Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии художественной обработки металлов

Технология и виды художественной обработки металлов

Художественная обработка металлов представляет собой процесс изменения формы металлов под действием давления или температур. Художественную обработку часто называют ковкой, но ковка является лишь одной из множества разновидностей обработки.

Обработка металлов была популярна еще много веков назад. Изначально с ее помощью делали украшения, затем монеты и многое другое.

Разновидности художественной обработки

Основные виды декоративной обработки металла – это:

  • Чеканка.
  • Гравировка.
  • Ковка.
  • Литье.
  • Филигрань.

Чеканка представляет собой создание изображения на ровной поверхности металла. Так как металл способен растягиваться, на него можно легко поместить изображение при помощи специальных приспособлений – чеканов.

Изделия, выполненные с помощью чеканов, отличаются эстетичным видом и тонкими линиями. Таким способом изготовляют монеты и многие предметы посуды.

В настоящее время чаще используется более современный метод – металлопластика. Отличие ее от чеканки в том, что она подразумевает не удары по поверхности металла, а выдавливание на нем изображения.

Второй метод художественной обработки металла – гравировка. Это не менее древний способ, ранее на бронзовые изделия методом гравюры наносили узоры и рисунки, причем такая технология появилась еще в 1 столетии нашей эры. Тогда с помощью гравюр украшали оружие, украшения, самыми распространенными узорами были изображения животных.

В настоящее время гравировка крайне редко осуществляется вручную. Существует две техники – штриховая и обронная.

Штриховая техника подразумевает нанесение малых порезок (штрихов) на поверхность металла и контурных линий. При обронной технике резьба выполняется рельефно.

Филигрань применяется для создания красивых ювелирных изделий. Суть технологии в том, что тонкие нити металлов соединяют в одну, образуя цепь. С помощью такой техники создаются серьги, кольца, диадемы, а также вазы и шкатулки.

Художественная ковка как элемент обработки металлов

Самым распространенным способом художественной обработки является ковка. Используется она в архитектуре, позволяя создавать грандиозные здания.

Также примером изделий художественной ковки могут служить кованые ворота, заборы, калитки, садовые оградки, беседки, перила и лестницы.

При выполнении художественной обработки металла используют такое же оборудование, как и при обычной ковке.

В качестве оборудования для хужожественной обработки металлов используются:

  • Горн.
  • Наковальня.
  • Ручник – элемент оснастки.
  • Кувалда – инструмент необходим в случае, когда работа ведется с крупными деталями.
  • Клещи – для держания раскаленных заготовок. Как правило, при художественной ковке используют специальные клещи, а при обычной – серийные.
  • Скругленные молотки.
  • Зубила.
  • Бородки.
  • Подбойки.
  • Обжимки.
  • Наконечники.
  • Формовальные и гвоздильные плиты.
  • Штампы, резцы и шаберы для окончательной обработки деталей позволяют выполнять тонкие работы.

Для холодной ковки необходимы также инструменты для разгонки, чеканки и рифления. В крупных мастерских устанавливают пневматические молоты.

Художественная обработка металлов редко производится вручную, только при работе с ювелирными изделиями. В любом случае для качественного проведения работ по обработке металла необходимы хорошие инструменты и аппараты.

В настоящее время на рынке можно найти огромный выбор разнообразного оборудования для горячей и холодной обработки металлов. Ведущие инженеры работают над созданием нового, более продуктивного и тонкого оборудования, которое позволит упростить и ускорить технологический процесс работы с металлом.

Современные примеры технологий и видов художественной обработки металлов на выставке

Инновационные разработки ученых и инженеров, касающиеся сферы металлообработки и металлургии, ежегодно представляются на выставке «Металлообработка». Эта выставка посвящена оборудованию и инструментам металлургии, ее проведение способствует улучшению состояния данной отрасли в России. Выставка состоится в мае следующего года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве.

Мероприятие является самым крупным и значимым событием в металлообрабатывающей отрасли не только в России, но и во всех странах СНГ. Выставка пройдет в Москве, в ней будут принимать участие разные страны и более 1000 участников.

Обработка металла

Металлы и их сплавы издавна используются человеком для изготовления инструментов и оружия, украшений и ритуальных предметов, домашней утвари и деталей механизмов.

Чтобы превратить металлические слитки в деталь или изделие, их требуется обработать, или изменить их форму, размеры и физико-химические свойства. За несколько тысячелетий было разработано и отлажено множество способов обработки металлов.

Особенности обработки металла

Многочисленные виды металлообработки можно отнести к одной из больших групп:

  • механическая (обработка резанием);
  • литье;
  • термическая;
  • давлением;
  • сварка;
  • электрическая;
  • химическая.

Литье — один из самых древних способов. Он заключается в расплавлении металла и розливе его в подготовленную форму, повторяющую конфигурацию будущего изделия. Этим способом получают прочные отливки самых разных размеров и форм.

Про другие виды обработки будет рассказано ниже.

Сварка

Сварка также известна человеку издревле, но большинство методов были разработаны в последнее столетие. Сущность сварки заключается в соединении нагретых до температуры пластичности или до температуры плавления кромок двух деталей в единое неразъемное целое.

В зависимости от способа нагрева металла различают несколько групп сварочных технологий:

  • Химическая. Металл нагревают выделяемым в ходе химической реакции теплом. Термитную сварку широко применяют в труднодоступных местах, где невозможно подвести электричество или подтащить газовые баллоны, в том числе под водой.
  • Газовая. Металл в зоне сварки нагревается пламенем газовой горелки. Меняя форму факела, можно осуществлять не только сварку, но и резку металлов.
  • Электросварка. Самый распространенный способ:
    • Дуговая сварка использует для нагрева и расплавления рабочей зоны тепло электрической дуги. Для розжига и поддержание дуги применяют специальные сварочные аппараты. Сварка ведется обсыпными электродами или специальной сварочной проволокой в атмосфере инертных газов.
    • При контактной сварке нагрев осуществляется проходящим через точку соприкосновения соединяемых заготовок сильным электротоком. Различают точечную сварку, при которой детали соединяются в отдельных точках, и роликовую, при которой проводящий ролик катится по поверхности деталей и соединяет их непрерывным швом.

С помощью сварки соединяют детали механизмов, строительные конструкции, трубопроводы, корпуса судов и автомобилей и многое другое. Сварка хорошо сочетается с другими видами обработки металлов.

Электрическая обработка

Метод основан на частичном разрушении металлических деталей под воздействием электрических разрядов высокой интенсивности.

Его применяют для прожигания отверстий в тонколистовом металле, при заточке инструмента и обработке заготовок из твердых сплавов. Он также помогает достать из отверстия обломившийся и застрявший кончик сверла или резьбового метчика.

Графитовый или латунный электрод, на который подано высокое напряжение, подводят к месту обработки. Проскакивает искра, металл частично оплавляется и разбрызгивается. Для улавливания частиц металла промежуток между электродом и деталью заполняют специальным маслом.

Ультразвуковая обработка металла

К электрическим способам обработки металлов относят и ультразвуковой. В детали возбуждаются колебания высокой интенсивности с частотой свыше 20 кгц. Они вызывают локальный резонанс и точечные разрушения поверхностного слоя, метод применяют для обработки прочных сплавов, нержавейки и драгоценностей.

Особенности художественной обработки металлов

К художественным видам обработки металлов относят литье, ковку и чеканку. В средине XX века к ним добавилась сварка. Каждый способ требует своих инструментов и приспособлений. С их помощью мастер либо создает отдельное художественное произведение, либо дополнительно украшает утилитарное изделие, придавая ему эстетическое наполнение.

Чеканка — это создание рельефного изображения на поверхности металлического листа или самого готового изделия, например, кувшина. Чеканку выполняют и по нагретому металлу.

Способы механической обработки металлов

Большую группу способов механической обработки металлов объединяет одно: в каждом из них применяется острый и твердый по отношению к заготовке инструмент, к которому прикладывают механическое усилие. В результате взаимодействия от детали отделяется слой металла, и форма ее изменяется. Заготовка превышает размерами конечное изделие на величину, называемую «припуск»

Разделяют такие виды механической обработки металлов, как:

  • Точение. Заготовка закрепляется во вращающейся оснастке, и к ней подводится резец, снимающий слой металла до тех пор, пока не будут достигнуты заданные конструктором размеры. Применяется для производства деталей, имеющих форму тела вращения.
  • Сверление. В неподвижную деталь погружают сверло, которое быстро вращается вокруг своей оси и медленно подается к заготовке в продольном направлении. Применяется для проделывания отверстий круглой формы.
  • Фрезерование. В отличие от сверления, где обработка проводится только передним концом сверла, у фрезы рабочей является и боковая поверхность, и кроме вертикального направления, вращающаяся фреза перемещается и вправо-влево и вперед-назад. Это позволяет создавать детали практически любой требуемой формы.
  • Строгание. Резец движется относительно неподвижно закрепленной детали взад- вперед, каждый раз снимая продольную полоску металла. В некоторых моделях станков закреплен резец, а двигается деталью. Применяется для создания продольных пазов.
  • Шлифование. Обработка производится вращающимся или совершающим продольные возвратно- поступательные движения абразивным материалом, который снимает тонкие слои с поверхности металла. Применяется для обработки поверхностей и подготовки их к нанесению покрытий.

Каждая операция требует своего специального оборудования. В технологическом процессе изготовления детали эти операции группируются, чередуются и комбинируются для достижения оптимальной производительности и сокращения внутрицеховых расходов.

Обработка давлением

Обработка металла давлением применяется для изменения формы детали без нарушения ее целостности. Существуют следующие виды:

  • Штамповка.
  • Ковка.

Перед ковкой заготовку нагревают, опирают на твердую поверхность и наносят серию ударов тяжелым молотом так, чтобы заготовка приняла нужную форму.

Исторически ковка была ручной, кузнец разогревал деталь в пламени горна, выхватывал ее клещами и клал на наковальню, а потом стучал по ней кузнечным молотом, пока не получался меч или подкова. Современный кузнец воздействует на заготовку молотом кузнечного пресса с усилием до нескольких тысяч тонн. Заготовки длиной до десятков метров разогреваются в газовых или индукционных печах и подаются на ковочную плиту транспортными системами. Вместо ручного молота применяются кузнечные штампы из высокопрочной стали.

Для штамповки требуется две зеркальные по отношению друг к другу формы — матрица и пуансон. Тонкий лист металла помещают между ними, а потом с большим усилием сдвигают. Металл, изгибаясь, принимает форму матрицы. При больших толщинах листа металл нагревают до точки пластичности. Такой процесс называют горячая штамповка.

Во время штамповки могут выполняться такие операции, как:

  • гибка;
  • вытягивание;
  • осаживание;
  • и другие.

С помощью штамповки выпускают широчайший ассортимент изделий — от корпусов бытовой техники до колесных дисков и бензобаков.

Обработка с помощью резки

Металл поступает на предприятие в виде проката — листов или профилей стандартных размеров и толщин. Чтобы разъединить лист или профиль на изделия или заготовки нужных размеров, применяют обработку резкой.

Для профиля чаще всего используют резку абразивным кругом или дисковой пилой.

Для раскроя листов металла применяют несколько видов резки:

  • Ручная. Газосварщик с газовой горелкой вырезает куски металла нужного размера и формы. Применяется в небольших мастерских и на опытных производствах.
  • Газовая. Установка газовой резки режет пламенем автоматизированной газовой горелки и позволяет не только быстро произвести раскрой листа, но и разложить вырезанные заготовки по контейнерам для доставки их на сборочные участки
  • Лазерная. Режет металл лазерным лучом. Отличается высокой точностью и малым коэффициентом отходов. Кроме резки, может выполнять операции сварки и гравировки — нанесения на металл не удаляемых надписей.
  • Плазменная. Режет металл факелом высокоионизированного газа — плазмы. Применяется для раскроя листов из твердых и специальных сплавов.
Читать еще:  Сортамент швеллеров – таблица размеров, маркировка по ГОСТ

В условиях промышленного производства и средних или крупных серий на первый план выходит такое понятие, как коэффициент использования металла. Он повышается как за счет более плотной раскладки деталей по площади, так и за счет прогрессивных технологий резки, дающих меньше отходов

Химическая обработка металлов для повышения защитных свойств материала

Химическая обработка металла — это воздействие на него специальными веществами с целью вызвать управляемую химическую реакцию.

Выполняются как подготовительные операции для очистки поверхности перед сваркой или покраской, так и как финишные отделочные операции для улучшения внешнего вида изделия и защиты его от коррозии.

С помощью электрохимической обработки гальваническим методом наносят защитные покрытия.

Термические виды обработки металлов

Термическая обработка металлов применяется для улучшения их физико-механических свойств. К ней относя такие операции, как:

  • отжиг;
  • закалка;
  • отпуск;
  • старение;
  • нормализация.

Термическая обработка стали

Термическая обработка заключается в нагревании детали до определенной температуры и ее последующем охлаждении по специальной программе.

Отжиг

Заготовку нагревают до температуры пластичности и медленно охлаждают прямо в печи.

Отжиг снижает твердость стали, но существенно повышает пластичность и ковкость.

Применяется перед штамповкой или раскаткой. Во время отжига снимаются внутренние напряжения, возникшие при отливке или механической обработке.

Закалка

При закалке заготовку прогревают до температуры пластичности и держат в таком состоянии в течение определенного времени, за которое стабилизируются внутренние структуры металла. Далее изделие быстро охлаждают в большом количестве воды или масла. Закалка существенно повышает твердость материала и снижает его ударную вязкость, повышая, таким образом, и хрупкость. Применяют для элементов конструкций, подверженных большим статическим и малым динамическим нагрузкам.

Отпуск

Проводится после закалки. Образец нагревают до температуры, несколько меньшей температуры закалки, и охлаждают медленно. Это позволяет компенсировать излишнюю хрупкость, появившуюся после закалки. Применяется в инструментальном производстве

Старение

Искусственное старение заключается в стимуляции фазовых превращений в массе металла. Его проводят при умеренном нагреве для придания материалу свойств, возникающих при естественном старении за долгое время.

Нормализация

Нормализация проводится для повышения ковкости без заметного снижения твердости за счет приобретения сталью мелкозернистой структуры.

Ее применяют перед закалкой и для повышения обрабатываемости резанием. Проводят так же, как и отжиг, но остывает заготовка на открытом воздухе.

Художественная обработка металла

История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия из металла, выполненные мастерами прошлого: литые колокола и скульптурные монументы, кованые ограды и оружие, сосуды и светильники и многое другое. В каждый такой предмет вложен труд мастера-ремесленника, знающего приемы обработки золота и серебра, бронзы и железа, умеющего подчеркнуть в изделии особенности материала, необходимые для решения художественной задачи.

Современная технология заменила многие ручные приемы обработки металла промышленными способами. Но для изготовления уникальных и малосерийных изделий ручные способы обработки сохраняются и передаются новым поколениям мастеров и художников.

Промыслы художественной обработки металла начали формироваться в России в XVII в. Многие из них существуют и сегодня. Основные способы обработки металла следующие.

Литье — древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшую отливку зачищают и дорабатывают.

Ковка — один из способов обработки металлов давлением, связанный с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует нагревания до температуры более 1000 °С, когда его можно гнуть, деформировать, чтобы получить конструкцию или элементы орнамента заданных формы и размеров.

Ковке близка техника просечки, когда из тонкого листового металла (жести) вырубают ажурные орнаменты.

Чеканка — выбивание рельефа в тонком металлическом листе или пластине. Чеканку выполняют ударами молотка по специальному стальному стержню, получая необходимый объем на пластине или объемный предмет.

Скань (от др. -рус. скать — сучить, свивать) — оригинальная ювелирная техника создания узоров из гладкой или крученой проволоки (свитой в веревочки). Такой орнамент может стать накладным украшением предмета из металла, дерева, камня или из него можно изготовить ажурные вазочки, шкатулки, ювелирные украшения. Скань часто дополняют металлическими шариками (зернью), которые обогащают поверхность орнамента. Напаянная на поверхность предмета из металла скань образует контурный рисунок для перегородчатой эмали или вставки цветного камня.

Финифть, или живописная эмаль, — уникальная роспись металлических изделий эмалевыми красками по белому эмалевому грунту. Уникальность и сложность этой техники декорирования изделий определили ее ограниченное использование в центрах художественной обработки металлов. Стеклообразное покрытие, составляющее основу эмали, обеспечивает тонкий, блестящий слой поверхности расписных и обожженных пластин, закрепляемых в оправу из скани. Прозрачность, чистота и звучность эмалевых красок придают изделиям с финифтью нарядность и декоративность.

Чернение — один из традиционных видов декорирования серебра и золота — основано на вплавлении в резной, гравированный рисунок черни — сплава из серебра, меди, свинца или олова и серы. После обжига излишки черни снимают напильниками, поверхность изделия шлифуют и полируют. Сплав остается в гравюре, контрастно выделяясь на фоне светлого металла.

Великоустюгское черненое серебро. В Великом Устюге уже в XVI в. начали появляться различные ремесла, в том числе по обработке серебра, меди, железа. Славу Великого Устюга на долгое время составило черненое серебро, которое не только приобрело свой художественный почерк, но и оказало влияние на развитие черненого дела в Москве. Великоустюгские изделия XVIII в. — это гравюры на металле, штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом. Покрытый позолотой углубленный матовый фон подчеркивал глубину черненого рисунка на коробочках, табакерках, флаконах для духов. Тема оформления соответствовала назначению веши. Так, на табакерках изображали сцены охоты, военные баталии, на шкатулках для женских украшений — мотивы прогулок, торжественных выездов.

К началу XIX в. с переходом искусства к стилю «классицизм» формы изделий становятся проще, рисунок приобретает больше ясности. Мастера редко применяют позолоту, а на свободном поле светлого серебра черненую гравюру выполняют почти как рисунок на бумаге. На табакерки переносят вполне реалистические портреты, планы городов с большим числом надписей.

Современные мастера создают в основном черненые ювелирные украшения. На пластинах разной формы они гравируют розетку, развертывающийся бутон цветка или спиралевидный завиток орнамента, оставляя небольшое свободное поле серебра. Благодаря этому приему даже маленькие серьги приобретают декоративную выразительность, которая подчеркивается позолотой орнамента или обрамлением пластин.

Ростовская финифть. Мастера г. Ростова Ярославской области первоначально расписывали эмалью иконки, кресты, пластины для украшения церковных книг и сосудов (потиров). На эмалевых пластинах изображали фигуры святых, библейские сцены, монастыри.

В XIX в. наблюдается переход к реалистическим изображениям. Большое место в творчестве мастеров занимает портрет, иногда написанный в одной тональности: эмалью коричневого или черного цвета.

Дальнейшее развитие искусства ростовской финифти пошло по пути активного восстановления цветочных и растительных композиций в декоре брошей, пудрениц, маленьких зеркал, туалетных коробочек. Мастера продолжали совершенствовать и сюжетную живопись. Пейзажи Москвы и своего родного города, архитектурные памятники, а затем и композиции тематического содержания все больше закрепляются в творчестве художников.

Совершенствование эмалевой живописи связано с использованием в композиции изделий скани (филиграни). Она стала полноправной и неотъемлемой частью ювелирных украшений. Подвески из скани дополняют серьги и кулоны, скань образует выразительную оправу брошей.

Красносельский ювелирный промысел. Этот промысел в Костромской области — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов разных видов обработки. Промысел получил развитие в конце XIX в.

Современное творчество красносельских ювелиров традиционно ориентировано на изготовление ювелирных изделий, а также посуды: кувшинов, стопок, чашечек. Среди многих работ наибольшей оригинальностью и многообразием орнамента выделяется филигрань. Ее используют для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений.

Казаковская филигрань. Казаковская филигрань сложилась в середине 1930-х гг. как самобытное направление обработки металла в с. Казаково Нижегородской области. В этой технике создают объемные предметы: подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань. В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы. Некоторое подражание кружевоплетению перешло в металлический узор, для которого типична упругость завитков и сочленений, связанная конструктивными тягами. Орнамент отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило дополнить ассортимент изделий коробочками, шкатулками, вазочками, которые украшает также растительный орнамент.

Мстёрский промысел. Мстёрский промысел развился в XIX в. Сначала из металла изготовляли чеканные оклады для икон.

В советское время мастера переключились на изготовление посуды из цветных металлов с последующим ее серебрением и золочением. Для украшения на подносах, подстаканниках, вазочках-конфетницах гравировали орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали, остальная поверхность металла оставалась матовой.

Технологии художественной обработки металлов

Художественная обработка металла представляет собой в некотором роде работу творческого направления. Давно известное, появившееся еще в глубокой древности, это занятие не зря называется искусством малых форм. В результате применения навыков и талантов мастера, материал, из которого далее производится изделие, приобретает большую выразительность, не лишенную эстетической ценности. Стоит заметить, что данное искусство начиналось с обработки золота, но постепенно перенеслось на более широкий круг материалов и даже сплавов.

Основные технологии художественной обработки металлов

Особого внимания заслуживает технология художественной обработки металлов, которая имеет несколько отличающихся друг от друга разновидностей. Первой и, пожалуй, самой древней выступает технология литья. Этот процесс многогранен и разнообразен. Так, может быть использован разный металл или сплавы, различают характер моделей, их форму и конструкцию, способ заливки. Вторая, не менее древняя технология – это ковка. Как подметили наши предки, на материал гораздо легче воздействовать, если он раскален до определенной температуры.

В современном мире художественная обработка металла четко распределена по видам проводимых работ: слесарно-кузнечные, граверные и чеканно-дифовочные, черневые и сканно-эмальерные, литейные. Также к современным способам художественной обработки относится гальванопластика. Гальванопластика представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких операций, в результате которых можно получить гальванокопии. Сначала изготовляются непосредственно сами формы. Затем на формы наносится электропроводящий слой и зарядка. Финальным этапом формы погружаются в гальванованну и происходит процесс наращивания металла.

Художественная обработка металла — наука, которая требует, кроме теоретических знаний, наличие большого практического опыта и эстетического вкуса. Ранее считалось, что для осуществления процесса творения прекрасного обязательно необходим талант, без которого обучение не даст результата. Сейчас же, зная основы ремесла и соблюдая все правила изготовления типовых изделий, можно, при наличии необходимого инструмента и оборудования, создавать шаблонные шедевры. Но настоящие эксклюзивные изделия и теперь доступны лишь действительно талантливым мастерам, способным придать обычной вещи неповторимый шарм и красоту.

Читать еще:  Основные виды литья для изготовления отливок

Удивительное искусство

Технология художественной обработки металлов во многом зависит от выбора рабочего материала. Дело в том, что ассортимент материалов, поддающихся данному процессу, довольно обширен. К этой категории относятся цветные и драгоценные металлы, а также их сплавы, некоторые другие материалы. Важной при выборе технологии является и толщина материала. К примеру, если толщина до 0,7 миллиметра, можно применить чеканку, если более, то скорее подойдет гравирование. К умению применить творческий подход в работе следует прибавить знания свойств материалов, совокупность этих условий составляет комплекс умения и высокой квалификации.

Современная художественная обработка металла включает в себя не только разнообразные технологии. В перечне выполняемых работ, помимо изготовления оригинальных изделий, присутствуют работы по реставрации старинных вещей. Можно сказать, реставрация – процесс даже более сложный, чем само производство, ведь, чтобы приступить к нему, необходимо изучить материал изделия, а порой даже попытаться повторить манеру исполнения предыдущего мастера. Искусство художественной обработки прошло долгий путь развития, при этом не потеряло своего очарования, благодаря чему удачно сочетается с современными модными тенденциями.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА и ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ, ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА и КОВКА

О компании

  • Главная
  • Наши контакты

ЧЕКАНКА

  • Чеканка
  • Художественная чеканка
  • Фото чеканки — наши работы
  • Стоимость чеканки
  • Заказ чеканки и чеканка на заказ
  • Технология чеканки
  • Словарь терминов по чеканке
  • Статьи по чеканке

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

  • Художественные изделия из металла
  • Металлические таблички и металлические вывески
  • Таблички, указатели, вывески, шильды
  • Картины на металле и картины из металла
  • Модульные картины на металле
  • Плетение из проволоки и изделия из проволоки
  • Статьи по теме изделия из металла

КОВКА

  • Ковка и ковка металла
  • Словарь терминов по ковке
  • Статьи по ковке

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ

  • Художественное литьё
  • Статьи по литью металлов

ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА

  • Травление металла

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА

  • Гальванопластика

Каталог готовых изделий

  • Изделия из металла. Чеканка и Ковка

Электронная библиотека

  • Книги по чеканке
  • Книги по ковке
  • Книги по обработке металла

Антиквариат

  • АНТИКВАРИАТ. Покупка, продажа, реставрация
  • Статьи по антиквариату

Футляры, коробки, плакетки

  • Деревянные футляры, подарочные коробки и плакетки

Вакансии компании

  • Вакансия графический дизайнер
  • Вакансия мастер по изготовлению художественных изделий из металла
  • Вакансия мастер по травлению металла
  • Сотрудничество для чеканщиков
  • Сотрудничество для кузнецов
  • Карта сайта

Технология художественной обработки металлов давлением

Название книги: ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ

Год выпуска: 2005

Автор: к.т.н. А.В. Клюка

Издательство: Издательский центр ДГТУ

Количество страниц: 48

Среди произведений декоративно-прикладного искусства большое и почетное место занимают изделия из металла, полученные обработкой давлением.

Три этапа создания художественных произведений из металла можно представить следующим образом.

  1. Проектирование будущего изделия, исходя из его назначения, содержания, композицией, выбора способа обработки и технологии.
  2. Воплощение замысла в металле. Создание авторского образца с использованием ручных приемов обработки металлов давлением.
  3. Организация мелкосерийного или массового производства с использованием машинных способов.

В книге ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ приведена историческая справка, цель и задачи дисциплины. Описаны металлы и сплавы, подлежащие обработке давлением. Рассмотрены виды художественной обработке металлов давлением. Уделено особое внимание ручной производственной и промышленной ковке, художественной обработке листового металла, а так же филигранному производству.

Введение. Историческая справка. Цель и задачи дисциплины.

Металлы и сплавы, подлежащие обработке давлением.

1.1 Металлы и их свойства.

1.2 Черные металлы.

1.3 Цветные металлы.

1.4 Драгоценные металлы.

Виды художественной обработки металлов давлением.

1.1 Художественная ковка.

Ручная художественная ковка.

3.1 Понятие технологического процесса, операций и приемов ковки.

3.2 Оборудование, инструмент и приспособления для художественной ручной ковки.

3.3 Нагрев металлов. Виды и конструкции горнов.

Технологический процесс дифовки.

Технологический процесс металлопластики.

Технологический процесс чеканки.

Технологический процесс филиграни.

7.1 Технологические основы процесса.

7.2 Элементы ажурной и фоновой филиграни.

7.3 Основные операции, заготовка и набор скани.

Технологии художественной обработки материалов

Технология художественной обработки материалов – специальность, объединившая художественные и технологические дисциплины. Студенты по итогам обучения смогут не только изобразить изделие, а и изготовить его. Получение теоретических знаний и практических навыков позволяет в дальнейшем реализовать себя в рекламе, промышленном дизайне, других сферах деятельности.

Описание

Подготовкой специалистов по дизайну и обработке материалов занимаются высшие учебные заведения (код 29.03.04). В процессе обучения учащиеся осваивают:

  • компьютерное моделирование и проектирование;
  • классические и новейшие технологии обработки;
  • художественные приемы, повышающие эстетическую ценность готовой продукции.

Учебный процесс построен таким образом, чтобы будущий специалист имел возможность создать эскиз изделия и воплотить его в конкретный объект, представляющий художественно-техническую ценность. При реализации проекта он должен использовать материалы двух и более классов, умело их совместить. Для этого необходимы не только дизайнерские навыки, но и инженерная подготовка.

Поступление и обучение

В России 32 ВУЗа обучают студентов технологиям прикладной обработки материалов.

Уровень подготовки – бакалавриат. Поступление возможно только на базе полного среднего образования (11 классов).

Вступительные испытания для абитуриентов:

  • математика (профильный предмет);
  • русский язык, информатика, химия или физика (на усмотрение учебного заведения);
  • иностранный язык (на усмотрение учебного заведения);
  • творческий конкурс или собеседование.

Срок обучения зависит от выбранной формы:

  • очно – 4 года;
  • заочно – 5 лет;
  • очно-заочно – 5 лет;
  • вечерняя – 5 лет.

Профильные дисциплины

В программе подготовки акцент сделан на следующих предметах:

  • рисунок;
  • живопись;
  • композиция;
  • компьютерный дизайн;
  • промышленный дизайн;
  • скульптура и лепка;
  • 3D визуализация;
  • разработка и создание художественных объектов;
  • технология художественной обработки;
  • художественное материаловедение.

Студенты проходят практику на кафедре и в лабораториях университета, а также на производстве. В учебную практику обязательно включается научно-исследовательская работа.

Навыки

Выпускники высших учебных заведений готовы к самостоятельной работе.

Их знания позволяют:

  1. Выбирать наиболее оптимальный материал для изготовления продукции, учитывая его характеристики и эксплуатационные особенности.
  2. Определять свойства материалов визуально и с использованием физико-химического анализа.
  3. Разрабатывать современные технологии обработки материалов и внедрять их в технологический процесс.
  4. Самостоятельно выбирать инструменты и оборудование для изготовления промышленно-художественных объектов.
  5. Контролировать параметры продукции, производственный процесс, качество материалов.
  6. Придумывать и создавать эскизы предметов.
  7. Заниматься реставрацией.
  8. Подбирать материалы, учитывая их художественную совместимость.
  9. Оценивать эстетическую ценность конкретного изделия, руководствуясь художественными критериями.
  10. Изготавливать композиции из разных материалов.
  11. Проектировать объекты из материалов разных групп.
  12. Участвовать в проектировании участков мелкосерийного выпуска продукции.
  13. Возглавить дизайнерский отдел на предприятии, организовывать и контролировать работу подчиненных.

Перспективы

Технолог и художник по материалам может реализовать творческий потенциал в мастерских по обработке гранита, мрамора, других камней, на ювелирных фабриках, в компаниях, занимающихся разработкой промышленного дизайна.

Одна из наиболее востребованных и прибыльных сфер деятельности – дизайн и изготовление памятников, надгробий. Мастера получают фиксированный оклад и процент от заказов. Оплата труда специалистов без опыта или с минимальным опытом стартует с 45-50 тысяч рублей.

Кем еще может работать выпускник факультета «Технологии обработки материалов»? На рынке труда есть спрос на:

  • дизайнеров мебели, изделий из керамики и малой пластики;
  • специалистов по созданию и росписи витражей;
  • 3D дизайнеров;
  • художников по металлу, дереву, стеклу.

Промышленный дизайнер

Востребованная профессия с хорошими перспективами. Промышленный дизайн охватывает разные производства:

  • текстильное;
  • кожгалантерейное;
  • мебельное;
  • деревообрабатывающее;
  • автомобилестроительное;
  • проектирование машин, станков и другого оборудования.

Главная задача промышленного дизайнера – придумать и создать продукцию, в которой эргономика сочетается с эстетикой и функциональностью.

Эргономичность готовых образцов – основной критерий оценки работы специалиста. Работа над проектом включает все этапы: от создания эскиза и его визуализации до конструирования отдельных элементов продукта и презентации его прототипа.

Промышленные дизайнеры часто участвуют в научных исследованиях, касающихся эргономики, а также контролируют испытания опытных образцов перед их запуском в серийное производство.

Востребованному работнику нужны знания в области инженерии, механики, рисования, а также чувство стиля и цвета. Промышленные дизайнеры не создают чертежи самостоятельно – их задача сводится к оптимизации существующих товаров, чтобы повысить их эстетическую и практическую ценность, привлекательность в глазах потребителей.

Заработная плата по России в среднем – 70-75 тысяч рублей. Крупные компании предлагают штатным сотрудникам 150-170 тысяч рублей.

Дизайнер-визуализатор

Визуализатор разрабатывает и оформляет 3D-объекты. Его услуги востребованы в рекламе, киноиндустрии, при разработке сайтов, компьютерных игр, мобильных приложений.

Все чаще открывают подобные вакансии архитектурные бюро, студии дизайна интерьера, компании по созданию упаковки. Оплата труда – 45-55 тысяч рублей, встречаются предложения с окладом 205 тысяч.

Профессии будущего

Технический прогресс не замедляет обороты, рождая потребность в новых профессиях. Среди них – science-художники и дизайнеры носимых энергоустройств. Появление этих профессий прогнозируют в 2021-2023 годах.

Science-художник

Специалист, использующий в своем творчестве научные достижения и данные исследований. Эта деятельность взаимодополняющая, когда творец может предложить работу, в которой отображена окружающая действительность, грядущие изменения. Важно, чтобы готовый продукт вызывал у зрителя или пользователя яркие эмоции.

Наглядный пример для иллюстрации – писатель Жюль Верн, придумавший и подробно описавший в своем романе подводную лодку задолго до ее появления. Иными словами, Science-art задает направление развития.

Дизайнера носимых энергоустройств

Носимые энергоустройства – товары и гаджеты, предназначенные для индивидуального использования. Все они генерируют энергию небольшой мощности. Дизайнер придумывает концепцию и форму, подбирает цвета и фактуры, с которыми пользователю будет комфортно взаимодействовать.

К носимым энергоустройствам относятся не только гаджеты, а и обувь, одежда, аксессуары. Появление профессии прогнозируют к 2025 году, но базовую подготовку можно получать уже сейчас.

  • Российский химико-технологический университет имени Менделеева;
  • Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Московский политехнический университет;
  • Уральский федеральный университет имени Ельцина;
  • МИРЭА — Российский технологический университет;
  • Северо-Восточный федеральный университет;
  • Вятский государственный университет;
  • Иркутский НИТУ;
  • Южно-Уральский госуниверситет;
  • Ивановский химико-технологический университет;
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет;
  • Новосибирский государственный техуниверситет.

Методическая разработка по технологии Художественная обработка металла

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная обработка металла

Железо Первое железо люди выплавляли из метеоритов, оно было очень дорогим. Даже победителям Олимпийских игр на ряду с золотыми медалями давали кусок железа. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона. Позднее люди научились выплавлять железо из руд, и оно стало массовым.

Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества. Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других приемы. В декоре успешно применялись чернь, зернь(филигрань), чеканка, резьба, позолота.

Ювелирное дело Это искусство по созданию украшений из металлов, таких как, золото, серебро, платина.

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида ювелирной техники. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Читать еще:  Какое оборудование используется для производства профнастила

Финифть, или живописная эмаль, — уникальная роспись металлических изделий эмалевыми красками по белому эмалевому грунту. Эмаль — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом окисного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую основу.

Литье Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия.

Чеканка — выбивание рельефа в тонком металлическом листе или пластине. Чеканку выполняют ударами молотка по специальному стальному стержню, получая необходимый объем на пластине или объемный предмет.

Ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Она осуществляется ударами молотка по заготовке. Под его ударами заготовка деформируется и принимает желаемую форму, но такая деформация без разрывов и трещин свойственна в основном только драгоценным металлам, которые обладают достаточной пластичностью, вязкостью, тягучестью. Холодной ковке поддаются золото, серебро, медь. Этот прием широко применялся в Древней Руси златокузнецами, выковывавшими из слитков чаши, ковши и другие изделия. При холодной ковке металл под действием ударов, изменяя свою форму, быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и для дальнейшей обработки требует отжига. В современных условиях холодная ковка в области художественной обработки металла встречается редко, в основном в ювелирном производстве.

Металлический декор Решётки, перила, ворота. Являются дополнением к архитектурному зодчеству. Используемые металлы: медь, чугун, алюминий, свинец, сталь.

Используемые источники 1.ru.wikipedia.org/wiki/Художественное литьё. 2. http://www.mezenart.ru/new1-6.htm 3. http://sculpto.ru/publ/6-1-0-2

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Арчакова Оксана ПетровнаНаписать 248 21.03.2018

Номер материала: ДБ-1344577

  • Технология
  • Презентации

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

    21.03.2018 385
    21.03.2018 117
    21.03.2018 401
    21.03.2018 128
    21.03.2018 361
    21.03.2018 152
    21.03.2018 413
    21.03.2018 393

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Роза из стали не вянет

Большинство технологий художественной обработки металла известно с давних времен. Это не только ковка, но и литье, при котором изделие получают, заливая расплавленный металл в различные формы — из земли, песка, металла и т.п. Это и чеканка — обработка металла с помощью специальных инструментов-чеканов, которыми можно выбить на поверхности любой орнамент. Это и металлопластика, когда тонкому листу металла придают мягкие, обтекаемые формы. Гравирование и травление, эмалирование и чернение, матирование и таушировка (инкрустация металлом по металлу) и многие другие технологии использовались для создания и украшения ограждений, лестниц, мебели, светильников, каминов, предметов интерьера, домашней утвари, инструментов, ювелирных изделий и многих других вещей.

Особое место занимали технологии, применявшиеся в ювелирном искусстве и создании различных декоративных предметов. Многие из них были созданы безвестными российскими мастерами и создавали славу народному художественному творчеству. Скань, или филигрань, — изделия из тонкой золотой или серебряной проволоки — известна на Руси с IX века. Их нередко украшали зернью — крошечными золотыми или серебряными шариками. Финифть — разноцветное эмалевое покрытие по металлу — появилось в России в XVII веке. Серебряные изделия с резьбой, чернью и позолотой — оружие, посуду, украшения — с V века производят в дагестанском ауле Кубачи. Мастера из Мстёры с позапрошлого века изготовляют посуду и украшения из цветных металлов с гравировкой, серебрением и золочением. Тогда же родилось Каслинское литье — скульптура, предметы интерьера и элементы архитектуры из чугуна, окрашенные глубокой черной краской, которая создает красивый, графически четкий рисунок. Многие из этих технологий сохраняются и развиваются и в наши дни, хотя сферы применения во многом диктуются модой.

— Кованые изделия сегодня на пике моды в украшении общественных интерьеров, загородных домов и даже квартир, — рассказал «РГ менеджер компании «Металл и дизайн» Денис Кочерга. — Покупают и уже готовые изделия, и часто заказывают по своим эскизам заборы, решетки, двери, мостики, скамейки, украшения для ландшафта, подстолья, ограждения для камина и многие другие изделия.

А вот чеканка по цветным металлам в последнее время вышла из моды, рассказывает художник из Санкт-Петербурга Сергей Пархоменко. А возможно, не очень хотят заниматься этими изделиями и сами мастера, потому что технология очень трудоемкая, а многие технологические процессы — сварка, травление и т.п. — требуют применения вредных для здоровья веществ. Хотя отдельные авторские работы по-прежнему радуют глаз на выставках.

Многие традиционные промыслы открыли в себе и новые направления, и новые таланты.

— В наш ассортимент всегда входили камины, чугунная мебель, люстры, пепельницы, письменные приборы, рукомойники и, конечно, бюсты и скульптуры самой разнообразной тематики, — рассказал «РГ» генеральный директор Каслинского завода архитектурно-художественного литья Владимир Киселев. — Всего мы производим более 1200 видов изделий, которые пользуются неизменным спросом как у дизайнеров, так и у обычных потребителей. Интересно, что спросом продолжают пользоваться даже те предметы, которые утратили функциональность, к примеру, чернильницы. Мы первыми в России стали производить чугунную бижутерию, которая также привлекает большое внимание потребителей.

Появились в художественной обработке металла и совершенно новые технологии, которые позволяют соединять богатство исторического наследия с художественно-стилистическими установками нового времени. Например, лазерная резка, сварка и гибка труб. Лазер стал инструментом художников, помогая создавать эффектные картины из листового металла и художественные конструкции из труб разного профиля.

— Технология позволяет превратить лист металла в кружевное полотно невероятной четкости, воплощая в жизнь самые сложные эскизы художника, — говорит арт-директор компании Baudeko Елена Клевцова. — Такие перегородки, ограждения балконов, лестниц, веранд можно покрасить в любой цвет, и они становятся украшением загородного дома, а панно, вешалки, обувницы, столики и т.п. гармонично вписываются и в интерьер городской квартиры.

Еще одно современное направление — скульптура из проволоки. В зависимости от ее толщины изделия получают самые неожиданные формы, металл кажется легким, мягким и даже пушистым. Такими скульптурами украшают и общественные здания, и сады, и парки. А малые формы хорошо вписываются в жилые интерьеры, служат оригинальными подарками и призами.

В общем, металл остается и сегодня одним из любимых материалов художников, дизайнеров и всех, кто ценит истинное мастерство.

Технология художественной обработки материалов

«Технология художественной обработки материалов»
«Технология обработки драгоценных камней и металлов»

профиль «Технология художественной обработки материалов»:
очная – 4 года, заочная – 4 года 11 месяцев.

профиль «Технология обработки драгоценных камней и металлов»:
очная – 4 года, очно-заочная – 5 лет.

На базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.

Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиадам и дальнейшему обучению по специальности проводится в Школе ювелирного мастерства.

Бакалавриат

Сферой деятельности специалиста является создание художественного образа и разработка технологии изготовления художественных и ювелирных изделий с использованием информационных технологий и современного оборудования, разработка авторских проектов объектов дизайна, разработка технологии реставрации объектов культурного наследия, научно-исследовательская деятельность.
Студенты получают серьезную теоретическую подготовку в области проектирования и технологии изделий прикладного искусства, а также имеют уникальную возможность воплощать свои творческие идеи в мастерских института и ведущих предприятий по производству художественных и ювелирных изделий, как в России, так и за рубежом. Выпускники успешно работают дизайнерами, реставраторами, специалистами на промышленных предприятиях, в организациях, осуществляющих экспертизу технического состояния и оценку эстетической ценности объектов дизайна, а так же применяют свои знания в учебно-методической, педагогической и научно-исследовательской деятельности. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «Художественная обработка материалов» и аспирантуре по специальности «Техническая эстетика и дизайн».
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают предприятия по производству ювелирных и художественных изделий, а именно: «Кахалонг», Екатеринбургский ювелирный завод, ОАО «Анастасия», ООО «СП «Лазертех», ОАО «Русские самоцветы», ООО «Узор» и др.

Отличительной особенностью направления «Технология художественной обработки материалов» является гармоничное сочетание технических знаний и навыков с индивидуальной творческой особенностью обучаемых студентов. В процессе обучения студенты получают профессиональную творческую подготовку, необходимый объем знаний по художественному материаловедению, технологии создания и реставрации объектов дизайна, контролю качества и оценки художественных и ювелирных изделий, инженерно-технологическому оборудованию и информационным технологиям. Получение образования предусматривает специализацию по видам материалов. На кафедре проводятся мастер-классы ведущими художниками, реставраторами и представителями других профессий. В соответствии с договором о сотрудничестве с Государственным музеем городской скульптуры студенты проходят обучение по программам «Менеджмент выставочных проектов» и «Организация межмузейных выставочных проектов». Студенты принимают участие в научной работе, одним из направлений которой является реставрация экспонатов Центрального Научно-Исследовательского Геологоразведочного музея им. Академика Чернышёва. Студентам предоставляется возможность пройти стажировку на ведущих отечественных и зарубежных предприятиях, фирмах по производству и реставрации объектов дизайна (ООО «Грингор», СПб; ОАО «Росювелирпром»; Костромской ювелирный завод и других университетах и институтах; дизайн-студиях, проектных бюро, интерьерных салонах). Существуют индивидуальные программы проведения практик и стажировок за рубежом – в Великобритании, Италии, Франции, Финляндии, Германии. Ежегодно в университете проходит Всероссийская олимпиада по специальности «Технология художественной обработки материалов».

Бакалавриат

Наши выпускники работают:

  • ведущий художник Росювелирпрома (производство ювелирных изделий);
  • ведущий технолог Росювелипрома;
  • дизайнер, эмальер ОАО «Русские самоцветы»;
  • ювелир ООО «Узор»;
  • генеральный директор компании «Мози» (изготовление ювелирных изделий);
  • ведущий дизайнер компании «Мария» (производство мебели);
  • директор ООО «Кит» (производство сувениров);
  • ИП «Карелка» (производство витражей);
  • ОАО «Арина» (ювелирное производство);
  • начальник производственно-технологической лаборатории «Республиканского центра национальных видов спорта»;
  • преподаватели в «Колледже им. К. Фаберже».

Трудоустройство происходит на основании заказа предприятия при обращении непосредственно на кафедру, а также по приглашению работодателей при прохождении практики, выступлении на конференциях и выставках творческих и научных работ.

Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, далее в аспирантуре, а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector