Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

технология установки дорожного и тротуарного борта

Технология установки дорожных и тротуарных бордюров своими руками

Бордюр – один из обязательных элементов в дорожном строительстве, обустройстве территории частного дома, ландшафтном дизайне. Технология установки бордюров довольно проста и не требует особых навыков. Бордюры бывают нескольких видов, самыми распространенными являются дорожные и тротуарные бордюры.

Тротуарный бордюр

Такой бордюр применяется в основном для обрамления газонов и отделения их от тротуаров и дорожек. Также тротуарный бордюр призван удерживать различные слои грунта, предотвращать смешивание земли со щебнем или песком, укреплять тротуарную плитку, предохраняя ее от расползания. Бордюр изготавливается из бетона методом вибропрессования. Длина бордюрного камня обычно составляет 0,5 м.

Дорожный бордюр

Этот вид бордюра используется для того, чтобы отделить проезжую часть от тротуара или газона, а также для придания дорожному полотну большей надежности. Такой бордюр еще называют дорожным бортовым камнем. Установка дорожного бордюра, как правило, является частью процесса строительства дороги, однако может возникнуть необходимость и в самостоятельной укладке такого бордюра. Дорожный бортовой камень обычно в 2 раза длиннее тротуарного бордюра, а также несколько шире и выше. Изготавливается такой бордюр методом литья и зачастую имеет металлический армированный каркас.

Установка бордюров своими руками

Начать следует с подготовки поверхности, где будет располагаться бордюр. Для этого в землю вбиваем колышки и натягиваем веревку по линии будущего бордюра. Затем нужно выкопать траншею. Глубина траншеи должна немного превышать высоту приготовленного бордюрного камня. Ширина траншеи – приблизительно 20 см для тротуарного бордюра, и 30-40 см для дорожного.

Готовую траншею необходимо утрамбовать. Очень удобно использовать для этого деревянную конструкцию в форме перевернутой буквы «Т», которую легко можно соорудить на месте из подручных средств. По всей длине траншеи на дно укладываем щебень и снова трамбуем. Поверх щебня нужно проложить еще слой песка, при необходимости его можно смочить водой и дополнительно утрамбовать.

Следующий этап – примерка. Теперь с помощью натянутой веревки фиксируем также необходимую высоту бордюра. Установка тротуарных бордюров своими руками подразумевает внимательность и точность. Следите, чтобы веревка была натянута максимально туго.

Чтобы перейти непосредственно к установке бордюра, нужно подготовить бетонный раствор. С помощью лопаты смешиваем в корыте песок, цемент, воду и щебень мелкой фракции в пропорциях примерно 2,5:1:2:2. Раствор наносим на ранее утрамбованный песок.

Теперь устанавливаем сам бордюр. Здесь поможет резиновый молоток, который используют при укладке тротуарной плитки. Молотком регулируем высоту бордюра и глубину погружения его в бетонный раствор. Далее закрепляем бордюрные камни путем нанесения раствора на стыки между ними с обеих сторон. В очередной раз убедившись, что бордюр стоит ровно, заполняем бетонным раствором все оставшиеся пустоты траншеи.

Осталось лишь заделать стыки между бордюрными камнями. Засыпаем щели сухой смесью из цемента и песка, а затем проливаем водой и ждем, пока смесь застынет.

Технология установки дорожного бордюра практически не отличается от установки тротуарного. Соблюдая алгоритм простых действий, вы получите прочную и долговечную конструкцию.

Напоследок можно посмотреть видео с технологией установки дорожного бордюра и последующим его закреплением.

Технология установки дорожных и тротуарных бордюров своими руками : 1 комментарий

  1. Меженкова31.12.2017 в 06:56

Уважаемые господа! Вы не правильно показываете установку бордюров.Бордюры должны устанавливаться согласно СНиП 3.06.03-85
4.17. Перед уплотнением поверхность отсыпаемого слоя должна быть спланирована под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном 20-40 ‰ к бровкам земляного полотна.
4.28. Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их устройств.
3.25. Бортовые камни следует устанавливать на грунтовом основании. Борт должен повторять проектный профиль покрытия.( имеется в виду поперечный профиль и борт устанавливается на уровне асфальтового покрытия, а не выступая и не мешать стоку осадков). Швы между камнями должны быть не более 10 мм. Раствор для заполнения швов должен приготовляться на портландцементе марки не ниже 400 . (Швы заполняются раствором, чтобы вода из грунта не просачивалась и не смачивала дорожные одежды.
СНиП III-10-75 .Раздел 3. Покрытия проездов, тротуаров должны обеспечивать отвод сточных вод и не должны быть источником грязи и пылить в сухую погоду.
В вашем случае вода не стекает с покрытия дороги, а течет по дороге до тех пор пока вся не просочится через асфальт, что и приводит к разрушению дорог.

Технология установки дорожного и тротуарного борта

На самом деле в установке бордюрных камней нет ничего хитрого. Основная тяжесть работы с бордюрами связана с их габаритами и массой. И, конечно, нужно помнить, что установка бордюров производится до того, как устраивается финишное покрытие из асфальтобетона или тротуарной плитки.

Итак, приступим. Первым делом роют траншею, ширина и глубина которой зависят от размеров бордюрного камня. По бокам и снизу необходимо оставлять зазор порядка 20 см (т.е., если ширина бордюра составляет 15 см, то, соответственно, траншея должна иметь ширину 50-60 см). Если условия местности позволяют, лучше всего для рытья использовать экскаватор с узким ковшом. Если нет — придётся копать вручную. Дно траншеи непременно нужно уплотнить с помощью вибротрамбовки или виброплиты.

Далее следует устройство щебеночного основания на дне траншеи. Для этих целей годится щебень средних размеров – фракции 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять 10-15 см. Само собой, щебень тоже нужно уплотнить.

Для того, чтобы установить бордюры ровно, используют направляющую нить. Ее натягивают по отметкам, выверенным с помощью нивелира. По нити выравнивают высоту бордюров, а также ровность ряда бордюров в горизонтальной плоскости.

Переходим к выставлению бордюров. На этом этапе уже понадобится бетон. По опыту, лучше брать бетон марки М-250 или, в крайнем случае – М-200. Его небольшими кучками выкладывают в траншею по линии установки бордюров, в тех местах, где должны быть их стыки. На эти бетонные «возвышенности» и устанавливаются бордюрные камни. При установке бордюра в траншею используются специальные клещи — нечто типа больших ножниц с загибами на концах. Эту операцию выполняют два человека, «вооружённые» такими клещами. Одному с такой процедурой не справиться, ведь дорожный бордюр весит порядка 120 кг! При установке следует соблюдать величину зазоров между бордюрами 1-3 мм.

Пока бетон не «стал» есть возможность подправить установленный на «ляпушки» бордюрный камень — сместить его вправо-влево, скорректировать угол его наклона и высоту. Для этих целей применяются резиновые молотки. Другой твердый инструмент может повредить, расколоть бордюр.

Стоит заметить, что иногда выставляют бордюры не на бетонную смесь, а на кирпичи. Конечно, так-то — скорее (примерно вдвое), но качественно поставить бордюры в этом случае получится, только если основание выполнено очень-очень ровным.

После того, как бордюры выставлены, — можно приступать к следующему этапу работ – их бетонированию. По бокам от бортовых камней на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку, затем заливают ее бетоном. В процессе укладки бетона важно отследить, чтобы бетонная смесь зашла и полностью заполнила пространство под бордюром. Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 бордюрных камней.

Опалубку можно снимать уже через 2-3 дня после бетонирования. После чего выполняется затирка зазоров между бордюрами цементным раствором марки М-100. В итоге, бордюрный камень оказывается со всех сторон жестко закреплен надежным бетоном.

Завершаются работы по установке бордюров засыпкой пазух траншеи щебнем, песком, ГПС или грунтом.

Выполняя работы по установке бортовых камней, нужно отнестись со всей серьёзностью к современным требованиям по благоустройству. В частности, в ряде мест должны выполняться прогибы линии бордюров, которые требуется соблюдать для реализации требований по доступности «среды» для людей с ограниченными возможностями.

Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Виды бордюров по стандарту

Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;

    Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)

    По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

    Условные обозначения

    В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

    Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

    Пример маркировки и ее расшифровка:

    • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
    • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

    Размеры бордюров по ГОСТу

    Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

    Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

    Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

    МаркировкаДлина , ммШирина , ммВысота, мм
    БР 1001000300150 и 180Есть еще БР 100.20.80 — с шириной 20 см и высотой 80 см, его обычно называют садовый
    БР 3003000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БР 6006000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БУ 3003000290 и 320300Ширина в маркировке проставляется по «подошве»
    БУП 3003000290 и 320300Ширина измеряется в самой широкой части
    БУП 600.30.326000320300
    БЛ 3003000680 и 930 и 1180320Ширина измеряется в самой широкой
    БВ 1001000150 и 180300
    БК 1001000180 и 200300Радиус скругления
    для БК 5 — 5000мм
    для БК 8 — 8000мм
    для БК 12 — 12000мм
    для БК 15 — 15000 мм

    Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

    Вес бордюрного камня

    Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

    Вес бордюра зависит от его размеров

    Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

    Марка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кг
    БР 100.30.15100БР 600.20.-А-IV (A-V)760БЛ300.32.1181690
    БР 300.30.15320БР 100.20.840БВ 100.30.15100
    БР 600.30.15-A-IV640БУ 300.30.29400БВ 100.30.18120
    БР 100.30.18120БУП 300.30.29340БК 100.30.18.5
    БК 100.30.18.8
    БК 100.30.18.12
    БК 100.30.18.15
    120
    БР 300.30.18380БУ300.30.32470БК 100.30.21.5
    БК 100.30.21.8
    БК 100.321.12
    140
    БР 600.30.18-A-IV770БУП300.30.32410Камень-аппарельпо проекту
    БР 300.45.18580БУП300.30.32-A-IV790
    БР 600 45.18-A-IV (A-V)1170БЛ300.32.681050
    БР 300.60.20880БЛ300.32.931370

    Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

    Нестандартные размеры бордюров

    Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

    Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

    Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

    • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
    • 390*190-90 и массой около 15 кг;
    • 500*240*35, вес 9 кг.

    Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

    В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

    Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

    Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

    • длина от 70 см до 2 метров,
    • ширина — от 80 мм до 200 мм,
    • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

    Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

    Инструкция по установке

    Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

    Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

    Порядок работ

    Итак, вот какой порядок установки бордюра:

    • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
    • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
    • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

    Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

    Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

    Особенности и тонкости

    Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

    Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

    Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

    Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

    СК «Раменское»

    • Главная

    Технология монтажа бордюров

    Технология монтажа бордюров

    Завершающим этапом дорожного строительства является установка бордюра. В зависимости от сферы применения он бывает дорожным или тротуарным. Первый – отделяет пешеходную часть от проезжей, делает ее безопасной, второй – эстетически обрамляет газоны и садово-парковые дорожки.

    Особенности дорожного бордюра

    Дорожный бордюр изготавливается способом вибропрессования из высокопрочного тяжелого бетона, поэтому служит достаточно долго. Такой бортовой камень защищает покрытие из асфальта и плитки от механических повреждений, повышает его влаго-/ и морозостойкость. Постоянный цвет обеспечивается сквозным окрашиванием изделия. В среднем длина бордюра составляет 1 м, что делает его монтаж быстрым и простым.

    Характеристика тротуарного бордюра

    Тротуарный бордюр (поребрик) применяется в ландшафтном дизайне в эстетических целях, часто отличается нестандартными формами. А еще он не дает грунту попасть на дорожки, участки с щебнем и защищает плитку от разрушения. По сравнению с дорожным бордюром, поребрик имеет меньшие размеры – в готовом виде длина достигает 0,5 м. При необходимости он распиливается.

    Каждый из бортовых камней выполняет свои функции лишь при условии правильной установки.

    Технология монтажа

    Монтаж дорожного и тротуарного бордюра осуществляется в несколько этапов.

      Подготовка основания. С помощью веревки определяем расположение бордюра, затем вырываем траншею (ширина для тротуарного бордюра – 20 см, для дорожного – 40 см, глубина должна превышать высоту бортового камня), а ее дно трамбуем. Слоями выкладываем щебень и песок, а полученную насыпь выравниваем, уплотняем повторно и заливаем бетонным раствором. Определение высоты бордюра. С помощью строительного уровня фиксируем шнуровку на крайних точках (при необходимости используются промежуточные колышки) и одинаковом расстоянии от асфальта. По ней будет проходить внешняя часть монтированного бордюра. Установка бордюра. Бортовой камень углубляем в бетонный раствор с помощью резинового молотка, чем регулируем его высоту. Промежутки между бордюрами (ширина не больше 5 мм) и другие пустоты заполняем бетонным раствором.

    В СК «Раменское» вы всегда можете приобрести прочные тротуарные и дорожные бордюры партиями любого объема. Также у нас вы можете заказать монтаж в максимально короткие сроки!

    Установка дорожного борта профессионалами

    Установка бортовых камней и тротуарного бордюра

    Бортовые камни позволяют создавать завершенные пешеходные зоны, а также садовые зоны. Они являются не только эстетической составляющей, но также играют вспомогательную роль, например, четко отделяют тротуар от дороги, предотвращают возможное размытие полотна дороги, откосов и обочин. Установка дорожных бордюров особенно необходима, когда тротуар оформлен с помощью плитки. В этом случае бортовые камни являются важным элементом покрытия.

    Сфера применения бортовых камней

    С помощью подобных изделий можно оформить не только тротуар, а также:

    • Газоны и парки;
    • Стоянки для автомобилей;
    • Клумбы и прочие элементы улиц.

    Изделия со строгими формами могут стать превосходным элементом декора улиц, они часто выполняются из прочного бетона и других материалов. Несмотря на то, что бордюры из гранита являются непревзойденными по долговечности, на сегодняшний день существуют методы изготовления дорожных камней, позволяющие добиться высокой прочности.
    Метод полусухого вибропрессования дает возможность создавать материалы с идеальной геометрией, способные служить десятки лет. Надо сказать, что правильная установка дорожных бортовых камней не менее важна, чем качество их изготовления.

    Технология установки дорожных и тротуарных бортовых камней

    Последовательность работ по установке бортовых камней следующая:

    Инструментальная разбивка

    Ряд колышков и натяжка шнура по лицевой линии бортового камня выполняется на основании показаний теодолита. На колышках в точках перелома продольного профиля с помощью нивелира выставляются высотные отметки.

    Подготовительные работы

    Глубина и ширина траншеи должна отвечать проектным требованиям, а ее профиль – повторять высотные отметки.

    Установка опалубки

    Для устройства бетонной обоймы и основания рекомендуется использовать опалубку, отвечающую нормам СТБ 1110.

    Обустройство цементного основания

    Бетонная смесь укладывается в опалубку вручную без разрывов с уплотнением слоем толщиной 0.1 метра. Соблюдение технологии позволяет получить основание с заданными характеристиками.

    Установка дорожных бордюров

    Установка бортовых камней не позднее 15 минут после подготовки основания. Монтаж выполняется вручную либо погрузчиком с помощью специального навесного оборудования.

    Укладка бетонной обоймы

    Закрепление бортового камня бетонной обоймой может одновременно производиться на дистанции не более 10 м. Со стороны газона обратная засыпка бетонной обоймы выполняется заранее подготовленным грунтом, а со стороны дорожного покрытия – материалом основания.

    Заделка и расшивка швов

    Между бортовыми камнями допускаются швы шириной не более 1 см. Для их заделки используется отвечающий требованиям СТБ 1307 цементным раствором.

    От качества работ на каждом этапе зависят качественные и эксплуатационные характеристики дорожных и тротуарных бортовых камней.

    Почему установку бордюров следует заказывать у нас?
    • Наша компания является производителем вибропрессованного бортового камня высокого качества и соответственно у нас цены производителя.
    • Мы располагаем всей необходимой техникой и штатом профессионалов.
    • Обеспечиваем персональный подход к каждому клиенту и всегда готовы предложить оптимальное решение.
    • Полная отчетность по результатам работ, соблюдение всех норм действующего законодательства и традиционно высокое качество – наши основные конкурентные преимущества.

    Вас приятно удивит наша ценовая политика. Стоимость услуг на установку дорожных и тротуарных бордюров индивидуальна для каждого проекта. Чтобы рассчитать стоимость наших услуг, позвоните по тел. +7(495) 946-94-95, +7(909) 924-47-14 ило оставьте запрос на обратный звонок. В течении нескольких минут наш менеджер свяжется с Вами и ответит на все Ваши вопросы.

    технология установки дорожного и тротуарного борта

    ТЕХНОЛОГИЯ УСТАНОВКИ ДОРОЖНОГО И ТРОТУАРНОГО БОРТА.

    Установка бортового камня необходимо для разделения проезжей части от пешеходных зон, газонов и укрепление кромки дорожной одежды. Установка бортового камня целесообразно производить также на тех участках автодорог, где есть риск размытия обочин и откосов от дождя. Правильная установка бортового камня является дисциплинирующим фактором для водителей. Установка бортового камня придаёт вид законченного инженерного сооружения. А также бортовой камень является важным функциональным элементом при благоустройстве территорий. Как показывает практика, если бортовой камень не использовался при укладке тротуарной плитки, то в случае таянья снега или при большом количестве выпадаемых осадков тротуарная плитка со временем расходиться и разрушается. Установка бортового камня как полноценный этап дорожного строительства, требующий знаний технологий и профессиональных навыков. Одно лишь подготовка основании для бортового камня, проведённая с самодеятельной безответственностью, может свести к нулю надежность этого элемента дорожного полотна. А, разрушения бортового камня — это прямое разрушение и самого дорожного полотна и тротуаров. Бортовые камни устанавливают обычно одновременно со строительством оснований дорожных одежд. Основное требование, предъявляемое при установке бортовых камней, — соблюдение прямолинейности в плане и профиле. Лучшим материалом для основания является бетон. Обычно применяют бетон марки (по прочности на сжатие) 100-200.

    Последовательность работ по установке бортовых камней следующая:

    — подготовка земляного полотна;

    — подготовка основания из песка;

    — устройство цементобетонного основания;

    — установка бортовых камней;

    — укладка цементобетона в опалубку;

    — заделка и расшивка швов.

    Бортовые камни устанавливаются в ручную с применением специальных приспособлений. Перед установкой бортовых камней по тщательно выровненному и уплотненному земляному полотну распределяется песчаный подстилающий слой толщиной 10 см, по которому устраивают бетонное основание толщиной 10 см (подушку). Установку бортовых камней производят по шнуру, натянутому между специальными металлическими штырями на высоте, соответствующей отметке верх кромки камней. После того как выполнилось асфальтирование, верх бортового камня должен возвышаться над бровкой покрытия на 15-20 см. С двух сторон бортового камня устраивают бетонную обойму с высотой 10 см в деревянной или металлической опалубке.

    Схема установки бортового камня:

    1 — песчаный подстилающий слой; 2 — опалубка; 3 — бетонное основание под бортовой камень; 4 — бортовой камень; 5 — участок до бетонирования.

    Бортовые камни подразделяются на несколько групп: бордюр дорожный, бордюр газонный, бордюр садовый. Бортовые камни изготавливается из различных материалов, таких как: бетон, железобетон, природный камень, гранит. Важно, чтобы материалы были достаточно тяжёлым и прочным, тогда бортовому камню обеспечена надёжность, долговечность и устойчивость к внешнему воздействию, включая погодные условия. Наиболее востребованы бортовые камни изготовленные методом сухого вибропрессования, или из литого бетона. Такие бетонные конструкции считаются наиболее подходящими к городским условиям, поскольку имеют высокие показатели по прочности и, к тому же, низкую себестоимость по сравнению, например, с гранитными бортовыми камнями.

    С УВАЖЕНИЕМ СПЕЦИАЛИСТЫ ЧСУП»ВикторГранд» г.Минск

    технология установки дорожного и тротуарного борта

    ТЕХНОЛОГИЯ УСТАНОВКИ ДОРОЖНОГО И ТРОТУАРНОГО БОРТА.
    Установка бортового камня необходимо для разделения проезжей части от пешеходных зон, газонов и укрепление кромки дорожной одежды. Установка бортового камня целесообразно производить также на тех участках автодорог, где есть риск размытия обочин и откосов от дождя. Правильная установка бортового камня является дисциплинирующим фактором для водителей. Установка бортового камня придаёт вид законченного инженерного сооружения. А также бортовой камень является важным функциональным элементом при благоустройстве территорий. Как показывает практика, если бортовой камень не использовался при укладке тротуарной плитки, то в случае таянья снега или при большом количестве выпадаемых осадков тротуарная плитка со временем расходиться и разрушается. Установка бортового камня как полноценный этап дорожного строительства, требующий знаний технологий и профессиональных навыков. Одно лишь подготовка основании для бортового камня, проведённая с самодеятельной безответственностью, может свести к нулю надежность этого элемента дорожного полотна. А, разрушения бортового камня — это прямое разрушение и самого дорожного полотна и тротуаров. Бортовые камни устанавливают обычно одновременно со строительством оснований дорожных одежд. Основное требование, предъявляемое при установке бортовых камней, — соблюдение прямолинейности в плане и профиле. Лучшим материалом для основания является бетон. Обычно применяют бетон марки (по прочности на сжатие) 100-200.
    Последовательность работ по установке бортовых камней следующая:
    — инструментальная разбивка;
    — подготовка земляного полотна;
    — подготовка основания из песка;
    — установка опалубки;
    — устройство цементобетонного основания;
    — установка бортовых камней;
    — укладка цементобетона в опалубку;
    — заделка и расшивка швов.
    Бортовые камни устанавливаются в ручную с применением специальных приспособлений. Перед установкой бортовых камней по тщательно выровненному и уплотненному земляному полотну распределяется песчаный подстилающий слой толщиной 10 см, по которому устраивают бетонное основание толщиной 10 см (подушку). Установку бортовых камней производят по шнуру, натянутому между специальными металлическими штырями на высоте, соответствующей отметке верх кромки камней. После того как выполнилось асфальтирование, верх бортового камня должен возвышаться над бровкой покрытия на 15-20 см. С двух сторон бортового камня устраивают бетонную обойму с высотой 10 см в деревянной или металлической опалубке.
    Схема установки бортового камня:
    1 — песчаный подстилающий слой; 2 — опалубка; 3 — бетонное основание под бортовой камень; 4 — бортовой камень; 5 — участок до бетонирования.
    Бортовые камни подразделяются на несколько групп: бордюр дорожный, бордюр газонный, бордюр садовый. Бортовые камни изготавливается из различных материалов, таких как: бетон, железобетон, природный камень, гранит. Важно, чтобы материалы были достаточно тяжёлым и прочным, тогда бортовому камню обеспечена надёжность, долговечность и устойчивость к внешнему воздействию, включая погодные условия. Наиболее востребованы бортовые камни изготовленные методом сухого вибропрессования, или из литого бетона. Такие бетонные конструкции считаются наиболее подходящими к городским условиям, поскольку имеют высокие показатели по прочности и, к тому же, низкую себестоимость по сравнению, например, с гранитными бортовыми камнями.

    С УВАЖЕНИЕМ СПЕЦИАЛИСТЫ ЧСУП»ВикторГранд» г.Минск

    Как установить дорожный бордюр?

    Когда строятся дороги или выполняется укладка тротуарной плитки под автомобиль практически невозможно обойтись без бордюрного камня. Такой элемент позволяет визуально зонировать пространство и повысить прочностные характеристики покрытия. Далее рассмотрим, как установить дорожный бордюр и расскажем, на что нужно обратить внимание.

    Как правильно установить дорожный бордюр?

    Предположим, что была выполнена укладка тротуарной плитки и финальным этапом обустройства является укладка дорожного бордюра. Технология выполнения этой работы достаточно проста, но начинающему будет трудно даже без элементарной инструкции. Давайте рассмотрим все подробно.

    Разметочные работы

    Для проведения разметки вам понадобятся деревянные колышки и веревка (можно нитку и т. п.). Колышки забиваются непосредственно в месте монтажа бордюрного камня, и по ним натягивается нитка. Расстояние между колышками должно быть таким, чтобы веревка не провисала.

    Важно выбрать правильную высоту колышек. Уровень натяжение должен соответствовать верхней полости бетонного изделия после установки. Это позволит установить камень правильно..

    Рытье траншеи

    Для работы в домашних условиях нерационально использовать специальную технику. Именно поэтому придется вооружиться лопатой и начинать копать. Но перед этим нужно узнать необходимую глубину траншеи. Для этого стоит знать:

    Высоту, которой обладает бордюр дорожный;

    Ширину слоя бетона.

    Представим, что высота изделия 30 см. Щебеночный шар будет 6 см и песчаный – около 3 см. Что касается бетона, то его высота 2-3 см. Получаем 36 + 6 + 3 + 3 = 48 см. Именно такой будет высота конструкции, но это не означает, что и траншея должна быть подобной глубины. Нужно учитывать и высоту бордюрного камня над поверхностью земли. Допустим, что она равна 20 см. Следовательно, нужно углубляться на 28 см.

    Что касается ширины траншеи, то достаточно, чтобы камень мог в нее войти и по обоим бокам был запас в 2-4 см.

    Когда выемка грунта окончена, то проводится выравнивание дна и уплотнение (для его проведения лучше использовать специальное оборудование).

    Создание подушки

    Этот процесс проходит приблизительно так:

    Засыпается первый слой щебня;

    Выполняется его разравнивание и утрамбовка;

    Песчаный слой также нужно выровнять и уплотнить.

    Замешивание и заливка бетона

    В бетономешалку загружается цемент и песок (когда выполняется установка дорожного бордюра, технология подразумевает использование связующего вещества с маркировкой М300-М400). Песок используется мелкозернистый. Когда сухая смесь хорошо перемешана, добавляется вода. Отлично, если готовый раствор густоват — не сильно жидкий и не излишне вязкий.

    Отлично, если производство тротуарной плитки и бордюрных изделий выполняется одной компанией – можно быть уверенным в одинаковом сроке службы изделий.

    Установка бордюрного камня

    На подготовленное основание заливается бетон и сразу проводится установка бордюрного элемента. Погруженное бетонное изделие выравнивается по веревке легким постукиванием резинового молотка. Затем промежутки по бокам заполняются щебнем или цементным раствором.

    Как установить бордюр для дорожек?

    Садовый бордюр монтируется по аналогичному принципу с дорожным, только есть одно исключение – под него можно делать менее прочную подушку. В некоторых ситуациях обходятся без использования щебня и делают основание из речного песка высотой 3-5 см.

    Теперь вы знаете, как установить дорожный бордюр. Остается только запастись всем необходимым и приступить к работе.

    Установка бордюров своими руками: пошаговая инструкция

    Технология монтажа покрытия для дорожек, тротуаров, дачных участков и аллей предусматривает обязательную установку бордюров.

    Садовый, дорожный, тротуарный бордюр или поребрик выполняет следующие функции:

    • Обеспечивает сохранность полотна из тротуарной плитки или брусчатки, предотвращает сдвиг элементов мощения и их загрязнение грунтом.
    • Играет роль разграничителя между пешеходной частью и газоном, либо тротуаром и проезжей частью.
    • Выполняет эстетическую функцию, придавая тротуарам и дорожкам завершенный вид.

    Укладка тротуарного бордюра или садового поребрика может быть выполнена своими силами с обязательным соблюдением правил и технологий. Перед установкой очень важно провести правильную подготовку основания, так как от этого зависит качество работы и сроки эксплуатации бордюров.

    В данной статье мы рассмотрим правила и технологию установки тротуарного бордюра своими руками поэтапно.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Виды и размеры бордюров, их назначение. Как выбрать бордюр?

    Производство бордюрного камня осуществляется в строгом соответствии с установленными нормами. В зависимости от технических параметров и вариантов укладки существуют бордюры (дорожные, тротуарные, садовые) и поребрики.

    Дорожные бордюры отличаются массивностью и высокой прочностью и используются как часть магистральной конструкции на трассах большой протяженности.

    Садовые и тротуарные бордюры применяются для зонирования территории и в качестве оформления в ландшафтном дизайне. Данные изделия могут иметь различную декоративную форму и цвет.

    При выборе тротуарного или садового бордюра руководствуйтесь следующими параметрами:

    • Характеристики и марка бетона, из которого изготовлен бордюр. Качественные тротуарные бордюры должны иметь морозостойкость не ниже F200. Такие бордюры служат около 40 лет и способны выдержать примерно 200 циклов замерзания и оттаивания.
    • Способ производства. Наиболее качественные садовые и тротуарные бордюры – это вибропрессованные изделия. Они отличаются долговечностью, прочностью, точной геометрией и хорошей плотностью.
    • Конкретное назначение бордюра, выбор по определенным размерам.

    Размеры бордюров в соответствии с их назначением

    Наиболее популярная марка тротуарных бордюров – БР 100.20.8, где 100 см – длина бордюра, 20 см – высота, а 8 см – его ширина. Также существуют бордюры длиной 50 и 40 см – они больше подходят для декорации клумб и садовых дорожек.

    Установка тротуарного бордюра предусматривает тот факт, что на тротуар или садовую дорожку не будут заезжать легковые, и, уж тем более, грузовые автомобили.

    Если вам требуется установка бетонных бордюров для парковочного места, то лучше использовать изделия марки 100-30-15, где 100 – это также длина в сантиметрах, 30 см – высота, а 15 см – ширина бордюра. Такие бордюры способны выдержать неоднократный наезд автомобиля.

    Подготовительные работы по укладке бордюра своими руками. Какие инструменты потребуются?

    Как установить тротуарный бордюр правильно? Для начала нужно подготовить необходимые материалы и инструменты.

    Для установки бордюров своими руками потребуются следующие материалы:

    • лопаты – совковая и штыковая;
    • нивелир (уровень);
    • бетономешалка для замешивания раствора;
    • мастерок для разравнивания бетонной смеси и заделки стыков;
    • резиновая киянка для корректировки положения бордюра;
    • оборудование для резки бордюра (например, болгарка).

    Из материалов вам потребуется:

    • сухой цемент;
    • песок;
    • отсев или щебень;
    • и, собственно, бордюр.

    Сколько нужно бордюров?

    Посчитать количество бордюров достаточно просто. Нужно измерить длину садовых дорожек или их периметр, если укладка бордюров планируется с четырех сторон. Полученную величину нужно разделить на длину выбранного бордюра.

    Также важно учесть количество углов и заложить на каждый угол по 2 бордюра. Если дорожка имеет изогнутые плавные границы, то это также стоит учитывать при подсчете количества бордюров.

    В целом к полученному числу бордюров можно смело прибавить 15-20% и округлить в большую сторону.

    ВАЖНО! Перед началом работ по установке садового бордюра необходимо определить тип грунта. Если почвы пучинистые, то потребуется специальная подушка из отсева или песка крупной фракции, которая обеспечит дренаж поверхностных вод.

    Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

    Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра. Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию.

    Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

    • На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

    • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
    • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
    • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
    • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
    • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

    Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

    Технология укладки бордюра своими руками

    1. На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки). Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть.
    2. Устройство бетонной подушки. Как приготовить раствор для установки бордюров? 1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды. Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня.
    3. Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня.
    4. Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная.
    5. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы.
    6. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см.
    7. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью.
    8. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

    При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

    Правильная укладка бордюра для криволинейных дорожек

    При установке бордюров для криволинейных дорожек нужно следовать стандартной технологии. Однако имеются и свои нюансы.

    • Если повороты дорожки плавные и незначительные, то поребрики устанавливают по форме дорожки, заполняя зазоры между ними песчано-цементной смесью.
    • В случае, когда изгибы и повороты садовой дорожки достаточно крутые, без резки бордюрного камня не обойтись.
    • Для резки бордюров используют болгарки или углошлифовальные машины с алмазным кругом по бетону. Также можно использовать специальные гильотины, предназначенные для раскола изделий из искусственного или натурального камня.

    Перед тем, как установить бордюр своими руками, мы рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте видеоматериалами. Грамотная укладка бордюрного камня исключит ремонт тротуарного полотна в ближайшие годы.

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    Технологическая карта составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте.

    В технологической карте предусмотрена установка железобетонных бортовых камней длиной 3 м марки П6 по ГОСТ 6665-74 «Камни бортовые бетонные и железобетонные».

    Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

    II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

    При установке бортовых камней выполняют следующие основные работы (рис. 1):

    устройство земляного ящика;

    устройство песчаного слоя;

    установку бортовых камней;

    заполнение швов цементным раствором;

    Устройство земляного ящика

    Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

    После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

    Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

    1 — автогрейдер; 2 — песок; 3 — разложенные камни; 4 — автокран; 5 — установленные бортовые камни

    Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

    1 — отвал автогрейдера; 2 — нож; 3 — дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 — болты М12

    По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

    На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

    Устройство песчаного слоя

    Выравнивающий слой устраивают из песка или гравийно-песчаной смеси толщиной 10 см. Песок доставляют автомобилями-самосвалами и сгружают на проезжей части у земляного ящика в 5-6 местах, автогрейдером сдвигают песок в земляной ящик и распределяют равномерным слоем.

    Песчаный слой окончательно планируют вручную под рейку и утрамбовывают ручной трамбовкой. Толщину слоя контролируют шаблоном от головки штыря. После устройства песчаного слоя прилегающую грань бетонного покрытия смазывают жидким битумом.

    Установка бортовых камней

    Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.

    При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы его подошва была на 10-15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют положение стыков по высоте: на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ или верх камня не совпадает с линией шнура (проволоки), камень поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают песок либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и устанавливают на место.

    С одной стоянки автокрана устанавливают два камня, после чего автокран перемещают на следующую. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.

    Для обеспечения на стыках камней одинаковых зазоров (6-8 мм) пользуются фиксатором зазоров — Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий камень устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного камня.

    После установки бортовых камней на участке в 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в проектное положение.

    Заполнение швов цементным раствором

    Швы на стыках камней заполняют цементным раствором состава 1:2 из цемента марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на месте работ.

    Швы заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После того, как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.

    Через 30-42 м устраивают шов расширения, в который вставляют строганую обрезанную по профилю бортового камня доску толщиной 15-20 мм.

    Монтажные петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают книзу.

    Пазухи земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают грунтом при помощи автогрейдера и уплотняют деревянной трамбовкой. Пазухи между бортовыми камнями и бетонным покрытием заполняют цементным раствором, а между бортовыми камнями и асфальтобетонными покрытиями — асфальтобетонной смесью.

    Указания по качеству работ

    Качество бортовых камней должно удовлетворять требованиям ГОСТ 6665-74.

    При операционном контроле качества работ руководствоваться картой операционного контроля качества работ (раздел VIII).

    Указания по технике безопасности

    Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в сторону.

    В остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1978.

    III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

    Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На участке работ намечают две сменные захватки:

    на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

    на установку железобетонных бортовых камней.

    Выполняет работу бригада в составе:

    машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1, 3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и землекопов 2 разр.-2.

    Для кратковременной работы по рытью земляного ящика, распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

    В процессе работы бригада делится на два звена.

    Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника) и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. — такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

    Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.

    Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр. занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

    Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.

    Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

    В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера, инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера. В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в кладовую.

    На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой водой.

    IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО УСТАНОВКЕ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ ДЛИНОЙ 3 м АВТОКРАНОМ (НА 210 м В СМЕНУ)

    Примечания: I. Цифрами над линиями указано количество рабочих, занятых в операции, цифрами под линиями — продолжительность операции в минутах.

    2. В трудоемкость включено время для отдыха рабочих в течение смены.

    V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТАНОВКУ 210 м БОРТОВОГО КАМНЯ

    Читать еще:  Сортамент швеллеров – таблица размеров, маркировка по ГОСТ
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector