Устройство щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия
КТ 17.0-2.9-75 Устройство асфальтобетонной дорожной одежды. Устройство щебеночного основания способом пропитки
КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ СПОСОБОМ ПРОПИТКИ
Комплект карт предназначен для организации труда бригад, занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а карты организации труда — в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Автор ы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко, Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОР СТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ СПОСОБОМ ПРОПИТКИ
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП- 1 7.0-2
ВЗАМЕН КТ-0.0
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ
1.1 . Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве щебеночного основания способом пропитки (толщина слоя щебня 8 см, пропитанного органическим вяжущим на глубину 8 см).
1.2 . Показатели производительности труда
Выработка на 1 чел .-день, м 2 основания
Затраты труда на устройство 100 м 2 основания, чел.-час.
Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих достигается за счет устройства щебеночного основания способом пропитки по укрупненной технологии (применяется 3 фракции щебня), применения навесных распределителей щебня, увеличивающих производительность труда по сравнению с ручной россыпью в 8 — 1 0 раз, рационального размещения исполнителей. Производительность труда возросла на 43 % по сравнению с нормативной выработкой.
II. ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА И УСЛОВИЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
2.1 . Работы по пропитке производят в сухую погоду при температуре воздуха не менее +10 °С.
2 .2 . Перед распределением щебня основание должно быть очищено механической щеткой за 1 — 2 прохода по одному следу.
2.3 . К началу укладки щебня должны быть созданы надежные боковые упоры: установлены брусья или отсыпаны и уплотнены обочины, а основание очищено и обработано битумом, если это предусмотрено технологией производства работ.
2.4 . Ширину розлива вяжущих за один проход автогудронатора регулируют длиной распределительных труб (на всю ширину проезжей части или на ее половину).
2.5 . На участках дороги, имеющих уклон, чтобы уменьшить растекание вяжущего по покрытию, розлив вяжущего производят при движении автогудронатора на подъем.
2.6 . Минимальная температура вяжущих должна быть, град. С:
Вязкие битумы. 13 0 — 1 6 0
Жидкие битумы. 11 0 — 1 20
Эмульсии не подогревают.
2.7 . Работы следует выполнять, соблюдая правила производства работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73), а также правила техники безопасности (СНиП III — A .11-70).
Устройство щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия
Схема № 6 операционного контроля качества
Устройство щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия
Состав операций и средства контроля
Контроль (метод, объем)
— наличие паспортов на материалы;
— соответствие уклонов и отметок грунтового основания проекту;
— выноску разбивочных осей и надежность их крепления;
— выполнение мероприятий по водоотводу;
Технический осмотр всей поверхности
общий журнал работ
Устройство щебеночного основания и асфальто-
— ширину и толщину укладываемого слоя;
— качество уплотнения и соблюдение режима ухода;
— температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси;
— качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;
— высотные отметки и поперечный уклон полотна.
Измерительный, не реже одного раза в смену
Измерительный, в каждом самосвале
Измерительный, рейкой длиной 3 м
Общий журнал работ
-соответствие выполненных работ требованиям проекта.
Технический осмотр, комплексная оценка качества выполненных работ
Акт приемки выполненных работ
Контрольно-измерительный инструмент: нивелир, рулетка, теодолит, трехметровая рейка.
Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист — в процессе работ.
Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), геодезист, представители технадзора заказчика.
#M12 СНиП 3.06.03-85#S п. п.#M.1#S, #M128 .16#S
— наименьшая толщина распределяемого слоя щебня должна быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок;
— максимальная толщина слоя щебня не должна превышать значений, указанных в таблице;
— толщина устраиваемого слоя асфальтобетонной смеси должна быть не менее 4 см.
Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков
с гладкими вальцами массой 10 т и более
решетчатых и на пневма — тических шинах массой 15 т и более
вибрационных и комбини-
рованных массой, т
вибрационных и комбини-
рованных массой, т
Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)
Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)
Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С;
теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С.
Требования к качеству применяемых материалов
#MГОСТ 8736-93#S* Песок для строительных работ. Технические условия.
#M12 ГОСТ 9128-97* Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия#S.
Предприятие-изготовитель каждую партию щебня и песка сопровождают документом о качестве, в котором указывают:
— наименование и адрес предприятия-изготовителя;
— номер дату выдачи документа;
— наименование продукции и ее количество;
— плотность (истинную и среднюю);
— пустотность (обьем межзерновых пустот);
Асфальтобетонные смеси характеризуются следующими показателями:
-характер смеси в зависимости от ее температуры;
-наибольший размер заполнителя смеси.
Температура горячих смесей при выпуске из смесителя должна быть не ниже 140 °С.
Контроль качества асфальтобетонных смесей производят на асфальтобетонных заводах при их изготовлении, а также при укладке в дело. Для контроля качества смеси отбирают и испытывают по одной пробе от каждой партии.
Каждая партия смеси должна сопровождаться потребителю документом о качестве.
Указания по производству работ
СНиП 3.06.03-85 п. п.#M.7#S, #M.8#S, #M12 .12#S, #M.1#S,#M#S, #M#S, #M.18#S
Работу по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне.
Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом и чистом нижележащем слое, а при использовании органических вяжущих материалов, кроме того, — на непромерзшем слое.
До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов.
Уплотнение катками слоев земляного полотна, оснований и покрытий необходимо осуществлять от краев к середине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3.
Число проходов катка и толщину уплотняемого слоя с учетом коэффициента запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения. Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в общий журнал работ.
Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок.
Разрешается вывозить щебень и гравий и укладывать их в штабель на земляном полотне или промежуточном складе для последующего использования при устройстве дорожной одежды.
Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа:
распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание);
распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.
После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород — не ниже 600) в количестве 1 куб. м на 100 кв. м и уплотнять ориентировочно за 4-6 проходов катка.
Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 град. С при соблюдении следующих требований:
толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см;
необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками;
устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей;
верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания
(с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С).
Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.
Укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину.
Нормативные документы
Главное меню
СНиП 3.06.03-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ |
Автор Редактор контента | |
04.08.2008 г. | |
УКЛАДКА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ 10.16. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С. Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении следующих требований: толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см; необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками; устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей; верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С). Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами. 10.17. Перед укладкой смеси (за 1-6 ч) необходимо произвести обработку поверхности нижнего слоя битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до температуры, указанной в табл. 13. Норму расхода материалов, л/м 2 , следует устанавливать: при обработке битумом основания — равной 0,5-0,8, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия — 0,2-0,3; при обработке 60 %-ной битумной эмульсией основания — 0,6-0,9, нижнего споя асфальтобетонного покрытия — 0,3-0,4. Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 сут и отсутствовало движение построечного транспорта. 10.18. Укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину. В исключительных случаях допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. При этом вдоль краев слоя следует устанавливать упорные брусья. В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка. 10.19. При укладке горячих, теплых и холодных (в горячем состоянии) асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками толщина укладываемого слоя должна быть на 10-15 % больше проектной, а при укладке автогрейдером или ручной укладке — на 25-30 %. При укладке холодной асфальтобетонной смеси из штабеля асфальтоукладчиком (с выключенными уплотняющими рабочими органами) и при укладке автогрейдером или вручную толщина слоя должна быть на 60-70 % выше проектной. 10.20. При укладке конструктивных слоев толщиной более 10 см следует, как правило, применить асфальтоукладчики с активными уплотняющими органами. 10.21. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, а также при использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой при укладке смесей для плотного асфальтобетона типов А и Б и для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % скорость укладки должна составлять 2-3 м/мин. При укладке смесей для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % и высокопористого песчаного скорость укладки может быть увеличена до 4-5 м/мин. Режимы работы уплотнпющих рабочих органов должны быть следующими: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты — 2500-3000 об/мин. 10.22. Температура асфальтобетонных смесей при укладке в конструктивные слои дорожной одежды должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84. Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим, указанный в табл. 14. 10.23. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143) следует уплотнять: смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % сначала катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов), или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т (5-7 проходов) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11-18 т (6-8 проходов); смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % и высокопористого песчаного сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода), затем катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов) или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т с включенным вибратором (3-4 прохода) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11-18 т (4-8 проходов). Скорость катков в начале укатки должна быть не более 1,5-2 км/ч; после 5-6 проходов скорость может быть увеличена до 3-5 км/ч — для гладковальцовых катков, 3 км/ч — для вибрационных катков и 5-8 км/ч — для катков на пневматических шинах. 10.24. При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) следует уплотнять: смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетона с содержанием щебня свыше 40 % сначала гладковальцовым катком массой 10-13 т, катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6-8 т (4-6 проходов), а затем — гладковальцовым катком массой 11-18 т (4-6 проходов); смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для высокопористого песчаного, пористого и высокопористого с содержанием щебня менее 40 % сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода) , а затем — гладковальцовым катком массой 10-13 т (6-8 проходов), катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком 6-8 т с включенным вибратором (4-6 проходов) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11-18 т (4 прохода). Скорость катков в начале укатки не должна превышать, км/ч: гладко-вальцовых — 6, вибрационных — 3, на пневматических шинах — 10. При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди. 10.25. Холодные асфальтобетонные смеси предварительно следует уплотнять катком на пневматических шинах (6-8 проходов) или гладковальцовым массой 6-8 т (4-6 проходов), а окончательное уплотнение достигается от движения транспортных средств, которое следует регулировать по всей ширине проезжей части, ограничивая скорость движении до 40 км/ч. Предварительное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с активированными минеральными материалами допускается также производить катками массой 10-13 т, однако при появлении трещин укатку следует прекратить. 10.26. При укладке асфальтобетонных смесей толщиной 10 — 18 см уплотнение следует выполнять сначала самоходным катком на пневматических шинах (6 — 8 проходов), затем гладковальцовым массой 11 — 10 т (4 — 6 проходов). Рабочая скорость движении катков при уплотнении слоев повышенной толщины при первых 2 — 3 проходах не должна превышать 2 — 3 км/ч, при последующих 12 — 15 км/ч. Давление воздуха в шинах катка в начале укатки должно быть не более 0,3 МПа, в конце — 0,8 МПа. 10.27. Уплотнение асфальтобетонных смесей, содержащих полимеры, следует начинать только гладковальцовыми катками массой 6 — 8 или 10 — 13 т. 10.28. При укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) укладчика или производить разогрев кромок ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей, а при их отсутствии производить разогрев кромки ранее уложенной полосы путем укладки на нее горячей смеси шириной 10 — 20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на устраиваемую полосу до ее уплотнения. 10.29. При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами в процессе уплотнения первой полосы вальцы катка не должны приближаться более чем на 10 см к кромке сопряжения. Уплотнение следующей полосы необходимо начинать по продольному сопряжению. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным. 10.30. Поперечные сопряжения полос, устраиваемых из асфальтобетонных смесей, должны быть перпендикулярны оси дороги. В конце рабочей смены край уплотненной полосы следует обрубать вертикально по шнуру и при возобновлении работ разогревать в соответствии с требованиями п. 10.28 либо обмазывать битумом или битумной эмульсией. При укладке в конце укатываемой полосы упорной доски край обрубать не следует. 10.31. Обнаруженные на покрытии или основании после окончания укатки участки с дефектами (раковины, участки с избыточным или недостаточным содержанием битума и пр.) должны быть вырублены; края вырубленных мест смазаны битумом или битумной эмульсией, заполнены асфальтобетонной смесью и уплотнены. 10.32. Перед устройством асфальтобетонного слоя по существующему покрытию в процессе реконструкции необходимо устранить дефекты (трещины и выбоины) старого покрытия, обработать его поверхность в соответствии с требованиями п. 10.17 настоящего раздела. При глубине колеи на старом покрытии более 1 см его следует предварительно выровнять смесью и уплотнить. 10.33. При выполнении работ, направленных на повышение сцепления шин автомобилей с поверхностью асфальтобетонного покрытия, втапливают черный щебень в неуплотненный слой асфальтобетонной смеси. 10.34. Для втапливания следует применять преимущественно холодный, а также горячий и теплый черный щебень фракций 5 — 10, 10 — 15 или 15 — 20 мм. 10.35. Уложенный слой горячей и теплой асфальтобетонной смеси следует уплотнить одним-двумя проходами катка массой б-8 т, после чего рассыпать черный щебень равномерным слоем в одну щебенку. Нормы расхода черного щебня при использовании фракций: 5-10 мм . 6-8 кг/м 2 10.36. Температура смеси в слое к моменту распределения черного щебня должна быть в пределах 90-110 °С для горячих смесей и 60- 80 -С — для теплых. 10.37. После распределения черный щебень следует втопить в уложенный слой катками с гладкими вальцами массой 10-13 т или катками на пневматических шинах одновременно с доуплотнением асфальтобетонной смеси. 10.38. В процессе работ по строительству асфальтобетонных покрытий следует вести журналы лабораторного контроля качества исходных материалов и готовых асфальтобетонных смесей, температуры битума, температуры смеси на месте приготовления и укладки и журнал укладки и уплотнения смеси по сменам. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ 10.39. При приготовлении асфальтобетонной смеси следует контролировать: постоянно — температуру битума и минеральных материалов, а температуру готовой асфальтобетонной смеси — в кузове каждого автомобиля-самосвала; не реже одного раза в смену — качество смеси по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84 и битума по ГОСТ 11501-78 и ГОСТ 11503-74; не реже одного разе в 10 смен — качество щебня, песка и минерального порошка по ГОСТ 9128-84. Работу дозаторов минеральных материалов, битума и добавок следует контролировать в установленном порядке. 10.40. В процессе строительства покрытия и основания дополнительно к п. 1.14 следует контролировать: температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле-самосвале; постоянно — качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос; качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 м 2 покрытия по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84, а также прочность сцепления слоев покрытия. Вырубки или керны следует отбирать в споях из горячих и теплых асфальтобетонов через 1 — 3 сут после их уплотнения, а из холодного — через 15-30 сут на расстоянии не менее 1 м от края покрытия. 10.41. Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны быть не ниже: 0,99 — для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов А и Б; 0,98 — для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона; 0,96 — для асфальтобетона из холодных смесей. Устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на двухслойном щебеночном основанииКарта предназначена для рациональной организации труда рабочих при устройстве двухслойного а/б покрытия (верхний слой 3.5 см из мелкозернистой а/б смеси), нижний — толщиной 5 см из крупнозернистой а/б смеси на двухслойном щебеночном основании толщиной 24 см (нижний слой основания толщиной 12 см — из крупного щебня). МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ЦЕНТР СБОРНИК КАРТ Карта трудового процесса Устройство двухслойного Издание второе, переработанное и дополненное. Москва 2002 г. Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог. Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда. Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих. Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой. Ответственный за выпуск А.А. Морозов. Устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия на двухслойном щебеночном основании Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора КТП-5.03-2002 1. Область и эффективность применения карты1.1 . Карта предназначена для рациональной организации труда рабочих при устройстве двухслойного а/б покрытия (верхний слой 3,5 см из мелкозернистой а/б смеси), нижний — толщиной 5 см из крупнозернистой а/б смеси на двухслойном щебеночном основании толщиной 24 см (нижний слой основания толщиной 12 см — из крупного щебня). 1.2 . Показатели производительности труда: Устройство двухслойного щебеночного основания толщиной 24 см (нижний слой толщиной 12 см из крупного щебня). Выработка на 1 чел.-день Затраты труда на устройство 100 м 2 основания Устройство нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из горячей крупнозернистой а/б смеси. Выработка на 1 чел.-день Затраты труда на устройство 100 м 2 основания Устройство верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из мелкозернистой а/б смеси. Выработка на 1 чел.-день Затраты труда на устройство 100 м 2 основания Всего по выработке Всего по затратам труда Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %. Снижение затрат труда и повышение выработки на 11 % достигается за счет четкой последовательности выполнения работ, подбора оптимального состава бригады, специализации труда членов бригады, максимальной механизации всех операций, оснащения рабочих прогрессивными инструментами и приспособлениями. 2. Подготовка и условия выполнения процессов2.1 . До начала необходимо: — закончить работы по возведению земляного полотна и устройству водоотвода; — провести инструментальные разбивочные работы на участках; — устроить съезды с земляного полотна для маневра машин в пределах рабочей зоны и объездные автомобильные дороги; — устроить площадки для стоянки дорожных машин в нерабочее время и размещения передвижных вагончиков бытового и служебного назначения; — организовать планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; — обеспечить бригаду основными и вспомогательными материалами, исправными машинами и оборудованием, комплектами инструментов, измерительными приборами для контроля качества работ; — установить дорожные знаки и оградить участки работ; — выдать бригаде проектную и нормативную документацию, а также калькуляцию затрат труда, заработной платы и материалов, задание по вводу участка или этапа в эксплуатацию, единый аккордный наряд-задание, расчетную стоимость работ, поручаемых бригаде. 2.2 . Работы следует производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 . 2.3 . Все работы должны производиться в соответствии с «Правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., СоюздорНии, 1993 г.), а также «Правилами техники безопасности рабочих в строительстве» СНиП III-4-80 , СНиП 12-03-2001 . 3. Исполнители, предметы и орудия трудаБригада комплектуется из трех бригад. 1 . Машинист распределителя щебня 5 разряд (М1) 1 3 . Дорожный рабочий 3 разряд (Д1) 1 4 . Дорожный рабочий 2 разряд (Д2, Д3) 2 1 . Машинист асфальтоукладчика 6 разряд (М1) 1 2 . Машинист катка 6 разряд (М2, М3) 2 3 . Асфальтобетонщик 5 разряд (А1) 1 4 . Асфальтобетонщик 3 разряд (А2, А3) 2 5 . Асфальтобетонщик 2 разряд (А4) 1 6 . Дорожный рабочий 1 разряд (Д1) 1 1 . Машинист асфальтоукладчика 6 разряд (М1) 1 2 . Машинист катка 6 разряд (М2, М3) 2 3 . Машинист катка 5 разряд (М4) 1 4 . Асфальтобетонщик 5 разряд (А1) 1 5 . Асфальтобетонщик 3 разряд (А2, А3 ) 2 6 . Асфальтобетонщик 2 разряд (А4) 1 7 . Дорожный рабочий 1 разряд (Д1) 1 3.2 . Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь. Подготовка покрытия под асфальтПодготовка основания под асфальтоукладку – важный процесс, которому уделяют много внимания при дорожном строительстве. От качества подложки зависит стойкость дорожного полотна, его прочность и долговечность. Подложка под асфальт может состоять из бетона, кирпича, песка, щебня, старой асфальтовой крошки, но при формировании основания необходимо соблюдать технологию укладки асфальта на щебеночно песчаную смесь, регламентируемую ГОСТом и СНиПом. Виды покрытия под асфальтЕсть два вида оснований под асфальтирование:
Сырье равномерно распределяют по территории, выравнивают и трамбуют. При выкладывании основания слоями используется метод «пирога». Фракции выкладываются от крупных к мелким. В нижней части идет крупнозернистая смесь, выполняющая функцию дренажа, а сверху кладут мелкозернистую смесь, которая гарантирует хорошее сцепление с асфальтом. Для трамбовки используют виброкатки или плиты. Технология укладки асфальта на щебеночно песчаную смесьПеред формированием дорожной подушки необходимо подготовить территорию:
Ответы на частые вопросы:Можно ли укладывать асфальт на асфальтовую крошку?Да, асфальтовая крошка подходит для формирования дорожной подушки, но она должна быть предварительно тщательно измельчена до фракций среднего размера. Слои пропитывают битумной эмульсией для лучшего сцепления. Асфальтовая крошка подойдет для создания основания временной дороги или двора на даче. У асфальтной крошки меньший эксплуатационный период, чем у другого сырья. Можно ли укладывать асфальт на песок?Песок хорошо подходит для формирования дорожной подушки, но только вместе с щебенкой. Мелкие фракции песка не подходят для нижнего слоя основания, так как дорога может осесть под автомобильной нагрузкой. Песок используют в качестве верхнего слоя основания. Для формирования хорошей и упругой подушки подходит песчано-щебенчатая смесь разных фракций. Щебенка крупного размера кладется вниз для дренажа. При формировании подушки необходимо сделать уклоны для стекания воды. Уклоны размещают на расстоянии 1 метра друг от друга. Устройство щебеночного основания и асфальтобетонного покрытияУстройство щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия Состав операций и средства контроля — наличие паспортов на материалы; — соответствие уклонов и отметок фунтового основания проекту; — выноску разбивочных осей и надежность их крепления; — выполнение мероприятий по водоотводу; Технический осмотр всей поверхности — ширину и толщину укладываемого слоя; — качество уплотнения и соблюдение режима ухода; — температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси; — качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос; Измерительный, не реже одного раза в смену Измерительный, в каждом самосвале Измерительный, рейкой длиной 3 м Технические требования Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 «С, осенью — не ниже 10 «С; теплых смесей — при температуре не ниже 10 «С. ГОСТ 8736—93*. Песок для строительных работ. Технические условия. ГОСТ 9128—97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. Предприятие-изготовитель каждую партию щебня и песка сопровождает документом о качестве, в котором указывает: — наименование и адрес предприятия-изготовителя; — номер, дату выдачи документа; — наименование продукции и ее количество; — плотность (истинную и среднюю); — пустотность (объем межзерновых пустот); Асфальтобетонные смеси характеризуются следующими показателями: — характер смеси в зависимости от ее температуры; — наибольший размер заполнителя смеси. Температура горячих смесей при выпуске из смесителя должна быть не ниже 140 °С. Контроль качества асфальтобетонных смесей производят на асфальтобетонных заводах при их изготовлении, а также при укладке в дело. Для контроля качества смеси отбирают и испытывают по одной пробе от каждой партии. Каждая партия смеси должна сопровождаться потребителю документом о качестве. Указания по производству работ СНиП 3.06.03-85 пп. 1.7, 1.8, 1.12, 7.1, 73-7.4, 7.8, 10.18 Работу по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне. Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом и чистом нижележащем слое, а при использовании органических вяжущих материалов, кроме того, — на непромерзшем слое. До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов. Уплотнение катками слоев земляного полотна, оснований и покрытий необходимо осуществлять от краев к середине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3. Число проходов катка и толщину уплотняемого слоя с учетом коэффициента запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения. Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в общий журнал работ. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок. Разрешается вывозить щебень и гравий и укладывать их в штабель на земляном полотне или промежуточном складе для последующего использования при устройстве дорожной одежды. Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа: — распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание); — распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одно разовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап. После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород — не ниже 600) в количестве 1 куб. м на 100 кв. м и уплотнять ориентировочно за 4—6 проходов катка. Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении следующих требований: — толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см; — необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками; — устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, — его следует устраивать из плотных асфачьтобетонных смесей; — верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С). Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами. Покрытия из асфальтобетона — состав и технологияАсфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры. История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.
Виды и применениеГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:
Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С. В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:
Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:
Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет. Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.
Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита. Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.
Состав и технические характеристикиСостав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов. КомпонентыНа 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя. Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак. Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона. Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.
Основные технические характеристикиВ зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:
Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:
Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99. Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний. Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:
Чем отличается асфальт от асфальтобетона?Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом. Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер. Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума. Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг. Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших. Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.
Технология устройстваАсфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85. ПодготовкаМероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций. Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров. Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.
Устройство подушкиФункция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя. В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.
Укладка асфальтобетонаРаботы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:
ЗаключениеУстройство дорог из различных типов асфальтобетона позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Выбор материала зависит от нагрузки при эксплуатации полотна и климатической зоны. При укладке нужно соблюдать технологию и температурный режим. Технология укладки асфальта на щебеночно-песчаную смесьАсфальтирование дорог или других участков – важный процесс при благоустройстве территории. Широкое применение асфальта вызвано относительно небольшой стоимостью и простотой укладки. В данной статье будет описана пошаговая технология укладки асфальта на щебеночно-песчаное основание. Укладка асфальта на даче существенного улучшает внешний вид участка. Наибольшее внимание уделяется подъездным путям и пешеходным дорожкам. Некоторые считают, что устройство асфальта во дворе ничем не отличается от строительства дорог. Однако в частном секторе нет необходимости в дорожном полотне, воспринимающее значительные нагрузки, а на ограниченную территорию нет возможности вызвать спецтехнику. Следовательно, основная часть работ выполняется вручную, что не сказывается на качестве дороги. До начала выполнения работ следует знать предполагаемую нагрузку на будущее дорожное полотно. Это важный параметр, так как от него зависит скорость устройства асфальтированного покрытия. Если у владельца участка имеется грузовой автомобиль – следует подобрать более надежную технологию. В данном случае будет рассмотрено асфальтирование дачного участка под обычную нагрузку от легковых автомобилей, где достаточно нескольких слоев основания. Материалы для укладки асфальта на щебеньПеречислим основные материалы, которые чаще всего используются при укладке асфальта на щебень:
Какой минимальный слой необходимо класть?В зависимости от толщины слоя, необходимо делать уплотнение различными ручными или самоходными механизмами. Рекомендуемая толщина составляет:
Подготовка основания под укладку асфальтаСтруктура песчано-щебеночного основания состоит из:
Процесс устройства основы выглядит следующим образом:
Также песчано-щебеночное основание может выполняться из нескольких чистых слоев:
Технология укладки асфальта на щебеньУкладка асфальта на дачном участке состоит из следующих работ:
Сколько стоит укладка за 1 м2?Асфальтирование дачного участка будет стоить в зависимости от следующих факторов:
Асфальтирование дачного участка по СНиПУсловия, которые необходимо соблюдать в процессе асфальтирования, содержатся в:
Главными условиями являются:
ЗаключениеКак оказалось, асфальтирование дачного участка не требует особых навыков. Главное – соблюдение технологического процесса и наличие всех необходимых материалов. Если данная статья не ответила на все волнующие вопросы, можно воспользоваться дополнительными источниками информации. Например, видео по технологии укладки асфальта на щебеночно песчаную смесь. Устройство щебеночного основания и асфальтобетонного покрытияСостав операций и средства контроля База нормативной документации: www.complexdoc.ru уклонов и отметок разбивочных осей и База нормативной документации: www.complexdoc.ru щебеночного основания и асфальтобетонного покрытия реже одного раза в — ширину и толщину горячей и теплой рейкой длиной 3 м — высотные отметки и База нормативной документации: www.complexdoc.ru Контрольно-измерительный инструмент: нивелир, рулетка, теодолит, трехметровая рейка. Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист — в процессе работ. Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), геодезист, представители технадзора заказчика. СНиП 3.06.03-85 пп. 7.1, 10.16 — наименьшая толщина распределяемого слоя щебня должна быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок; — максимальная толщина слоя щебня не должна превышать значения, указанные — толщина устраиваемого слоя асфальтобетонной смеси должна быть не менее 4 База нормативной документации: www.complexdoc.ru Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков (из изверженных и прочности 1000 и (из изверженных и База нормативной документации: www.complexdoc.ru 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой) Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже 10 °С. Требования к качеству применяемых материалов ГОСТ 8736-93* . Песок для строительных работ. Технические условия. ГОСТ 9128-97 . Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия. Предприятие-изготовитель каждую партию щебня и песка сопровождает документом о качестве, в котором указывает: — наименование и адрес предприятия-изготовителя; — номер, дату выдачи документа; — наименование продукции и ее количество; — плотность (истинную и среднюю); — пустотность (объем межзерновых пустот); Асфальтобетонные смеси характеризуются следующими показателями: — характер смеси в зависимости от ее температуры; — наибольший размер заполнителя смеси. База нормативной документации: www.complexdoc.ru Температура горячих смесей при выпуске из смесителя должна быть не ниже Контроль качества асфальтобетонных смесей производят на асфальтобетонных заводах при их изготовлении, а также при укладке в дело. Для контроля качества смеси отбирают и испытывают по одной пробе от каждой партии. Каждая партия смеси должна сопровождаться потребителю документом о качестве. Указания по производству работ СНиП 3.06.03-85 пп. 1.7, 1.8, 1.12, 7.1, 7.3-7.4, 7.8, 10.18 Работу по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне. Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом и чистом нижележащем слое, а при использовании органических вяжущих материалов, кроме того, — на непромерзшем слое. До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов. Уплотнение катками слоев земляного полотна, оснований и покрытий необходимо осуществлять от краев к середине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3. Число проходов катка и толщину уплотняемого слоя с учетом коэффициента запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения. Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в общий журнал работ. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок. Разрешается вывозить щебень и гравий и укладывать их в штабель на земляном полотне или промежуточном складе для последующего использования при устройстве дорожной одежды. База нормативной документации: www.complexdoc.ru Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа: — распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание); — распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап. После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород — не ниже 600) в количестве 1 куб. м на 100 кв. м и уплотнять ориентировочно за 4-6 проходов катка. Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении следующих требований: — толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см; — необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками; — устраивать следует, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей; — верхний слой допускается устраивать только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С). Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами. Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техникаАсфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы. Способы укладки асфальтаХолодное асфальтированиеПри холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта. Горячее асфальтированиеПри горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно. Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов . Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники. Этапы укладки асфальта1. Разрабатывается проектно-сметная документацияПроект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:
Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод. Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно. 2. Земляные работыНачинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению. Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован. Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним. Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать. Хотите купить песок или щебень с доставкой?Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-493. Подготавливается основаниеНа этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:
Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории. Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом. Схема правильного дорожного «пирога»4. Укладка асфальтаЗавершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси). При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным. ГОСТ – укладка асфальта в России. Скачать ГОСТ Р 54401-2011Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования. Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее — смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним. Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF Техника для асфальтированияНа всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования: БульдозерБульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ. Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:
Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость. Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ. ПогрузчикПогрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов. Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках. Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:
Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно — опавшей листвы, снега, веток и пр. ГрейдерОсновное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега. АсфальтобетоноукладчикАсфальтобетоноукладчик — вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими. Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера. Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог. Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику. Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность. Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы. Наша компания ООО «Вектор» предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства. Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Видео – Правильная технология укладки асфальтаВидео – Современные технологии асфальтированияВидео – Как строят знаменитые немецкие автобаны |