Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества.

мастер- класс Ткачество на раме
методическая разработка на тему

Презентация. работа с учениками

Скачать:

ВложениеРазмер
ткачество на раме1.6 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МАСТЕР — КЛАСС Автор: Татьяна Семеновна Косачева

ТКАЧЕСТВО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯ

Ткачество — одно из древнейших ремесел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В музеях страны имеется большое количество образцов тканей и ковров, изготовленных народами Горного Алтая. Так фрагментам красно-коричневой ткани из Услус-Орана 35000 лет. Ткацкие устройства того времени были очень примитивными, ткань грубой. В VII-IX в.н.э. ткачество было распространено по всей территории занятой славянскими племенами, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе. Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой. Деревенские ткани были частью натурального оброка. В неурожайные годы женщинам приходилось ночью при свете масляных плошек нарабатывать ткань для городских торгов.

Ткачество всегда занимало важное место в жизни людей. Почти у всех народов мира есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, которые нашли отражение в литературе и искусстве того времени. В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве. Так, ткачество — излюбленное занятие богини Афины. Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета , Елена, Пенелопа, Цирцея и др. Из вазовой живописи известно, что ткацкий станок вертикального типа с подвешенными к нижней части основы грузилами, описанный Гомером, был известен по всей Греции.

Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити — основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями — утком.

Основные элементы ручного ткачества — рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок — были созданы человеком еще в доклассовом обществе. Первый древнегреческий челнок Древнегреческий ткацкий станок

Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний. А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело – рукава, ворот, подол — покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча.

Домашний коврик круг Прямоугольник

Ткань для работы

Инструменты крючки для вязания ножницы молоток гвозди деревянная рама

Рамка для работы Приспособлением для домашнего ткачества служила простая деревянная рама.

Схема ткачества основа На раму параллельно одной из ее сторон натягивались нити — основа будущего коврика

Технологическая последовательность ткачества домашнего коврика Утком (берем полоски ткани), переплетаем через основу

Итог работы . Ткачество коврика на раме в домашних условиях Можно ли научится ткачеству коврика в домашних условиях? Какие трудности возникали во время практической работы? Выставка творческих работ участников.

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод.

Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе».

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность.

Ткачество на станке из бисера.

Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, .

Данный мастер-класс формирует знания и умения по технологии изготовления герданов в технике бисерное ткачество, значению древнерусских символов.

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества.

Мастер-класс «Ручное ткачество на дощечках»

Любовь Осинина

Мастер-класс «Ручное ткачество на дощечках»

Осинина Любовь Дмитриевна.

Мастер-класс «Ручное ткачество на дощечках»

Дорогие коллеги, я хочу дать вам в руки клубок, потянув за ниточку которого, вы, как в сказке, окажетесь в горнице у своей пра-прабабушки, а в руках у вас — узорный поясок, гордость мастерицы. Рукоделие под названием «Тканьё на дощечках» известно многие века. А для работы нужны совсем нехитрые приспособления: нитки, несколько квадратных дощечек с дырочками по углам, да челнок. Раньше дощечки делали деревянными или костяными, но мы можем обойтись картонными, пробив по углам дырочки дыроколом. При заправке дощечек нитки согласно схеме пропускаются через все дырочки и связываются на обоих концах узлами. Один узел неподвижно крепится к крючку или даже к трубе батареи, а второй узел закрепляется с помощью пояса на талии мастерицы.

Тканьё на дощечках вполне могут освоить дети 3 — 4 классов. Готовые тесемочки могут служить и ручками для сумок, и подхватами для штор, и очельем с кистями и бусинами на концах.

1. Заправка нитей основы.

Удобнее заправлять дощечки вдвоём, сидя напротив друг друга через стол. Один берет дощечку, кладет её перед собой и просовывает кончики ниток в отверстия то сверху, то снизу дощечек (как указано на схеме стрелочкой, а второй ловит кончики ниток, вытягивает их на себя и связывает узелком. Заправленная дощечка откладывается в сторону. Поверх 1-й кладется 2-я заправленная, и т. д. Для примера мы будем работать с четырьмя дощечками, а в старину опытные мастерицы управлялись и с целой сотней. Мой рекорд пока скромнее — 20-22 дощечки. Итак, приступим!

Инструменты и материалы.

1. Дощечки размером примерно 6 х 6 см с закругленными углами и отверстиями в них диаметром примерно 5 мм — 4 штуки.

2. Челнок для наматывания уточной нити.

3. Нитки шерстяные или хлопчатобумажные для основы и утка двух контрастных цветов (зеленого и красного) из расчета: длина изделия, дополнительно еще треть его длины.

4. Ножницы, сантиметровая лента.

5. Схема заправки нитей основы.

Ход работы.

1. Нарезать нити основы длиной по 1 м (например, для очелья):12 нитей зеленого и 4 нити красного цвета. Количество нитей и цвет считаем по клеточкам схемы.

Намотать на челнок уточную нить. Цвет уточной нити соответствует цвету нитей крайних дощечек №1 и №4, т. е. зеленый.

2. Разложить дощечки и пронумеровать их отверстия по часовой стрелке: 1, 2, 3, 4.

3. Заправить нити в отверстия дощечек в соответствии со схемой заправки. Заправленные дощечки выглядят так, как на рис. 3, 4, 5, 6:

Заправить первую дощечку согласно рис. 1 и завязать концы нитей маленьким узелком. Аналогичные действия произвести с дощечками 2, 3, и 4. Прежде, чем заправлять следующую дощечку, заправленную кладут на предыдущую.

4. Закончив заправку основы, все дощечки скрепить через отверстия одного из углов булавкой, чтобы в процессе закрепления концов и переноса к месту тканья дощечки не перепутались.

5. Связать основу с одного конца и прикрепить его к неподвижному предмету.

6. Нити натянуть, завязать в узел и закрепить у пояса ткачихи. Теперь приступить к ткачеству, регулируя своим телом натяжение основы (булавку вытащить, а во время паузы снова скрепить дощечки булавкой.

Процесс тканья.

1. Тканье состоит из четырех стадий: четырех плавных поворотов дощечек на 90 градусов к себе или от себя. При каждом повороте дощечек между нитями, продетыми в верхние и нижние отверстия, образуется свободное пространство — зев, через который пропускается челнок с уточной нитью. Уточную нить прибить челноком или рукой.

2. После четырех поворотов дощечек выткан первый раппорт узора. Повторять все действия сначала и продолжать ткать до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что станет трудно работать.

Тогда дощечки начинают поворачивать в противоположную сторону, и получается зеркальное отображение узора.

При повороте дощечек нужно слегка ослабить натяжение основы, чтобы нити не перетирались.

3. Закончив тканьё, отвязать или обрезать нити основы от крючка и снять дощечки. На концах можно оформи кисти или прикрепить бусины.

Награда педагогу — видеть счастливые и удивленные глаза девчонок, когда после тканья нескольких раппортов проявляется узор пояска, а потом появляется желание попробовать соткать и на 5-ти и на 6-ти дощечках. Вот так всё традиционное бережно принимает человека и ведёт его в свой мир.

LiveInternetLiveInternet

Самый простой способ для тех, кому хочется попробовать — ткачество на картоне. Вот например здесь можно найти подробный мастер-класс

Размер готового изделия в этом случае будет ограничен размером куска картона

Или такой забавный метод

На этих видео можно подсмотреть несколько приемов, позволяющих разнообразить простое полотняное переплетение. Эти видео, а также много интересной информации о всех видах ткачества, отсюда Ткачество и плетение

На этом видео милый молодой человек обучает всех желающих ткачеству практически в походных условиях, с использованием листа бумаги и карандаша

Еще немного примеров ткачества на станке, но с использованием интересных техник, например японская техника саори — ткачество в свободном стиле, с использованием самой различной пряжи, полос из ткани, а также непряденой нити.

«Саори — техника ткачества, изобретенная недавно по меркам ткацкого ремесла, всего-то лет 40 назад. Основная идея саори: ткачество на ручных станках позволяет развернуться творческому началу так, как и не снилось фабричному производству. Все, что считается браком в традиционном ткачестве, ручном или фабричном, типа пропущенные нити основы, узоры с ошибками, неровно сделанные стыки утка — в саори являются приемами, выражающими индивидуальность ткача.»

Мастер-класс в фотографиях по изготовлению вот этого панно здесь

И еще примеров для вдохновения

Красивые коллажи отсюда

Ткачество: Полезные советы начинающим ткачам

Автор: Сергей Салтыков

Сайт: Творческая мастерская Сергея Салтыкова

Сейчас я постараюсь ответить на вопросы, задаваемые Вами, и тем самым впервые в интернете открыть те маленькие секреты, которые так необходимы начинающим ткачам.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?» ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать круглый гобелен?» ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?» ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: «Как сделать переход цвета от одного к другому более плавным?» ВОПРОС ПЯТЫЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Ответы:

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила: 1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:

А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).

3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ — «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом. Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать круглый гобелен?»

Тут тоже нет на мой взгляд ничего сложного. Просто в начале работы Вы должны заплести косичку полукругом (по Вашему рисунку):

Точно также можно сделать гобелен любой формы. Например, так (по этому профилю можно сделать накидку на табурет ):

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: «Как сделать переход цвета от одного к другому более плавным?»

Несмотря на то что фабрика по покраске ниток работает круглосуточно…

В магазине порой невозможно приобрести нужный нам цвет. Например, все оттенки от красного до белого. А у нас с Вами есть только красный и розовый (как переходный цвет к белому). Что делать?

Все не так уж безнадежно, как кажется на первый взгляд.

Берем красную нитку. Складываем в две и начинаем ткать. Затем к этим двум мы должны прибавить розовую.

Нить, как правило, сплетена из нескольких более тонких ниточек и наша задача разделить их друг от друга для того, чтобы розовый цвет добавлялся постепенно (ниже я покажу Вам на видео как это делается).

Берем, значит, одну (уже разделенную нами) ниточку и вместе с двумя красными начинаем вплетать в гобелен. Получаем легкий оттенок розового. Далее к двум красным добавляем две тоненькие розовые. Затем целую. И таким же образом начинаем уменьшать толщину красной нитки, постепенно переходя в чисто розовый. Вот так можно уйти от одного цвета в другой.

Видео:

ВОПРОС ПЯТЫЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две–три крайние нити основы:

Сначала с одной стороны, затем, дойдя до второго края, с другой:

Ткачество (Л. Кожевникова)

В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Особенно нарядную одежду надевали деревенские женщины, когда шли на сенокос или на первый выгон скота. В эти дни зеленые луга словно расцветали ослепительно переливающимися красками узоров.


Ткачество. Полотенце тканое с ручным кружевом. Авт. Д. Смирнова

Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали стол в праздники.


Ткачество. Узор, выполненный браным способом

Все эти вещи, как правило, ткали сами женщины на деревянных самодельных станках.

Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.

Если вас заинтересует узорное ткачество, сделайте маленький настольный станок, изображенный на рисунке.


Станочек для ручного ткачества: 1 — валик- навой, 2 — валик для готовой ткани, 3 и 4 — храповики с собачками, 5 — ремизки, 6 — батан, 7 и 8 — валики крепления ремизок, 9 и 10 — вспомогательные валики

Один из валиков станка — навой — служит для навивки на него нитей основы. Другой — для навивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка и снабжены храповиками с собачками.

Все нити основы между валиками должны быть продеты в отверстия- глазки ремизок. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. Нити для петель — катушечные № 10 или корд — тонкий шнурок. После ремизок нити основы должны быть забраны в гребень (его называют бердо), вставленный в раму, которая называется батаном. Бердо проще всего изготовить из отрезков стальной проволоки, укрепленных в батане на расстоянии 2 мм друг от друга. Батан крепится к боковинам свободно и поэтому может откидываться вперед и назад.

Ремизки скреплены между собой сверху и снизу тесьмой, перекинутой через ремизные валики — их устанавливают примерно посередине станка,- один вверху, другой внизу.

В одну ремизку пробирают четные нити основы, в другую — нечетные. При тканье одна ремизка поднимается, другая опускается. При этом половина нитей основы тоже поднимается, другая половина опускается. Между поднятыми и опущенными нитями образуется зев. Батан при этом откинут к ремизкам. Через зев прокидывается челнок с уточной нитью. Затем эта нить прибивается батаном к краю ткани. Перед прокидкой следующей уточной нити положение ремизок меняется, а батан вновь откидывается к ремизкам. Так постепенно, нить за нитью, нарабатывается ткань.

Когда наработанная ткань будет мешать движению батана, отпустите обе собачки, удерживающие храповики, намотайте готовую ткань на передний валик, оставив лишь небольшую ее часть, закрепите сначала задний храповик собачкой, натяните основу и потом закрепите передний храповик. Теперь можно работать снова.

Кроме валиков для нитей основы и для готовой ткани, а также валиков, поддерживающих ремизки, станочек имеет два вспомогательных валика. Через первый проходит основа, сходя с валика-навоя, а через второй — готовая ткань, прежде чем попасть на валик, предназначенный для нее.

Челнок — это узкая линейка чуть покороче ширины станка, с концами, вырезанными ласточкиным хвостом. Нить-уток наматывается во всю длину челнока во много оборотов до отказа. Челноков нужно иметь несколько, по числу применяемых цветов утка.

Успех вашей работы во многом будет зависеть от правильной подготовки к ней. Прежде всего нужно насновать основу — для нее подойдет катушечная нить № 30, 20 или 10. Можно взять и нитки кроше. Сделайте из дерева сновальную раму — она показана на рисунке. Нить завяжите узлом на первом колышке рамы, обведите ею соседний колышек, затем ведите к другой стороне доски, обведите там вокруг колышка — и снова в обратную сторону. Так дойдите до последних двух колышков, стоящих рядом, сделайте вокруг них восьмерку, ведите нить обратно до первых двух колышков и в конце тоже сделайте восьмерку. Так вы насновали две нити основы. Продолжайте в том же порядке, пока не наснуете нужное число нитей. После этого закрепите последнюю нить там же, где была закреплена первая. Кончив сновку, вденьте в восьмерки толстый шнур и завяжите с обеих сторон узлом. Теперь можно снять — очень осторожно — основу с колышков и, чтобы не спутались нити, сразу же сделать из нее косу (так, как вяжут крючком петли «веревочки», но только руками). В таком виде основу можно хранить долго.

Навивать основу на валик-навой лучше всего вдвоем, а при недостаточном опыте даже втроем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу, третий держит редкий гребень-полубердо шириной с навой.

Еще до начала навивки нити должны быть разобраны по порядку. Для этого замените шнуры, проложенные в восьмерки, двумя тонкими отполированными лучинками. Основа должна быть туго натянута, тогда нити легко разберутся. Разделите их на пучки, каждый из них проденьте через зуб полуберда, распределяя основу равномерно по ширине. Потом петельки каждого пучка наденьте на тонкий металлический пруток, который закрепите на навое двумя очень маленькими гвоздиками,- пруток должен поддерживаться ими с одной стороны. Только после этого можно начинать навивку. Навивать нужно очень медленно, следя, чтобы нити ложились на навой строго перпендикулярно ему, ровно, без бугров.

После этого уже пробирайте нити сначала в ремизки, потом в бердо. Делается это крючком наподобие вязального, но крупнее его, с остро направленной бородкой. Проборку ведут чаще всего слева направо. Первую по счету нить пробирают в левый глазок первой от ткача ремизки. Остальные петельки с глазками в это время отодвиньте вправо, чтоб не мешали. Вторую нить пробирают во вторую от ткача ремизку, тоже в левый глазок. Потом пробирают третью нить — в следующий глазок первой ремизки. И так далее. Нити должны быть достаточно длинными, чтобы они не выдергивались из глазков.

Затем в таком же порядке и тем же крючком проводят проборку в бердо, но только здесь нужно пробирать по две нити сразу в один паз.

Когда проборка будет окончена, завяжите нити основы небольшими одинаковыми пучочками в узлы, потом проденьте в них тонкий металлический пруток, который закрепите на переднем валике двумя гвоздиками так же, как пруток на навое. При этом обязательно нужно добиться одинакового натяжения нитей.

Расчет количества нитей основы, петель на ремизках и пазов в берде таков. Допустим, ширина ткани — 32 см, а плотность основы — 10 нитей на сантиметр. Тогда количество нитей будет 32 x 10 = 320. Количество петель на каждой ремизке будет наполовину меньше, то есть 160. Количество пазов в берде при проборке по две нити в паз будет вдвое меньше, чем нитей, то есть 160.

Простейший узор, доступный любому начинающему,- это тканье в полоску или клетку («пестроткань» или «пестрядь»). При узоре горизонтальными полосками чередуют прокидки утка разных цветов в определенном порядке. Например: 10 желтых, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых и 10 желтых. Такой узор может служить каймой небольшого изделия, а само изделие будет белым. Можно придумать множество вариантов рисунка в горизонтальную полоску.

Если хотите получить рисунок в клетку, и основу и уток наберите из разных цветов. Рисунок делается также по счету нитей. Например, расчет основы: 10 нитей синих, 4 белых, 10 синих, 10 красных, 4 белых, 4 красных. Далее порядок нитей повторяется. Количество нитей в повторяющейся части рисунка называется раппортом, здесь он равен 42 нитям. В утке нужно брать те же цвета нитей в том же чередовании, тогда получится правильная клетка. Хотя можно сделать и такой узор, в котором цвета по основе и утку будут разные и ритм их будет другой.

Посмотрите на тканый рисунок, изображающий курочек. Такой узор делается браным способом.

Установите ремизки на одном уровне, чтобы четные и нечетные нити основы шли параллельно. Бердо откиньте к ремизкам. Линейку с плавно заостренным концом (она показана на рисунке) пробирайте между нитями основы так, чтобы часть нитей ложилась поверх линейки, часть оставалась внизу. Когда вы проберете все нити основы, поверните линейку на ребро — образуется небольшой зев, сквозь который проведите челнок с нитью утка. Теперь можно вынуть линейку и прибить батаном проложенную нить. Уток ляжет точно так, как вы пробрали линейку,- часть его окажется сверху ткани, часть снизу. После каждой узорной прокидки утка сделайте одну-две промежуточные прокидки с помощью ремизок, как при обычном тканье, которое мы описали выше. Нить узорного утка должна быть примерно втрое толще промежуточного. И, разумеется, другого цвета.


1 — сновальная рама, 2 — свитая основа, 3 — навивка основы, 4 — закрепление нитей на валике, 5 — крючок, 6 — линейка для браного ткачества

Расчет нитей целиком зависит от задуманного вами узора.

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества.

Страницы

  • Главная страница
  • О блоге
  • Контакты

02.10.2013

Как соткать полотно на раме

Давно. но не очень..лет так 10 назад научили меня ткать на раме. Получалась имитация браного ткачества.

Будучи «информационным хомяком» долго пыталась найти на просторах интернета мк по такому виду ткачества (исконно русскому!)
Но ,увы, не нашла. Пришлось сделать (чтобы не забыть как делать:).. ).

Нам нужна деревянная рама с гвоздиками и шерстяные нитки двух цветов: основной и отделочный.

Отделочных цветов может быть 1-3 , в зависимости от узора.
Толщина нитей должна быть одинаковой.
Рама для данного ткачества может быть как квадратной, так и прямоугольной.
Расстояние между гвоздиками лучше всего делать 7мм.Тогда можно ткать из тонкой пряжи.
В данном мк используется рама с шагом м/д гвоздиками 10мм (1см)

Привязываем нить основы к крайнему гвоздику и начинаем сновать

насновка делается свободно,

Если нажать на нити , то они должны прогнуться вниз на 3-4 см

Кончик нити завязываем на крайнем гвоздике.Нарезаем нити основного тона: 2х( длина стороны +20см(бахрома))

Разрезаем петлю на ушке иглы..

и назводим нити в противоположные стороны

прокладывает следующий ряд полотняного переплетения

кончики с одной стороны завязываем узлом и одеваем петлю на крайний гвоздик

и начинаем полегоньку прибивать нити (вилка справляется в предварительной работой:) )

после предварительной подбивки подтягиваем свободные концы с другой стороны

равязываем попарно узлами и обеваем на гвоздики: одна пара нитей — один гвоздик

и так да начала рисунка

Рисунок по желанию. Он может быть парным,может быть по центру. Желательно, чтобы протяжки были не более 5 нитей

Теперь прокладываем нити по схеме рисунка.

Но также: двойная нить-режем петлю-разводим

В процессе поняла, что декоративная нить тоньше основной.Пришлось удвоить нити рисунка
Не забываем подбивать нити через каждые 3-4 пары. Желательно контролировать параллельность линейкой.

Приближаемся к завершению

Проложили последнюю пару. Можно оставить так,как дизайнерскую одею:)

Но решила закончить правильно:) Отрезаем одну длину с запасом на бахрому

последнюю нить полотнянки

Подрезаем бахрому. (Поторопилась.Лучше ее резать после снятия с рамы)

Как ткать пояса на бёрдышке

К своеобразной области народного текстиля относятся узорные пояса домашнего изготовления, а также узорная тесьма, которой отделывали домотканую одежду. Делались они большей частью из шерстяных разноцветных ни ток, иногда с добавлением льняных. Шёлковые нити употребляли реже, т. к. шёлк в крестьянском хозяйстве найти весьма затруднительно.

В старину девочек учили ткать с пяти – шести лет.

Узоры их были очень разнообразны, от простых продольных или поперечных полосок до сложных геометрических орнаментов, выполнявшихся бранным способом.

Народные пояса делались длинными, концы их часто украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета поясов подбирались большей частью яркие, контрастные, но народные мастерицы при этом умели избегать излишней пестроты – всё многоцветье гаммы подчинялось одному ведущему цвету: красному, оранжево-жёлтому, коричнево-зелёному и т.д. Нарядный красочный пояс служил хорошим дополнением как к женскому костюму, так и к мужскому.

Изготовлялись пояса самыми разными способами. Я уже писала о поясах, вытканных на дощечках. Сегодня мы поговорим о ткачестве поясов и тесьмы с помощью бёрдышка.

Народные пояса, вытканные на бёрдышке, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканых на дощечках, переплетение нитей в которых внешне напоминает плотную вязку.

Бёрдышко для тканья поясов имеет особое устройство. В старину такие бёрдышки делали из деревянной тонкой отполированной дощечки, в которой прорезались вертикальные прорези – щели. В промежутках между щелями на середине высоты бёрдышка проделывались отверстия. Количество прорезей и отверстий между ними должно соответствовать количеству нитей в тканье.

Для изготовления пояса средней ширины достаточно, чтобы бёрдышко имело 20-22 прорези и столько же отверстий между ними. Подготовим нитки. Лучше брать шерстяные. Но возможно применение и других нитей.(Мулине, ирис или пехорка в 2 сложения, синтетические и хлопчатобумажные нити, лён)

Отмеряем нужную длину, нарезаем столько кусочков, сколько у нас прорезей и отверстий вместе. Складываем их вместе, выравнивая один конец, и завязываем узлом. Затем этот конец привязываем к неподвижному предмету. Потом нити по порядку пробираем в бёрдышко: одна нить в прорезь, вторая в отверстие, третья в прорезь, четвёртая – в отверстие. И так далее до конца. Эти нити называются нитями основы. Ещё нам будет нужен уток. Но о нём позже.

Нити натягиваем, бёрдышко поднимаем рукой. При этом нити, пробранные в отверстия, поднимутся, а нити, пробранные в прорези, опустятся. Между нитями образовался зев, в который прокладывается уток и прибивается рукой или деревянным ножом. Затем бёрдышко опускаем. Нити меняются местами и в образовавшийся зев снова прокладываем уток. Прибиваем. И так далее.

Если не делать рисунок, ткать очень просто. В этой технике выполнялось большое количество народных поясов, иногда очень широких.

Бёрдышко

Перейдём к практическому освоению техники тканья на бёрдышке. Для этого нужно изготовить такое бёрдышко из тонкой (толщиной 3-4 мм) деревянной дощечки или другого материала(Фанеры, плексигласа, стеклопластика и др.)

Высота пластины должна быть 13-14 см, ширина – 24-26 см. В ней нужно сделать вертикальные параллельные прорези высотой 9-10 см с просветом 1,5 -2 мм. Расстояние между прорезями – около 4-5 мм, количество прорезей — не менее тридцати. Дл я очень узких изделий можно сделать бёрдышко с 18-20 прорезями, соответственно уменьшив его ширину и оставить неизменной высоту.

На уровне середины высоты бёрдышка нужно просверлить отверстия диаметром 1,5-2 мм, расположенные равномерно в промежутках между прорезями.

Бёрдышко и особенно внутренняя сторона прорезей и отверстий должны быть тщательно зачищены, чтобы за них не цеплялись нити во время тканья. Для большего удобства в верхней части бёрдышка посередине можно сделать выступ, за который будет удобно его брать, опуская и поднимая.

Как ткать закладной пояс

Для закладки можно взять шерстяные вязальные нити средней толщины, нитки мулине ирис в два сложения, можно взять синтетические нитки для вязания.

Заправочный узор не выкладывается во время тканья. Весь узор зависит от того, как мы заправим ниточки в бёрдо. Нить утка в ткани почти не видна. Узор получается только из нитей основы.

Так как на данный момент выбор ниточек у меня невелик, мой поясок получился не очень ярким.

Итак, начинаем. Бёрдышко у нас есть, ниточки мы подобрали. Заправляем. Причём ниточки вставляем в прорези и отверстия подряд (Одну ниточку в прорезь, следующую в отверстие, потом опять в прорезь, потом в отверстие. И так до конца).

  • салатных – три нити
  • бирюзовых – три нити
  • салатных – три нити
  • жёлто-зелёных – три нити
  • салатных – три нити
  • бордовых – одна нить
  • жёлтых – одна нить
  • бордовых – одна нить
  • жёлтых – одна нить
  • салатных – три нити
  • жёлтых – одна нить
  • салатных – одна нить

Далее чередование цветных нитей будет проходить в обратном порядке (средняя нить не повторяется).

Один конец нитей привязываем к неподвижному предмету, а второй к собственному поясу(пояс желательно завязывать повыше талии, чтобы при натяжении нитей не делать себе больно).

Уток наматываем на челнок. У меня он самодельный, из плотного картона.

  1. Поднимаем бёрдышко вверх. Между нитями образуется зев. В него прокладываем уток. У меня он того же цвета, что и крайние нити.
  2. Опускаем бёрдышко вниз. Нити в прорезях и нити в отверстиях меняются местами и между ними снова образуется зев.
  3. Прокладываем уток и натягиваем его так, чтобы ниточки основы плотненько прилегли друг к другу.

Надо стараться, чтобы натяжение утка было более или менее одинаково. Тогда ширина пояса будет ровной.

Далее продолжаем, начиная с первого пункта.

Таким образом у нас получается вот такой поясок.

С помощью бёрдышка можно ткать большое количество разнообразных по расцветке и узорам поясов или закладок в книги.

Как ткать бранный пояс

Немного сложнее ткать изделия бранного ткачества. Браный узор обычно делали посередине пояса, а с обеих сторон его обрамляли простыми цветными полосками. Для выполнения такого пояса заранее рассчитывали, сколько нитей надо заготовить на боковые цветные полоски и сколько для выполнения бранного узора и фона (фоновых ниток при этой разновидности бранного ткачества должно быть почти вдвое больше, чем узорных. При проборе ниток в бёдрышко после одной узорной пробираются две фоновые.

Для выполнения бранного пояса нужно предварительно сделать вспомогательный рисунок с изображением узора, причём достаточно изобразить один раппорт по вертикали.

Здесь удобнее пользоваться специальным инструментом – бральницей. Его тоже выполняют из плотного картона или тонкой дощечки в виде линейки или ножа.

Способ выполнения узора заключается в том, что одну часть узорных ниток согласно вспомогательному узору выбирают пальцами рук и поднимают до верхней части зева, другую их часть таким же образом опускают и между ними вставляют дощечку. Операцию эту проделывают при открытом зеве, который образуется обычным путём – от поднятия или опускания бёдрышка. Затем дощечку ставят на ребро и прокидывают уток из тех же нитей, что и фоновая основа. Уступ узора в поясах делается минимальный, т.е. одна нить по основе и по утку.

Для начинающих можно выполнить несложный узор, состоящий из семи нитей яркого, например красного, цвета.

Количество фоновых нитей , располагающихся между узорными – 12. Этот узор состоит из ромбиков и пары треугольников, чередующихся между собой. По краям узора расположим несколько цветных полосок.

Предлагаю вариант для пробора нитей для бранного узора с окантовками.

  • красных -3 нити
  • чёрных – 3 нити
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • чёрных – 3 нити

Далее пойдёт сновка для узорной части.

  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • 1 красная нить
  • 2 белых нити
  • красная нить
  • 2 белых нити
  • красная нить
  • 2 белых нити
  • красная нить

Дальше второй ряд полосочек, но в обратном порядке.

  • чёрных – 3 нити
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • белых – 1 нить
  • жёлтых -1 нить
  • чёрных – 3 нити
  • красных -3 нити

Пробрав все нити в бёрдо, приступим к ткачеству бранного пояса. (Будьте очень внимательны. Если спутаете нити, которые поднимаете или опускаете, рисунок собьётся).

Сейчас я попробую описать, в каком порядке поднимать узорные нити, чтобы получился наш рисунок.

  1. для первой прокидки — 1, 2, 4, 6, 7
  2. для второй — 2, 3, 5, 6
  3. для третей — 3, 4, 5
  4. для четвёртой — 1, 4, 7
  5. для пятой — 1, 2, 6, 7
  6. для шестой — 2, 3, 5, 6
  7. для седьмой — 1, 3, 4, 5, 7

Далее поднятие узорных нитей производится в обратном порядке.

Заключение

Браные узоры на тканых изделиях могут быть очень разнообразными и по рисункам и по цветовому решению. Узорные нити, например, могут быть не одного, а нескольких цветов, тогда узор будет иметь вертикальные полосы.

Можно сделать несимметричный узор, можно выткать буквы. Каждый может проявить здесь собственную изобретательность и смекалку.

Понравилось? Захотелось ли вам самим заняться ткачеством? Помогла ли в этом статья? Пишите в комментариях, пообщаемся.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

—> LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6″, Windows 10

  • 652 Инструкция, как заработать на хобби реальные деньги: с чего начать заработок на хобби 1596551460 1596613942
  • 1565 Красивые вязаные украшения крючком на шею и голову своими руками: мастер-класс 1592904900 1601014015
  • 2036 Красивые прихватки крючком для кухни: мастер класс, видео, фото 1590597240 1601022057
  • 517 Прихватка, как связать 1584854400 1586890492
  • 4691 Что такое вышивка мережка 1566293940 1569489501
  • 3919 Ткачество на дощечках 1563562800 1585903257
  • 3291 Как плести из бумажных трубочек 1560398340 1560487179
  • 4246 Как сшить коврик-кругляш из уголков, мастер класс 1553953440 1599547913

Чудо северного браного ткачества: как создаётся волшебство

С восхищением рассматриваем старинные тканые пояса да полосы алых узоров, украшающие подолы старинных рубах. Есть что-то волшебное в том. Тонкие нити превращаются в плотную ткань. Каждой ниточке находится своё место в дивном узоре. Эта магия напоминает нам о том, как Макошь, Богиня Судьбы, соединяет вместе судьбы людей, создавая столь же волшебный рисунок жизни на земле…

Как же создаётся чудо северного браного ткачества? Давайте заглянем в горницу мастерицы да посмотрим на это.

Узорное ткачество – древняя женская наука

Браное ткачество называется так потому что мастерица «берёт» или «выбирает» нити, когда создаёт из них узор. Чаще всего ткут в два-три цвета. Традиционно для обережных узоров мастерица использует красный, белый и чёрный цвет. Однако знают у нас и бель – ткачество белым по белому, которое используют в обрядовых нарядах или рушниках. Тогда не видно яркого узора, только плотное наложение нитей друг на друга создаёт рисунок, очень похожий на славянскую вышивку. Создают мастерицы и яркие, разноцветные рисунки на тканых поясах.

Ткали встарь на особом станке – его использовали, чтобы соткать широкую полосу узора, украшающую рубаху или сарафан. Станок этот большой, ставится зимой в помещении, в тёплые осенние дни его иногда выносили на улицу. Чаще же женщины ткали пояса или очелья, тут уж обходились без станка. Знали у нас тканые пояса на дощечках, на ниту, на бердо – всё это способы браного ткачества.

Мастерица заправляла в станок или в небольшое приспособление для ткачества пояса нити. Их делили на нить основы и нить утка. Мастерица прокладывала нить утка где над нитью основы, а где под ней. Так ряд за рядом и складывался волшебный узор.

На браной ткани узор всегда зеркально отражается на оборотной стороне, там, где нить утка прошла под нитью основы. Иногда мастерицы даже намеренно делают узор на обороте более сложным, чем узор на лицевой стороне. Важно только, чтобы распределение нитей было равномерным: не было ни больших пробелов между частями узора, когда нить утка не участвует в ткачестве, ни слишком длинных нахлёстов цветной нити на основу. Иначе ткань получится не ровной и слишком рыхлой.

Чем так хороши тканые пояса

Встарь без пояса нельзя было представить славянский наряд. Мужчины, особенно воины, могли носить кожаные пояса. Женщины же, дети, да и многие мужчины, носили только тканые пояски из нитей. Были среди них совсем простые, сплетённые в косу из толстых нитей. Были и посложнее пояса, тканые на берде, на дощечках или иным способом. Такие пояса надевали к праздничной одежде, но могли носить и в будни.

Никуда было не выйти без пояса! Он и сильный оберег. И поддерживает широкую льняную рубаху. И различные мелочи: ножи, ложки, гребни – носили привязанными к поясу, ведь в одежде обычно не было карманов. Да и окружающим узоры славянского пояса могли многое рассказать о человеке.

Соткать поясок для себя доверяли только добрым мастерицам. Особо хорошо, если пояс для мужчины сделает любящая его женщина, не обязательно невеста или жена – для молодого парня ткать могла мать или сестра. Мастерица проводит много часов за работой, постепенно создавая сложный и красивый узор. Нельзя ей ошибиться и сбиться со счёта нитей, потому всё внимание рукодельница уделяет своему делу. Так рождается оберег, наполненный теплом, любовью и добрыми пожеланиями мастерицы.

Где найти тканые пояса нынче

Узорному ткачеству можно обучиться и сейчас. Предметов для того много не нужно: нити да простые приспособления для работы. С этого начинается ткачество поясов, а дальше, как знать. Быть может, увлечет вас это древнее ремесло настолько, что поставите дома большой станок да начнёте ткать полотно для обережных рубах.

Коли пока не готовы осваивать эту науку, загляните к нам в лавку – здесь найдёте узорные пояса, сотканные умелой мастерицей. Такой оберег от зла убережет и любой наряд дополнит. На благо!

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Ткачество на раме. Имитация браного ткачества

Нашла на ЛиРу МК ткачества на рамке.

Давно. но не очень..лет так 10 назад научили меня ткать на раме. Получалась имитация браного ткачества.
Будучи «информационным хомяком» долго пыталась найти на просторах интернета мк по такому виду ткачества (исконно русскому!
Но ,увы, не нашла. Пришлось сделать (чтобы не забыть как делать:).. ).
Нам нужна деревянная рама с гвоздиками и шерстяные нитки двух цветов: основной и отделочный.
Отделочных цветов может быть 1-3 , в зависимости от узора.
Толщина нитей должна быть одинаковой.
Рама для данного ткачества может быть как квадратной, так и прямоугольной.
Расстояние между гвоздиками лучше всего делать 7мм.Тогда можно ткать из тонкой пряжи.
В данном мк используется рама с шагом м/д гвоздиками 10мм (1см)

Итак, приступим:
Привязываем нить основы к крайнему гвоздику и начинаем сновать

насновка делается свободно,

Если нажать на нити , то они должны прогнуться вниз на 3-4 см

Кончик нити завязываем на крайнем гвоздике.Нарезаем нити основного тона: 2х( длина стороны +20см(бахрома))

Мне нравится работать иглой,для зашивания мешков.Уплощенно-загнутый кончик очень удобен

Вставляем сложенную вдвое нить в иглу и начинаем делать полотняное переплетение

Разрезаем петлю на ушке иглы.

и назводим нити в противоположные стороны

вдеваем новую нить в иглу и прокладывает следующий ряд полотняного переплетения

и все повторяем: разрезать петлю,

кончики с одной стороны завязываем узлом и одеваем петлю на крайний гвоздик

и начинаем полегоньку прибивать нити (вилка справляется в предварительной работой:) )

после предварительной подбивки подтягиваем свободные концы с другой стороны

равязываем попарно узлами и обеваем на гвоздики: одна пара нитей — один гвоздик

и так да начала рисунка

Рисунок по желанию. Он может быть парным,может быть по центру. Желательно, чтобы протяжки были не более 5 нитей

Теперь прокладываем нити по схеме рисунка.Но также: двойная нить-режем петлю-разводим

В процессе поняла, что декоративная нить тоньше основной.Пришлось удвоить нити рисунка

Не забываем подбивать нити через каждые 3-4 пары. Желательно контролировать параллельность линейкой

Приближаемся к завершению

Проложили последнюю пару. Можно оставить так,как дизайнерскую идею:

Но решила закончить правильно:) Отрезаем одну длину с запасом на бахрому

и протягиваем последнюю нить полотнянки

Подрезаем бахрому. (Поторопилась.Лучше ее резать после снятия с рамы)

Основы ткачества — виды, техники, механизмы

Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.

Движения ткацкого станка

Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:

Первичные механизмы для изготовления тканого материала:

  • Зевообразование;
  • Прокидка челнока;
  • Прибой уточной нити к опушке ткани.
  • Подача основы;
  • Укрутка нити;
  • Выбор утка.
  • Останавливающий механизм;
  • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
  • Уточный нитенаблюдатель;
  • Пополнение утка.

Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.

После приготовлений главную пряжу «втягивают» через ремиз, Поставленный на требуемых стропах.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.

Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Первичные механизмы

Процесс зевообразования

Это первичный механизм в ткачестве, который делит нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно данный механизм поднимает конкретные стропы над иными. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в данных веревках, подымается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Подобным образом, лист нитей основы подымается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между 2-мя листами нитей именуется «зев».

  • Открытое зевоообразования. Это способ формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными двигающимися нитками считаются те, которые нужны для изменения положения от верхней до нижней линии зева либо наоборот.
  • Полуоткрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии выступа крыши для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а потом опять поднимаются. Прочие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
  • Закрытое зевообразование. Это способ формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они 2-ух типов, другими словами находящиеся снизу закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними состоит в том, что термины «находящиеся снизу» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)

схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.

Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.

Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:

  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:

  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.

У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:

  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
  • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
  • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.

  • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

Ткачество. Снование основы

Заработок не выходя из дома

Работа в интернете и на дому

  • Главная
  • Карта сайта
  • О сайте и авторе
  • Обратная связь
  • Реклама на сайте

Ткачество

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Достоверно известно, что ремесло по производству тканей, то есть, ткачество зародилось еще в каменном веке. Результаты археологических исследований показали, что ткацкие изделия того времени выполнялись из травы, полосок кожи и жил различных животных. Около 5000 лет до нашей эры появилось первое примитивное приспособление для производства ткани. Считается, что произошло это на территории Азии, ибо именно там обнаружили археологи первый ткацкий станок.

Виды ткачества

До начала XX века ткачество было самым приоритетным домашним занятием многих народов России и их соседей. Почти все виды тканого полотна создавались на ручном деревянном станке. Основным сырьем служили волокна льна и конопли, козья и овечья шерсть. Иногда ткань производилась из завозимых из азиатских стран хлопковых и шелковых нитей. В то время русские мастерицы уже полностью владели разнообразными техниками ткачества, а многие из них научились создавать узоры, которые представляли собой простые геометрические фигуры и линии. Однако для этого требовалось особое мастерство, ибо создание узоров было весьма трудоемким приемом украшения полотна. И создать изделие, украшенное сложным узором, могла далеко не каждая хозяйка.

Полотняное переплетение и закладная техника

Наиболее простой вид ткацкого переплетения — полотняный. Он использовался во все времена при создании ткани для полотенец и нательного белья. Также одной из наиболее древних является техника закладного ткачества. При этом методе переплетения прокладка нитей производится не по всей ширине ткани, а только на некоторых ее участках.

Закладное ткачество представляло собой орнамент, состоящий из простых геометрических фигур. Их выполняли путем комбинирования разноцветных нитей: льняных, шерстяных и хлопковых. Этот сложный, трудоемкий процесс позволял получить гладкое полотно, одинаковое с обеих сторон. Интересно, что закладным ткачеством пользовались при работе на горизонтальных и вертикальных ручных станках.

Браное ткачество

Браное ткачество было известно на Руси еще до нашествия татаро-манголов. От закладного ткачества оно отличается рельефной фактурой полотна. Эта техника предполагает использование специального прутка или дощечки, так называемой, бральницы. Она помогала выбирать из основы часть нитей, делая дополнительный зев. В итоге получался узор, который налагался сверху фона то с изнаночной, то с лицевой стороны. Поэтому рисунок на поверхности браных скатертей и полотенец с изнаночной стороны выглядит как негатив. Основной фон вытканного узора чаще всего был горизонтальным, красного или синего цвета. Но в ряде регионов изделия могли быть одного цвета, а узор выделялся толщиной нитей и игрой светотеней.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Эта техника широко распространена в белорусском и украинском творчестве. По внешнему виду изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная. Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного рисунка используется два или более утков. Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

Читать еще:  Виды металлорежущих станков и их основные узлы
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector