Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как укладываются тротуарные железобетонные плиты

Плиты бетонные тротуарные своими руками, цена

Плиты тротуарные – это изделия, которые отличаются высокими эксплуатационными характеристиками и экологической безопасностью. Материал может успешно использоваться для благоустройства частных территорий и производится своими руками на основе доступных и простых компонентов.

Преимущества

Тротуарные плиты изготавливаются в соответствии с требованиями стандарта (ГОСТ 17608 91). Это один из самых востребованных типов железобетонных изделий, которые благодаря своей универсальной форме, могут применяться для благоустройства любых территорий.

Основные преимущества материала состоят в следующем:

  • возможность отделки входных групп, зон отдыха, внутренних двориков и крылец;
  • структура поверхности позволяет свободно и быстро удалять атмосферные осадки;
  • длительная эксплуатация элементов мощения, что обусловлено устойчивостью основного материала к воздействию солнца, ветра, дождя, температурным перепадам, механическим нагрузкам;
  • безупречные внешние характеристики;
  • плита может использоваться в качестве окантовки или составного элемента для рисунков и орнаментов, сложенных из фигурной плитки;
  • прочность;
  • простота укладки;
  • высокие эстетические характеристики, что обусловлено использованию широкого ассортимента пигментов;
  • удобство повторной прокладки коммуникаций;
  • возможность имитации натуральных материалов, таких, как гранит, мрамор.

Как правило, тротуарные плиты не армируются, если это позволяет толщина изделия. Если она превышает 75 мм, применимо конструктивное армирование проволокой класса Вр1. Для подъема и перемещения в конструкцию внедряются проволочные монтажные петли диаметром 6.0 мм.

Маркировка

Согласно требованиям действующего стандарта, условное обозначение тротуарных плит формируется на основе буквенно-цифровых комбинаций, разграниченных точками:

  • цифра – типоразмер изделия;
  • буква – тип изделия;
  • цифра – толщина камня в см.

Например, плиты бетонные тротуарные 6К7, относятся к шестому типоразмеру (50*50 см), изделие квадратной формы, 7 см толщиной.

На плиты, изготовленные в профессиональных производственных условиях, маркировочное значение наносится на торцевую грань.

Технология укладки

Тщательно подготовленное основание и грамотно уложенная плита – это залог успешной эксплуатации.

Основные принципы состоят в следующем:

  • изделие устанавливается на выровненных щебеночных, бетонных, песчаных и стабилизированных основаниях, закладываемым с учетом разницы в толщине плит;
  • песчано-щебеночная подушка чаще всего используется при укладке плит в частных дворах, на участках. Такая подготовка позволит готовому покрытию выдержать нагрузку от заезда легкового автомобиля;
  • бетонное основание необходимо лишь в том случае, если подразумеваются более сложные условия эксплуатации.

Вне зависимости от того, какой тип основания будет использован, площадка, где будет производиться монтаж, должна быть хорошо спланирована. Мастеру следует строго выдержать все уровни и уклоны для стока воды. Проще всего обустраивать тротуарные плиты непосредственно на грунте, что актуально для небольших садовых дорожек.

Изготовление тротуарных плит на опалубке

Проще всего изготовить простую гладкую плиту, размером 50*50 см, толщиной 7 см, что соответствует типу 6К7. Работы должны проводиться на отдельной площадке, где можно приготовить рабочий раствор, залить и разместить все формы.

Подготовка

Изначально следует разметить участок согласно тому, как будет располагаться будущая дорожка. Производится забивка колышков, натягивается шнур.

Дальнейшая последовательность действий:

  • следует снять верхний грунтовый слой, расположенный по всей площади будущего плиточного покрытия;
  • в зависимости от структуры и характера почв, глубина выемки может варьироваться;
  • если участок представлен преимущественно песками, не склонными удерживать влагу, достаточно убрать 20.0 см;
  • если работы ведутся на глинистой почве, склонной к пучению, глубина выемки увеличивается до 30 см.

Когда земляные работы завершены, следует приступить к подготовке песчано-гравийной подушки:

  • дно выемки заполняют слоем гравия, щебня. Допустимо использовать небольшие обломки старых бетонных конструкций, битый кирпич;
  • толщина готового слоя для глин и суглинков – 20.0 см, для песков – 10.0 см;
  • на щебень размещают геотекстиль, чтобы предотвратить появление сорняков, смешивание слоев;
  • далее – закладывается песчаный слой 5.0 -7.0 см и вся подушка обильно смачивается водой;
  • песок заполнит все пустоты, поэтому в некоторых местах его придется подсыпать;
  • когда жидкость впитается, слой уплотняют ручной или электрической трамбовки.

Сборка опалубки

Если необходимо провести работы максимально быстро, можно приобрести пластиковую форму. Самостоятельными усилиями можно собрать деревянную опалубочную форму, для чего используется доска 2*50*7.5 см.

Вариант размещения:

  • доска устанавливается на ребро по краям будущей дорожки и ширине плиты;
  • боковые планки усиливаются вбитыми в землю колышками длиной около 10 см.;
  • углы фиксируются саморезами;
  • корректность монтажа проверяется строительным уровнем;
  • дно и стенки конструкции выстилается п/э пленкой, чтобы цементное молочко не впиталось в песчано-гравийную подушку.

Вместо древесины можно использовать листовое железо либо фанеру. Колышки для фиксации бортов могут быть стальными или деревянными. Если планируется изготовление габаритной плиты, длиной более 1.0 м, следует предусмотреть деформационные швы. Они обустраиваются через каждые 0.5 м при помощи твердого пластика.

Укладка арматуры

Для работы используется обычная строительная сетка, выполненная из проволоки-катанки (10 мм) с ячейками 10*10 см. Она укладывается таким образом, чтобы перекрыть всю площадь опалубки, но отступом от краев.

Если в арсенале присутствуют небольшие сетки, их также можно заложить в конструкцию, с нахлестом 5-7 см., связав проволокой. Под арматуру подкладывают специальные стульчики либо камни нужного размера. Сетка может быть сварной или скрученной проволокой. При этом следует учитывать, что сварка проводится только в том случае, если диаметр проволоки превышает 6 мм.

Бетонирование

Бетонирование не менее ответственный этап, требующий максимальной внимательности

Для ведения работ потребуются указанные материалы:

  • портландцемент М400/М500 – 1 ч;
  • мелкий заполнитель – кварцевый песок – 1 ч. (фракция 2.0 мм);
  • крупный заполнитель – фракционированный гранитный щебень – 2 ч. (5-10 мм);
  • пластификатор С-3 – 5% от объема цемента.

Если требуется получить наиболее чистый цвет при использовании пигментов, для замешивания используется белый цемент. Чтобы обеспечить долговечность готового изделия, в смесь можно добавлять стеклянные, полипропиленовые или иные виды синтетических волокон 5-50 мкм, длиной 5-20 мм. На один куб рабочего раствора потребуется 1 кг данных добавок.

Приготовление бетона:

  • пластификатор размешивается с водой;
  • в жидкость аккуратно вводится цемент. Масса перемешивается до получения цементного молочка;
  • далее – последовательно добавляются остальные компоненты – песок, щебень.

Готовая смесь должны быть однородной, умеренно густой и не должна сползать с мастерка.

Опалубка равномерно заполняется бетонным раствором, разравнивается шпателем. Можно постучать по бортам молоточком чтобы удалить оставшиеся пузырьки воздуха. Верхняя кромка выравнивается правилом. Рекомендовано усилить поверхность бетона сухим цементом, для чего материал просеивают через сито на плиту и аккуратно разглаживают мастерком.

По истечении нескольких суток опалубка снимается. Плита требует ухода, — ее поливают водой, накрывают пленкой и защищают от солнечного света. Окончательное созревание материала будет достигнуто через 28 суток. Для формирования гладкой блестящей поверхности бетон полируют или обрабатывают специальными пропитками.

Для оптимизации хода работ можно изготовить несколько коробов опалубки и сразу залить все плиты для дорожки.

Завершающий этап

Когда материал наберет прочность, края плиты очищаются от мусора, боковины засыпаются грунтом, оставшимся после выемки, проводится трамбовка. Если появились места с деформацией от колышков, они обрабатываются цементно — песчаным раствором с гидроизоляционной добавкой.

Стоимость

На заводские плиты тротуарные бетонные цена начинается от 150 р/шт. Самостоятельное изготовление позволит свести излишки к минимуму. Например, на самодельные плиты тротуарные бетонные гладкие, цена (себестоимость) не превышает 58 р/шт.

Плиты тротуарные, изготовленные своими руками, помогут организовать благоустройство собственного участка с минимальными расходами на ведение работ.

Об изготовлении плит тротуарных бетонных гладких и цене на них показано в видео:

Книги по теме:

Справочник по строительному материаловедению — Леонид Дворкин — 471 руб. — ссылка на обзор книги

Отделочные работы и материалы — Александр Горбов — 59 руб. — ссылка на обзор книги

Специальные бетоны — Леонид Дворкин — 528 руб.- ссылка на обзор книги

Бетоны — Григорий Несветаев — 358 руб. — ссылка на обзор книги

Химия цемента и вяжущих веществ — Евгений Шмитько — 1 183 руб. — ссылка на обзор книги

Тротуарные плиты из бетона — способы производства и использование для благоустройства

Для обустройства и оборудования городских либо загородных двориков, участков, площадок для детей, аллей и дорожек в парках, широко применяют тротуарные бетонные плиты. Конструкции наделены хорошими эксплуатационными качествами, надежностью и имеют привлекательный вид. Укрепленные железобетонные плиты применяются еще в строительстве городских автомобильных магистралей.

  1. Преимущества тротуарных бетонных плит разной конфигурации
  2. Разновидности покрытий
  3. Основные методы производства
  4. Укладка изделия
  5. Основные советы по выкладке
  6. Минусы использования

Преимущества тротуарных бетонных плит разной конфигурации

  • Широкий ассортимент разнообразных расцветок, размеров и форм.
  • Простота в укладке и различные методы сборки.
  • Несложный ремонт либо замена.
  • Низкая стоимость.
  • Высокая износоустойчивость.
  • Длительный срок в использовании.
  • Водонепроницаемость и стойкость к морозам.

При высоких температурных показателях плиты не выделяют ядовитые и токсичные вещества в окружающую среду.

Разновидности покрытий

Согласно ГОСТу 17608—2017, выделяют несколько видов, размеров и форм бетонной плитки:

  • стандартная — 10 см толщиной;
  • тротуарная (толщина по стандарту от 25 до 30 мм);
  • железобетонная.

Тротуарная плита классифицируется по конфигурации на такие типы:

  • квадратная;
  • прямоугольная;
  • фигурная;
  • шестиугольная;
  • окаймляющая;
  • декоративная.

Еще имеются плиты для слабовидящих людей. Они имеют рельефные шероховатые элементы, благодаря которым нога не скользит. По толщине плиты различают такие, что описаны в таблице:

Толщина, смНазначение
3Отмостки, садовые дорожки, площадки с минимальной нагрузкой
4—4,5Тротуары, пешеходные дороги
6Паркинг, заезд машин
8Дороги малоинтенсивного автодвижения

Основные методы производства

Изготовление бетонной плитки возможно 2-мя способами:

  • Вибролитье — отливка плиты совершается в подготовленную формочку.
  • Вибпропрессовка с использованием пресса.

Первый метод изготовления обеспечивает материал сглаженной поверхностью. Плотность воды, содержащаяся в цементе, понижает прочность и морозостойкость, что приводит к короткому сроку службы на 10 лет. Получая изделия методом вибропрессовки, элементы становятся более устойчивыми к перепадам температур и износу. Срок эксплуатации — 25 лет. Для изготовления плит подбирают состав бетона согласно требованиям ГОСТа 27006 по технологии производства в соответствие с ГОСТом 7473. Классический состав:

  • 1 доля цемента М500, 2 доли воды и по 1-й — мелкого песка и тяжелого гранотсева;
  • вариативно — цветные добавки для получения нужного оттенка — 4—5%;
  • 2% пластификатора.

Для производства в домашних условиях потребуется:

  • Цемент М400, пастификатор С7 и гравотсев.
  • Вибростол.
  • Несколько видов форм для плитки.

Укладка изделия

Залог безремонтной и продолжительной эксплуатации — правильная выкладка тротуарной плитки. Для пешеходного участка либо садовой аллейки используется песчаная подушка, а для проезжей зоны — проводят укрепление подложкой из бетонного раствора. Техники кладки:

Материал может быть выложен узором «елочка». Не менее популярна выкладка таких камней в виде кирпичной кладки.

  • узоры елочного вида;
  • полукруги;
  • кирпичи;
  • столбики.

Основные советы по выкладке

  1. Разметить участок и снять примерно 15 см почвы.
  2. Утрамбовать пласт грунта.
  3. Сформировать сточные ямки и засыпать песком толщиной 5 см.
  4. Сделать подушку из влажного песка, щебенкой либо бетона приблизительно 10 см и утрамбовать ее виброплитой либо деревянной киркой.
  5. Приступить к кладке плитки с уплотнением каждого элемента.
  6. Осыпать мелким песком готовую поверхность и залить силиконом для укрепления.

Между элементами должен оставаться маленький зазор.

Не стоит вплотную выкладывать плитку друг к другу, а лучше оставить промежуток в 5 мм. Щели образующееся между плитами стоит заделать песком либо материалом, который применялся для изготовления подушки. Закупка тротуарных плит советуется с резервом, так как некоторое количество изделия истратится на подрезку для выравнивания укладки.

Минусы использования

Недостатками использования тротуарной бетонной плиты считается, что за счет зазоров между материалом, дождевая вода подтекает под покрытие и разрушает его изнутри, а влияние низкой температуры в зимнее время, делает ее скользкой. Отмечается возможное проседание плит из-за изначально неправильной выкладки дорог, тропинок или тротуаров. Некачественное покрытие неудобно использовать, в частности, в качестве проезда на коляске, велосипеде и т. п.

Укладка дорожных плит: ГОСТ, вес, размеры

Формирование дорожного полотна с использованием дорожных плит – наиболее прогрессивный и быстротечный метод строительства подъездных путей, для которых не предъявляются требования к подготовке основания.

Технология укладки дорожного полотна

Сооружение дорог из плит представляет собой несложный технологический процесс, который состоит из ряда этапов:

  • для укладки необходима ровная поверхность, для чего, как правило, срезается верхний слой грунта;
  • чтобы обеспечить отток дождевых, а также талых и грунтовых вод, на поверхности выкапывается небольшая траншея, глубиной 25 – 50 см;
  • с целью предотвратить разрушение дороги вследствие вымывания, а также появления нежелательных растений, поверхность для укладки застилается полотном на основе геотекстиля;
  • на приготовленной поверхности формируется подушка, шириной 20-25 см, состоящая из щебня и песка, которая хорошо смачивается водой и уплотняется перед укладкой плит;
  • для ровной укладки плит используется направляющая линия в виде натянутого шнура. Железобетонные изделия укладываются последовательно при помощи крана. Работа выполняется силами одной бригады рабочих с крановщиком и стропальщиком, осуществляющим зацепку плит за монтажные петли;
  • готовые плиты могут уплотняться при подгонке вручную при помощи слесарного инструмента;
  • с целью обеспечить неподвижность ЖБИ в зафиксированном положении, боковые монтажные петли могут использоваться для соединения элементов между собой при помощи стальных прутов и электрической сварки.

Преимущества технологии

  • Методика строительства дорог из плит имеет ряд неоспоримых достоинств, среди которых:
  • высокая скорость укладки полотна, представляющего собой поверхность готовых железобетонных изделий;
  • прочность и надежность покрытия, изготовление которого осуществляется в заводских условиях;
  • предельно высокий срок службы, который обусловлен качеством изготовления ЖБИ;
  • простота укладки, для которой используется крановое оборудование;
  • сниженные требования к подготовке основания под ЖБИ;
  • универсальность технологии. Дорожное покрытие, выполненное из плит на основе железобетона, является не требовательным к климатическим условиям и может эксплуатироваться без разрушений в диапазоне температур от -50 до + 55 градусов;
  • возможность демонтажа временных дорог, а также неиспользуемого полотна, с возможность повторного применения ЖБИ, не выработавших свой ресурс прочности.

Изготовление железобетонных плит

При производстве изделий с целью повышения их прочности, надежности и долговечности применяются арматурные каркасы в виде напряженных (на основе арматуры Ат-5, Ат-4 и А5), а также ненапряженных, выполненных из проволоки Вр-1, арматуры А3, А1 или А3С, конструкций. От прочностных и физических свойств применяемых бетонов зависят характеристики плит. В связи с этим находят применение растворы с классами водонепроницаемости и морозостойкости до W2 и F150. Вес готовой плиты может достигать 5000 кг при габаритах длины от 1,75 до 6 метров и ширины от 1,5 до 3,75 метра.

Классификация

Изготовление дорожных железобетонных плит осуществляется по нормативным требованиям стандарта ГОСТ 21924.0-84, в соответствии с которым предусмотрен градация изделий на три основных категории:

  • ПДП – самые популярны и широко распространенные железобетонные плиты универсального типа, которые находят применение в случаях необходимости сооружения постоянных и временных дорог со средним уровнем нагрузки – не более 6 тонн на одно колесо. Изделия могут использоваться вторично после демонтажных работ. Нагрузочная способность их составляет 10 – 30 тонн и зависит от марки примененного при изготовления бетона. ЖБИ рассчитаны на эксплуатацию в условиях сильных морозов – до – 50 °С;
  • ПДН – изделия, выполненные на основе железобетона с предварительно напряженной арматурной конструкцией. Имея повышенные нагрузочные характеристики, размеры ЖБИ составляют 6000 мм в длину и 2000 в ширину при массе 4200 кг. Благодаря прочности корпуса, обусловленной жесткостью арматурного каркаса, изделия рекомендованы для применения в условиях пучинистых и мягких типов грунта;
  • ПАГ – наиболее прочный аэродромный тип плит. Масса единицы изделия в среднем составляет 5 тонн. ЖБИ ориентированы на строительство дорог для тяжелых видов транспорта, а также возведения взлетно-посадочных полос для авиации (ПАГ-18, а также ПАГ-14). Конструктивно элементы могут иметь гладкую или рифленую поверхность, обеспечивая различное сцепление с колесами транспорта. При производстве изделий применяется бетонный раствор с марками от М350 до М400. Максимальная нагрузка достигает 75 тонн. Изделия могут эксплуатироваться при температурах до -35 °С.

Типы железобетонных плит

В зависимости от формы готовые изделия разделяются на следующие категории:

  • прямоугольного вида – «П»;
  • прямоугольной формы с бортами совмещенного типа – «ППБ»;
  • прямоугольной конструкции с наличием одного совмещенного борта – «ПБ»;
  • трапецеидальной формы – «ПТ»;
  • выполненные в виде шестиугольной конструкции – «ПШ»;
  • шестиугольные поперечно-осевые – «ПШП»;
  • шестиугольные диагонально-осевые изделия «ПШД»;
  • половинная поперечная конструкция шестигранной плиты – «ППШ»;
  • половинная диагональная конструкция шестигранной плиты – «ДПШ».

Как правильно уложить брусчатку на бетонное основание?

Традиционная технология укладки брусчатки предусматривает песчаное или песчано-цементное основание с гидроизолированным щебеночным дренажом. Однако, в отдельных случаях, такое основание не является достаточно прочным. В этом случае, для усиления основы, вместо песка укладывают слой армированного бетона и уже по нему кладут плиточное покрытие пешеходной дорожки, площадки или проезжей части дороги.

Читать еще:  Применение имитации бруса в отделке

Кроме этого, бетон, как основа, рекомендуется при укладке тротуарной плитки, имеющей небольшую толщину. В этом случае плитка кладется на цементный клей, закрепляясь на поверхности бетона. И, наконец, бетонная основа просто необходима при устройстве тротуарных покрытий на пучинистых и подвижных грунтах, которые могут разрушить легкое песчаное основание и привести к нарушению покрытия.

Главное достоинство монолитного бетонного слоя — его прочность и устойчивость даже при самых неблагоприятных условиях. Брусчатка, уложенная на бетон, не проседает при значительных механических и весовых нагрузках. Эту конструкцию покрытия можно использовать на автостоянках и паркингах, а также проезжей части дорог для легкового автомобильного транспорта.

Главная проблема при кладке

Армированный бетонный монолит является очень прочной основой, которая не подвержена просадкам и подвижкам. Поэтому укладка брусчатки на подготовленное бетонное основание обеспечивает прочное, надежное и долговечное покрытие.

Однако, эта надежность и долговечность может быть обеспечена только очень четким соблюдением технологии выполнения работ. Достаточно одной ошибки при укладке плитки, чтобы в результате она отвалилась от основания после первых же морозов.

Схематическое изображение укладки брусчатки на бетон в разрезе.

Дело в том, что песчаное и песчано-цементное основание способны пропускать влагу, проникающую через поры и микротрещины в плиточном покрытии. В этом случае вода, попадая на опорное основание, проходит через него и уходит в грунт. В случае с бетонным основанием этого не происходит.

Вся поступающая влага скапливается между брусчаткой и бетонной основой, а затем, при морозах, превращается в лед. В результате происходит разрушение материала, брусчатка поднимается и нарушается целостность покрытия.

Поэтому очень важно, чтобы при выполнении работ по укладке очень четко соблюдались все технологические требования. Выполнять мощение по бетонному основанию своими руками не рекомендуется, если только вы не являетесь профессионалом. Поручите эту работу профессионалам, если желаете иметь действительно качественное покрытие.

Устройство бетонного основания

Работа начинается с разметки пешеходной дорожки, площадки или проезжей части. Проще всего это сделать, натянув шнур на колышках по контуру будущего мощения. Натягивать шнур нужно немного выходя за пределы покрытия, что позволит в дальнейшем установить опалубку, а затем и тротуарный бордюрный камень.

По размерному контуру снимается грунт до глубины 25-28 см.

Снятую плодородную почву рекомендуется переместить на клумбы или газоны. В том случае, если верхний слой не плодородный и планируется завоз чернозема, то копать не нужно, а просто выполнить подсыпку тонкого слоя щебня. Если верхний слой глиняный, то и подсыпать не нужно — просто немного подравняйте поверхность и все.

На дно выкопанной траншеи или ямы насыпается щебень средней фракции и толщиной слоя 10-12 см, после чего его трамбуют. Этот щебень будет обеспечивать отвод воды от бетонного слоя. Поверх щебня необходимо насыпать слой песка толщиной 3-5 см и тоже утрамбовать. Это нужно для того, чтобы выровнять поверхность щебня и его острые края на порвали гидроизоляцию, которая будет лежать выше.

Далее, по контуру траншеи устанавливается опалубка из досок толщиной не менее 40 мм. Более тонкие доски могут прогнуться и не выдержать давления массы бетона. Опалубка закрепляется забитыми кольями на расстоянии не более метра друг от друга. После установки опалубки, на песок необходимо уложить слой гидроизоляции. Лучшим материалом для этого является геотекстиль. Если вы не смогли найти этот материала, то используйте полиэтиленовую пленку, сложенную вдвое.

Устройство опалубки.

Гидроизоляция необходима для защиты бетонного слоя от воздействия грунтовых вод, а также для того, чтобы при заливке бетонной смеси вода из нее не ушла преждевременно, обеспечив нормальную гидратацию цемента.

Соотношение составляющих бетонной смеси напрямую зависит от марки цемента. В том случае, если вы применяете для приготовления бетона цемент М500, то к нему добавляют 4,9 части щебня и 3,2 части песка, а для цемента М400 на каждую его часть необходимо добавлять 4,2 части щебня и 2,5 части песка. Такое соотношение позволит вам получить бетон марки М200. Более простым способом будет заказ уже готовой бетонной смеси от производителя. Это рекомендуется делать при необходимости заливки более 3 м 3 бетона.

Укладка бетонной смеси производится в два этапа. Сначала на дно траншеи укладывается слой толщиной около 3 см, на него ложится армирующая сетка с толщиной проволоки не менее 6 мм и шагом ячейки не более 100 мм. После этого, заливается второй слой в 5-10 см по высоте, немного не доходя до поверхности земли.

Через 2-3 дня можно будет приступать к укладке брусчатки. Вместо армирующей сетки можно использовать старые металлические трубы, куски арматуры, стальную полосу, проволоку и т.п. Весь этот металл укладывается так же в виде сетки, а отдельные элементы связываются между собой проволокой. Забетонированный арматурный слой придаст бетонному монолиту высокую прочность.

Установка бордюрного камня

Работы по укладке брусчатки на бетон начинается с установки бордюрного камня. Обрамление необходимо для того, чтобы плитка не разъезжалась в стороны и была четко зафиксирована на месте. Установку камня выполняют по натянутому на колышки шнуру. Высота установки бордюра — не более 10 см над уровнем земли. При разметке следует учитывать небольшой наклон поверхности брусчатки к краю дорожки для отвода дождевой и талой воды.

Вдоль натянутой нити прорывается траншея. Высота траншеи при этом должна совпадать с высотой бордюрного камня и щебеночной подушки в 3-5 см. Подушка нужна для лучшей устойчивости бордюра.

Установка бордюрного камня осуществляется на слой цементного раствора, выложенного на подсыпанную щебенку.

Выравнивание отдельных камней производится с помощью резинового или деревянного молотка. Через день, после того как раствор схватится, промежуток между стенкой траншеи и камнем засыпается песком и проливается водой для уплотнения.

Укладка брусчатки

Брусчатое покрытие по бетонному основанию, как правило, укладывают на сухую песчано-цементную смесь – гарцовку, которая способна очень хорошо фиксировать и удерживать элементы покрытия. Для приготовления гарцовки смешивают сухой песок с цементом в соотношении 1:6, не добавляя воды. Толщина засыпаемого слоя — 4-6 см. Смесь необходимо хорошо утрамбовать, а поверхность выровнять штукатурным правилом или доской с ровным краем.

Иногда вместо песчано-цементной смеси засыпают обычный песок без добавления цемента. Такая укладка возможна, но только при условии эксплуатации дорожки без интенсивных нагрузок. Обычный песок хуже фиксирует брусчатку на бетонном основании и существует риск ее просадки и подмывания песка дождевыми и талыми водами. Зато при необходимости выполнения ремонтных работ, сделать их будет намного проще, чем при использовании более прочной гарцовки.

Для брусчатки в местах с интенсивной нагрузкой, например на проезжей части дорог, прочности гарцовки оказывается недостаточно. В этих случаях брусчатку укладывают на цементный клей или густую цементную стяжку. Такая укладка более долговечна, но покрытие не подлежит ремонту — в случае просадок нужно будет его полностью удалять и использовать новые материалы, производя всю работу с нуля.

Тротуарная плитка укладывается на гарцовку в ходе продвижения «от себя». Мастер, выполняющий укладку, постепенно продвигается вперед, находясь на уже готовом мощении. Уложив определенный участок, необходимо произвести тщательную забивку швов между отдельными плитками. Если этого не сделать, то станет возможным проникание воды в пространство между бетонной основой и плиточным покрытие, что может привести в дальнейшем к разрушению покрытия.

Резка брусчатки выполняется болгаркой с алмазным кругом или на специальном отрезном станке.

В случае присутствия на пути укладки каких-либо препятствий в виде канализационных люков, дренажных решеток, фонарных столбов и т.п., их обкладывают целыми плитками, а кусочки, необходимые для обеспечения сплошного покрытия, укладывают уже во втором или третьем ряду от препятствия.

Подрезка камня необходима при любой укладке. Поэтому, начиная такую работу, заранее подумайте о наличии инструмента.

Завершение работ

После завершения работ по укладке вашей брусчатки на бетонное основание, ей необходимо просохнуть и отстояться в течение трех-пяти дней. После этого с поверхности сметают мусор и моют ее водой из шланга. Чистую плитку внимательно осматривают на предмет наличия незаполненных гарцовкой межплиточных швов. Если такие обнаружены, то пропуски необходимо заполнить. Качественное заполнение швов в покрытии обеспечит долговечность при его эксплуатации.

В ходе эксплуатации тротуарного плиточного покрытия необходимо регулярно производить уборку поверхности и своевременно удалять прорастающие в швах сорняки. В том случае, если по каким-либо причинам произошла деформация поверхности, возможно проведение ремонта с использованием имеющейся плитки. Ее просто вынимают из места деформации, поправляют слой гарцовки и укладывают на прежнее место.

Правильно уложенная на бетонное основание брусчатка служит долгие годы. Эта технология обеспечивает самое прочное плиточное покрытие.

Строительство домов

Как бы ни хотели жители загородных поселков обитать поближе к природе, без некоторых элементов благоустройства, таких как дорожки, обойтись не получится. Они должны быть функциональными и удобными, а также хорошо облагораживать весь поселок. На своем участке можно использовать в качестве дорожки вымостку из натурального камня, но вместе с этим для общих улиц больше подойдет укладка дорожных плит, которые активно используются девелоперские фирмы и кооперативы граждан.

Содержание:

Предназначение дорожных плит

Железобетонные плиты называют уникальным материалом для изготовления дорог, который способен выдержать огромные нагрузки. Назначение подобных изделий бывает самым разным. Это возведение временных дорог для объектов строительства и создание постоянных подъездных путей к предприятиям, подъезда к малонаселенным пунктам в сельской местности, что удалены от основных дорог на небольшое расстояние.

Технология укладки железобетонных плит позволяет строить дороги абсолютно в любой местности и активно их использовать. К тому же на поверхности дорожных плит допускается монтаж асфальта, который защищает плиты и продлевает срок полезной эксплуатации полотна. Приятная особенность применения этих ЖБИ изделий – возможность повторной эксплуатации, если плиты сохранили свои характеристики, что позволяет существенно сэкономить. Из плит, что были в употреблении, вполне получится соорудить временное дорожное покрытие.

Когда временная площадка для складирования становится ненужной, подобное покрытие просто можно демонтировать и перевезти плиты в другое место, где их можно использовать без ограничений по основному назначению. Дорожные плиты, которые были в употреблении, от изделий, только что сделанных на заводе, отличаются исключительно внешним видом. Между тем, цена укладки дорожных плит, что были в употреблении, меньше монтажа новых на 40 – 50%.

Дорожные плиты можно использовать в широком диапазоне температур, что актуально для нашей страны — от минус 40 до плюс 55 градусов. Более высокой температурной стойкости можно достичь при помощи специальных примесей, что позволяют обеспечивать качественными дорожными покрытиями даже самые отдаленные уголки страны.

Главное преимущество железобетонных плит состоит в возможности их быстрого монтажа и относительно простой подготовке основания для устройства дорожного покрытия. Ещё одно достоинство использования дорожных плит при строительстве дорог – это быстрота разбрасывания плит. Дороги из железобетонных дорожных плит — не только эстетически привлекательные, но и приятны для водителей.

Однако с дорожными плитами не всё просто. Монтаж железобетонных плит имеет и свои недостатки. При производстве плиты укладывают на грунт, в результате чего возникают швы. Дорога из подобных плит в результате подвижек грунта может разойтись, поэтому в месте применения бетонных плит нужно постоянно следить за их видом и состоянием. Это способствует своевременному устранению различных негативных явлений и длительному использованию дорожного покрытия.

Конструкция дорожных плит

Дорожные плиты представляют из себя плоские прямоугольные плиты из железобетона, которые имеют толщину близко 14 – 18 сантиметров. Эти изделия выполняются на основе напряженной или ненапряженной арматуры. Рабочая поверхность железобетонных плит имеет рифление. Изделия по торцевым граням имеют монтажные петли, однако плиты могут сооружаться и под беспетлевые захваты. Монтажные петли располагаются в специально сформованных углублениях так, чтобы исключить возможность их попадания на внешнюю поверхность во время.

В них связующим веществом выступает бетон. Применяемый в дорожной плите железобетон придает стойкость изделия к любым атмосферным и механическим воздействиям. Чем выше использована марка бетона, тем большие нагрузки будет выдерживать такая конструкция. если вас интересует, сколько весит дорожная плита, то запомните, что её вес обычно составляет минимум 2 200 килограмм. Дорожные плиты изготавливают из бетона, что имеет плотность 2200 — 2500 килограмм на метр. Зачастую дорожные плиты изготавливают из бетона с морозостойкостью до W2 и F150.

Благодаря присутствию в конструкции стальных прутьев, она прослужит долгие годы и сохранит свои технические свойства. Для производства напряженных плит применяют арматуру классов Ат-5, Ат-4, А-5. В ненапрягаемых плитах используют стержневую арматуру классов A-3C, А-3 и А-1 и проволоку Вр-1. Сокрытая арматура защищена от солнечных лучей, механических воздействий и атмосферных осадков. При установке дорожные плиты возвращаются в исходное положение, и напряжение, которое образуется в штатном режиме, является минимальным.

Стандартом предусмотрены такие типовые размеры дорожных плит:

  • длина 6 метров, ширина 1,75, 3, 1,87, 3,5 и 3,75 метров;
  • длина 3,5 метров и ширина 2,75 метров;
  • длина 3 и 1,75 метров;
  • длина 1,75 метров и ширина полтора метра.

Дорожные плиты принято складировать в штабеля, что имеют высоту не больше 2 метров, нижний ряд при этом должен укладываться на выровненное и плотное основание. Каждая плита в штабеле укладывается на деревянные прокладки.

Классификация дорожных плит

Все дорожные плиты разделяют на два типа, чем и определяется их назначение: плиты для постоянных работ (плиты вида 1П) и для временного дорожного покрытия (2П). Дорожные плиты по своей форме бывают трех видов: в форме трапеции (плиты вида ПТ), прямоугольника и шестиугольника.

Плиты прямоугольной конфигурации бывают с 1 бортом по длинной стороне (плиты ПБ) и с 2 бортами по коротким сторонам (маркировка ПББ). Плиты в виде шестиугольника бывают диагональной ориентации (плиты ПДШ), поперечной ориентации (марка ПШП), шестигранной формы, разделенной пополам по диагонали (изделия ДПШ) и шестигранной формы, разделенной пополам поперек (плиты ППШ). Несмотря на многообразие конфигурации дорожных плит, которые предусмотрены стандартом, заводами железобетонных изделий в основном выпускаются только прямоугольные дорожные плиты для временных или постоянных автодорог.

Железобетонные плиты способны выдерживать нагрузки порядка 10 — 30 тонн. В маркировке изделия указывается допустимый уровень нагрузки. Наиболее распространёнными дорожными плитами выступают плиты ПДН (плиты дорожные с напряженной арматурой) 20-18-30. К сожалению, они имеют некие ограничения по нагрузкам при регулярном перемещении по ним большегрузных машин, однако для укладки в домашних условиях это не актуально.

Если вы можете себе позволить положить плиты аэродромные гладкие ПАГ, то это станет самым верным решением. Судя из названия, ПАГ изначально использовались при строительстве аэродромов, поэтому в их надежности нет сомнений. При их изготовлении применяется бетон высокой марки и усиленная арматура. Ещё одно достоинство аэродромных дорожных плит состоит в рифлёной поверхности, что также увеличивает их эксплуатационные характеристики.

Технология изготовления дорожных плит

Широкая популярность установки дорожных плит объясняется еще и несложной методикой их изготовления, для чего не требуется новое оборудование. Последовательность их изготовления такова:

  1. Подготовка формы – емкость очищается от присутствия старого бетона, на днище и борта наносится специальная смазка, которая снижает адгезию бетона к металлу использующей формы.
  2. Процесс армирования – 2 арматурные сетки укладываются в форму, устанавливаются фиксаторы, что гарантируют расстояние между сетками, и ограничители защитного слоя.
  3. Укладка бетонной смеси, которую уплотняют с помощью вибростолов.
  4. Отправление формы с забетонированной дорожной плитой в прогревочную камеру, где совершается ее термическая обработка.
  5. Произведение разопалубливания изделия, проверка качества железобетонных плит и нанесение маркировки.
  6. Отправка дорожных плит на склад готовой продукции, в котором они складываются штабелями.

Создание дорожки на участке

Функциональность дорожных плит позволяет их применять не только в местности, где требуется надежное и прочное покрытие для тяжелого транспорта, но также в домашних условиях. Данные изделия отлично подходят для этих целей, так как они являются достаточно прочными, на них не возникает наледь, потому что вода уходит быстро в пазы с замощенной поверхности, их просто ремонтировать – посредством замены одной плиты без проведения демонтажа всей дорожки, ездить по такой дорожке можно непосредственно после создания.

Выбор плит для дорожки

Железобетонными плитами легко можно выложить садовые тропинки, пешеходные дорожки, открытые площадки, автостоянку и солидный подъездной путь к дому. Формы дорожных плиток богаты собственным разнообразием. В продаже имеются квадратные, прямоугольные, треугольные, круглые, ромбовидные плиты, изделия неправильной формы, разных расцветок и размеров.

Читать еще:  Укладка пеноплекса на бетонный пол 2020 год

Для создания дорожки к дому можно использовать сочетание дорожных плит с мелким камнем, морской галькой, щебнем, пиленой брусчаткой. При обустройстве садовых дорожек можно использовать колотые дорожные плиты. Для колки изделий используют кувалду и зубило, обязательно нужно применять очки для защиты глаз от разлетающихся осколков. Наиболее популярные плиты для обустройства дорожек в домашних условиях – изделия с гладкой поверхностью.

Можно подобрать и плиты с рисунком или глубоким тиснением, которые имитируют мозаику, кирпич, плитку. Самый естественный вид дорожки можно получить при использовании плит с «колотой» поверхностью под натуральный камень. Однако лучше отдать предпочтение плитам с рифленой поверхностью, что обеспечивают безопасность при передвижении по дорожке в гололед или мокрую погоду.

Обустройство основания под плиты

Укладывать дорожные плиты прямо в почву нельзя. Сначала следует приготовить «ложе» для будущей дорожки и патио. Сначала срежьте верхний слой почвы, разровняв поверхность и убрав все неровности. Выройте траншеи по разметке глубиной близко 25-35 сантиметров. В низинах на суглинках и глинистых грунтах глубина траншеи должна быть не менее полметра. Дно необходимо выслать дренирующим нетканым материалом — геотекстилем.

Геотекстиль будет предотвращать прорастание сорняков и вымывание подобного песчано-гравийного основания. Затем засыпьте послойно траншею щебнем (5 сантиметров для садовых дорожек и 10 сантиметров для автостоянки или подъездного пути) и песком (10 сантиметров), уложите так называемую «песчаную подушку» с непременным трамбованием и поливанием водой через 5-7 сантиметров. Песок лучше использовать карьерный, потому что он менее ползучий и пылевой, чем речной, его легче будет утрамбовать.

Затем стоит песок уплотнить с помощью виброплиты. Можно также использовать виброкат, однако стоимость укладки дорожных плит посредством этой технологии несколько дороже. Протрамбовка и подсыпка должна обязательно контролироваться простым верёвочным маяком или нивелиром, что растянут по уровню. По окончанию трамбовки поверхность должна быть идеально ровной, так как по ней в дальнейшем укладывается железобетонное покрытие.

С учетом рельефа земельного участка оборудуйте небольшой уклон, чтобы дождевая и талая вода стекала без образования луж. К тому же можно создать основу для установки лотков ливневой канализации. Следующим шагом будет монтаж бортового камня или создание бордюр с пазом для проведения стыковки с рядовыми изделиями.

Мощение дорожки плитами

Дорожки представляют собой транспортные коммуникации на участке, а также являются важными элементами ландшафтного дизайна, которые отвечают за взаимодействие и взаимосвязь разных объектов садовой композиции. Поэтому при обустройстве маршруты не рекомендуется увлекаться витражами и резкими поворотами. Абсолютно прямые тропы также не являются вариантом, так как смотрятся неестественно.

Ширина дорожек должна подчиняться логике передвижения по территории и быть увязана с габаритными размерами уборочной техники, которую планируется использовать при обслуживании владения. Ширина дорожных плит, что используются в домашних условиях, составляет около полутора метра. Если вы планируете выложить пешеходные дорожки, будет достаточно ширины в 70-80 сантиметров. При обустройстве тропинок – полметра. Рекомендуемая ширина подъездного пути – 2,25 – 2,5 метра.

Существует две методики укладки твердого покрытия — «сухая» и «мокрая». В первом случае изделия правильной формы подгоняют плотно между собой (зазоры между плитами составляют не больше 2-3 миллиметров), после этого швы необходимо заполнить песком и пролить водой.

«Мокрая» технология укладки дорожных плит предполагает применение цементно-песчаного раствора, благодаря которому покрытие схватывается хорошо с песчано-гравийным основанием. В домашних условиях может практиковаться и промежуточный вариант — материал располагают на сухой цементно-песчаной смеси. После укладки дорожное покрытие проливают водой, затем камни и подстилающий слой схватываются.

Мы поступим следующим образом. Плиты рекомендуется размещать последовательно. Вдоль края дорожки натяните шнур, по нем вы будете выкладывать первый ряд плит. Поднимите первую плиту, в 5 точках на песок нанесите раствор, на который возвратите обратно плиту. Затем осадите её при помощи кувалды и доски. Уложите остальные плиты по такому же принципу. Вставьте между ними деревянные дощечки, что имеют толщину близко 8 миллиметров. Горизонтальность кладки контролируйте с помощью строительного уровня.

Укладывать их можно не только встык, но и с небольшим промежутком, который заполняют цементным раствором, камнем, песком. Во избежание царапания плит швы лучше расшивать влажным раствором, предварительно защитив дорожные плиты специальной клейкой пленкой. Дощечки вынимаются по окончанию работ, раствор застывает в течение двух дней. В промежутки также можно высаживать семена трав.

Вы уже поняли, что нельзя ни при каких обстоятельствах укладывать плиты непосредственно на голый грунт. Запомните ещё один момент. Если вы обустраиваете подъезд к дому или место для стоянки автомобиля, монтажные петли плит для надежности соединяют между собой на сварке с помощью стальных стержней, а пустоты заливают монолитным бетоном. Это позволит обустроить абсолютно ровную дорогу, чтобы избежать дальнейшего разъезжания и расползания плит. Поверх такого дорожного полотна желательно уложить асфальто-бетонную смесь.

Технология укладки дорожных плит

  1. Назначение дорожных плит
  2. Конструкция дорожных плит
  3. Классификация дорожных плит
  4. Основы промышленного производства
  5. Подготовка основания под дорожные плиты
  6. Устройство дорог из плит

Загородное строительство предполагает значительное количество преимуществ, но удаление от цивилизации предусматривает и некоторые неудобства, решать которые приходится своими силами. Одной из таких проблем является отсутствие асфальтированных дорог и пешеходных тротуаров.

Если на личном участке можно применить натуральный камень, тротуарную плитку и другие материалы, исходя из собственных финансовых возможностей и предпочтений, то в рамках поселка в целом не обойтись без дорожных плит. Сегодня они активно используются строительными компаниями и различными частными кооперативами для обустройства временных и постоянных дорог.

Назначение дорожных плит

Дорожные плиты выполнены из железобетона, и представляют собой материал, способный выдерживать огромные нагрузки, что делает их незаменимыми во время работ по оперативной постройке подъездных маршрутов. В основном при помощи плит обустраиваются временные дороги, подъезды к промышленным объектам и небольшим населенным пунктам, расположенным на удалении от основных магистралей.

Укладка дорожных плит отличается быстротой, а технология может быть реализована совершенно в любых условиях. При этом имеется возможность сверху покрывать полотно асфальтом, повышая уровень долговечности создаваемого покрытия. Необходимо также отметить многоразовость их использования, что особенно актуально при прокладке дорог временного пользования, и позволяет существенно снизить траты на строительство.

Демонтированные после применения элементы отличаются от новых изделий только внешним видом, при этом экономия на строительстве нового участка может достигать 40% стоимости работ, и даже больше.

Еще одним плюсом дорожной плиты выступает ее устойчивость к температурным воздействиям, что позволяет использовать их во всех без исключения климатических зонах, представленных на территории России, в том числе на Крайнем Севере. При необходимости в состав бетона можно ввести дополнительные компоненты, что при незначительном росте цены изделий еще больше повысит их морозоустойчивость.

Установка не только не требует значительных трат времени, но и нуждается в минимальной подготовке основания. Не стоит забывать и о приличном внешнем виде плит, а езда по ним в случае качественной укладки не доставляет водителю никакого дискомфорта.

В тоже время нельзя не отметить и один серьезный недостаток дорог, возводимых на основе плиточной технологии. Дорога представляет собой конструктор, собранный из большого количества деталей, уложенных на грунт. В процессе длительной эксплуатации не исключены его подвижки и изменения несущих способностей, в результате чего первоначальная геометрия полотна может нарушаться, а между плитами образовываться разрывы.

Для недопущения снижения эксплуатационных характеристик таких дорог необходимо регулярно наблюдать за их техническим состоянием, и оперативно принимать меры по устранению проявляющихся недостатков.

Конструкция дорожных плит

Плита дорожная конструктивно представляет собой изделие прямоугольной формы, обладающее толщиной в пределах 140-180мм. В свою очередь в плитах может использоваться напряженная арматура или каркас без внутреннего напряжения.

Поверхность изделия выполняется рифленой, улучшая сцепление шин с дорожным полотном. Для повышения удобства монтажных работ и транспортировки на торцевых гранях предусмотрены специальные петли. Отдельные предприятия выпускают подобные плиты под захваты, не имеющие петель.

Высокая прочность используемого при производстве изделий бетона гарантирует плитам стойкость не только к механическим нагрузкам, но и агрессивному внешнему воздействию. Соответственно, с увеличением марки бетона, растут и переносимые нагрузки. Минимальный вес конструкций равен 2,2 тонны. В отдельных случаях применяются морозостойкие бетоны, позволяющие эксплуатировать плиты в самых суровых климатических условиях без каких-либо ограничений.

Использование надежного стального каркаса обеспечивает высокую прочность, надежность и долговечность плит. В случаях, когда производство ведется с применением напряженной арматуры, чаще всего используются классы Ат-4, Ат-5 и А-5. Среди ненапряженных образцов чаще всего встречаются классы А-1, А-3 и А-3С. После монтажа дорожного покрытия степень напряжения в элементе оказывается минимальной.

Для дорожных плит существует несколько стандартных размеров, используемых производителями в качестве нормативных. Типовыми размерами считаются:

  • 1750х1500мм
  • 3000х1750мм
  • 3500х2750мм
  • 6000х1750мм
  • 6000х3000мм
  • 6000х3500мм
  • 6000х3750мм

Складирование готовой продукции осуществляется методом штабелирования с максимальной высотой не более двух метров, и обязательной укладкой на ровную и твердую поверхность. Укладка изделий осуществляется через деревянные прокладки.

Классификация дорожных плит

Классификация дорожных плит предусматривает наличие двух крупных групп, определяющих применение изделий. Плиты предназначаются для обустройства дорог постоянного пользования, а используют при укладке временных автодорог.

Стандартами предусматривается возможность производства шестигранных плит различной конфигурации с различными видами ориентации, но на практике объемы их выпуска минимальные, и все заводы специализируются на прямоугольных плитах.

В зависимости от типа автодорожные плиты позволяют выдерживать эксплуатационные нагрузки в пределах 10-30 тонн. Предельная величина переносимых нагрузок в обязательном порядке указывается в маркировке изделий. Наибольшее распространение на рынке имеют плиты ПДН 20-18-30.

Их ограничением является неспособность длительное время переносить воздействие большегрузного транспорта, но при использовании в домашних условиях, например, прокладке дорог в коттеджном поселке, данный недостаток можно принять, как несущественный.

Высоким качеством обладают плиты ПАГ, предназначенные для обустройства аэродромов. Их технические характеристики допускают эксплуатацию без каких-либо ограничений, при этом стоимость подобных изделий будет несколько выше. Производство ПАГ ведется с использованием мощного арматурного каркаса и бетонов высокой прочности. Кроме того, внешняя поверхность имеет рифление, что положительно сказывается на продолжительности эксплуатации изделия.

Основы промышленного производства

Одной из причин, по которым дорожные плиты пользуются огромной популярностью, является простота их изготовления, что не требует от производителя использования дорогостоящего оборудования, и снижает себестоимость изделия. Производственный процесс выпуска дорожных плит предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

  • Металлическая форма под заливку проходит подготовку с удалением фрагментов старого бетона и мусора, а также обработкой поверхности антиадгезионными составами;
  • Укладывается два слоя арматурной сетки с фиксацией их на определенном расстоянии друг от друга согласно технологии;
  • Производится заливка бетона в форму, его разравнивание и вибрирование для устранения пустот и повышения прочностных характеристик изделия;
  • Форма загружается в камеру, где под воздействием повышенных температур активизируются процессы набора бетоном прочности;
  • Плита извлекается из формы, проверяется на соответствие нормативам и стандартам качества, а также маркируется.

Готовые изделия направляются на склад для дальнейшей реализации и отгрузки заказчику. Хранение плит осуществляется на основе норм хранения изделий данной категории.

Подготовка основания под дорожные плиты

Укладка дорожных плит непосредственно в грунт запрещена, так как со временем они обязательно просядут и разойдутся между собой. Необходимо проведение подготовки основания. Для этого верхний слой грунта вынимается, а поверхность максимально разравнивается и уплотняется. Глубина траншеи под укладку должна составлять 250-350мм. В случаях, когда прокладка дорожек осуществляется на глинистых почвах или в низменностях, глубину необходимо увеличить до 500мм и больше.

Дно основания выстилается при помощи геотекстиля, выступающего в качестве эффективного дренирующего материала. Он обеспечит не только защиту от вымывания подушки, но и не позволит прорастать растительности и корням деревьев. После этого формируется непосредственно «подушка».

Если дорожка будет использоваться исключительно пешеходами, достаточно щебневой прослойки в 50мм, если же предусматривается парковка автотранспорта, щебня необходимо уже 100мм. Сверху все это покрывается слоем песка в 100мм с обязательной проливкой водой для повышения плотности. При выборе песка лучше делать выбор в пользу карьерного материала, так как он лучше поддается трамбовке, и обладает меньшей текучестью.

Уплотнение основания должно проводиться с использованием виброплиты. Допускается и использование виброката, но при этом себестоимость работ несколько увеличивается. Утрамбованная поверхность должна быть выверена, чтобы обеспечить максимально ровную поверхность.

Учитывать в процессе проектирования необходимо и отведение дождевых вод, поэтому предусматривается небольшой уклон. После этого проводится установка бордюрного камня, выступающего ограничителем будущей дорожки.

Устройство дорог из плит

В процессе обустройства дорожек необходимо помнить, что они одновременно выполняют две важные функции:

  1. Обеспечивают надежную связь между различными строениями и частями домовладения;
  2. Выступают в качестве составного элемента ландшафтного дизайна пространства.

Обеспечивая первую функцию, не стоит увлекаться излишне сложными и запутанными композициями. В тоже время прямые и функциональные тропинки выглядят на участке неестественно, и не позволяют создать привлекательный облик придомовой территории.

По ширине дорожки должны обеспечивать удобство использования и эксплуатации, в том числе уборки, поэтому заранее стоит учитывать габаритные размеры используемой уборочной техники. Для пешеходных дорожек вполне достаточно 700-800мм ширины, в то время как тропинки могут быть еще уже. Если речь идет о создании подъезда для автомобиля, то здесь необходимо ориентироваться на ширину около 2,5 метров.

Технология укладки плит предусматривает «сухой» и «мокрый» методы. При первом варианте плиты максимально близко подгоняются между собой, оставшийся зазор в несколько миллиметров засыпается песком и активно поливается водой для уплотнения. Во втором случае используется цементно-песчаный раствор, при помощи которого дорожные плиты крепятся к созданному основанию.

Кладочные работы в обязательном порядке проводятся с использованием строительного уровня. При посадке плит на раствор его целесообразно наносить не на всю поверхность изделия, а на пять точек. Допускается наличие зазора между плитками, которые в дальнейшем можно заделать раствором, песком или засыпать землей и высадить в дальнейшем траву. В среднем для набора прочности соединению будет достаточно двух суток.

Если речь идет о подъездной дороге, то в процессе укладки плит потребуется их соединение между собой при помощи сварки (через металлические петли). Для создания полностью устойчивой дороги, исключающей возможность расхождения плит, лучшим вариантом станет дополнительное асфальтирование.

Как укладываются тротуарные железобетонные плиты

Эти два вида дорожного материала имеют много общего и часто применяются для решения одинаковых задач. Однако их технические характеристики, геометрические размеры и то, из чего они изготовлены, существенно разнятся.

Тротуарная плитка

Что это такое? Это твердые плоские штучные материалы относительно небольшой толщины, изготовленные с использованием различных технологий и предназначенные для мощения тротуаров и площадок. В зависимости от применяемых исходных материалов, различают следующие виды тротуарной плитки:

  • вибропрессованную, вибролитую и прессованную, из обычных и цветных бетонных смесей;
  • пиленную, из натурального природного камня;
  • клинкерную, из специально подготовленной глины;
  • полимерпесчаную, получаемую в результате высоко температурного спекания полимерных материалов и песка;
  • резиновую, из переработанных автомобильных покрышек.

Благодаря доступной стоимости, простой технологии изготовления и хорошим эксплуатационным характеристикам, такая бетонная «плитка для пола на улице» нашла широкий отклик в частном и подрядном строительстве.

Распространенные формы и размеры

Разнообразие выпускаемой сегодня плитки для тротуарных покрытий уже давно вышло за пределы ГОСТ 17608-91, который определял технические требования только к бетонным плитам.

Формы и размеры плит.

В ассортимент современных материалов для мощения может входить не только прямоугольная и квадратная тротуарная плитка, но также изделия в виде широкой плоской волны, ромба, многоугольника, клевера или же в виде набора нескольких элементов, из которых складывается фигурный рисунок.

Также в процессе выбора тротуарной плитки следует обратить внимание на «коллекционные серии». Сюда следует отнести «Старый город», «Английский булыжник», «Калифорнию», «Флориду» и некоторые другие. Все они отличаются своим внешним видом от традиционных изделий особым дизайнерским подходом при изготовлении.

Важной размерной характеристикой тротуарной плитки является ее толщина.Эта характеристика в значительной мере определяет область её применения. Диапазон толщины изделий находится в пределах от 30 до 80 мм. Наиболее тонкие виды можно использовать лишь для мощения садовых дорожек с малой пешеходной нагрузкой. Среднюю толщину — для уличных тротуаров и площадей, а самую толстую — в местах парковки легковых автомобилей и для проезжей части с неинтенсивным движением.

Говоря о геометрических размерах в плоскости штучных изделий, то тут наиболее популярная длина находится в пределах 200-400 мм при ширине 140-250 мм.

Маркировка

Современные условия производства и изменение технологий изготовления тротуарной плитки привели к тому, что большинство заводов маркируют этот дорожный материал в соответствии с собственными техническими условиями. В то же время Государственный стандарт указывает, что в маркировке плитки должны быть указаны:

  • материал, из которого она изготовлена;
  • ее геометрическая форма;
  • длина, ширина и толщина в см.
  • квадратная бетонная тротуарная плитка 50х50х30 мм обозначается как Б К 5.5.3;
  • прямоугольная из гранита размером 300х200х40 мм – Г П 30.20.4;
  • клинкерная шестиугольная размером 120х180х50 мм – К Ш 12.18.5;
  • тротуарная плитка волна 50х150х40 из бетона – Б В 5.15.4.
Читать еще:  Баня от фундамента до крыши своими руками

Так или иначе, такой формат довольно сложен для восприятия, а потому у человека без строительного образования в процессе покупки могут возникнуть затруднения. Потому на магазинных ценниках наименование обычно указывается без использования маркировки, а сразу приведена ее расшифровка в понятных для покупателя терминах и величинах.

Популярные размеры плит.

Технические характеристики материала

Эксплуатационные характеристики тротуарной плитки зависят от качества материала, из которого она сделана, а так же технологии изготовления. Например, самая популярная плитка из цветных бетонных смесей, в зависимости от способа ее формовки, может иметь следующие характеристики:

  • прочность на сжатие 0,40-0,60 кг/см 2 ;
  • морозостойкость 200-350 циклов;
  • плотность или удельный вес тротуарной плитки 1800-2200 кг/м 3;
  • водопоглощение 2-5%;
  • истираемость 0,15-0,55 г/см 2 ;
  • расчетный срок эксплуатации до 25 лет.

Гранит, мрамор, клинкерная и полимерпесчаная плитка имеют более высокие эксплуатационные показатели, которые определяются в каждом случае отдельно и зависят от множества факторов.

Характристики.

Выбор плитки

Решение задачи, как выбрать тротуарную плитку, зависит от совокупности ответов на следующие вопросы:

  • назначение дорожного покрытия;
  • ожидаемая пешеходная и весовая нагрузка на поверхность;
  • желаемый вид узора и цветовой оттенок;
  • финансовые возможности.

Гранитная или клинкерная плитка прочнее и долговечней, но высокая стоимость этого материала заставляет многих застройщиков остановить свой выбор более дешевых изделиях из цветного бетона.

Перед тем, как выбрать тротуарную плитку, обратите внимание на отсутствие трещин и сколов по поверхности, проверьте правильные геометрических размеров и однородность цвета.

Качественная плитка при постукивании должна издавать достаточно звонкий звук. Глухая отдача говорит о высокой влажности изделий и низком качестве исходной смеси.

В среднем изготовители укладывают на поддон от 10 до 14 кв. метров плитки в зависимости от ее толщины. В результате вес одного поддона может составлять от 680 до 1120 кг. Поэтому особое внимание, при оптовой закупке, нужно уделить тем плиткам, что несут на себе весь этот вес, находясь в самом низу.

Стоимость материала и работ по его укладке

Стоимость тротуарной плитки заводского изготовления зависит от применяемых материалов, толщины и способа ее изготовления. Средний показатель цены за кв. метр в крупных городах России составляет:

  • вибролитая цветная бетонная — 300-480 руб/м 2 ;
  • вибропрессованная бетонная — 530-750 руб/м 2 ;
  • гранитная, в зависимости от сорта, — 1700-3500 руб/м 2 ;
  • полимерпесчаная — 410-480 руб/м 2 ;
  • резиновая — 800-1700 руб/м 2 .

Себестоимость бетонной вибролитой плитки, изготовленной самостоятельно в домашних условиях, составляет 160-200 руб/м 2 .

Стоимость работ по укладке тротуарной плитки силами строительной организации в значительной степени зависит от сложности подготовки основания. Но в среднем цена составляет от 30 до 50% от стоимости всех израсходованных материалов (около 900 рублей за кв.м. вместе с подготовкой основания).

Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности

Обустройство тротуаров, придомовой территории требует использования качественных материалов. Применяются при укладке дорожек плиты тротуарные бетонные, которые отличаются прочностью, длительным сроком эксплуатации. Изделия производятся с соблюдением технологии, отвечают установленным стандартам, имеют маркировку.

Особенности и характеристики

Железобетонные плиты являются востребованным материалом на рынке строительных конструкций. Благодаря универсальной конфигурации, оптимальным размерам плита тротуарная бетонная может применяться для обустройства:

  • территории любого типа;
  • остановок общественного транспорта;
  • городских автомагистралей;
  • площадей;
  • парковых дорожек;
  • игровых площадок;
  • клумб;
  • тротуаров;
  • площадей.

Изделия рассчитаны на высокие весовые нагрузки, отличаются устойчивостью к деформации. Полотно, выложенное из плит, остается чистым в сезон дождей, а в холодную пору — безопасным для пешеходов, благодаря шероховатой поверхности.

Преимущества материала следующие:

  • возможность обустройства входных групп, зон отдыха, двориков;
  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к нагрузкам;
  • внешние параметры;
  • возможность укладки узоров, рисунков;
  • прочность;
  • простота укладки и ухода;
  • удобство при демонтаже, связанном с повторной прокладкой коммуникаций;
  • возможность имитации гранита, мрамора и других натуральных материалов.

В отличие от облицовочного материала, тротуарные плиты изготавливаются в форме прямоугольника, квадрата.

Изделия не армируются, если позволяет их конструкционная толщина. При превышении толщины 75 мм применяется конструктивное армирование проволокой. Для подъема и перемещения конструкций внедряются монтажные петли, диаметром 6 мм.

Плиты изготавливаются из специальной бетонной смеси в 1 или 2 слоя. Изделия соответствуют заданным стандартам производства, отвечают требованиям ГОСТ. Показатель поглощения воды изделиями не превышает 6%, прочность — 3 Мпа, устойчивость к износу — 0,7 г/см2.

В зависимости от назначения различают плиты бетонные тротуарные и для обустройства дорожного полотна. Дорожными железобетонными изделиями перекрывают автомобильные стоянки, полотна. Эта группа конструкций предусматривает внедрение в каркас укрепляющей арматуры, что обеспечивает эксплуатацию плиты в условиях предельной нагрузки.

Плиты классифицируют по назначению и различают изделия, предназначенные для постоянных и временных дорог. Конструкции могут отличаться составом, способом соединения. Изделия, предназначенные для обустройства тротуарного полотна, представлены широким ассортиментом.

В зависимости от конфигурации различают:

  • квадратные (К);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД);
  • фигурные (Ф);
  • прямоугольные (П);
  • окаймляющие (О);
  • шестиугольные (Ш).

На рынке строительных материалов представлены специальные покрытия, которые используются при обустройстве дорожек для людей с ограниченными возможностями. Они представляют собой элементы выпуклой формы с шероховатой поверхностью и обеспечивают тактильный контакт с ногами пешехода.

Основные обозначения и размеры

Условная маркировка изделий генерируется из комбинации цифр и букв, разделенных между собой точками. При этом первые цифры обозначают типовой размер плит, буква отвечает типу конструкции, а следующая за ней индексация содержит информацию о толщине камня в см.

Плитка квадратной конфигурации, размером 37,5х37,5 см, толщиной 7 см, имеет маркировку «4.К.7». Габариты железобетонных изделий для обустройства дорожного полотна составляют:

  • длина — 3-6 м;
  • ширина — 1,2-2 м;
  • высота — 0,14-0,22 м.

Изделия квадратной формы производятся со стороной 0,2, 1 м. Толщина конструкций зависит от назначения обустроенного полотна. Пешеходная дорожка укладывается брусчаткой, толщиной 4-6 см, в местах усиленной нагрузки требуются фигурные элементы, толщиной 8 и более см. Если высота полотна составляет 4 см, требуется предварительная подготовка бетонного основания.

Способы производства

Соблюдение технологии изготовления продукции этого типа обеспечивает качественные эксплуатационные характеристики материала. Требования к плитам регламентируются Государственным стандартом.

Конструкционные элементы можно приобрести в Москве и Московской области. Обращение в компании, занимающиеся производством и реализацией изделий, позволяет приобрести продукцию, соответствующую установленным стандартам. Производство конструкций в промышленном масштабе организовано с соблюдением установленных норм и требований.

Конвейерная технология предусматривает использование метода вибрационного литья и прессования. Изделия тротуарные бетонные гладкие производятся с использованием метода литья, который предусматривает заливку смеси в заготовленные формы. При прессовании применяется вибрационное оборудование.

Формировка изделий методом вибрационного прессования предусматривает использование таких материалов и оборудования, как:

  • бетонной смеси;
  • форм для заливки;
  • специальных добавок, улучшающих эксплуатационные характеристики;
  • минерального пигмента;
  • вибрационного стола.

Подготовленная смесь заливается в формы, предварительно смазанные маслом и установленные на столе. После формировки процесс полимеризации состава проходит в течение 2-3 дней. Для окончательного затвердевания требуется неделя. Этот факт нужно учитывать при изготовлении элементов мощения в кустарных условиях.

Как сделать вручную

При самостоятельном изготовлении конструкций потребуется приготовление бетонной смеси из цемента, песка и щебня, взятых в пропорции 1:1:2. Для исключения появления воздушных раковин рекомендуется добавление пластификатора, который составляет 5% от веса цемента.

Вместе с добавками вводится минеральный краситель. Вода используется в количестве, необходимом для приготовления раствора средней консистенции. Для приготовления смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Расчет объема раствора проводят, исходя из количества форм для заливки.

Для контроля равномерности заполнения используют строительный уровень. Самостоятельное производство позволяет сэкономить средства, изготовить элементы укладки разной конфигурации и цветового решения.

Упростить задачу можно с использованием готовых резиновых форм. При их отсутствии заливку проводят в самостоятельно изготовленные формы из деревянного щита со съемной опалубкой. Чтобы готовые изделия легко извлекались, внутреннюю часть пропитывают горячей олифой.

Монтаж плит

С помощью брусчатки можно обустроить приусадебный участок, выложить аллею. Использование изделий различной формы позволяет воссоздать графические элементы в форме:

  • ромба;
  • полукругов;
  • квадрата;
  • прямоугольника;
  • кирпичей;
  • столбиков;
  • плетенки.

Укладка плит требует соблюдения этапов работ. Основные принципы монтажа заключаются в установке изделий на выровненных основаниях из щебня, песка, бетона, утрамбованного грунта. Подушка из песка и щебня часто используется при обустройстве частных дворов. Бетонное основание требуется в случае сложных условий эксплуатации.

Алгоритм действий, связанный с подготовкой основания, предусматривает разметку участка, снятие верхнего слоя почвы, глубиной 15 см. После утрамбовывания грунта формируют канавки для стока вод, засыпают слой песка.

После обустройства подушки устанавливают плиты с соблюдением дистанции между элементами. Это условие исключает деформацию полотна, обеспечивает возможность легкой замены элементов. По поверхности укладки засыпается подготовленная смесь. Очистку полотна проводят путем смывания водой вдоль щелей.

При покупке готовых изделий рекомендуется учитывать способ укладки. Закупку нужно проводить с запасом. Соблюдение правил монтажа, изготовления плит позволяет самостоятельно обустроить площадку. При этом выбранная схема кладки будет отличаться оригинальностью решения.

Укладка тротуарной плитки и брусчатки на бетонное основание своими руками

Иногда вместо насыпной подложки под тротуарную плитку готовится сборная или монолитная железобетонная плита. Предлагаем познакомиться со спецификой укладки в таких условиях и изучить правила устройства тротуарного покрытия, чтобы не лишить его сильных качеств.

  • Как ведёт себя бетонная подложка
  • Правила устройства и подготовки бетонной основы
  • Укладка плитки на клей
  • Когда лучше настилать на подсыпку
  • Техника кладки и промётки

Как ведёт себя бетонная подложка

Бетонное основание под тротуарное покрытие выглядит наиболее предпочтительным. Массивная и идеально плоская плита, казалось бы, исключает любые возможные проседания и прочие неровности даже при очень серьёзных эксплуатационных нагрузках.

Поскольку железобетон скрыт под достаточно толстым лицевым слоем, на него в меньшей степени воздействует перегрев прямыми солнечными лучами. Следовательно, можно пренебречь температурным расширением в угоду высокой прочности и монолитности. Однако такое устройство дорожного покрытия неизбежно будет препятствовать свободному отведению влаги, а значит, силы, связанные с водной и морозной эрозией, будут проявляться в значительной степени.

1 — уплотнённый грунт; 2 — песчаная подушка 100-150 мм; 3 — щебень 100-150 мм; 4 — арматурная сетка; 5 — бетон 120 мм; 6 — песчано-цементная смесь; 7 — тротуарная плитка; 8 — бордюр

В целом же бетонная основа выполняет роль подсыпки дорожным щебнем, но за счёт исходной целостности имеет более высокий срок службы. Усилий по содержанию и перекладке брусчатки на такой основе требуется значительно меньше, а допустимая нагрузка вырастает соразмерно прочности бетонной плиты. Конечно, с течением десятилетий бетон будет становиться всё более фрагментированным и с определённого момента превратится в обыкновенную гравийную подсыпку.

Правила устройства и подготовки бетонной основы

Значительных требований к конструкционной прочности бетона на основу под плитку не предъявляется. Зачастую решение об устройстве бетонного основания принимаются из экономических соображений: в качестве наполнителя в основу идёт промытый строительный бой, используются остатки цемента после длительного хранения. Если приобретается бетонная масса фабричного производства, будет достаточно подготовительного бетона марки 100–150.

Гораздо важнее морозостойкость. Это главная причина, по которой марка специально поднимается до 200–250, хотя с точки зрения действующих нагрузок это не оправдано. Проблема, однако, может решаться и морозоустойчивыми модификаторами для бетона пластифицирующего или воздухововлекающего типов. Не будет лишним и самое скромное армирование бетона, зачастую для него используют полимерные сетки с шагом ячейки 100 или 120 мм.

Нужно учитывать, что тротуарное покрытие по бетонному основанию должно устраиваться при наличии системы ливневых стоков поверхностного или скрытого типов. Это требование тем важнее, чем больше площадь покрываемого участка. Необходима строгая разуклонка бетонной плиты не менее 1000:1, обязательное обрамление бордюрными камнями, а также система ливневых каналов. Впрочем, при отливке плиты их можно устроить прямо в ней, заложив в качестве извлекаемых шаблонов пенопластовую нарезку.

Для небольших участков без перспективы сооружения ливневой системы допускается обойтись дренажной перфорацией. Перед заливкой в плоскости плиты в гравийную подсыпку погружают отрезки пластиковых трубок, излишки длины которых срезаются после застывания бетона. Попадание влаги под бетонную основу или высокий УГВ усиливают действие морозного пучения, в таких случаях рекомендуется устройство демпферной подложки из плит ПСБ толщиной до 50 мм.

Укладка плитки на клей

Самый простой и распространённый способ укладки тротуарной плитки на бетонную основу — её посадка на клеевую смесь или цементно-песчаный раствор. Этот способ имеет наибольшую популярность в облагораживании бетонной отмостки фундамента, но вы должны помнить, что переходить с такого участка на смежный, где используется подсыпка, следует только с разделением бордюрным камнем и по высоте. Прежде всего, стоит уточнить недостатки укладки на раствор или клей:

  • покрытие остаётся абсолютно не подлежащим перекладке и фрагментарному ремонту;
  • наклеенное покрытие крайне чувствительно к неправильному отводу воды: малейшее её накопление (например, в период таяния снега) может привести к тому, что плитку попросту порвёт морозом;
  • укладка на клей мелкоразмерной плитки очень трудозатратна и чаще всего приводит к появлению перепадов между соседними камнями;
  • при значительных перепадах температур и низкой морозостойкости клеящего состава возможно его отслаивание уже через несколько сезонов.

Часто плитку укладывают сразу на сырой бетон, проводя остаточное выравнивание смесью песка с цементом 1:2. Швы между плитками оставляют на глаз от 1 до 3 мм для компенсации температурных расширений и сохранения порядка кладки, затем их заполняют тем же составом. После предварительного схватывания раствора его сразу нужно смыть водой, а присохшие остатки оттереть проволочной щёткой.

Укладка может вестись и на плиточный клей, что особенно эффективно при устройстве пола в крытых помещениях. На террасах и под навесами для компенсации морозных усадок предварительную протирку бетонного основания проводят с раскатыванием стекловолоконной сетки. После высыхания клея швы протирают жидким цементно-песчаным раствором.

Когда лучше настилать на подсыпку

Укладку мелкоразмерной брусчатки (более 20 шт./м 2 ) лучше проводить по слою подсыпки из смеси песков или отсевов разных фракций (до 4 мм) с добавлением цемента марки 400. Его содержание может варьироваться от 3:1 до 10:1 в зависимости от желаемой устойчивости покрытия к нагрузкам от транспорта. Однако вы должны знать, что образование со временем накатанной колеи глубиной в несколько миллиметров — вполне нормальное явление, которое устраняется частичной перекладкой.

Толщина насыпки на бетон должна составлять около 60–70% от толщины используемой плитки. Очень важно предотвратить размывание, поэтому все щели в основании и бордюрных камнях заделывают цементным раствором. Если покрытие должно сохранить гигроскопичность, перед засыпкой смеси основу укрывают иглопробивным геотекстилем или синтетической мешковиной.

Трамбовать подсыпку нужно с усилием, соразмерным будущей нагрузке. Для поддержания даже высокой пешей проходимости будет достаточно ручных катка и трамбовки. Под наезд транспорта подсыпку нужно готовить только механизированным методом. Учтите, что подсыпка должна оставаться сухой вплоть до момента укладки плитки, иначе возможны трудности с выравниваем покрытия.

Техника кладки и промётки

Тротуарная плитка на бетонную основу может укладываться по той же технологии, что и на подсыпку из песка и щебня. Под каждый элемент допускается подсыпать смесь и дополнительно усаживать его киянкой, чтобы нивелировать разницу в толщине плитки и неравномерность её усадки.

И всё же наличие бетонного основания — отличный повод, чтобы приготовить ровную утрамбованную площадку, а затем разложить по ней плитку без дополнительного воздействия. Такой способ особенно рекомендован при наличии фаски или выпуклой лицевой поверхности, а также при работе с плиткой высоких декоративных качеств.

Когда плитка уложена на достаточно большом участке, поверх неё высыпают смесь сухого промытого песка мелкой фракции с цементом в соотношении 1:4 и полученным составом тщательно прометают все швы. Лучше использовать при этом не обычный веник, а щётки с длинным синтетическим ворсом: нужно добиться максимально плотного и полного заполнения всех щелей, иначе в них никак не исключить прорастания принесённых ветром семян. Промывать после этого плитку водой или дождаться дождя — дело исключительно вашего выбора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты