии получить отличное боевое оружие невозможно, но в роли сувенира подобное изделие будет выглядеть отлично.

Создаем меч собственноручно

Можно по-разному сделать клинок в домашних условиях. Рассмотрим самый простой способ, заключающийся в обычной механической обработке материала. Для этого потребуется:

  • листовая 5-миллиметровая сталь;
  • болгарка;
  • дрель;
  • электронаждак.

Работу следует начинать с создания эскиза холодного оружия на бумаге, а затем его контур с помощью маркера перенести на металл.

  1. Когда планируется создать достаточно сложной формы меч или кинжал, то в углах контура нужно просверлить дрелью отверстия. Это в значительной степени облегчит дальнейшее выпиливание.
  1. Вырезают заготовку по контуру болгаркой или выполняют эту работу с помощью обычного молотка и зубила.
  1. Убрать излишки металла, придать форму и сформировать клинок по толщине поможет дальнейшая обработка заготовки на наждаке.
  1. Затем клинок медленно нагревают на огне до красноватого свечения и быстро опускают в холодную воду для охлаждения. После чего металлическую заготовку зачищают до блеска и несколько раз повторяют процедуру нагревания, пока зачищенный участок не приобретает золотистый цвет.

И только после этого клинок полностью шлифуют, затачивают его кромки, украшают кожей или шнуром рукоять. По такому принципу можно создать целый домашний арсенал.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Меч в средневековом стиле

В этот раз мы рассмотрим, как можно сделать классный меч своим руками. Автор утверждает, что он выполнен в средневековом стиле, однако больше это смахивает на меч из различных фантастических фильмов.

Делается сие орудие без использования кузнецы, клинок просто вырезается из листового металла. В связи с этим всерьез назвать такой меч орудием нельзя, это просто экспонат, который можно использовать на конкурсах, выставках и так далее. Впрочем, при желании, вы можете сделать такой же меч из хорошей стали и закалить.

Самым сложным при изготовлении меча будет формирование скосов, так как они тут очень длинные, если сравнивать с ножом, а также тут их аж 4 штуки. Для формирования скосов автор пользовался фрезерным станком. В принципе, с такой задачей можно справиться при помощи ленточного шлифовального станка или даже с помощью болгарки, используя шлифовальные диски. Но это все займет много времени и сил.

Материалы и инструменты, которые использовал автор для изготовления меча:

Список материалов:
— листовая сталь для изготовления клинка;
— древесина для ручки;
— алюминиевый «брус» для изготовления гарды.

Список инструментов:
— фрезерный станок;
— большая и малая болгарка ;
— сверлильный станок и дрель ;
— тиски и зажимы;
— напильники;
— наждачная бумага;
— орбитальная шлифовальная машина ;
— стамеска;
— эпоксидный клей;
— полировальный круг и паста (по желанию).

Процесс изготовления меча:

Шаг первый. Изготовление клинка
Изготовление клинка является самой сложной частью самоделки. Первым делом вам нужно вырезать грубый профиль клинка, с этой задачей в принципе справиться не сложно. Рисуем на заготовке профиль, а потом потихоньку, не спеша вырезаем при помощи болгарки. Болгарка тут понадобиться большая, или, как минимум, средняя. Также нужен будет немалый арсенал отрезных кругов и много терпения.

Еще профиль можно вырезать с помощью ленточной пилы по металлу, если таковая имеется в арсенале.







Далее наступает более сложная задача, это формирование скосов, а также центрального желоба, называемого «дол». Центральный желоб можно сделать первую очередь, потом по нему уже можно ориентироваться при формировании скосов. Конечно, вручную его будет сделать тяжеловато, с этой задачей сможет запросто справиться фрезерный станок.

Впрочем, можно нарисовать линию желоба и попробовать прорезать его болгаркой, используя толстые диски для чистки, шлифовки и т.д. Но этот процесс у вас отнимет очень много времени и сил.







Скосы реальнее всего сформировать не ленточном шлифовальном станке. Впрочем, если хорошо все разметить, можно попробовать выполнить эту работу и ручным шлифовальным станком. В самом крайнем случае используем болгарку со шлифовальными дисками. Напильниками, конечно, тут придется точить металл месяцы…

В завершении при помощи болгарки вырежьте хвостовую часть, где будет находиться ручка. Тут особых трудностей возникнуть не должно.

Шаг второй. Шлифовка поверхности

Приступаем к шлифовке поверхности. Нашей задачей будет сделать металл гладким, блестящим, убрать все те дефекты, которые остались после грубой обработки. Шлифовку автор делает вручную, используя наждачную бумагу зернистостью 320, 500, 800 и 1000. Чтобы получить ровную шлифовальную плоскость, закрепите наждачку на брусочке.




В завершении отшлифуйте металл до зеркального блеска. Для этих целей автор использует очень мелкую наждачную бумагу зернистостью 1000. Чтобы наждачная бумага хорошо работала, смачивайте ее время от времени в воде, благодаря этому она очищается.

Шаг третий. Делаем гарду
Гарду автор делает из алюминия, так как этот металл мягкий и его удобно обрабатывать. В качестве заготовки используется прямоугольный стержень.

Первым делом сверлим по центру ряд отверстий. Потом эти отверстия с помощью напильников растачиваются в одно большое прямоугольное. По размерам отверстие должно быть таким, чтобы в него заходил хвостовик клинка.









Помимо гарды вам нужно сделать еще одну деталь, которая надевается на самый край ручки. Она делается также из алюминия. Сверлим отверстия, точим, шлифуем. Автор приложил чертежи обеих изделий.

Шаг четвертый. Изготовление ручки
Теперь можно приступать к изготовлению ручки, она делается из дерева. Для этих целей вам будет нужно два брусочка, породу дерева выбирайте на свое усмотрение. Вырежьте заготовки до нужной длины, а потом через центр вдоль заготовок проведите линии. Тут вам предстоит сформировать канавки квадратной формы, на каждой заготовки глубина канавки должна составлять половине толщины хвостовика меча. Такие канавки можно запросто изготовить стамеской.










Теперь склейте две половинки клеем по дереву и хорошенько зажмите струбцинами до полного высыхания. Когда клей высохнет, берем напильники, наждачную бумагу и формируем профиль ручки. На этом шаге он должен получить законченную форму. Шлифует ручку автор наждачной бумагой зернистостью 120, а завершает более мелкой на 240. В итоге у вас получится полая ручка, в которую потом можно будет вставить хвостовик меча.

Шаг пятый. Приступаем к сборке меча
Теперь меч можно собирать, обычно для склеивания деталей используют эпоксидный клей. Перед применением клея хорошенько отшлифуйте склеиваемые поверхности, а металл хвостовика протрите ацетоном. Наносим клей на каждую деталь и собираем меч. Сперва устанавливается гарда, а за ней следом аккуратно напрессовывается деревянная ручка. Если между ручкой и хвостовиком будут полости, залейте туда эпоксидный клей. В завершении вам останется установить на хвостовую часть деталь из алюминия, изготовленную ранее. Зафиксируйте все это дело и дайте клею высохнуть. Обычно эпоксидный клей сохнет сутки.




Клей высох, и настало время финальной обработки. При желании вы можете отполировать клинок до зеркального блеска. Что касается ручки, то она после склеивания потребует дополнительной шлифовки. Тут могут выступить остатки клея, появится некоторые неровности и так далее. Все это дело прекрасно выравнивается наждачной бумагой. Сделайте руку ровной и доведите до идеальной гладкости.

В завершении предстоит защитить меч от воздействия влаги. Саму сталь смазываем маслом, так как она будет быстро темнеть, или даже ржаветь. Пальцами после этого ее не трогайте. Что касается дерева, то оно при впитывании влаги может менять объем, трескаться, что приведет к тому, что ручка деформируется. Чтобы это не допустить, дерево обязательно пропитывается льняным маслом или другими специальными пропитками. В завершении вы можете нанести на ручку воск и отполировать ее.

При желании наточите меч, правда, металл тут не предназначен, чтобы меч использовали по назначению. Из недостатков такого орудия можно считать еще то, что меч получился слишком тяжелым.
Самоделка готова, удачи в состязаниях!

Устройство европейского меча

“Не обнажай меня без нужды. Не вкладывай меня в ножны без чести” – девиз на лезвии меча клинка из Толедо, Испания.

Европейский меч состоит из двух основных частей:

Устройство европейского одноручного меча

1) Рукояти, которая в свою очередь состоит из навершия (яблока), рукояти, гарды (крестовины), хвостовика

2) Лезвие клинка, которое в свою очередь состоит из дола, лезвия и острия.

Клинок

Клинок – имеет, множества толкований объединенных общим посылом. Клинок это: 1)режущая часть холодного оружия или ножа (тол. словарь, Ушаков); 2) режущая и колющая часть холодного оружия (тол. словарь, Ожегов); 3) полоса, вообще стальная часть холодного, резучого оружия (кроме штыка) и ножа (тол. словарь, Даль).

И все же, какое понятие должно быть ключевым? Правильно будет, обратиться к юридическому понятию слова клинокпротяженная металлическая боевая часть холодного оружия с острием, с острием и одним или двумя лезвиями, или с двумя лезвиями, являющаяся частью полосы, данное определение закреплено ГОСТом Р 51215 98. Это общепринятое понимание слова – клинок.

Однако, мы выведем и специфическое понятие клинок, связанной с действительностью мастерской “Зброевы фальварак”, клинок мастерской ЗФ, это протяженная металлическая боевая часть изделия, с острием, с острием и одним или двумя лезвиями, или с двумя лезвиями, являющаяся частью полосы, внешне и конструктивно схожим с холодным оружием.

Главная особенность: мастера ремесленники ЗФ – не изготавливают холодное оружие, а делают масс-габаритные копии).

1) Рассмотрим более подробно отдельные части эфеса:

Навершие (яблоко):

Навершие – данный элемент устройства меча предназначен для его балансировки, только сбалансированный меч подходит для искусного фехтования им, в разных школах оружейного дела баланс может быть различным. Однако считается общепринятым способом измерения баланса меча – это измерения при помощи пальцев руки, как правило, хороший баланс для европейского клинка должен быть на четыре пальца от гарды меча.

Как установить баланс при помощи пальцев рук?

Мы берем клинок меча и смотрим на его баланс, для этого мы кладём клинок на один палец руки, удаляя или приближая палец к гарде, мы находим точку когда ни одна из сторон не перевешивает другую. Именно в этом месте и будет баланс.

Кроме того навершие, служит для упора руки, это особенно важно ибо во время боя меч начинает скользить до тех пор пока кисть руки не упрется в навершие.

Рукоять меча:

Рукоять меча – предназначена для удержания меча кистью руки. Рукоятка меча должна удобно лежать в руке ибо не удобная рукоять может ваши возможности при фехтовании. Поэтому при покупке меча нужно уделять внимание тому на сколько хорошо рукоять подходит к вашей руке. На данный момент можно с уверенностью выделять и классифицировать мечи по количеству хватов кистью руки рукояти. Так на данный момент мечи подразделяются на:

– Одноручные мечи
– Полутороручные мечи
– Двуручные мечи

Сравнительная графика: масштаб клинкового оружия от одноручного до двуручного

Обычно под одноручными мечами подразумеваются легкие европейские клинки, предназначенные для быстрого фехтования одной рукой, такие мечи, как правило, легки и имеют лезвие от 50 до 80 см. и являются классическим оружие, как участников ролевого движения, так и участников движения реконструкции средневековья.

Одноручный меч тип X по Окшотту

Под мечами с полуторным хватом ( бастардами ), подразумеваются мечи имеющие возможность удержания как одной рукой, так и двумя. Фехтовальщик в зависимости от ситуации может фехтовать одной рукой и удерживать щит другой, но в случаи необходимости он может взять такой меч в две руки и фехтовать им, удерживая двумя руками, тем самым уменьшая усталость одной руки. По средневековым стандартам полутораручный меч был по грудь владельцу. Такая длина позволяет держать противника имеющего одноручный меч на большем удалении и тем получить возможность нанесения ударов с большей дистанции. Сейчас нередки случаи, когда полуторный меч, становится оружием новичка, который только выходит на путь постижения азов фехтования. Данный вид меча, имеет широкое распространение как среди ролевиков, так и реконструкторов средневековья.

Полутороручный меч Тип XVIa по Окшотту

Двуручные мечи , как привило, это большие, тяжелые рыцарские мечи типа эспадон, фехтование таким мечом требует значительной физической силы и навыков. Данный меч предназначен для удержания и фехтования двумя руками, благодаря своей длине лезвия более 110 см он является оружием дальней дистанции. По средневековым стандартам двуручный меч был по подбородок владельцу. В целом двуручные мечи весьма опасны в фехтовании, так как очень часто наносят значительные травмы. На данный момент мечи данного типа довольно редки в ролевом и реконструкторском движении. В ролевом движении данный меч получил актуальность в силу того, что такие мечи, благодаря правилам боевого взаимодействия на ролевой игре, наносят больший урон для противника, чем одноручный или полутороручный меч. Но их изготовление требуют значительного количества и высокого качества материала, вкупе с высокими навыками мастера – потому двуручные мечи встречаются значительно реже чем полутораручники или двурушники. Кроме того, такие мечи часто становятся артефактами или какими либо другими символами магии в ролевой игре. В движении реконструкторов средневековья двурушник мало распространён в силу того, что для работы двумя руками при поединках или бугуртах фехтовальщику нужен очень качественный защитный доспешный комплекс.

Двуручный меч, ХIХ тип по Окшотту

Указанная классификация и размеры мечей являются относительными и взяты из нашего опыта и опыта других мастеров. Так, например в Японии меч длиной 50 см., как вакидзаси или меч длиной 70 см., как катана, имеют двуручный хват. С тем же успехом европейский бастард может быть с двуручным хватом.

Как и навершие рукоять входит в систему балансировки клинка . Особенно данное утверждение, относится к мечам сделанных по системе «сварного стакана» , а затем и по системе «стальной трубы», «сварных стальных пластин» . Для историчных мечей это менее актуально, ибо рукоять таких мечей выполнена из дерева, хотя например, у меча ниндзя, синоби-кэн рукоятка меча цельнометаллическая.

Гарды (крестовины, также встречается название «кресало»)

Гарда меча – данный элемент эфеса меча предназначен для защиты кисти руки во время фехтования, от ударов лезвием меча противника. Различные страны и народы создали различные по форме гарды. Кроме всего гарда выполняет функцию балансировки меча.

Хвостовик

на гарде может, как присутствовать, так и отсутствовать. Считается, что наличия хвостовика на мече позволяет клинку лучше поглощать энергию удара и тем самым защищать лезвие от вибрации и расшатывания в рукояти.

2) Рассмотрим более подробно отдельные части клинка:

Лезвие меча

Лезвие меча – острый край режущего, рубящего орудия (толк. словарь, Ожегов); острая сторона (рабочая часть) клинка (Исторический словарь). И так, лезвие – это боевая, режущая часть клинка.

Дол

Дол на мече

— желоб, продольное углубление на клинке . Первая и самая очевидная функция долов — облегчение клинка: при тех же габаритах клинок с долами имеет ощутимо меньший вес. Если долы формируются режущим инструментом в гомогенном материале, то при незначительном снижении механической прочности (по сравнению с заготовкой) заметно теряется вес (особенно при широких долах на длинном клинке). При изгибах и кручениях средняя часть клинка нагружается незначительно, поэтому может почти безболезненно удаляться. В сечении клинок с симметричными широкими долами подобен двутавровой балке, которая известна в архитектуре значительной жёсткостью при малой массе. Согласно некоторым источникам, двутавровый профиль в архитектуре был позаимствован именно из клинкового оружия. Если дол выполняется ковкой, то в этом месте (обычно ближе к обуху) происходит упрочнение материала клинка, что позволяет формировать лезвие ковкой без боязни значительной деформации (искривления) в плоскости клинка, сильного «задирания» острия клинка над линией обуха. При термообработке тонкое лезвие и толстый обух клинка нагреваются и остывают неравномерно. Долы выравнивают температурные режимы, снижая массу толстой части клинка. Долами изменяется баланс клинок-рукоять. На некоторых типах ножей широкие долы предотвращают налипание (намерзание в зимних условиях) разрезаемого продукта на клинок, уменьшая площадь контакта голомени клинка с плоскостью разреза. Наиболее значима на короткоклинковом оружии и инструменте эстетическая функция. Дол придаёт клинку внешнюю стремительность и агрессивность, добавляет третье измерение (глубину) в плоскость ножа, несёт ассоциативную нагрузку, ибо связан в культуре с романтикой длинноклинкового оружия, криминальными финками и эмоционально окрашено именуется «кровостоком».
Грани лезвия

– это часть меча непосредственна предназначенная для нанесения рубящего, режущего удара по противнику. В зависимости от типа и вида – меч может быть обоюдоострым, т.е. иметь две кромки, либо иметь только одну, как у фальчиона, сабли, палаша, катаны. Встречались и трёхгранные клинки и четырёхгранные клинки (эсток, кончар) но они являлись исключительно колющим оружием и служили для пробивания лат. Внутреннее сечения лезвия различно, это может быть ромб, овал и т.д.
Острие

– острие предназначено для нанесения колющего удара. В раннем средневековьи зачастую острее просто закруглялось. Но уже во времена крестовых походов острие меча стали острить для нанесения колющих ударов в слабые места доспеха.

Ножны

– предназначены для защиты меча от воздейсвия внешней среды, а также для переноски меча.
Устье ножен меча

– металлическая накладка выполняющая декоративную функцию, кроме того служит для укрепления входа в ножны, не позволяя половинкам ножен разойтись.
Наконечник ножен

– металлическая накладка выполняющая декоративную функцию как и устье меча, кроме того служит для стягивания кожи которой как правило обтягивают меч.
Устье и наконечник появились во времена крестовых походов. И были заимствованы с ножен восточных мечей.

Как в домашних условиях сделать клинок и собрать меч или кинжал?

Когда-то хороший меч или кинжал был не только предметом, обозначающим статус владельца. От качества клинка часто зависела жизнь его обладателя. Нынче холодное оружие выполняет скорее декоративную функцию, но знать, как сделать клинок, хотят многие.

Меч, изготовленный своими руками может стать отличным украшением интерьера и гордостью его владельца.

Простой способ изготовления меча дома

Чтобы сделать клинок в домашних условиях, потребуются такие инструменты и материалы:

  • сталь листовая толщиной около 5 мм;
  • болгарка;
  • дрель;
  • электрический наждак.

Контур шаблона обводится маркером на поковке и вырезается на обдирочном круге.

Работа начинается с эскиза будущего меча на бумаге. После этого контуры клинка переносятся на металл с учетом припусков на обработку.

  1. По нанесенному контуру дрелью сверлят отверстия в углах, если форма меча достаточно сложная. Это облегчит выпиливание контура болгаркой. Делают отверстия для крепления рукояти.
  2. Вырезать заготовку по контуру на металле. При отсутствии болгарки эту операцию можно выполнить с помощью зубила и молотка.
  3. Дальнейшая обработка проводится на наждаке или напильником: следует убрать лишний металл, придавая изделию форму меча, утолщенного к центру и тонкого на режущих кромках. Рельеф на клинке в виде дол или других деталей выполняют этими же инструментами.
  4. Клинок закаляют и отпускают. Процесс описан ниже, в более сложном способе изготовления оружия своими руками.

Как ковать клинок своими руками?

Для получения нужной толщины, выровнять плоскость клинка, двигая его взад-вперед по кругу.

Ковка подразумевает формирование металлического изделия путем нанесения ударов по раскаленному материалу, который из-за воздействия высокой температуры становится пластичным и мягким. Чтобы сделать меч способом ковки, потребуются:

  • сталь низкоуглеродистая (пруток или полоса);
  • молоток;
  • наковальня и горн.

Если ковать начинают из прутка, то первым шагом будет проковывание его в квадрат или прямоугольник по всей длине. Затем из этой заготовки разгоняют полосу, толщина которой соответствует толщине задуманного изделия плюс излишки, которые будут удалены в процессе дальнейшей обработки.

Нужно стараться не охлаждать металл слишком сильно, так как неизбежное изгибание его при ковке лучше выправлять перед следующим разогревом заготовки.

Припуск вдоль обуха стачивается вместе с завалами и выравнивается о боковую поверхность круга.

От конца полосы отступают расстояние, которое будет немного меньше требуемой длины рукоятки, учитывая, что при утончении этой части она удлинится. Разогревают заготовку до красного света металла и производят перебивку хвостовика. Для этого на нужном расстоянии на кромке наковальни или на подкладном инструменте острым концом молотка формируют «ступеньку» — плечи тела клинка. Более тонкая часть и называется хвостовиком. Хвостовик оттянуть на конус.

Телу клинка придают нужный контур. Спуски от середины к кромкам можно сформировать на наждаке или выковать, нанося удары под строго определенным углом от краев к центру полосы. Сохранять постоянное положение молота при ковке поможет прижатый к туловищу локоть ковщика. Так удары будут наноситься строго вертикально, а наклон бойка к плоскости наковальни контролируют, фиксируя кисть в определенном положении. Долы на клинке традиционно выковывают, применяя шаблон.

Частицы окалины, оставаясь на металле, делают его поверхность неровной, покрытой вмятинами разной глубины. Для удаления окалины в процессе ковки молоток и наковальню периодически смачивают водой.

Низ клинка сатинируется по всей длине, затем обрабатывается поперечная линия пяты.

После окончательной отделки клинка его отжигают для устранения внутренних напряжений: нагревают до красного цвета и оставляют остывать в горне. Затем приступают к закалке:

  1. Клинок нагревают до едва заметного красного свечения максимально равномерно и медленно. Поток воздуха от дутья не должен попадать на изделие. При закалочной температуре его выдерживают некоторое время, которое вычисляют по коэффициенту 0,2 от времени на нагрев.
  2. Для быстрого охлаждения разогретого клинка нужен большой объем холодной воды. В емкость его погружают вертикально или под углом полностью.
  3. Участок клинка зачищают до блеска и клинок снова помещают в горн для отпуска после закалки. Нагрев проводят до тех пор, пока зачищенный участок не приобретет золотистый цвет. Меч охлаждают на воздухе.

Сборка и оформление изделия

Рукоять клинка можно декорировать кожей .

Нужны такие материалы:

  • древесина для рукояти и кожа, шнур для декора;
  • листовой металл для крестовины;
  • кусок толстого прутка или литая болванка для головки меча.

Вырезают и обрабатывают на наждаке металлическую крестовину (гарду), углубление для плечей клинка подгоняют максимально точно, чтобы крестовина не смещалась при эксплуатации. Вытачивают из болванки или отливают головку меча. Масса этой детали должна уравновешивать клинок.

Из дерева выпиливают 2 одинаковые детали для рукояти меча. В центральной части долотом выдалбливают углубление для хвостовика клинка, размечают и сверлят отверстия для крепления.

    1. Надевают крестовину.
    2. Половинки рукояти смазывают клеем и накладывают на хвостовик, обматывают шнуром до высыхания клея. Через отверстия закрепляют рукоять заклепками (загвоздками) из мягкого металла (медь, латунь, алюминий) или делают резьбовое соединение.
    3. Надевают головку. Выступающий конец хвостовика нагревают и расклепывают. При желании его стачивают заподлицо.

Клинок окончательно шлифуют и затачивают кромки, рукоять декорируют кожей, шнуром или иначе. Сделать меч доступно для каждого, кому это интересно и кто обладает хотя бы начальными навыками и сведениями в области обработки металла.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты