Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Открытый урок по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния веществ» (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8

«Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…» (И.А.Сикорский)

Место урока в учебном плане: Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Общедидактическая цель: Создать условия для осмысления уже известных знаний, проверить теоретические и практические знания и умения учащихся по данной теме.

Триединая дидактическая цель:

а) образовательный аспект: проверить умение учащихся объяснять тепловые явления и изменение агрегатных состояний вещества на основе МКТ и навыки применения полученных знаний при решении задач;

б) развивающий аспект: развитие познавательной активности учащихся, развитие интереса к предмету;

в) воспитательный аспект: воспитание самостоятельности, внимательности, настойчивости в достижении цели, чувства коллективизма, творческого отношения к учебному труду.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: Групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Методы обучения: Наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование урока: Барабан со стрелкой; карточки с задачами и вариантами контрольной работы; кодоскоп; плакаты оформления (с названием игры; таблицей для подведения итогов).

Этапы проведения уроков:

1. Этап организации деятельности.
2. Этап мотивации и целеполагания.
3. Игра.
4. Предварительное подведение итогов.
5. Информация о домашнем задании.

1. Этап организации деятельности.
2. Этап мотивации и целеполагания.
3. Контрольная работа.
4. Информация о времени подведения общих итогов.

Правила проведения игры

Так как число учеников в классе не велико, разбиваю класс на две команды. За 2 – 3 дня до урока каждой группе задаю подготовить по 5 интересных вопросов по теме для команды – соперницы. Получается, что каждый ученик готовит по одному вопросу самостоятельно, а на уроке уже используется итог коллективного творчества.

Игра состоит из пяти геймов:

I. Разминка

На карточках пяти цветов предлагаются задачи по всем основным разделам темы:

красный – «Плавление и отвердевание»;
желтый – «Испарение и конденсация»;
зеленый – «Тепловые двигатели»;
фиолетовый – «Теплоемкость вещества»;
голубой – «Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива».

Каждая команда по очереди крутит барабан со стрелкой, выбирая задачу из каждого раздела . Затем коллективно обсуждается решение и выдается ответ( примерно1-1,5 мин на 1 задачу). За правильный ответ – 1 балл.

II. Спешите видеть

Через кодоскоп на экране показываю задачу. Через 1 мин команды должны дать ответ. Отвечает та команда, которая вперед подняла руку в знак готовности к ответу. За правильный ответ – 1 балл.

III. Ты мне, я тебе…

Команды по очереди задают вопросы из домашнего задания. За правильный ответ – 1 балл.

IV. Дальше, дальше…

Каждой команде по очереди читаю вопросы, приготовленные мной. За каждый правильный ответ – 1 очко. В этом гейме выигрывает та команда, которая за 1 мин даст наибольшее количество правильных ответов.

Далее подводим предварительные итоги. Подсчитывается набранное количество баллов каждой командой, выставляю оценки за работу на уроке (как показал опыт работы, эти четыре гейма как раз укладываются в урок).

На следующем уроке объявляю следующий гейм.

V. Темная лошадка

Провожу контрольную работу по карточкам.

После проверки контрольной работы подвожу окончательные итоги и награждаю победителей (каждая оценка за контрольную работу – дополнительные баллы к результату команды).

Некоторый дидактический материал к I и II уроку

1-й гейм «Разминка»

Красные карточки

1. Сколько энергии нужно затратить, чтобы расплавить лед массой 5 кг при температуре 0 ºС? (Удельная теплота плавления льда 3,4 · 10 5 Дж/кг) (1,7 МДж)

2. Сколько энергии нужно затратить, чтобы расплавить 20 кг свинца при температуре плавления? (Удельная теплота плавления свинца 0,25 · 10 5 Дж/кг) (0,5 МДж)

3. Сколько теплоты выделится при отвердевании 2 кг парафина, взятого при температуре отвердевания? (Удельная теплота отвердевания парафина 1,5 · 10 5 Дж/кг) (-0,3 МДж)

4. Какое количество энергии выделится при кристаллизации стали массой 10 кг, взятой при температуре 1500 ºС? (Температура кристаллизации стали 1500 ºС; удельная теплота кристаллизации стали 0,84 · 10 5 Дж/кг) (-840 кДж)

Желтые карточки

1. Какое количество теплоты требуется для обращения воды массой 10 кг в пар при температуре 100 ºС? (Удельная теплота парообразования воды 2,3 · 10 6 Дж/кг) (23 МДж)

2. Какое количество теплоты требуется для обращения эфира массой 5 кг в пар при температуре кипения? (Удельная теплота парообразования эфира 0,4 · 10 6 Дж/кг) (2 МДж)

3. Какое количество энергии выделится при конденсации водяного пара массой 2 кг при температуре 100 ºС? (Удельная теплота конденсации водяного пара 2,3 · 10 6 Дж/кг) (- 4,6 МДж)

4. Какое количество энергии выделится при конденсации паров аммиака массой 5 кг при температуре кипения? (Удельная теплота конденсации паров аммиака 1,4 · 10 6 Дж/кг) (-7 МДж)

Зеленые карточки

1. Почему КПД теплового двигателя не может быть равным 100%?

2. Что называется КПД теплового двигателя?

3. Отражается ли неполное сгорание топлива в ДВС на его КПД? На окружающую среду?

4. За сколько тактов происходит один рабочий цикл ДВС? Как называются эти такты? Почему?

Фиолетовые карточки

1. Какое количество энергии выделится при охлаждении куска олова массой 1 кг от 32 до 22 ºС? (Удельная теплоемкость олова 230 Дж/кг ºС) (-2,3 кДж)

2. Какое количество теплоты выделится при остывании кирпичной печи массой 350 кг на 20ºС? (Удельная теплоемкость кирпича 880Дж/кг ºС) (-6,16 МДж)

3. Какое количество теплоты потребуется, чтобы нагреть кусок латуни массой 5 кг на 30 ºС? (Удельная теплоемкость латуни 400 Дж/кг ºС) (60 кДж)

4. Какое количество теплоты потребуется, чтобы нагреть стальную деталь массой 20 кг от 27 до 57 ºС? (Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кг ºС) (0,3 Дж)

Голубые карточки

1. Сколько энергии выделится при сгорании 10 кг каменного угля? (Удельная теплота сгорания каменного угля 2,7 · 10 7 Дж/кг) (270 МДж)

2. Сколько энергии выделится при сгорании 5 кг древесного угля? (Удельная теплота сгорания древесного угля 3,4 · 10 7 Дж/кг) (170 МДж)

3. Сколько энергии выделится при сгорании 5 кг бензина? (Удельная теплота сгорания бензина 4,6 · 10 7 Дж/кг) (230 МДж)

4. Сколько энергии выделится при сгорании 4 кг антрацита? (Удельная теплота сгорания антрацита 3,0 · 10 7 Дж/кг) (120 МДж)

2-й гейм – «Спешите видеть»

1. На сколько градусов в комнате теплее, чем на улице, если в комнате термометр показывает +17 ºС, а на улице — 20 ºС?

2. Кирпич кажется на ощупь теплее, чем например кусок гранита при одной и той же температуре. Какой из этих строительных материалов обладает лучшей теплоизоляцией?

1) гранит;
2) кирпич;
3) теплоизоляция кирпича и гранита одинакова.

Далее работа ведется с заданиями по чтению и распознаванию графиков плавления и кристаллизации веществ.

4-й гейм – «Дальше, дальше…»

Вопросы 1-й команде:

1) Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называется… (Тепловым движением)
2) Внутреннюю энергию тела можно увеличить…. (Совершая работу или теплопередачей)
3) Перенос энергии от более нагретого тела менее нагретому в результате теплового движения и взаимодействия частиц, называется… (Теплопроводностью)
4) Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют… (Количеством теплоты)
5) Единица измерения удельной теплоемкости вещества. (Дж/кг × °С)
6) Какой буквой обозначается удельная теплота сгорания топлива? (q)
7) Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется… (Плавлением)
8) Температура кристаллизации воды. (0 °С)
9) Как вычислить количество теплоты необходимое для плавления кристаллического тела, взятого при температуре плавления? (Q = λm)
10) Явление превращения пара в жидкость называется… (Конденсацией)
11) Температура кипения молока. (100 °С)
12) Машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию, называются… (Тепловыми двигателями)
13) Крайнее положение поршня в цилиндре ДВС называется… (Мертвой точкой)
14) Каков КПД современных тепловых машин? (20 — 40%)

Вопросы 2-й команде:

1) Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется… (Внутренней энергией)
2) Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы над ним самим называется… (Теплопередачей)
3) Перенос энергии самими струями газа или жидкости называется… (Конвекцией)
4) Количество теплоты, которое необходимо передать 1г воды для нагревания ее на 1 ºС называется… (Калория)
5) Какова удельная теплоемкость воды? (4200 Дж/кг × °С)
6) Как подсчитать количество теплоты Q, выделившееся при полном сгорании топлива любой массы m? (Q = qm)
7) Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется… (Кристаллизацией)
8) Чугун плавится при температуре 1200 ºС. При какой температуре чугун отвердевает? (1200°С)
9) Какую физическую величину обозначают греческой буквой λ? (Удельную теплоту плавления вещества)
10) Явление превращения жидкости в пар называется… (Парообразованием)
11) Температура кипения воды. (100 °С)
12) Какой буквой обозначают удельную теплоту парообразования? (L)
13) Какую роль играет маховик в ДВС? (Уменьшает неравномерность вращения коленвала)
14) Тип тепловых двигателей, в которых пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал без помощи поршня и шатуна? (Паровая турбина)

5-й гейм – «Темная лошадка» (контрольная работа)

Вариант 1

1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания кирпичной печи массой 3 т от температуры 20 °С до температуры 30 °С? (Удельная теплоемкость кирпича 880 Дж/кг °С)

2. При остывании чугуна массой 4 т выделяется 54 МДж теплоты. На сколько градусов изменилась температура чугуна? (Удельная теплоемкость чугуна 540 Дж/кг °С)

3. Какова масса каменного угля, если при полном его сгорании выделилось 6 × 10 6 МДж теплоты? (Удельная теплота сгорания каменного угля 27 МДж/ кг)

4. Какое количество энергии потребуется для нагревания и плавления свинца массой 0,4 кг, имеющего начальную температуру 17 °С? (Температура плавления свинца 327 °С, удельная теплоемкость свинца 140 Дж/кг °С, удельная теплота плавления свинца 2,5 × 10 4 Дж/кг)

5. Для получения раннего урожая грунт утепляют паром. Сколько потребуется стоградусного пара, выделяющего теплоту 36,6 МДж, при конденсации и охлаждении его до температуры 30 °С? (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг °С, удельная теплота парообразования воды 2,3 × 10 6 Дж/кг)

6. Какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления в железной коробке олова массой 100 г, если их начальная температура была 32°С? (Температура плавления олова 232 °С, удельная теплоемкость олова 230 Дж/кг °С, удельная теплоемкость железа 460 Дж/кг °С, удельная теплота плавления олова 6 × 10 6 Дж/кг)

Вариант 2

1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания стальной детали массой 400 г от температуры 15 °С до температуры 1200 °С? (Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кг °С)

2. Какое количество теплоты выделяется при остывании 3 т чугуна на 100 °С? (Удельная теплоемкость чугуна 540 Дж/кг °С)

3. К зиме заготовили сухие сосновые дрова объемом 2 м 3 и каменный уголь массой 1,5 т. Сколько теплоты выделится в печи при полном сгорании этого топлива? (Удельная теплота сгорания сосновых дров 10 МДж/кг, удельная теплота сгорания каменного угля 27 МДж/кг, плотность сосновых дров 400 кг/м 3 )

4. В алюминиевой кастрюле массой 200 г расплавили олово массой 50 г. Какое количество теплоты пошло на нагревание кастрюли и плавление олова, если начальная температура их была 32 °С? (Удельная теплоемкость алюминия 920 Дж/кг °С, удельная теплоемкость олова 230° Дж/кг °С, температура плавления олова 232 °С, удельная теплота плавления олова 6 × 10 6 Дж/кг)

5. Какое количество льда, взятого при температуре –12 °С можно расплавить, полученную при плавлении воду нагреть до 100 °С и обратить в пар, затратив на это количество теплоты, выделяемое при сгорании 0,1кг природного газа? (Удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг °С, удельная теплота плавления льда 3,4 × 10 5 Дж/кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг °С, удельная теплота парообразования воды 2,3 × 10 6 Дж/кг, удельная теплота сгорания природного газа 4,4 × 10 7 Дж/кг)

6. На керосинке расплавили 5 кг льда при 0 °С. При этом было израсходовано 50 г керосина. Определите КПД керосинки. (Удельная теплота плавления льда 3,4 × 10 5 Дж/кг, удельная теплота сгорания керосина 4,6 × 10 7 Дж/кг)

Теплопередача

Теплопередача. Конвекция – перенос энергии потоками (или струями) вещества. Излучение – перенос энергии с помощью различных невидимых лучей, испускаемых нагретым телом. Теплопроводность – вид теплообмена, при котором происходит передача внутренней энергии от частиц более нагретой части тела к частицам менее нагретой части тела (или от более нагретого тела к менее нагретому телу).

Слайд 4 из презентации «Тепловые явления»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Тепловые явления.ppt» можно в zip-архиве размером 164 КБ.

Тепловые явления

«Тепловые явления 8 класс» — Тепловые явления в твоём доме. Для ответа на перечисленные вопросы предлагаю поработать над проектами. В чёрной одежде летом жарко? Вы задумывались над вопросом: Почему в современном доме жить комфортно? Суточных цыплят нельзя держать под новыми энергосберегающими лампами? Известно ли вам, как в быту человек учитывает тепловые явления?

««Агрегатные состояния вещества» 8 класс» — Агрегатные состояния вещества на примере воды. Невидимка. Туман. Расположение атомов. Снег. Агрегатные состояния вещества. Положение молекул упорядочено. Мороз. Молекулы жидкости. Град. Дождь. Жидкость. Молекулы газа. Три агрегатных состояния вещества. Переход хода. Вода. Что в гору не вкатишь. Вещество, состоящее из атомов.

«Взаимодействие молекул» — Твердые вещества. Можно ли соединить два куска железного гвоздя? I вариант К природным смесям не относят: а) глину; б) цемент; в) почву. Жидкости. Цели и задачи урока : Расширить знания о частицах, образующих вещества. Взаимодействие частиц. Притяжение удерживает частицы между собой. Расстояние между молекулами газов больше размеров самих молекул.

«Тепловые явления при растворении» — Д.И. Менделеев. Инструктаж. Растворение. Температура. Взаимное проникновение молекул. Как вы себя чувствовали на уроке. Желаем успехов в дальнейшем познании законов физики и химии. Образование однородного раствора. Признаки химических реакций. Растворение марганцовокислого калия в воде. Экзотермический процесс.

«Задачи по тепловым явлениям» — Фазовые переходы. Перья на теле животных. Материальная среда. Такты работы двигателя внутреннего сгорания. Виды тепловых двигателей. Плавление. Конвекционные потоки. Расчет количества теплоты. Теплопроводность. Назвать способы парообразования. Привести формулу расчета количества теплоты, необходимого для парообразования.

«Броуновское движение» — Низкая температура (1 мин). Броуновское движение никогда не прекращается. Предметный столик. Объект исследования: броуновское движение. Мариан Смолуховский (1872–1917). Выяснить влияние разных факторов на характер броуновского движения. Отрывок из поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». Использованные материалы.

Всего в теме «Тепловые явления» 23 презентации

Читать еще:  Травление металла — оригинальная визитка своими руками

«Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

«Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества» 8 класс.

А.1.Свинец плавится при температуре 327о С. Что можно сказать о температуре отвердевания свинца? 1) она равна 327о С;

2) она ниже температуры плавления;

3) она выше температуры плавления;

А.2. При какой температуре ртуть приобретает кристаллическое состояние вещества?

1) 420о С; 4) 0о С;

А.3. В земле на глубине 100 км температура около 1000о С. Какой из металлов находится в нерасплавленном состоянии?

1) цинк; 2) олово; 3) железо.

А.4. Газ, выходящий из сопла реактивного самолета, имеет температуру 500оС-700о С. Может ли сопло изготавливаться из алюминия?

1) может; 2) нельзя.

А.5. Какая температура тела была в первый момент наблюдения?

А.6. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?

1) нагревание; 3) плавление;

2) охлаждение; 4) отвердевание.

А.7.Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?

1) нагревание; 3) плавление;

2) охлаждение; 4) отвердевание.

А.8. При какой температуре начался процесс плавления?

А.9. Какое время плавилось тело?

1) 8мин.; 3) 12мин; 5) 7мин.

А.10.Изменилась ли температура тела во время плавления?

1) увеличилась? 2) уменьшилась; 3) не изменилась.

А.11.Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?

1) нагревание; 3) плавление;

2) охлаждение; 4) отвердевание.

А.12. Какую температуру имело тело в последний момент наблюдения?

2) 500оС; 4) 40о С;

А.13. Молекулы в кристаллах расположены:

1) в строгом порядке; 2) в беспорядке.

А.14. При нагревании тел средняя скорость движения молекул:

1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается.

А.15. Что можно сказать о внутренней энергии воды массой 1кг. при температуре

0о С и льда массой 1кг при той же температуре?

1) внутренняя энергия воды и льда одинаковая;

2) лед имеет большую внутреннюю энергию;

3) вода имеет большую внутреннюю энергию.

А.16. Какая энергия требуется для того, чтобы расплавить свинец массой 1кг при температуре 327о С?

1) 0,84*105Дж; 3) 5,9*106 Дж; 5) 2,1*106 Дж.

2) 0,25*105 Дж; 4) 3,9*106 Дж;

А.17. Алюминиевое, медное и оловянное тела нагреты, так что каждое находится при температуре плавления. Какому из них требуется большее количество теплоты для плавления, если их массы одинаковые?

1) алюминиевому; 3) медному.

А.18. Во время ледохода вблизи реки температура воздуха………. чем вдали от нее. Это объясняется тем, что энергия………..тающим льдом.

1) выше……выделяется; 3) выше……поглощается;

2) ниже……. выделяется; 4) ниже……поглощается;

А.19. Какая энергия требуется для плавления железа массой 1кг при температуре плавления?

1) 2,5*105 Дж; 3) 8,4*105 Дж; 5) 3,9*105 Дж.

2) 2,7*105 Дж; 4) 5,9*105 Дж;

А.20. Какая энергия требуется для плавления железа массой 5кг при температуре плавления?

1) 2,3*105 Дж; 3) 7,8*106 Дж; 5) 1,35*106 Дж.

2) 2,0*105 Дж; 4) 6,2*105 Дж;

А.21.Сталь получают при плавлении железного лома в мартеновских печах. Какая энергия требуется для плавления железного лома массой 5т, имеющего температуру10оС? Температуру плавления стали принять 1460о С.

1) 4,05*106Дж; 4) 1,47*106 Дж;

2) 3,99*106Дж; 5) 4,90*106 кДж.

А.22.Испарением называют явление:

1) переход молекул в пар с поверхности и изнутри жидкости;

2) переход молекул из жидкости в пар;

3) переход молекул из пара в жидкость;

А.23.Испарение происходит:

1) при температуре кипения;

2) при любой температуре;

3) при определенной температуре для каждой жидкости.

А.24. Если нет притока энергии к жидкости от других тел, то при ее испарении температура:

1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается.

А.25. Внутренняя энергия при испарении жидкости:

1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается.

А.26. В каком агрегатном состоянии будет находиться цинк при температуре кипения ртути и нормальном атмосферном давлении?

1) в твердом; 2) в жидком; 3) в газообразном.

А.27.Равна ли внутренняя энергия воды массой 1кг при температуре 100оС внутренней энергии водяного пара массой 1кг при той же температуре?

2) внутренняя энергия пара больше внутренней энергии воды на 2,3*106 Дж;

3) внутренняя энергия пара меньше внутренней энергии воды на 2,3*106 Дж;

В.1.Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 8кг эфира,

взятого при температуре 10оС.

В.2. Какая энергия выделится при отвердевании 2,5кг серебра, взятого при

температуре плавления, и его дальнейшем охлаждении до 160оС.

С.1.Какая установится окончательная температура, если 500г льда при температуре

0оС погрузить в 4 л воды при температуре 30оС.

С.1.Сколько дров надо сжечь в печке, КПД=40%, чтобы получить из 200кг снега,

взятого при температуре 10оС, воду при 20оС.

«Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества» 8 класс.

А.1.При плавлении кристаллического вещества его температура:

1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается;

А.2. При какой температуре цинк может быть в твердом и жидком состоянии?

1) 420о С; 4) 0о С;

3) 1300о С -1500оС;

А.3. Какой из металлов – цинк, олово или железо-не расплавится при температуре меди?

1) цинк; 2) олово; 3) железо.

А.4. Температура наружной поверхности ракеты во время полета повышается до 1500оС-2000о С. Какой металл пригоден для изготовления наружной обшивки ракеты?

1) олово; 3) сталь;

2) медь; 4) вольфрам.

А.5.Какая температура была в первый момент наблюдения?

А.6. Какой процесс на графике характеризует отрезок АБ?

1) нагревание; 3) плавление;

2) охлаждение; 4) отвердевание.

А.7.Какой процесс на графике характеризует отрезок БВ?

1) нагревание; 3) плавление;

2) охлаждение; 4) отвердевание.

А.8. При какой температуре начался процесс отвердевания?

А.9. Какое время отвердевает тело?

1) 8мин.; 3) 12мин; 5) 7мин.

А.10.Изменилась ли температура тела во время отвердевания?

1) увеличилась? 2) уменьшилась; 3) не изменилась.

А.11.Какой процесс на графике характеризует отрезок ВГ?

1) нагревание; 3) плавление;

2) охлаждение; 4) отвердевание.

А.12. Какую температуру имело тело в последний момент наблюдения?

1) 10о С;оС;о С; 4) 40о С;о С.

А.13. Молекулы в расплавленном веществе расположены:

1) в строгом порядке; 2) в беспорядке.

А.14. Молекулы в расплавленном веществе движутся………….силами молекулярного притяжения.

1) хаотически, не удерживаясь в определенных местах;

2) около положения равновесия, удерживаясь;

3) около положения равновесия, не удерживаясь в определенных местах.

А.15. Что можно сказать о внутренней энергии расплавленного и нерасплавленного свинца массой 1кг при температуре 327о С?

1) внутренняя энергия одинаковая;

2) внутренняя энергия расплавленного свинца больше, чем у нерасплавленного;

3) внутренняя энергия у нерасплавленного свинца больше, чем у расплавленного;

А.16. Какая энергия выделится при отвердевании алюминия массой 1кг при температуре 660о С?

1) 2,7*105Дж; 3) 0,25*105 Дж; 5) 2,1*105 Дж.

2) 0,84*105 Дж; 4) 3,9*105 Дж;

А.17. В комнату с температурой воздуха 0оС внесли лед такой же температуры. Будет ли таять лед?

1) будет, так как лед тает при 0оС;

2) не будет, так как не будет притока энергии;

3) будет, так как энергия заимствуется от других тел.

А.18. Во время обильного снегопада зимой температура воздуха………. так как при отвердевании капелек воды, образовавшихся из облаков…………..энергия.

А.19. Какая энергия требуется для плавления олова массой 1кг при температуре плавления?

1) 0,25*105 Дж; 3) 0,84*105 Дж; 5) 3,9*105 Дж.

2) 0,94*105 Дж; 4) 0,59*105 Дж;

А.20. Какая энергия требуется для плавления олова массой 4кг при температуре плавления?

1) 2,36*105 Дж; 3) 7,8*107 Дж; 5) 4,7*105 Дж.

2) 2,0*105 Дж; 4) 6,2*105 Дж;

А.21.Какое количество теплоты требуется для плавления меди массой 2т, имеющего температуру25оС? Температуру плавления меди принять о С

1) 5,29*107 кДж; 3) 1,97*105кДж;

2) 3,99*105 кДж; 4) 1,268*105к Дж; 5) 3,53*106 кДж.

А.22.Конденсация называют явление, при котором происходит:

1) испарение не только с поверхности но и изнутри жидкости;

2) переход молекул из жидкости в пар;

3) переход молекул из пара в жидкость;

А.23.Конденсация пара сопровождается…………..энергии.

1) поглощением; 2) выделением;

А.24.При одной и той же температуре количество теплоты, выделившейся при конденсации………..количества (количеству) теплоты, поглощенной при испарении.

1) больше; 2) меньше; 3) равно.

А.25. В тарелку и стакан налили воду одинаковой массы. Из какого сосуда она испарится быстрее при одинаковых условиях

1) из тарелки; 2) из стакана; 3) одинаково.

А.26. Испарится ли вода в открытом сосуде при 0оС?

1)да, испарение происходит при любой температуре;

2) нет, при 0оС вода отвердевает;

3) не испаряется, образование пара происходит при кипении жидкости.

А.27.Удельная теплота парообразования ртути 0,3*106 Дж/кг. Это значит, что для……энергии.

1) превращения ртути 0,3*106кг в пар при температуре кипения требуется 1Дж;

2) превращения ртути 1кг в пар при температуре кипения требуется 0,3*106 Дж;

3) нагревания до температуры кипения и превращения в пар ртути массой 1кг

требуется 0,3*106 Дж.

В.1.Определите количество теплоты, выделившееся при охлаждении и дальнейшей

кристаллизации воды массой 2кг. Начальная температура воды 30оС.

В.2. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 1г свинца, начальная

температура которого 27о С.

С.1.Какое количество теплоты необходимо для плавления 3кг льда, имеющего

начальную температуру-20ос, и нагрева образовавшейся воды до температуры

С.2.В сосуд с водой, имеющий температуру 0о С, впустили 1кг стоградусного

водяного пара. Через некоторое время в сосуде установилась температура20оС.

Определите массу воды, первоначально находящейся в сосуде.

Тестирование в 8классе по итогам 1 полугодия рассчитано на 2 академических часа.

При выполнении работы учащимся разрешается пользоваться таблицами учебника «Физика-8»: №1-№6.

Тест состоит из трех частей:

1) часть А — выбрать правильный ответ;

2) часть В — решить задачу;

3) часть С — решить задачу повышенной сложности.

Критерии оценивания:

1) за каждое правильно выполненное задание в части А-1 балл;

2) за правильно решенную задачу в части В-2 балла;

3) за правильно решенную задачу в части С-3 балла; при этом решение задач можно оценивать частями по 1 баллу( правильно записаны формулы, названы процессы, изображены графики процессов и т. д.)

Тепловые явления, Агрегатные состояния вещества

Проверочная работа по физике 8 класс по темам: «Тепловые двигатели» и» Изменение агрегатного состояния вещества»

Содержимое разработки

Контрольная работа №2 по теме:

««Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели»».

1. Характерными признаками теплового движения являются:

большое число молекул и беспорядочность их движения;

малое число молекул и беспорядочность их движения;

большое число молекул и упорядоченность их движения;

малое число молекул и упорядоченность их движения.

2. С молекулярно-кинетической точки зрения внутренняя энергия макроскопического тела — это:

кинетическая энергия хаотического движения его молекул;

потенциальная энергия взаимодействия его молекул друг с другом;

кинетическая энергия тела;

4) кинетическая энергия хаотического движения его молекул и потенциальная энергия их взаимодействия.

3. Укажите, в каком из перечисленных случаев внутренняя энергия воды не меняется.

Воду в стакане медленно подняли на 10 см.

Воду переливают из ведра в чайник.

Воду нагревают до кипения.

Воду в стакане помешивают ложкой.

4. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания?

Обыкновенный. 3) И тот, и другой.

Пористый. 4) Ни тот, ни другой.

5. Какой способ теплопередачи обеспечивает нагревание воды в кастрюле на газовой плите?

Теплопроводность. 4) Все способы, перечисленные

Конвекция. в первых трех пунктах.

6. Какой способ теплопередачи позволяет греться у костра?

Костер согревает благодаря всем способам, перечисленным в первых трех пунктах.

7. Одна колба покрыта копотью, другая побелена известью. Они наполнены

горячей водой одинаковой температуры. В какой колбе быстрее осты­нет вода?

В побеленной колбе.

В закопченной колбе.

В обеих колбах температура воды будет понижаться одинаково.

4) Цвет не влияет на скорость
остывания воды.

8. Количеством теплоты называют ту часть внутренней энер­гии, которую:

тело получает от другого тела при теплопередаче;

тело получает или теряет при теплопередаче;

тело получает при совершении над ним работы.

9. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 1 г латуни на 1 0 С?

2) 0,38 Дж; 4) 380 000 Дж.

10. Железный утюг массой 3 кг при включении в электри­ческую сеть нагрелся от 20 до 120°С. Какое количество теплоты получил утюг?

4,8 кДж; 2) 19 кДж; 3) 138 кДж; 4) 54,2 кДж.

11. Удельная теплота сгорания топлива — это количество теплоты, выделяющееся.

при полном сгорании топлива;

при сгорании топлива;

при полном сгорании топлива массой 1 кг;

при полном сгорании топлива массой 1 т.

12. Какое количество теплоты можно получить, сжигая охап­ку дров массой 10 кг?

9,8 • 10 8 Дж; 3) 2,4 • 10 9 Дж;

1,0 • 10 8 Дж; 4) 2,4 • 10 12 Дж.

13. На рисун­ке изображен график плавле­ния и кристалли­зации нафтали­на. Температура плавления наф­талина:

14. Какой процесс характеризует на графике отрезок ВГ?

15. На рисунке показаны различные положения частей

че­тырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Какое из них соответствует рабочему ходу?

16. Ниже перечислены различные технические устройства:
а) автомобиль; б) тепловоз; в) корабль; г) троллейбус.
В каком из них используется двигатель внутреннего сгорания?
1) а. 2) б. 3) в. 4) г.

17. Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную ра­боту, равную 27,6 МДж, и израсходовал при этом 3 л бензина. Вычислите КПД двигателя (ρ = 710 кг/м 3 ).

1) 35%; 2) 25%; 3) 28%; 4) 40%.

18. КПД паровой машины равен 20 %. Это означает, что:

20 % энергии, выделившейся при полном сгорании топлива, идет на совершение полезной работы;

80 % энергии, выделившейся при полном сгорании топлива, идет на совершение полезной работы;

20 % энергии, выделившейся при полном сгорании топлива, преобразуется во внутреннюю энергию деталей двигателя;

20 % энергии, выделившейся при полном сгорании топлива, преобразуется во внутреннюю энергию пара.

Агрегатные состояния вещества

Агрегатные состояния вещества

Агрегатное состояние зависит от физических условий, в которых находится вещество. Существование у вещества нескольких агрегатных состояний обусловлено различиями в тепловом движении его молекул (атомов) и в их взаимодействии при разных условиях.

Газ — агрегатное состояние вещества, в котором частицы не связаны или весьма слабо связаны силами взаимодействия; кинетическая энергия теплового движения его частиц (молекул, атомов) значительно превосходит потенциальную энергию взаимодействий между ними, поэтому частицы движутся почти свободно, целиком заполняя сосуд, в котором находятся, и принимают его форму. Любое вещество можно перевести в газообразное, изменяя давление и температуру.

Жидкость — агрегатное состояние вещества, промежуточное между твердым и газообразным. Для нее характерна большая подвижность частиц и малое свободное пространство между ними. Это приводит к тому, что жидкости сохраняют свой объем и принимают форму сосуда. В то же время жидкость обладает рядом только ей присущих свойств, одно из которых — текучесть.

Читать еще:  Особенности производства и применение углеродистых инструментальных сталей

В жидкости молекулы размещаются очень близко друг к другу. Поэтому плотность жидкости гораздо больше плотности газов (при нормальном давлении). Свойства жидкости по всем направлениям одинаковы (изотропны) за исключением жидких кристаллов.

При нагревании или уменьшении плотности свойства жидкости, теплопроводность, вязкость меняются, как правило, в сторону сближения со свойствами газов.

Тепловое движение молекул жидкости состоит из сочетания коллективных колебательных движений и происходящих время от времени скачков молекул из одних положений равновесия в другие. При наличии внешней силы, сохраняющей свое направление более длительное время, чем интервалы между скачками, молекулы перемещаются в направлении этой силы, что и приводит к текучести жидкости.

Твердые тела — агрегатное состояние вещества, характеризующееся стабильностью формы и характером теплового движения атомов. Это движение вызывает колебания атомов (или ионов), из которых состоит твердое тело. Амплитуда колебаний обычно мала по сравнению с межатомными расстояниями.

Структура твердых тел многообразна, но, тем не менее, их можно разделять на кристаллы и аморфные тела.

В кристаллах атомы (или ионы) расположены в пространстве в узлах кристаллической решетки и колеблются около них. Строгая периодичность в расположении атомов приводит к сохранению порядка на больших расстояниях.

В аморфных телах атомы колеблются около хаотически расположенных точек. Свойства аморфных тел: они изотропны, не имеют постоянной температуры плавления, обладают текучестью.

По типам химической связи твердые тела делят на три класса, каждый из которых характеризуется определенным пространственным распределением электронов: 1) ионные кристаллы (NaCl, KaCl); 2) ковалентные (алмаз, Ge, Si); 3) металлические.

Кристаллическая структура твердых тел зависит от сил, действующих между атомами и частицами. Одни и те же атомы могут образовывать различные структуры — серое и белое олово, графит и алмаз.

Полиморфизм — способность некоторых веществ существовать в состояниях с различной атомно-кристаллической структурой (сера, кремнезем имеют более чем две полиморфные модификации).

Одиночные кристаллы называют монокристаллами. У монокристаллов некоторые свойства анизотропны, т. е. зависят от направления (механические, оптические и электрические). Естественная анизотропия — характерная особенность кристаллов; например, пластинка слюды легко расщепляется на тонкие листочки вдоль определенной плоскости (параллельно этой плоскости силы сцепления между частицами слюды наименьшие).

Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристаллов, называют поликристаллическим . Поликристаллические материалы изотропны.

Плазма — частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности отрицательных и положительных зарядов одинаковы. При сильном нагревании любое вещество испаряется, превращается в газ. Если увеличивать температуру и далее, резко усиливается процесс термической ионизации. Молекулы газа начнут распадаться на составляющие их атомы, которые затем превращаются в ионы. В состоянии плазмы находится подавляющая часть вещества Вселенной: звезды, галактические туманности и межзвездная среда. Около Земли плазма существует в виде солнечного ветра и ионосферы. На поверхности Земли в естественных условиях плазма — редкий гость, появляющийся лишь при вспышках молний. В лабораторных условиях плазма впервые появилась в виде газового разряда. Она заполняет лампы дневного света, стеклянные трубки неоновой рекламы и т. д. За последние годы применение плазмы существенно расширилось. Высокотемпературная плазма (Т

10 6 -10 8 К) из смеси дейтерия с тритием используется для осуществления управляемого термоядерного синтеза; низкотемпературная плазма (Т = 5 К) — в различных газоразрядных приборах: газовых лазерах, ионных приборах, МГД-генера-торах и так далее.

8 класс Урок «Тепловые явление. Агрегатные состояния вещества»

Основная цель данного урока, применение теоретического материала для объяснения качественных задач, имеющих практическое значение

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок «Тепловые явление. Агрегатные состояния вещества»»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления»

Задачи:

— обучающие: учить учащихся грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность, контролировать знания учащихся по теме «Тепловые явления»;

-развивающие: стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создавать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;

-воспитательные: воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда индивидуально, в парах, группах; высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

Приборы: термометры, стаканы с холодной и горячей водой

Блиц – опрос «Температура»

Решение качественных задач (Работа в парах)

Паспорт физического прибора

Решение задач (Групповая работа)

Релаксация. «Дыхание счастья»
При входе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы.
При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастья, ненависть, глупость.

Учащимся предлагают посмотреть на картину «Ледоход» В.Л. Худякова. Скажите, как бы Вы могли назвать данную картину? Какие физические явления Вы видите?

– на картине видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления. Три агрегатных состояния вещества (лед, вода, пар) Температура воды в приделах нуля градусов. Картина «Ледоход» В.Л. Худякова.

Учитель: мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи. Кто может сформулировать тему урока?

Эпиграф урока: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.

.Актуализация имеющихся у учащихся знаний

Основная величина, характеризующая «Тепловые явления» — температура.

— прибор для измерения температуры

— какие тепловые состояния знаете

— что характеризует температура

— единица измерения температуры

2).Индивидуальная работа с взаимопроверкой. Проверка знания формул. У вас имеется поле физических величин, вам необходимо заполнить поле формул.

m c Q, L t1 λ q

c Q L t,2 λ q

Q L t λ q

m c Q L t λ

Ответы на экране

1. Q = cm(t 2 — t 1 )

3)Качественные задачи (Работа в парах).

1. Верно ли, что снег “греет” землю? ( Картина на экране).

2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?

3.Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает ниже температуры воздуха в комнате?

4.Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

5.Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой?

6. Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку?

7.Применяется ли воздух как строительный материал?

8.Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб.?

9. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу?

10. Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Пример: лед, вода, пар. А чем же они отличаются? (Использование мультимедийного пособия).

4.ФИЗМИНУТКА
Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).Все идеи победили,Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз).Груз забот с себя стряхнулиИ продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).
5).Работа в группах. Составление паспорта физического прибора «Термометр»

На столах лепестки. На каждом вы должны написать одно предложение о термометре.

-прибор для измерения температуры

-единицы измерения –градусы

-принцип действия – тепловое расширения жидкости

-устройство: запаянная трубка, заполненная жидкостью, шкала

-термометры ртутные, спиртовые, электронные

-термометры: комнатные, уличные, для измерения температуры тела человека

6).Сообщения учащихся: Перед уроком, учащимся было предложено найти ответы на данные вопросы (Домашнее задание к уроку)

1.Известно, что в сауне температура воздуха 120–140 °C, что гораздо выше температуры кипения воды. При такой температуре можно готовить яичницу, а сырое яйцо окажется запеченным. Каким же образом человек не только выдерживает эту температуру, но и получает удовольствие?

2.Женщины утверждают, что вуаль греет, что без нее лицо зябнет.

3. Почему опытная хозяйка, прежде чем разливать чай по стаканам, кладет в них металлические ложки?

4.Почему лягушки всегда холодные?

Во время сообщения на экране слайды.


7.Расчетные задачи (Индивидуальная работа с консультантами).

1). Какое количество теплоты потребуется, чтобы нагреть стальную деталь массой 20 кг от 27 до 57 ºС? (Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кг ºС)

2). Сколько энергии выделится при сгорании 10 кг каменного угля? (Удельная теплота сгорания каменного угля 2,7 · 10 7 Дж/кг)
3).Экспериментальная задача. Выполняют группа учащихся. Им предоставлено два стакана с водой разной температуры и термометр. Учащиеся должны доказать или опровергнуть утверждение, что температура смеси воды равна средне арифметическому значению температур.

8.Домашнее задание. Учащимся предлагается дома найти объяснение следующие фактам:

1.Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою «отопительную систему». А почему изменяется внутренняя энергия мышки?

2.Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 0 С. И чем севернее живет шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет – перегреваются. Почему шубка спасает шмеля от замерзания?

3.У слона в коже нет ни одной потовой железы. А так и перегреться на жаре и в работе можно. Но водоем у слона всегда «под рукой», т.е. под хоботом. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется. Почему испаряющаяся слюна помогает слону в жару от перегрева?

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика_________________________________________________

Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества

Тест
«Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества»
8 класс
Пояснительная записка
Данная проверочная работа предложена в двух вариантах в форме тестовых заданий и позволяет осуществить дифференцированный контроль знаний, так как задания распределены по трем уровням сложности I, II и II.
Уровень I соответствует обязательным программным требованиям, II – среднему уровню сложности, задания III уровня сложности предназначены для учеников, проявляющих интерес к физике.
На выполнение теста дается 45 минут
Тест предназначен для проверки знаний учащихся 8 класса по темам «Теплоявления» и «Изменение агрегатных состояний вещества». (Ориентирован на учебник А.В. Перышкина).
Каждый вариант теста состоит из 3 частей.
Часть 1 содержит 5 заданий (А1-А6) с 4 вариантами ответа к каждому, из которых только один верный.
Часть 2 – два задания (В1,В2) на соответствия и одну (В3) расчетную задачу.
Часть 3 – две задачи (С1,С2), требующие подробного решения.
Критерии оценки выполнения контрольной работы.
За верно выполненное задание А1-А6 выставляется по 1 баллу.
Задание В1-В3 оценивается в 2 балла.
Задания С1-С2 оценивается в 3 балла. Задание представляет собой задачу, для которой необходимо записать полное решение. Полное правильное решение задачи должно включать запись краткого условия задачи («Дано»), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.
Критерии оценки выполнения заданий С.
Содержание критерия Баллы
Полное правильное решение:
верно записано краткое условие задачи;
записаны формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом;
выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, представлен ответ. Допускается решение по «частям» (с промежуточными вычислениями) 3
Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ, но допущена ошибка в записи краткого условия
илипредставлено решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов
или
записаны формулы, применение которых необходимо, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. 2
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи,
Или
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка. 1
Все случаи решения, которые не соответствуют критериям выше указанным. 0
Рекомендуемые оценки за выполнение проверочной работы при обязательном правильном выполнении не менее 50% заданий 1 уровня:
Баллы 4 и ниже 5 — 8 9 -14 15-18
Отметка «2» «3» «4» «5»
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий части 1 отметьте номер, которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. На рисунке изображен жидкостный термометр.
Его показания равны …
1) 24ºF
2) 25ºС
3) 25ºF
4) 24ºС

А2. Внутренняя энергия тела зависит.
1) от скорости движения тела.
2) от энергии движения частиц, из которых состоит тело.
3) от энергии взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
4) от энергии движения частиц и от энергии их взаимодействия.
А3. В сосуд аккуратно налили, не перемешивая, медный купорос и воду. Сначала сосуд поместили в холодильник, а затем переставили в тёплую комнату. Что произойдёт со скоростью диффузии?
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
4) ответ зависит от атмосферного давления
А4. Какой(-ие) из видов теплопередачи осуществляется(-ются) без переноса вещества?
1) излучение и теплопроводность
2) излучение и конвекция
3) только теплопроводность
4) только конвекция
А5. Из холодильника вынули закрытую крышкой кастрюлю с водой, имеющую температуру +5 °С. Чтобы подогреть воду, кастрюлю с водой можно:
А. поставить на газовую горелку;
Б. освещать сверху мощной электрической лампой.
В каких из вышеперечисленных случаев вода в кастрюле нагревается в основном путём излучения?
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
А6. Испарение и кипение — два процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Общей характеристикой этих процессов является то, что они
А. представляют собой процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.
Б. происходят при определённой температуре.
Правильным(-и) является(-ются) утверждение(-я)
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
Часть 2
При выполнении заданий В1 и В2 впишите ответ в табличку. Каждой букве соответствует свой номер ответа.
В1.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные вами цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ФОРМУЛА
А. Количество теплоты, необходимое для кипения жидкости
Б. Количество теплоты для плавления
В. Количество теплоты, выделяемое при нагревании вещества 1)
2)
3)
4)
А Б В
Ответ:
В2. Установите соответствие между физическими явлениями и устройствами
ПРОЦЕСС УСТРОЙСТВА
А. Сохранение растений от вымерзания
Б. Сохранение постоянной температуры продуктов
В. Повышение температуры воздуха в помещениях
1. Термос
2. Радиатор
3. Труба
4. Теплица
А Б В
Ответ:
Ответом к заданиям В3 является целое число или конечная десятичная дробь. Запишите число в поле ответа в тексте работы.
В3. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 200 г? Удельная теплота сгорания торфа 1,4·107Дж/кг.
Ответ: ___________________
Часть 3
Для заданий С1 и С2 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия, задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а так же математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу.
С1. При охлаждении стальной детали массой 100 г до температуры 32 °С выделилось 5 кДж энергии. Найти температуру стали до охлаждения. Удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг ·⁰С)
С2. Как изменится внутренняя энергия превращения 500 г льда, взятого при температуре 0 °С, в воду, имеющую температуру 20 °С? Потерями энергии на нагревание окружающего воздуха пренебречь. Считать, что удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг· ⁰С) , удельная теплота плавления (кристаллизации) льда 334 кДж/кг.
Вариант -2
Часть 1
При выполнении заданий части 1 отметьте номер, которой соответствует номеру выбранного вами ответа
А1. На рисунке изображен жидкостный термометр.
Его показания равны …
1) 37º F
2) 37º С
3) 40º F
4) 40º С

Читать еще:  Характеристика стали СТ3 и ее технологические свойства

А2. При охлаждении газа в замкнутом сосуде
1) увеличивается средний модуль скорости движения молекул
2) уменьшается средний модуль скорости движения молекул
3) увеличивается среднее расстояние между молекулами
4) уменьшается среднее расстояние между молекулами
А3. В каком агрегатном состоянии находится вещество, если оно имеет собственные форму и объем?
1) только в твердом
2) только в жидком
3) только в газообразном
4) в твердом или в жидком
А4. При охлаждении столбика спирта в термометре
1) увеличивается среднее расстояние между молекулами спирта
2) уменьшается объём каждой молекулы спирта
3) увеличивается объём каждой молекулы спирта
4) уменьшается среднее расстояние между молекулами спирта
А5. Какой вид теплопередачи происходит без переноса вещества?
А. Конвекция.
Б. Теплопроводность.
Правильным является ответ
1) и А, и Б
2) ни А, ни Б
3) только А
4) только Б
А6. Какие из утверждений верны?
А. Диффузию нельзя наблюдать в твёрдых телах.
Б. Скорость диффузии не зависит от температуры вещества.
1) только А
2) только Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
Часть 2
При выполнении заданий В1 и В2 впишите ответ в табличку. Каждой букве соответствует свой номер ответа.
В1.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные вами цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ФОРМУЛА
А) Количество теплоты необходимое для плавления твердого тела
Б) Количество теплоты сгорания
В) Количество теплоты, выделяемое при охлаждении вещества 1)
2)
3)
4)
А Б В
Ответ:
В2. Установите соответствие между примером использования и видом теплопередачи. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные вами цифры под соответствующими буквами.
ПРИМЕРЫ ВИД ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ
А) Корпус самолета окрашивают серебристой краской
Б) Использование труб для усиления тяги
В) Ношение меховой одежды зимой 1) Теплопроводность
2) Конвекция
3) Излучение
4) Испарение
А Б В
Ответ:
Ответом к заданию В3 является целое число или конечная десятичная дробь. Запишите число в поле ответа в тексте работы.
В3. Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 500 г спирта, взятого при температуре кипения. (Удельная теплота парообразования спирта 0,9 ·106Дж/кг)
Ответ: ___________________
Часть 3
Для заданий С1 и С2 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия, задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а так же математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу.
С1. При охлаждении свинцовой детали массой 200 г до температуры 10 °С выделилось 2,8 кДж энергии. Найти температуру стали до охлаждения. Удельная теплоемкость свинца 140 Дж/(кг· ⁰С).
С2. Как изменится внутренняя энергия 500 г воды, взятой при 20°С, при её превращении в лёд при температуре 0 °С? Считать, что удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг· ⁰С), удельная теплота плавления (кристаллизации) льда 334 кДж/кг.
Ответы
Задание Вариант 1 Вариант 2
А1 4 2
А2 4 2
А3 1 1
А4 1 4
А5 2 4
А6 1 4
В1 432 312
В2 412 321
В3 2800 кДж 450 кДж
С1 132°С 110°С
С2 увеличится на 209 кДж уменьшится на 209 кДж
№ Возможный вариант ответа
1 вариант 2 вариант
С1 Дано:
m=100г = 0,1 кг
t1 = 32 °С
Q = 5 кДж
с = 500 Дж/(кг· ⁰С).
Q=cm(t2- t1), отсюда
t2= Qcm+t2,
t2= 5 кДж500 Дж/(кг· ⁰С)∙0,1 кг+32 °С=132°СДано:
m=200г = 0,2 кг
t1 = 10 °С
Q = 2,8 кДж
с = 140 Дж/(кг· ⁰С).
Q=cm(t2- t1), отсюда
t2= Qcm+t2,
t2= 2,8 кДж140 Дж/(кг· ⁰С)∙0,2 кг+10 °С=110°Сt2 -?
Ответ: t2=132°Сt2 -?
Ответ: t2=110°СС2 Дано:
m=500г = 0,5 кг
t1 = 0 °С
t2 = 20 °С
с =4200 Дж/(кг· ⁰С)
λ= 334 кДж/кг
Для нагревания воды потребуется количество теплоты:
Q1 = cm(t2- t1),
Q1 = 4200 Дж/(кг· ⁰С)· 0,5 кг·(20 °С — 0 °С) = 42000 Дж = 42 кДж;
Для плавления льда потребуется количество теплоты:
Q2 = λ m,
Q2 =334 кДж/кг·0,5 кг = 167 кДж,
Таким образом общая энергия увеличится на:
Q = Q2 + Q1,
Q = 167 кДж +42 кДж = 209 Дж. Дано:
m=500г = 0,5 кг
t1 = 0 °С
t2 = 20 °С
с =4200 Дж/(кг· ⁰С)
λ= 334 кДж/кг
Для остывания воды потребуется количество теплоты:
Q1 = cm(t2- t1),
Q1 = 4200 Дж/(кг· ⁰С)· 0,5 кг·(20 °С — 0 °С) = 42000 Дж = 42 кДж;
Для кристаллизации льда потребуется количество теплоты:
Q2 = λ m,
Q2 =334 кДж/кг·0,5 кг = 167 кДж,
Таким образом общая энергия уменьшится на:
Q = Q2 + Q1,
Q = 167 кДж +42 кДж = 209 Дж.
Q -? Ответ: внутренняя энергия увеличится на 209 Дж. Q -? Ответ: внутренняя энергия уменьшится на 209 Дж.
Бланк ответов
*Бланк заполняется аккуратно, исправления в бланке не допускаются
Предмет Физика
Фамилия Имя Отчество Вариант Класс 8 Подпись учащегося
Часть 1
№ задания А1 А2 А3 А4 А5 А6
№ ответа Часть 2
№ задания В1 В2 В3
Ответ Часть 3

  • WebUrokCom_65eeb991da2c82
    Размер файла: 94 kB Загрузок: 0

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация Максим Иванов 8 класс «А» ГОУ СОШ 1266 г. Москва Январь, 2009. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕвгения Устименко

Похожие презентации

Презентация на тему: » Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация Максим Иванов 8 класс «А» ГОУ СОШ 1266 г. Москва Январь, 2009.» — Транскрипт:

1 Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация Максим Иванов 8 класс «А» ГОУ СОШ 1266 г. Москва Январь, 2009

2 Большинство веществ в зависимости от внешних условий (давления и температуры) могут быть либо твердыми, либо жидкими, либо газообразными. Любое вещество состоит из молекул, а его физические свойства зависят от того, каким образом упорядочены молекулы и как они взаимодействуют между собой. В обычной жизни мы наблюдаем три агрегатных состояния вещества твердое, жидкое и газообразное. Вещества могут переходить из одного агрегатного состояния в другое и на практике это широко используется. Газ (французское gaz, происшедшее от греческого chaos хаос) это агрегатное состояние вещества, в котором силы взаимодействия его частиц, заполняющих весь предоставленный им объем, пренебрежимо малы. В газах межмолекулярные расстояния велики и молекулы движутся практически свободно. Под твердыми телами обычно подразумеваются кристаллы, это агрегатное состояние, которое характеризуется большими силами взаимодействия между частицами вещества (атомами, молекулами, ионами). Существуют также твердые тела, которые при нагревании постепенно размягчаются, становятся все более текучими. Для таких тел невозможно указать температуру, при которой они превращаются в жидкость (плавятся). Эти тела называют аморфными. Жидкость — это агрегатное состояние вещества, промежуточное между твердым и газообразным. Жидкостям присущи некоторые черты твердого вещества (сохраняет свой объем, образует поверхность, обладает определенной прочностью на разрыв) и газа (принимает форму сосуда, в котором находится).

3 На рисунке показано расположение молекул одного и того же вещества – воды – в твердом, жидком и газообразном состояниях. Как видите, молекулы воды остаются прежними; изменяется лишь расположение частиц и расстояния между ними в зависимости от агрегатного состояния вещества. Переход из одного агрегатного состояния в другое (при постоянном давлении) происходит при строго определённой температуре и всегда связан с выделением или поглощением некоторого количества тепла. Переход вещества из одного состояния в другое происходит не мгновенно, а в течении некоторого времени, когда два состояния вещества существуют одновременно в тепловом равновесии. Передавая телу энергию, можно перевести его из твердого состояния в жидкое (например, расплавить лед), а из жидкого — в газообразное (превратить воду в пар)

4 Изменение агрегатных состояний и круговорот воды в природе. Солнечное тепло испаряет влагу с земной поверхности, конвективные потоки и диффузия позволяют парам достигнуть высоких атмосферных слоев. По мере движения вверх температура падает, пары конденсируются и образуются облака. Внутри облаков происходит формирование капель или снежинок и градин. Атмосферные осадки выпадают на землю в виде дождя или снега. В зависимости от времени года вода на земле может превратиться в лед, или наоборот, происходит таяние снега. На этом цикл замыкается.

5 Кристаллы представляют собой тела, определенной геометрической формы, ограниченные естественными плоскими гранями. (рис.1-11) К кристаллам относятся металлы, лед, нафталин, снежинки, каменная соль, берилл, алмаз, гранат, кварц, турмалин, изумруд, кальцит. Не все твердые тела – кристаллы. Существует множество аморфных тел (от греческого слова amorphous – бесформенный). Признаком аморфного тела является неправильная форма поверхности при изломе. К аморфным телам относятся: смола, вар, пластмасса, воск и т.д.

6 Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют плавлением Чтобы расплавить тело, нужно сначала нагреть его до определенной температуры. Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества. Одни кристаллические тела плавятся при низкой температуре, другие – при высокой. Лед, например, плавится при температуре 0’С, свинец — при 327’С, олово — при 232’С, а сталь — при 1500’С. При нагревании увеличивается температура вещества, и возрастает скорость теплового движения частиц, при этом увеличивается внутренняя энергия тела. Когда температура твердого тела достигает температуры плавления, кристаллическая решетка твердого вещества начинает разрушаться. Таким образом, основная часть энергия нагревателя, подводимая к твердому телу, идет на уменьшение связей между частицами вещества, т. е. на разрушение кристаллической решетки. При этом возрастает энергия взаимодействия между частицами. Расплавленное вещество обладает большим запасом внутренней энергии, чем в твердом состоянии. Оставшаяся часть теплоты плавления расходуется на совершение работы по изменению объема тела при его плавлении.

7 При плавлении объем большинства кристаллических тел увеличивается (на 3-6%), а при отвердевании уменьшается. Но, существуют вещества, у которых при плавлении объем уменьшается, а при отвердевании — увеличивается. К ним относятся, например, вода и чугун, кремний и некоторые другие.. Именно поэтому лёд плавает на поверхности воды, а твердый чугун — в собственном расплаве. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Существует металл, так называемый, сплав Вуда, который можно запросто расплавить даже в теплой воде ( +68 градусов Цельсия). Так при размешивании сахара в стакане металлическая ложка из этого сплава растает быстрее сахара!

8 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Иногда, чтобы снег на тротуарах быстрее таял, их посыпают солью. Это происходит потому, что образуется раствор соли в воде, температура замерзания которого ниже температуры воздуха. Раствор просто стекает с тротуара. Интересно, что ноги стынут больше на мокром тротуаре, так как температура раствора соли и воды ниже температуры чистого снега. Если из чайника налить чай в две кружки: с сахаром и без сахара, то чай в кружке с сахаром будет холоднее, т.к. на растворение сахара (на раз­рушение его кристаллической решетки) тоже расходуется энергия.

9 Переход вещества из жидкого состояния в твердое называю отвердеванием или кристаллизацией. Чтобы началась кристаллизация расплавленного тела, оно должно остыть до определенной температуры Температуру, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания или кристаллизации. Опыт показывает, что вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся. Например, вода кристаллизуется (а лед плавится) при 0’С, чистое железо плавится и кристаллизуется при температуре 1539’С. При отвердевании вещества выделяется такое же кол теплоты, которое поглощается при его плавлении.

10 ИНТЕРЕСНО . что в трубах подземной части зданий вода часто замерзает не в мороз, а в оттепель! Это объясняется плохой теплопроводностью почвы. Тепло проходит сквозь землю так медленно, что минимум температуры в почве наступает позднее, чем на поверхности земли. Чем глубже, тем опоздание больше. Часто за время морозов почва не успевает охладиться, и лишь когда на земле наступает оттепель, под землю доходят морозы. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ? Интересно ведет себя металл «чугун», который при кристаллизации расширяется. Это позволяет использовать его как материал для художественного литья тонких кружевных решёток и настольных скульптур малых форм. Ведь при застывании, расширяясь, чугун заполняет все, даже самые тонкие детали формы.

Тема урока: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Конспект урока с ИКТ

учителя физики Баграмовой Ольги Алексеевны

Тема урока: « Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».

изучение физических особенностей различных агрегатных состояний вещества, формирование понятий: процесс плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизации;

рассмотрение особенностей фазового перехода жидкость — твердое тело, введение новой физической величины – удельной теплоты плавления и формулы для вычисления количества теплоты, которое поглощается при плавлении и выделяется при отвердевании;

отработка практических навыков при решении задач;

развитие познавательной активности.

формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

: воспитание трудолюбия, точности и четкости при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Демонстрация: сосуды со льдом и парафином.

Проблемная ситуация: что произойдет через некоторое время с этими веществами? Какое вещество быстрее расплавится? Тема. Слайд 2.

Вспомним агрегатные состояния вещества. Слайд3.

Особенности молекулярного строения вещества.

Как из твердого состояния получить жидкое?

Как из жидкого состояния получить твердое?

Сформулировать определения плавления и отвердевания. Слайд 4.

Сформулировать определения температуры плавления и кристаллизации. Слайд 5.

Рассмотреть таблицу №3 учебника (табл. в задачнике).

Посмотреть на демонстрацию и ответить на первоначальные вопросы.

При плавлении и отвердевании температура не меняется. Почему?

Анимация (расположение молекул при изменении температуры вещества).

В каком состоянии вещество обладает большей внутренней энергией?

Выполнение устно качественных задач. Слайд 6, 7.

Опыты показывают, что для превращения различных кристаллических веществ одной массы в жидкость при температуре плавления требуется разное количество теплоты. Слайд 8, 9.

Рассмотреть таблицу №6 в учебнике.

А если расплавить вещество любой массы? Слайд10, 11.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты