Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект урока столярного дела «Работа на токарном станке»

Открытый урок на тему: «РАБОТА НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО ДЕРЕВУ» теория и практика.

  • Дидактическая: систематизировать знания учащихся их практическое применение.
  • Образовательная: изучить режущие и измерительные инструмент применяемые на токарном станке и научить работать на нем.
  • Развивающая: развивать творческое мышление, эстетический вкус.
  • Коррекционная: развитие мелкой моторики.
  • Воспитательная: воспитание добросовестности, ответственности, умение работать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «РАБОТА НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО ДЕРЕВУ» теория и практика.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Альметьевская школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ

В 9 «Б» КЛАССЕ

Тема: «РАБОТА НА ТОКАРНОМ СТАНЕК ПО ДЕРЕВУ»

(Теоретическая часть)

Учитель столярного дела

I квалификационной категории

Матигуллин Руслан Нагимуллович

Тема раздела: «Работа на токарном станке по дереву»

Тема урока «Работа на токарном станке по дереву»

Дидактическая: систематизировать знания учащихся их практическое применение.

Образовательная: изучить режущие и измерительные инструмент применяемые на токарном станке и научить работать на нем.

Развивающая: развивать творческое мышление, эстетический вкус.

Коррекционная: развитие мелкой моторики.

Воспитательная: воспитание добросовестности, ответственности, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Наглядно-иллюстрированный материалы и инструменты: рейер, кронциркуль, майсель, образцы, заготовки, токарный станок,

Принципы обучения:

эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;

учёт индивидуальных особенностей детей одно из условий успешного обучения;

Методы обучения:

работа с текстом;

демонстрация наглядных пособий.

Межпредметные связи:

Организационная часть

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Я рад вас видеть на уроке и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для нас с вами приятным и полезным.

Психологический настрой на урок.

Проверка готовности к уроку;

Повторение пройденного материала в виде опроса

Вопросы опроса:

Перечислите и покажите из каких частей состоит токарный станок по дереву?

Для чего служит выключатель?

Ответы: Для включения и выключения станка.

Для чего служит электро-двигатель?

Ответы: передает крутящий момент передней бабке

Для чего служит передняя бабка?

Ответы: предает вращение заготовки, закрепленной на ней.

Для чего служит подручник?

Ответы: служит опорной площадкой для режущего инструмента.

Для чего служит задняя бабка?

Ответы: Для закрепления заготовки различной длины.

Для чего служит станина?

Ответы: служит для крепления основных частей станка.

Учитель: Молодцы вы отлично справились с домашним заданием ответив на заданные вопросы. Мы с Вами изучили устройство токарного станка, а теперь давайте посмотрим, что можно на нем изготовить. Детям показываются изделия изготовленные на токарном станке. Как вы думаете, какую форму нужно придать бруску для изготовления этих изделий?

Ученики: Цилиндрическую.

Учитель: Давайте рассмотрим какие режущие инструменты применяют для работы на токарном станке.

Ученики: Давайте.

Рейер – полукруглая стамеска.

Данный инструмент предназначен для черновой обработки заготовки. Эта обработка преследует цель довести диаметр заготовки до требуемого вида, устранить изъяны, волнистость поверхности. На последующую обработку оставляют припуск 3-4 мм. Передвигая постепенно рейер по длине подручника, снимают с заготовки первую грубую стружку толщиной 1-2 мм. Первую черновую стружку следует снимать серединой рейера. При следующих проходах рейер должен резать боковой частью лезвия. Для этого его направляют попеременно в правую и левую стороны. При таком способе обточки получается более гладкая поверхность заготовки и лезвие рейера срабатывается более равномерно.

Кронциркуль – контрольно-измерительный инструмент.

Данный инструмент служит для изменения диаметра заготовки после черновой обработки.

Майсель – плоская стамеска.

Данный инструмент предназначен для чистовой обточки заготовки Работа плоской стамеской требует большого внимания. Стамеску крепко держат в руках и прижимают к подручнику. Стружку снимают серединой или тупым углом режущей кромки. Острый угол режущей кромки должен находиться выше заго­товки. Если же носик майселя опустить к середине, то он ковырнет древесину, испортит заготовку, может даже вырваться из рук.

Целевая установка: научиться обрабатывать заготовку на токарном станке при помощи режущих инструментов.

Сообщение новых знаний, умений и навыков.

— Откройте тетради и давайте запишем названия инструментов и их назначение.

— Скажите, а что мы должны знать и соблюдать при работе на токарном станке по дереву? (правила техники безопасности)

Физкультурная минута

Текущий инструктаж

Откройте папки с инструкциями по техники безопасности. Найдите правило по безопасному обращению со столярными инструментами, и работе на токарном станке по дереву прочитайте их и расскажите. (рассказ детей)

Подойдите по очереди к моему столу и распишитесь в журнале по технике безопасности.

Формирование нового материала.

Давайте вспомним этапы обработки заготовки на токарном станке по дереву? (повторения хода работы поэтапно).

Основы работы на токарном станке по дереву

Умение работать на токарном станке открывает перед домашним мастером новые горизонты.

С помощью этого полезного устройства можно создавать различные изделия, имеющие форму фигур вращения. Это может быть уникальный набор для игры в шахматы или оригинальная ножка авторского обеденного стола, шкатулка или чаша из дерева.

Ассортимент изделий широк. Все зависит от квалификации токаря и его умения работать с деревом.

Мастерская резьба по дереву на токарном станке потребует собранности, пространственного воображения и умения чувствовать материал, приходящего с опытом.

  • Изучение станка
  • Выбор и подготовка заготовки
  • Крепление заготовки
  • Процесс работы при креплении между двумя центрами
    • Обтачивание до цилиндрической формы
    • Выравнивание плоским резцом
    • Использование отрезного резца
    • Выполнение декоративных элементов
  • Вытачивание при зажиме с одного конца
  • Вытачивание полостей
  • Шлифовка изделия
  • Техника безопасности

Изучение станка

Прежде чем браться за создание деревянного шедевра, стоит изучить устройство станка. Он состоит из четырех основных частей.

Во-первых, это станина, остов, на котором смонтированы все узлы и агрегаты.

Следующая важная часть токарного станка – передняя бабка. На нее через систему шкивов или шестеренчатую передачу передается вращение от электродвигателя. На ее выходе установлен шпиндель с вращающимся центром или планшайбой для фиксации заготовки. В промышленном станке, сделанном под правую руку, она находится слева.

Задняя бабка – это пассивная деталь, представляющая собой свободновращающийся заостренный вал. Ее предназначение – фиксация длинной заготовки. Бабка может перемещаться для работы с деталями разной длины и надежно фиксироваться в любом положении.

Подручник или держатель резцов чаще всего представляет собой металлический столик, на который опирается стамеска или резец по дереву. Его конструкция позволяет свободно перемещаться для удобства работы.

До того как включать токарный станок, стоит разобраться в органах управления, понять принцип работы и задачу каждой детали, это позволит избежать ошибок, а возможно, и несчастного случая.

Выбор и подготовка заготовки

Основа будущего изделия – брусок квадратного сечения. Брусок должен быть без сучков, без трещин и прочих механических повреждений. С помощью линейки и карандаша намечают центры. Найти центр несложно, достаточно начертить по две диагонали на каждом торце бруска.

Прежде чем крепить болванку в токарный станок, ей надо придать форму, близкую к цилиндрической. Не стоит пытаться обточить цельный брусок, можно сломать инструмент или травмироваться в случае вылета крупных щепок. Но и создавать идеальный цилиндр необязательно, достаточно срезать углы, превратив брусок в восьмигранник. Это можно сделать топориком или рубанком.

Иногда в качестве основы используют не брусок, а заготовку, имеющую сечение, близкое к кругу, например обрезок полена. В данном случае используется несколько другая технология. Придавать полену круглую форму не придется, но возникают трудности в поиске центров. Тут не обойтись без специального инструмента плотника – центроискателя.

Крепление заготовки

По разметке на торцах болванки с помощью разметочного керна делают насечки. Они гарантируют надежную фиксацию заготовки и упрощают ее установку.

Существует два основных способа работы на токарном станке по дереву:

  • обработка заготовки, закрепленной между двумя центрами;
  • вытачивание изделия, зажатого в передней бабке.

Независимо от выбранного варианта, перед включением станка необходимо убедиться в надежности фиксации. Если задействуется задняя бабка, она должна плотно прижимать заготовку, при этом быть надежно зафиксированной на станине.

После закрепления выставляют подручник. Его кромка должна быть параллельна заготовке и отступать он нее примерно на 5 мм. В процессе работы по мере снятия материала его надо будет пододвигать.

Подготовка к работе завершается пробным вращением. Для этого рукой проворачивают болванку, чтобы убедиться в отсутствии чрезмерного боя.

Процесс работы при креплении между двумя центрами

Одним из наиболее популярных способов работы на токарном станке является вытачивание детали, закрепленной между передней и задней бабкой. Подобным методом можно изготавливать различные изделия, в том числе достаточно большого размера. Помимо универсальности, этот способ отличается безопасностью, его рекомендуют для обучения работе на токарном станке по дереву начинающих токарей.

Обтачивание до цилиндрической формы

Используя полукруглый резец с ровной режущей кромкой, выполняют выравнивание детали. Начиная с одного конца заготовки, без сильного нажима, медленно и аккуратно снимают избыточный материал. Не надо гнаться за скоростью, эта работа не терпит суеты. В результате с поверхности должны исчезнуть все плоскости, а заготовка должна обрести форму правильного цилиндра требуемого диаметра.

Выравнивание плоским резцом

После того как болванке придана форма правильного цилиндра, токарный станок отключают. Поскольку в процессе работы было снято некоторое количество материала, заготовка стала тоньше, следовательно, нужно пододвинуть подручник ближе.

Дальнейшее выравнивание выполняют с помощью косого плоского резца. Это простой и эффективный прием. Полотно резца упирается на подручник, его поддерживают одной рукой, второй держат за ручку, немного приподымая инструмент для противодействия вращению заготовки.

Обратите внимание! По всей длине будущего изделия необходимо поддерживать одинаковую глубину резки, тогда поверхность получится гладкой, словно обработанная рубанком.

Время от времени станок отключают, с помощью штангенциркуля контролируют диаметр детали.

Использование отрезного резца

Данный тип резцов применяют в случае необходимости отрезать заготовку из дерева определенной длины. Он оставляет идеально ровный срез, практически не требующий последующей шлифовки.

Чтобы срез получился точным, рекомендуется предварительно поставить пометку на детали. Для этого подойдет обычный карандаш. Удерживая резец перпендикулярно заготовке, с легким нажимом его вдавливают в древесину. Срез делают не на полную глубину, оставляют тонкую шейку, которую впоследствии срезают ножом или пилой.

Выполнение декоративных элементов

Основные декоративные элементы, которые изготавливают на токарном станке, – это валик и желобок. Чаще всего между ними оставляют цилиндрический поясок. Комбинируя эти три несложные детали, можно вытачивать самые разные изделия из дерева: от карнизов до элементов мебели.

Работать будет проще, если выполнить предварительную разметку. Для этого достаточно линейки и простого карандаша. Пометки делают при выключенном станке, а когда заготовка начнет вращаться, их наводят с помощью того же карандаша. Достаточно поднести грифель к вращающейся поверхности, линия получится отчетливой и контрастной.

Обратите внимание! Валики делают с помощью плоского резца с косой режущей кромкой.

Работу начинают с того, что резцом проделывают канавку чуть в стороне от намеченной линии. Глубина канавки примерно 3 мм. Наклоняя режущую часть в одну сторону и в другую, расширяют канавку.

Остается придать валику правильную форму, для этого резец устанавливают точно посредине канавки и медленно проворачивают ручку, позволяя режущей кромке снимать лишнюю древесину. Точно так же делают другую сторону валика.

Создавать желобки удобно с помощью полукруглого резца. Медленно передвигая его по заготовке между пометками, снимают лишнюю древесину, постепенно увеличивая глубину выемки. Придать законченность желобку можно с помощью косого резца. Им формируют переход от желобка к валику или цилиндрическому пояску.

Вытачивание при зажиме с одного конца

Особого подхода требует обработка дерева на токарном станке при зажиме с одного конца. Так изготавливают всевозможные шкатулки, декоративные чаши и бокалы, деревянные тарелки. Для этих целей крепление между центрами не подойдет, необходим один патрон, который удержит деталь во время ее обработки.

Фиксацию заготовки осуществляют с помощью различных держателей. Чаще всего используется:

  • держатель с шурупом;
  • чашечный держатель;
  • фиксатор со шпонкой;
  • трехкулачковый патрон.

Кроме вышеперечисленных фиксаторов широко используется комбинированный держатель. В его конструкции собраны все известные методы фиксации заготовки, что делает его универсальным инструментом.

Вытачивание полостей

Прежде чем создавать углубление в детали, выполняют ее черновую обработку. Это удобнее сделать при обычном межцентровом креплении. В ходе черновой обработки формируют наружную поверхность изделия, намечают параметры углубления.

Заднюю бабку станка снимают, она не понадобится. Отрезают заготовку необходимой длины и устанавливают ее в фиксатор передней бабки. Проверяют надежность крепления. Подручник поворачивают перпендикулярно заготовке, включают станок. С помощью полукруглого резца начинают точение полости.

Важно! Работать надо лишь с той частью заготовки, которая движется сверху вниз, в противном случае можно выронить инструмент или даже получить травму.

Удобнее работать, если предварительно просверлить в центре заготовки отверстие нужной глубины.

Читать еще:  Чем отличается обычный электрический конвектор от инверторного

Шлифовка изделия

Как правило, изделие, изготовленное на токарном станке, не требует дополнительной шлифовки, но при необходимости легко довести поверхность до требуемого состояния.

Чтобы выполнить шлифовку, подручник снимают. Используется полоска мелкозернистой наждачной бумаги. Станок включают на небольших оборотах, двигая полоску бумаги по изделию, добиваются необходимой гладкости.

Важно не переусердствовать, даже самым мелким абразивом легко испортить изделие.

Техника безопасности

Работа будет приносить удовольствие и не станет причиной травмы только в том случае, если токарь знает и выполняет правила техники безопасности.

Работы выполняют только в защитной спецодежде. Длинные волосы должны быть убраны, на одежде не должно быть висящих украшений.

Станок должен быть надежно заземлен. Токарное оборудование должно проходить регулярные проверки.

Прежде чем включить станок, необходимо проверить надежность крепления заготовки. Ни в коем случае нельзя передавать предметы через работающий станок.

Помимо писаных правил есть еще одно, неписаное – не бойся станка, он всего лишь инструмент. Если придерживаться этого правила и усиленно трудиться, можно запросто стать настоящим токарем-профессионалом. Немного усилий, вера в результат и любая деталь, вышедшая из-под резца, станет настоящим творением мастера.

Конспект урока столярного дела «Работа на токарном станке»

Предмет: «Столярное дело» учитель Лелюх В.М.

11.02.2017 г. класс 7

Тема : Работа на токарном станке.

Цель урока : Способствовать формированию и развитию первоначальных умений и навыков работы на токарном станке.

Образовательная: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

— коррекция и развитие ручной умелости с развитием мыслительной деятельности учащихся;

— формировать и совершенствовать развитие целенаправленных практических действий;

— развивать внимание, наблюдательность через включение в урок знаний практического характера.

— воспитывать эстетические качества;

— воспитывать у учащихся чувство ответственности и бережного отношения к материалу и оборудованию.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование: токарный станок, набор токарных стамесок, штангенциркуль, наждачная бумага, линейка, карандаш, инструкция по правилам безопасности при работе на товарном станке, плакаты, компьютер, видеоролики «Виды токарных станков», « Соблюдение правил безопасной работы на токарных станках» и «Несчастные случаи и травмы на производстве» .

I . Орг. момент

Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.). Выяснение отсутствующих и по какой причине. Назначение дежурного согласно графика дежурств. Создание рабочей обстановки.

II . Актуализация опорных знаний.

Повторение материала по теме предыдущего урока: «Понятие о машине токарный станок по дереву».

— Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение;

— Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?;

— Что называется технологической картой?;

— На каком расстоянии устанавливается подручник от закрепленной болванки? (2 – 3 мм);

— Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?;

— Для чего нужна план-шайба?

Упражнение «Найди лишнее»

1. Станина, стол , подручник

2. Двигатель, мотор , трезубец.

3. Задняя бабка, средняя бабка , передняя бабка.

Продолжим показ ролика как дальше станки усовершенствовались, и какие они стали в наше время.

III . Формирование новых понятий и способов действий.

Демонстрирую работу с заготовкой, ее установку и закрепление. Заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30 – 50 мм и по диаметру 4 – 6 мм.

Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают не глубокий (4 – 6 мм) диаметральный запил ножовкой. Трезубец вводят с левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки.

После закрепления заготовки учеником демонстрирую установку подручника. Верхняя опорная линейка должна располагаться по линии центра или на 1 – 3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2 – 3 мм. По мере обработки заготовки подручник перемещают.

Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике для чернового точения применяется резец — рейер, для чистового точения применяют стамеску — майсель. Для точения фасонных поверхностей применяют так же профильные (фасонные) резцы. В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хват инструмента и приемы точения цилиндрической поверхности. При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда. Затем показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхности. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1 – 2 мм.

Сейчас мы посмотрим видеоролик «Соблюдение правил безопасной работы на токарных станках» и «Несчастные случаи и травмы на производстве».

Упражнения на расслабление мышц шеи, спины, рук, ног, развитие мелкой моторики рук – 3 – 5 минут

Перед тем как мы перейдем к практической работе давайте повторим правила техники безопасности при работе на токарных станках по дереву.

IV . Применение знаний, формирование умений и навыков

После объяснение в присутствии учителя ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.

Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия.

Чтение деталей ведут в следующей последовательности:

— чтение надписей чертежа;

— определение общей формы детали;

— определение формы элементов детали и ее размеров.

Обнаруженные ошибки учеников во время точения тут же исправляются.

VI . Рефлекция.

1. Что сегодня на уроке мы повторили.

2. Что на уроке понравилось больше всего

Д/з . записи в тетради.

Выставление оценок за работу на уроке с комментарием.

Конспект урока по столярному дел: Работа на токарном станке.

Тема: Черновая и чистовая обработка цилиндра.
Цель: Научить уч-ся выбирать и крепить детали, определять диаметр заготовки, отбирать режущий инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины;
Задачи: образовательная: расширение представлений учащихся о
технологических процессах современного производства;
воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при
выполнении приемов труда, экономного отношения к расходованию
материалов;
развивающая: развивать навыки пользования режущими и контрольно-
измерительными инструментами в процессе точения деталей.
Оборудование: токарный станок по дереву, разметочный инструмент, стамески, штангенциркуль, черновые заготовки древесины(восьмигранники). Технологическая карта, карточки – задания.

Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.
Отгадайте кроссворд
— Ребята, давайте повторим всё, что мы изучали ранее, и разгадаем кроссворд.
1 Какой инструмент применяется для замеров диаметра цилиндра. (штангенциркуль)
2. Как называется деталь, которая включает и выключает станок. (выключатель)
3. Как называется станок на котором делают круглые детали. (токарный)
4. Что служит опорной площадкой для режущего инструмента. (подручник)
5. Какая деталь передает вращение от электродвигателя к шпинделю (ремень)
6. Что является базой для направления и крепления всех основных узлов станка (станина)
2. Устные вопросы:
— Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение.
— Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?
— Что называется технологической картой?
— Какие инструменты применяют для точения на токарном станке?
III Сообщение темы и цели урока.-Тема нашего сегодняшнего урока: Черновая и чистовая обработка цилиндра.
— Сегодня на уроке вы должны изготовить цилиндр, из которого на последующих уроках изготовим скалку.
1. Вводный рассказ по теме.
— На прошлом уроке мы заготовили болванки для точения и разметили центры на торцах заготовки.
— Как мы нашли центры торцов?
— Разметили и выстрогали восьмигранник.
— Каким инструментом строгали?
2. Демонстрация работы с заготовкой; её установки и закрепления.
Устное объяснение.
— Заготовка для точения не должна иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50 мм, а по диаметру 4-6 мм.
Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят с левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимают задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.
3. После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника. Показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием её от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по линии центров или 1-2 мм выше её. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.
4. Показ резцов – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской- (рейером), чистовой резец косяком- (майселем).
— термин «рейер» происходит от голландского слова, означающего «перемещаться, передвигаться».
— «мейсель» происходит от немецкого «вырезать, высекать»
— сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40 градусов к оси центров. Угол резания ( угол между вертикальной плоскость и верхней гранью стамески) равен 35-60 градусов. Кроме того, чистовыми резцами выполняют подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.
5. Показ и объяснение приемов выполнения замеров при изготовлении цилиндрических деталей штангенциркулем, назначения нониуса.
— Контроль размеров заготовок осуществляется различными инструментами:
— кронциркулем
— штангенциркулем
— Прямолинейность проверяют на просвет линейкой.
После обработки цилиндра режущим инструментом окончательную отделку выполняют:
— плоским напильником с мелкой насечкой
— шлифовальной колодкой
— бруском из более твердой древесины.
После остановки станка снимают заготовку, пилой с мелкими зубьями отрезают торцы, зачищают их напильником или шлифовальной шкуркой.
6. Изучение технологической карты.
— Прежде чем начать точение, необходимо тщательно изучить технологическую карту обработки изделия. ( совместно с уч-ся изучить технологическую карту изготовления цилиндра)
7. Практический показ установки заготовки.
— Перед изготовлением детали выполняют наладку станка, которая состоит из следующих последовательных действий:
1 надежно крепят заготовку
2 надежно крепят подручник, чтобы расстояние до обрабатываемой поверхности заготовки было 2-3 мм.
3 выбирают нужную частоту вращения.
4 подбирают и раскладывают необходимые режущие и измерительные инструменты.
5 вначале черновое точение полукруглой стамеской
6 затем чистовое точение косой стамеской, оставляя
припуск 3-6 мм- Обратите внимание, ребята, на такое важное обстоятельство: нельзя допускать врезания в заготовку острого угла стамески, так как возможен выброс стамески, что неизбежно приведет к травме.
Показ приёмов контроля размеров измерительными инструментами.
7. Инструктирование по правилам технике безопасности при работе на станке.
— Уч-ся читают правила техники безопасности.
Не включать станок без разрешения учителя
Надежно крепить заднюю бабку станка
Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин
Надежно крепить заготовку
Тщательно подготовить рабочее место
Проверить рабочий инструмент
Заправить одежду, застегнуть пуговицы, одеть очки
В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней .Периодически подводить подручники.
Во время работы не отходить от станка и не отвлекаться
Все настроечные операции проводить только при отключенном станке
Не обрабатывать деталь вблизи трезубца
Не останавливать заготовку руками.
Обо всех неисправностях сообщать учителю
IV Практическая работа.- С чего начнете выполнять изготовление цилиндра?
— Учащиеся приступают к выполнению практической работы.
— Взять заготовленные для точения восьмигранники.
— Выполнить диагональный запил на торце заготовки
— Закрепить заготовку в трезубец и центр.
— Установить подручник.
— Выполнить точение цилиндра ориентируясь на технологическую карту
Следить за выполнением практической работы уч-ся, соблюдением правил техники безопасности.
V Итог урока.- Оценка практической работы.
— Показ и характеристика лучших деталей.
— Анализ допущенных ошибок.

  • WebUrokCom_0fec7950f08f50
    Размер файла: 21 kB Загрузок: 0

«Работа на токарном станке по дереву» выполнил: учитель «Технологии» Авдонин Владимир Михайлович. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемromscool1.edurm.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » «Работа на токарном станке по дереву» выполнил: учитель «Технологии» Авдонин Владимир Михайлович.» — Транскрипт:

1 «Работа на токарном станке по дереву» выполнил: учитель «Технологии» Авдонин Владимир Михайлович

Читать еще:  Лазерное оборудование для обработки различных материалов

2 Обучение учащихся работе на токарном станке.

3 Группа токарных станков в учебной мастерской

5 Назначение станка Назначение станка Токарный станок по дереву предназначен для стандартной токарной обработки вращающихся цилиндрических, конических и фигурных поверхностей из мягкого и твердого дерева.

6 Технические данные: Технические данные: Обороты: об/мин. Обороты: об/мин. Длина обточки: 900 мм. Длина обточки: 900 мм. Диаметр обточки: 310 мм. Диаметр обточки: 310 мм. Напряжение: Пер. ток 230В 50 Гц Напряжение: Пер. ток 230В 50 Гц Мощность: 370 Вт. Мощность: 370 Вт. Вес: 80кг. Вес: 80кг. Уровень шума: 85,9дБ. Уровень шума: 85,9дБ.

7 Конструкция станка: Токарный станок приводится в действие однофазным двигателем. Токарный станок приводится в действие однофазным двигателем. Необходимые обороты обеспечивает механический вариатор, который во время работы станка бесступенчато изменяет обороты без потери мощности. Необходимые обороты обеспечивает механический вариатор, который во время работы станка бесступенчато изменяет обороты без потери мощности. Станина изготовлена из чугуна. Станина изготовлена из чугуна. Станок установлен на металлическую подставку. Станок установлен на металлическую подставку.

8 Устройство станка: Устройство станка: 1. Подставка станка. 2.Станина станка. 3.Выключатель. 4.Рычаг установки оборотов. 5.Выключатель. 6.Двигатель. 7.Шпиндель с наконечником. 8.Подручник. 9.Задний центр. 10.Задняя бабка. 11.Пиноль. 12.Рычаг фиксации поворота шпинделя. 13. Маховик задней бабки.

9 Механический вариатор: Механический вариатор изменяет скорость вращения заготовки. Механический вариатор изменяет скорость вращения заготовки. Скорость вращения изменяйте только во время работы станка. При движении рычага вариатора вправо скорость вращения шпинделя увеличивается. Скорость вращения изменяйте только во время работы станка. При движении рычага вариатора вправо скорость вращения шпинделя увеличивается.

10 Диапазон оборотов: Диапазон оборотов:

11 Задняя бабка: Задняя бабка: Задняя бабка токарного станка предназначена для поддержания заготовки. Корпус задней бабки после выбора позиции фиксируется эксцентрическим рычагом на станине. Задняя бабка токарного станка предназначена для поддержания заготовки. Корпус задней бабки после выбора позиции фиксируется эксцентрическим рычагом на станине. Маховик задней бабки выдвигает пиноль и вращающийся задний центр упирается в заготовку. Положение пиноли фиксируется рукояткой. Маховик задней бабки выдвигает пиноль и вращающийся задний центр упирается в заготовку. Положение пиноли фиксируется рукояткой.

12 Электрический выключатель Станок включается зеленой кнопкой, выключается красной кнопкой. Станок включается зеленой кнопкой, выключается красной кнопкой. Кнопка «Стоп» — кнопка аварийной Кнопка «Стоп» — кнопка аварийной остановки станка. остановки станка.

13 Предупредительные таблички На станке размещены информационные таблички и таблички, предупреждающие о конкретных видах опасности. На станке размещены информационные таблички и таблички, предупреждающие о конкретных видах опасности. 1.-Предупреждение! При снятом кожухе опасность поражения эл. током! Табличка размещена возле выключателя. 1.-Предупреждение! При снятом кожухе опасность поражения эл. током! Табличка размещена возле выключателя. 2.-При работе на станке используйте средства защиты глаз. Табличка размещена на передней бабке токарного станка. 2.-При работе на станке используйте средства защиты глаз. Табличка размещена на передней бабке токарного станка. 3.-Предостережение! При снятом кожухе опасность механической травмы! Табличка размещена на кожухе станка. 3.-Предостережение! При снятом кожухе опасность механической травмы! Табличка размещена на кожухе станка.

Открытый урок по столярному делу по теме «Работа на токарном станке по дереву»

Матигуллин Руслан Нагимуллович, учитель столярного дела I квалификационной категории, ГБОУ «Альметьевской школы № 19» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема раздела: «Работа на токарном станке по дереву»

Тема урока «Работа на токарном станке по дереву»

  • Дидактическая: систематизировать знания учащихся их практическое применение.
  • Образовательная: изучить режущие и измерительные инструмент применяемые на токарном станке и научить работать на нем.
  • Развивающая: развивать творческое мышление, эстетический вкус.
  • Коррекционная: развитие мелкой моторики.
  • Воспитательная: воспитание добросовестности, ответственности, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Наглядно-иллюстрированный материалы и инструменты: рейер, кронциркуль, майсель, образцы, заготовки, токарный станок,

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
  • учёт индивидуальных особенностей детей одно из условий успешного обучения;

Методы обучения:

  • беседа,
  • работа с текстом;
  • демонстрация наглядных пособий.

Межпредметные связи:

  • русский язык,
  • чтение,
  • математика,
  • ОБЖ
  1. Организационная часть

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Я рад вас видеть на уроке и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для нас с вами приятным и полезным.

Психологический настрой на урок.

Проверка готовности к уроку;

Повторение пройденного материала в виде опроса

Вопросы опроса:

  1. Перечислите и покажите из каких частей состоит токарный станок по дереву?

Ответы:

  • Выключатель,
  • Электро-двигатель,
  • Передняя бабка,
  • Подручник,
  • Задняя бабка,
  • Станина.
  1. Для чего служит выключатель?

Ответы: Для включения и выключения станка.

  1. Для чего служит электро-двигатель?

Ответы: передает крутящий момент передней бабке

  1. Для чего служит передняя бабка?

Ответы: предает вращение заготовки, закрепленной на ней.

  1. Для чего служит подручник?

Ответы: служит опорной площадкой для режущего инструмента.

  1. Для чего служит задняя бабка?

Ответы: Для закрепления заготовки различной длины.

  1. Для чего служит станина?

Ответы: служит для крепления основных частей станка.

Учитель: Молодцы вы отлично справились с домашним заданием ответив на заданные вопросы. Мы с Вами изучили устройство токарного станка, а теперь давайте посмотрим, что можно на нем изготовить. Детям показываются изделия изготовленные на токарном станке. Как вы думаете, какую форму нужно придать бруску для изготовления этих изделий?

Учитель: Давайте рассмотрим какие режущие инструменты применяют для работы на токарном станке.

  • Рейер – полукруглая стамеска.

Данный инструмент предназначен для черновой обработки заготовки. Эта обработка преследует цель довести диаметр заготовки до требуемого вида, устранить изъяны, волнистость поверхности. На последующую обработку оставляют припуск 3-4 мм. Передвигая постепенно рейер по длине подручника, снимают с заготовки первую грубую стружку толщиной 1-2 мм. Первую черновую стружку следует снимать серединой рейера. При следующих проходах рейер должен резать боковой частью лезвия. Для этого его направляют попеременно в правую и левую стороны. При таком способе обточки получается более гладкая поверхность заготовки и лезвие рейера срабатывается более равномерно.

  • Кронциркуль – контрольно-измерительный инструмент.

Данный инструмент служит для изменения диаметра заготовки после черновой обработки.

  • Майсель – плоская стамеска.

Данный инструмент предназначен для чистовой обточки заготовки Работа плоской стамеской требует большого внимания. Стамеску крепко держат в руках и прижимают к подручнику. Стружку снимают серединой или тупым углом режущей кромки. Острый угол режущей кромки должен находиться выше заго­товки. Если же носик майселя опустить к середине, то он ковырнет древесину, испортит заготовку, может даже вырваться из рук.

Целевая установка: научиться обрабатывать заготовку на токарном станке при помощи режущих инструментов.

  1. Сообщение новых знаний, умений и навыков.

— Откройте тетради и давайте запишем названия инструментов и их назначение.

  • Рейер
  • Кронциркуль
  • Майсель

— Скажите, а что мы должны знать и соблюдать при работе на токарном станке по дереву? (правила техники безопасности)

  1. Физкультурная минута
  2. Текущий инструктаж

Откройте папки с инструкциями по техники безопасности. Найдите правило по безопасному обращению со столярными инструментами, и работе на токарном станке по дереву прочитайте их и расскажите. (рассказ детей)

Подойдите по очереди к моему столу и распишитесь в журнале по технике безопасности.

  1. Формирование нового материала.
  • Давайте вспомним этапы обработки заготовки на токарном станке по дереву? (повторения хода работы поэтапно).
  • Итог урока Поощрения Выставление оценок.

Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.

Конспект урока технологии в 6 классе. Точение древесины.

Урок технологии в 6 классе. Точение древесины

«Изучение технологии точения древесины на токарном станке». Конспект урока технологии в 6 классе .
Цель: Изучение технологии точения деревянных изделий на токарном станке.
Задачи: Ознакомить с приемами работы на токарном станке по дереву, изучить правила безопасности при работе, развивать навыки организации практической деятельности и самоконтроля при выполнении технологических операций, воспитывать трудовую дисциплину, интерес к профессиям столяра, плотника.
Назначение: Конспект урока будет полезен учителям технологии при изучении приемов художественной обработки древесины с применением токарного станка.
Урок по данному конспекту проводится в 6 классе после изучения устройства токарного станка по дереву.
Материально-техническое оснащение:
— токарный станок СТД-120;
-стамески для точения древесины;
-деревянная заготовка;

-плакаты, технологические карты
Ход занятия
1 Вступительное слово учителя.
В современном мире профессия столяра весьма востребована, потому, что она многопрофильная. Столяр изготавливает мебель, участвует в строительстве: в изготовлении и монтаже дверей и окон, врезании замков и ручек, облицовке стен, а также в изготовлении разных изделий из дерева. Рабочее место столяра – чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр хорошо разбирается в чертежах, сам разрабатывает и изготавливает различные изделия из дерева и заменяющих его материалов.
Не устарели слова из стихотворения В.Маяковского:
«Нужные работники-
Столяры и плотники …»
В своей работе столяр использует не только ручные инструменты, но и различные деревообрабатывающие станки. Устройство одного из таких станков мы изучили на прошлом уроке.
2. Повторение пройденного материала по теме «Устройство токарного станка по дереву»
Карточка (Выдается учащимся, либо выводится на экран)

Задания по карточке:
1.Перечислить названия частей станка СТД-120
2. Указать (устно, если на экране), перенести (если на карточке) цифры с общего вида (а)
на кинематическую схему (б)
Ответы задания №1: 1- станина; 2-передняя бабка; 3-вал электродвигателя; 4-шпиндель; 5-ременная передача; 6-подручник с каретой; 7-задняя бабка; 8-кнопки «Пуск» и «Стоп»

Вопросы «перестрелка» (быстро, кратко):
1.Россиянин, разработавший и изготовивший более 40 конструкций различных токарных станков…
(А.К. Нарватов)
2.Какое движение в станке называют главным?
(Вращательное)
2.Как называют вспомогательное движение?
(Поступательное)
3. Какое назначение имеют передняя и задняя бабки токарного станка?
(Передняя бабка придает вращательное движение заготовке, а задняя служит для поджатия заготовки при вращении).

4 Основные правила безопасносной работы
— не включать станок без разрешения учителя;
— не включать станок без огражденной ременной передачи;
— не класть инструменты и другие предметы на станок;
— обо всех неисправностях немедленно сообщать учителю.
— не опираться на станок

3.Сообщение нового материала
1. Приемы работы и подготовка заготовки.
Научиться работать на токарном станке сможет любой желающий, знающий устойство станка и правила безопасной работы, так как этот процесс не имеет сложных операций и заключается в том, что с обработываемой заготовки снимается поверхностный слой в виде стружки. При этом обрабатываемая заготовка вращается, а стамеску перемещают относительно заготовки, опирая на подручник.

Большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата (А=Б), то для нахождения центра на торцах проводят диагонали. Затем с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.

На одном торце заготовки делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм)

2. Виды и назначение стамесок
Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок.

Полукруглые стамески (а, б) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (в) — для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов. Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками.
Заточку стамесок выполняет только учитель!

3. Технологическая карта.
Прежде чем начинать точение, изучают технологическую карту обработки изделия. Технологическая карта может быть выполнена в виде таблицы и содержит последовательность выполнения работ, изображения в виде чертежа или рисунка, а также могут указываться виды оборудования и инструментов.
Пример выполнения технологической карты

4.Правила работы на станке (желательно возле станка с практической демонстрацией процесса)
Работа на токарном станке выполняется в защитных очках. После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику (фото выше).
Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку.
Чистовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла.

Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку- это может привести к выбросу стамески и нанести травму!
Контроль размеров заготовки осуществляется после отключения станка и полной остановки шпинделя. При необходимости деталь обрабатывают с помощью шлифовальной колодки.

Читать еще:  Угловые шлифовальные машины (Часть 2). Технические параметры

После остановки станка заготовку снимают, пилой отрезают лишние торцы и зачищают их шлифовальной шкуркой, либо напильником.
4. Тренировочные работы.
Перед допуском учащегося к работе учитель проводит инструктаж по правилам безопасной работы, заносит в специальный журнал, где он расписывается в проведении данного инструктажа, а учащийся расписывается в получении инструктажа.
Правила безопасности
1. Не включать станок без разрешения учителя.
2. Проверить заготовку, она должна быть без сучков и трещин.
3. Надежно крепить заготовку.
4.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
5.Проверить рабочий инструмент. Ручки стамесок должны быть без трещин и прочно насажены.
6. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под бирет.
7.Перед пуском станка надеть защитные очки.
8. Следить за расстоянием между подручником и заготовкой. При его увеличении передвинуть подручник, остановив работу станка.
9. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.
10. Все настроечные операции проводить только при отключенном станке.
11. Не останавливать вращение заготовки руками.
12. При обнаружении неисправностей, немедленно отключить станок и сообщить учителю.
Тренировочные работы учащиеся выполняют под наблюдением учителя.
5. Подведение итогов.
Задание на дом.
-Выбрать объект для точения на станке и выполнить технологическую карту его изготовления.
-Знать правила безопасной работы на станке.

Литература
Технология. Технический труд , 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией

Под руководством .—Плыгун Константин Павлович учитель первой квалификационной категории.

Разработка урока столярного дела Токарный станок

РазделДополнительное образование
Класс7 класс
ТипКонспекты
АвторОлифер М.В.
Дата18.01.2016
Форматdocx
ИзображенияЕсть

Тема раздела: Токарные работы.

Тип урока: Изучение нового.

Тема урока: Токарный станок по дереву СТД-120, устройство, назначение, т/ б при работе.

Цель урока: изучение устройства токарного станка по дереву СТД-120 и знакомство с принципом его работы.

1.Образовательная: познакомить обучающихся со станком СТД-120 и принципом его работы.

2.Коррекционно-развивающая: корригировать вербальную память через применение упражнений на воспроизведение, корригировать слуховое восприятие.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к расходованию материала.

1.Организационный момент (построение в мастерской, приветствие, доклад дежурного).

2.Эмоциональный настрой (дыхательные упражнения).

3.Проверка домашнего задания (фронтальный опрос по пройденным темам).

4.Объявление темы и целей урока.

5. Изложение программного материала:

— презентация «Токарный станок».

Токарный станок по дереву предназначен для точения деталей резанием, при котором получают детали имеющие форму тел вращения.

Токарный станок по дереву СТД-120 состоит из следующих основных частей:

1) станина, 2) передняя бабка, 3) задняя бабка, 4) подручник, 5) электродвигатель, 6) кнопочный пускатель, 7) лампа освещения, 8) защитный экран, 9) защитный кожух.

Инструменты для работы на токарном станке делятся на 3 (три) группы :

1) Приспособление для станка: (трезубец, патрон, планшайба)

2) Режущий инструмент (полукруглая стамеска, плоская- косая стамеска)

3) Разметочный инструмент (линейка, циркуль, кронциркуль, штангенциркуль)

6.Словарная работа: штангельциркуль, трезубец, патрон.

7.Закрепление полученных знаний (обучающиеся показывают детали станка).

8.Индивидуальная работа по карточкам.

9.ФИЗМИНУТКА с музыкальным сопровождением на коррекцию опорно-двигательного аппарата.

10. Ознакомление с правилами по технике безопасности (слайды № 9, 10,11).

Работа на токарном станке является травмоопасной ! ! !

Познакомьтесь с правилами техники безопасности перед началом работ:

1. Правильно наденьте спецодежду, застегните обшлага рукавов на пуговицы, избегайте завязывать их тесемкой, спрячьте волосы под головной убор.

2. Проверите наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

3. Расположите инструменты в определенном порядке на приставочной тумбочке или на особом приспособлении, уберите все лишнее со станка.

4. Проверите, нет ли в заготовке сучков и трещин, обстругайте заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите заготовку во вращающихся центрах на станке.

5. Установите подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его по высоте центровой линии заготовки.

6. Проверите исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

7. Проверите работу станка на холостим ходу, также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок.

8. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Правила безопасности во время работы.

1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную скорость вращения.

2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.

3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допуская увеличения зазора.

4. Во избежание травм во время работы на станке:

— не наклоняйте голову близко к станку.

— не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок

— не замеряйте обрабатываемую деталь только после полной

остановки ее вращения.

— не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой

— не отходите от станка, не выключив его.

Правила безопасности после окончания работы.

1. Остановите станок.

2. Уложите инструменты на свои места.

3. Удалите стружку со станка при помощи щетки. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.

3. Сдайте станок дежурному или учителю.

4. Приведите в порядок себя.

На следующем уроке, когда вы будете выполнять практическую работу на токарном станке, соблюдение этих правил ОБЯЗАТЕЛЬНО.

6. Практическая работа «Разметка заготовки и её установка в станок»:

-самостоятельное выполнение работы обучающимися (обучающиеся выполняют задание, производят самоконтроль, учитель проводит текущий контроль, индивидуальная (дозированная) помощь, соблюдение правил по т/б).

7. Подведение итогов урока:

А) анализ работы учащихся;

Б) достижение цели;

В) типичные ошибки, их устранение по возможности.

8.Оценивание работы обучающихся на уроке.

9. Домашнее задание.

10. Подготовка к перемене.

Тема раздела: Токарные работы.

Тип урока: Изучение нового.

Тема урока: Токарный станок по дереву СТД-120, устройство, назначение, т/ б при работе.

Цель урока: изучение устройства токарного станка по дереву СТД-120 и знакомство с принципом его работы.

1.Образовательная: познакомить обучающихся со станком СТД-120 и принципом его работы.

2.Коррекционно-развивающая: корригировать вербальную память через применение упражнений на воспроизведение, корригировать слуховое восприятие.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к расходованию материала.

В 7 классе на уроках столярного дела обучается 5 обучающихся. Все обучаются по 2 уровню.

Все этапы урока предусмотрены. В начале урока с целью выявления уровня знаний обучающихся, степени их подготовленности к восприятию новой темы, а также с целью повторения пройденного материала проведен фронтальный опрос.

С целью подготовки обучающихся к усвоению нового материала и организации их познавательной деятельности подготовлена презентация по теме урока. Её цель — показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Сообщение нового материала представлено в виде рассказа учителя с опорой на наглядность.

С целью закрепления знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы, на уроке организован индивидуальный опрос ( с опорой на наглядность — обучающиеся показывали детали на станке), а также индивидуальная работа по карточкам с последующей самопроверкой и проверкой учителем. В ходе выполнения работы по карточкам учителем по необходимости оказывалась индивидуальная помощь.

С целью охраны и сбережения здоровья обучающихся проведена физминутка на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Обязательным этапом урока в столярной мастерской является ознакомление с правилами по технике безопасности. На сегодняшнем уроке такие правила повторялись перед началом работы, во время неё и после окончания.

С целью формирования умения применять знания на практике, организована практическая работа «Разметка заготовки и её установка в станок».

Итоги урока подведены (проведен анализ работы обучающихся).

Работа обучающихся на уроке оценена. Домашнее задание дано и записано в дневники.

План-конспект урока по технологии «Работа на токарном станке по дереву»

Описание разработки

Цели урока:

Способствовать формированию и развитию первоначальных умений навыков работы на токарных станках.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Методическое оснащение урока:

Чертежи, заготовки, резцы, наборы столярного инструмента, шлифовальная шкурка, таблицы: чертеж скалки и технологическая карта на ее изготовление, “Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву”

План занятия.

1. Организационная часть.

проверка явки учащихся;

заполнение классного журнала;

проверка готовности к уроку;

доведение до учащихся план урока.

2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”

Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение.

Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?

Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?

Что называется технологической картой?

3. Формирование новых знаний.

Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.

Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.

После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.

Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе «перемещаться, передвигаться». «Майсел» немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки.

Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40 о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60 о . Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.

В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда. Напоминаю некоторые из них

Строго соблюдать прием работы резцом (хватка резца, расположение их на подручнике, приемы перемещения резцов в процессе точения).

Перед включением станка убедитесь, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.

Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков, правильно и прочно закреплена на станке.

Работать надо в очках, в спецодежде, в головном уборе.

Запрещается измерение заготовки на ходу станка, перемещение подручника и чистка станка.

Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и с права налево. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.

4. Практическая работа.

После объяснения в присутствии учителя ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.

Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности:

Чтение надписей чертежа.

Определение общей формы детали.

Определение формы элементов детали и ее размеров.

5. Текущий инструктаж отдельно нуждающихся учеников.

Обнаруженные ошибки учеников во время точения тут же исправляются. После этого разрешается точения заготовок до заданных размеров.

6. Уборка рабочих мест.

7. Подведение итогов урока.

сообщаю о достижение целей урока;

делаю анализ допущенных ошибок;

оцениваю результаты труда учащихся на уроке;

выставляю отметки в классный журнал и в дневники учащихся.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector