Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заточка стамесок для резьбы по дереву Татьянка

Заточка и правка инструмента для резьбы по дереву

Почетаемые мастера! Корифеи нынешних будней и завтрашние гении! Я грызу дерево (не только лишь великодушные дуб, липу и тик, да и лиственницу, пихту и ёлку) уже 40 лет. Самый 1-ый урок по заточке инструмента я в свои 6 лет получил от собственного сердитого дяди Сергея, когда сам резьба по дереву аниме пробовал заточить ножик, но ничего не выходило. Он буркнул: «терпения у тебя не хватает». С того времени жизнь меня всё время испытывает на терпение. В далёком 67-ом году прошедшего века меня, ученика модельщика ( они изготавливают древесные копии будущих литых деталей) до посинения не отпускал от оселков мой учитель: «Набивай руку». За долгие и длительные годы я обучил очень непростому резьба по дереву ампир модельному делу двенадцать человек, да и на данный момент делаю свои собственные открытия в заточке и правке стамесок и ножей.

Попробую, как сумею, выложить собственный опыт, может быть, кому-нибудь, ну и понадобится. 1-ые два принципа уже сформулированы моими учителями. Не погнушаюсь их повторить: «Запаситесь терпением и набивайте руку». Принцип 3-ий, но не из основных: «Неплохой оселок». В 90-х годах корреспондент первого канала ТВ в Стране восходящего солнца Цветов демонстрировал репортаж о японце-столяре, который снимал стружку шириной 18 микрон (может, не микроны, а сотые мм?

Сейчас мой резьба по дереву домовая резьба принцип: «Не бойтесь экспериментировать!». У меня за плечами эксперименты и с фигурными оселками, и со шкуркой-нулёвкой, и с электрохимической правкой. День сегодняшний — ЗАТОЧКА на белом наждачном камне (о названии камня справьтесь у «Кузнеца» . он, кажется, упоминает в своей брошюре). Обязательно с замачиванием инструмента.

ГРУБАЯ, она же ПЕРВАЯ ПРАВКА — зубопротезный резиновый диск с абразивом. Для полукруглых стамесок у меня их три разных радиусов на хвостовиках диаметром 10 мм. Вставляем в патрон токарного станка ( за неимением резьба по дереву ангел оного придумайте сами что-нибудь вроде дрели, болгарки т. д.) и на небольших, 650 — 1500 оборотах правим, держа стамеску лезвием по (. ) вращению станка. Упаси вас боже перевернуть стамеску против вращения!

Для современного качественного ножа, с твердостью материала клинка под 60HRс, этого уже недостаточно. Обрабатываемая в данный момент плоскость должна быть строго перпендикулярна радиусу круга

ВТОРАЯ, ЧИСТОВАЯ или ФИНИШНАЯ (как кому нравится) ПРАВКА — на войлочном круге с пастой ГОИ. Круг предпочтительнее не цельный, из толстого войлока, а собранный из нескольких кругов толщиной
6 — 10 мм. Средние круги легче проникают внутрь ручья полукруглой стамески. Стамеску слегка поворачиваем вдоль её оси. Конечно, эта технология не позволяет заточить и направить лезвие идеально. Как ни контролируй положение стамески относительно круга, а рука немного дрогнет резьба по дереву драконы китайские или прижмёшь чуть сильнее и, в результате, режущая кромка немного заоваливается и немного меняет первоначальный угол заточки. При большом увеличении это выглядит примерно так:

Как бы это не выглядело, но наша кромка бреет, держится гораздо дольше заточенных другими способами и, главное, даётся нам меньшим трудом и временем.

У меня приведение в боевое состояние совершенно «убитой» стамески занимает не больше 5-6 минут. В работе все циклы повторять нет необходимости, достаточно слегка поправить лезвие на войлоке. Как часто? Это уже вопрос не заточки, а материала, из которого сделан инструмент и, в меньшей мере, от того, что за дерево вы режете. Но это, как говорится, тема другой статьи.

Вышесказанное относится к правке полукруглых резьба по дереву домовая наличники стамесок. Плоские же стамески, как и ножи с прямым лезвием проще править на оселках. 10 овальных движений с одной стороны, 10 овальных движений с другой стороны, 9 овальных движений с одной стороны, 9 овальных движений с другой стороны, 8 овальных движений с одной стороны… Последние три повторить 3-5 раз. Процедура занимает 1,5-2 минуты на каждом из 2-х оселков. В качестве смазывающей жидкости лучше всего работает (вы не поверите!) слюна, Правда, как уже было упомянуто, стамеска «держит жало» хуже полукруглой, изготовленной из аналогичного материала.

Уголки, пардон, эйсмусы (фу, еле набрал) править не сложнее, чем другой инструмент. Для каждого угла имеем свой резинокорундовый диск под ПЕРВУЮ ПРАВКУ. Для ВТОРОЙ ПРАВКИ изготавливаем из достаточно твёрдого, но и пористого дерева (дуб подойдёт резьба по дереву анапа) специнструмент:

Диск вырезаем, сверлим, насаживаем на штырь, крепим и обрабатываем на токарном станке. Если нет оного, можно измудриться с дрелью, болгаркой и т.д. Требование к держателям — обеспечить устойчивое положение абразива и исключить его перемещение при работе, так как при заточке вам понадобятся обе руки. Наносим пасту резьба по дереву его зарождение и ГОИ на соответствующие места диска и правим наш уголок аналогично правке полукруглой стамески, но без поворотов вокруг оси. Хотя в практике это и избыточно. но мы ведь эстеты. 😉

Хороший уголок-самоделка работает у меня неделями без каких-либо вмешательств после 5-10 минутной правки.Насладитесь. и получите эстетическое удовольствие 😉 http://lib.rus.ec/b/139182/read

А при заточке и мелком ремонте — «классической русской тройки» экономного отечественного домохозяина — алмазного надфиля, бруска «лодочка» и неглазированного донышка глиняной миски.Необходимо внимательно следить за положением лезвия относительно абразивного круга. Покупая нож за сотню-другую долларов, экономить на средствах его заточки недальновидно.

В пользу частой смены камней говорит простой расчет. Потратившись на набор, вы экономите на заточке время и расход абразива: постепенное плавное снижение зернистости ведет резьба по дереву древней руси фото к быстрому устранению следов от предыдущего, более крупнозернистого камня, обеспечивает хорошую чистоту поверхности, повышает ресурс и долговечность бруска, а также экономит ваши силы и время. Набор из 5–7 камней, каждый из которых может стоить от $30 до $100 и более, довольно накладен. Поэтому однородные абразивы, как правило, удел профессионала или пользователя, которому приходится точить часто и много. Впрочем, личный профессиональный инструмент обычно не доводят до такого состояния, что к нему приходится резьба по дереву домовая прорезная прикладывать весь ассортимент камней. Для поддержания его в порядке обычно хватает 2–3 мелкозернистых брусков и одного полировального.

В быту популярностью пользуются более доступные по цене комбинированные камни, состоящие из скрепленных между собой водостойким клеем двух половинок разной зернистости. К числу наиболее распространенных следует отнести следующие их разновидности: 100/180; 220/800; 800/4000; 1000/6000 и 1200/8000.

Как работать водным камнем?
Все камни резьба по дереву дубовый лист фото (за исключением редких разновидностей, таких, как Debado, производимых химическим методом) предварительно замачиваются в чистой воде. Для этого подходят глубокие пластмассовые емкости, желательно прозрачные. Вполне удовлетворительны 5-литровые канистры для питьевой воды, с крышками из обрезанных верхних частей. Лучше иметь отдельную емкость для каждого вида камней, чтобы частицы крупного абразива не попали на более мелкие. Время «замачивания» определяется по пузырькам воздуха, которые выделяет брусок. Крупные пористые камни будут выделять пузырьки, впитывая воду около 5 минут резьба по дереву домик для колодца. Более мелкие, средней зернистости, насыщаются за 10–15 минут. Наиболее плотные, мелкозернистые бруски «замачивают» на 15–20 минут.

Затем камень устанавливается на держатель. Их существует великое множество — от покупных и самодельных, до импровизированных, связанных с использованием тисков с резиновыми губками. Как вы понимаете, радиальное сечение рабочей части дубового диска должно точно соответствовать профилю эйсмуса. На мелкозернистых камнях перед правкой надо создать слой суспензии, для чего используется брусок Nagura. Теперь камень готов к работе.
Ну а дальше для художника-технократа вообще » сказки Венского леса «. 😉

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«Мастер+Мастер» Поделки своими руками

Nav view search

Навигация

Искать

  • Очумелые ручки самоделки
  • Обложка Sony PRS sony reader
  • FEIN MultiMaster
  • Виниловые проигрыватели винил, пластинки
  • Заточка инструмента zatochka
  • Инструменты для резьбы
  • Модернизация унитаза для самоделкиных
  • Резьба «Татьянка» фото, инструменты
  • Медиа плеер
  • Статьи для мастера
  • Мебель из Белоруссии по доступным ценам
  • Список статей домашнему мастеру
  • Советы мастера Для людей с руками
  • DeWALT DW788 инструкция
  • Неисправности DeWALT DW788
  • DeWalt DW788 фото
  • Видео лобзика
  • Подставка для книг
  • Ложки часть 2 handwork
  • Деревянные ложки изготовление
  • Резные ложки яблоня
  • Главная
  • Выставка поделок своими руками
  • Выставка часть2
  • Предметы быта
  • Резьба «Татьянка»
  • Реставрация
  • Thorens TD-124 Восстановление
  • Выставка П.Носикова
  • Фартук для кухни своими руками
  • Советы по сборке
  • Инструмент
  • Фурнитура
  • Простые вещи
  • Мелкий ремонт
  • Собираем сами
  • О нас
  • Измельчитель
  • умный дом
  • стиральная машина

Вход на сайт

Последние материалы

  • Фартук для кухни
  • Продажа или обмен
  • Ленточная пила
  • Файлы
  • Top
Популярные загрузки из архива для мастеров
Сборник рецептов для мультиварки Panasonic 2.01869
22 Урока геометрической резьбы по дереву923
Напольная подставка для цветов — Табуретка860
Полка для икон773
Вырезаем деревянные ложки756
Ты загрузил свои файлы?!

Художественная резьба по дереву Татьянка

Инструмент, советы, фото, заточка резцов для резьбы Татьянка.

Как и было обещано сегодня я хочу предложить статью в которой расскажу о инструменте применяемой при резьбе Татьянка. Они является логическим продолжением статьи опубликованной ранее под названием «Резьба по дереву Татьянка».

Учтите, пожалуйста, что все относится именно к этому виду резьбы по дереву, и инструмент который применяется для Татьянки, не может быть применен для других видов резбы по дереву. Очень уж специфично он затачивается. И вряд ли у домашних мастеров есть под рукой такой инструмент.

Итак, пожалуй, начнем.

Художественная резьба по дереву Татьянка как и любой другой вид резьбы требует специфического инструмента о котором мы с вами и поговорим в этой статье.

Как я уже упоминал, что мне нравится этот вид художественной резьбы по дереву в связи с тем что для нее не нужно специально оборудованной мастерской или какого либо особенного помещения, нет удушающей пыли и грязи. А стружка от резцов поддается обычному венику и легко убирается.

Вот так выглядит в моей домашней мастерской в собранном виде у меня набор находится того что нужно для полноценной работы. Все убирается в любую сумку, весит около полутора килограммов. С таким набором вы можете уехать куда угодно и там заниматься резьбой. Единственно, что нужно это еще хорошее освещение ну и желательно электричество.

Хотя можно спокойно резать и без него, просто тогда вы должны будете подправлять свой режущий инструмент вручную. У меня нет таких мест, поэтому я этим и не заморачивался.

Но подсказка будет такая – возьмите деревянные плашки, у любого домашнего мастера есть всегда под рукой брусочки, наклейте на них с одной стороны шкурку (самую мелкую, какую найдете, и обязательно хорошую и водостойкую), а с другой стороны – войлок, очень хорошо подходит для этой цели ткань от военной шинели. Можно наклеить кожаный ремень. И еще вам будут нужны вогнутые и выгнутые деревянные брусочки с такими же наклейками, для обработки внутренней поверхности резцов по дереву.

Все же давайте пойдем дальше.

Первичная заточка инструмента Татьянка.

Когда вы приобретете такой, или похожий инструмент, сделать это достаточно просто, у вас есть интернет, Google, там должны быть предложения, я же подскажу вам интернет магазин татьянка который торгует и такими резцами и другим нужным инструментом он называется Тут дабы не делать рекламу ***** Найдите сами. Это интернет магазин, поэтому там можно купить инструмент даже если вы находитесь от него далеко.

Уверяю вас что он будет заточен на 99% не правильно. Вы должны в первую очередь переточить его.

Меня и мою статью разгромили мастера из центра резьбы Татьянки. Привожу полностью несколько письмо отправленных мне.

«Я заточил десятки тысяч стамесок и ножей для разных видов резьбы и пород дерева.Мне не интересно писать статью,потому что не интересно:).Комментарий я оставил,потому что не хотелось бы ,что бы Вы сбивали с толку людей,которые прочитали/прочитают Вашу статью. В свою очередь я предлагаю,приехать Вам в центр резьбы по дереву Татьянка,дабы Вы сами лично убедились в своей неправоте.Там Вы можете задать любые вопросы и собственными руками прверить инструмент.»

«. основная моя претензия заключатся в том,что Вы написали,что инструмент,который будет куплен магазине Татьянка,заточен не правильно и что он подходит только для резбы в стиле Татьянка.Возможно,по каким-то причинам,эта заточка не подходит лично Вам,но из этого не следует делать вывод,что весь инструмент заточен не правильно и что его нужно всем перетачивать. . переписка,наверное,всё равно Вас ни в чём не убедит.Ещё раз рекомендую Вам посетить центр резьбы Татьянка.И Вы сами решите:правы Вы или нет.Наглядность она всегда внятней )). «

«Все дело в том что я начал резать в этом стиле примерно в середине 90-х и никакого магазина в то время еще не было.»Это цитата. Так сейчас 2011-й.Пора бы уже обновить информацию))).На работах,которые у вас на фото,резьба довольно примитивна.Это самое первое с чего начинают обучение резьбе Татьянка. Просто в следующий раз,когда будете писать о Татьянке,приводите точную информацию,а не основанную лишь на вашем опыте,который основан на довольно застарелых сведениях.Да к тому же,как сейчас выясняется,Вы стамесок Татьянка и не видели толком.Скорее всего Вам попадались,какие-то «левые» стамески. Вы пишите,что у Вас не было повода посещать магазин,да и в центре резьбы Вы не были.Как же Вы можете тогда писать о стиле Татьянка ничего особо о нём не зная,не понимаю?Ваше доброе намерение я заметил,но всё же. Извините,возможно,за некоторую резкость.»

Вот такая переписка у меня возникла с центром резьбы по дереву татьянки.

Но дело в следующем, я не занимаюсь ни обучением за деньги, ни продажей своих изделий. Когда я предложил мастеру из цеха написать статью для сайта, бесплатно разумеется, он мне ответил, что ему это «не интересно, потому что не интересно» .

Я же всего лишь хочу обратить внимание творческих людей на возможность применения своих сил для выражения своей индивидуальности. А это одна из возможностей приложения своих сил.

В связи с этим для тех кто хочет обучиться резьбе обратите внимание на переписку в которой я выставлен незнайкой с примитивной резьбой.

Советы домашнего мастера по переточке инструмента и его использованию:

• Если вы не уверены в себе – отдайте инструмент (резцы татьянка) мастеру, объяснив ему что вам нужно.

Читать еще:  Вакуумный насос своими руками из компрессора холодильника

• Никогда не используйте электрические точила с оборотами выше 1300

• Лучше всего затачивать резцы татьянки в руками на камне! Делать ведь придется всего один раз. Да конечно это займет достаточно продолжительное время, но вы будете уверены в том, что сталь не сгорела, вы успеете привыкнуть к ручке инструмента, и что самое главное вы будете более уверено пользоваться своими резцами по дереву!

• Угол заточки должен быть 10-15 градусов, выдержать на глаз такие углы при заточке практически не возможно. Поэтому приведу пример при обычной толщине резца в 1мм лыска должна составлять от 10 до 15мм.

• Фаска по краю 1-1,5 мм.

• Окончательная доводка и последующая правка инструмента делается на самой мелкозернистой пасте ГОИ желательно №1 (Государственный Оптический Институт) –отсюда название. Если на упаковке нет номера пасты, запомните простое правило – чем светлее паста, тем она мельче.

• Для полировки и доводки инструмента лучше всего приобретите алмазную полировальную пасту, она и мельче чем ГОИ и съем у нее намного лучше.

• Сшейте или попросите знакомую сшить похожую сумку, где будете хранить инструмент.

• Промаркируйте ручки инструментов в зависимости от размера резца. Это сделать нужно обязательно, чтобы Вы не тратили время на поиски резца нужного размера.

• Обязательно при работе соблюдайте правила техники безопасности, т.к. правильно заточенный инструмент очень острый. Вы можете легко пораниться им. На всякий случай обязательно имейте под рукой перевязочный материал, пластырь. Порез может быть очень глубоким и тяжелым.

• Обязательно убирайте не используемый в данный момент инструмент в «патронташ».

• Никогда не работайте «подсевшими» резцами татьянка не терпит этого. Во-первых, им очень легко пораниться и он не дает чистого реза.

Вот теперь, пожалуй, можно и рассмотреть фото моего инструмента для художественной резьбы по дереву татьянка с комментариями.

Общий вид разложенного и готового к вырезанию по дереву инструмента.

Обратите внимание, что если резцы для дерева достались вам без коробки для хранения, то лучший выход это сшить похожий «патронташ». Берется обычная ткань от джинсов, швейная машинка и два часа времени на раскройку и шитье. Мне например намного удобнее пользоваться именно таким способом хранения и переноски он намного более компактен и удобен для переноски.

Нижняя часть резца.

Поверхность резца как с внутренней так и обратной стороны должна быть идеально отполирована. Режущая кромка должна быть прямая или чуть выгнута вперед!

Резцы два точила.

Сделано из маленького моторчика, весит не более полукилограмма, но быстро подправить резцы, лучше не придумаешь. Круг сделан из обычных тряпок, промаслен. Очень советую сделать что-либо подобное этот круг из тряпок более подходит для резцов по татьянке — он мягкий и хорошо принимает форму резца.

Вот другой аппарат, который я использую и как инструмент для правки и могу использовать как точило при первоначальной заточке резцов татьянки.

Стоит обратить внимание (особенно если вы оборудуете домашнюю мастерскую), что ни один из покупных точильных агрегатов нельзя с успехом переделать в такие точила, дело в том что во всех продаваемых точилках очень большие обороты, а они нам не подходят.

В показанных моторчиках оборотов всего 1300 в минуту.

В этой насадке для правки резцов татьянки есть одна маленькая хитрость. Он сделан составным. Половина набрана из войлока, а вторая половина из тряпок. Это позволяет легко править внутреннюю поверхность инструмента.

Здесь я разложил для Вас инструмент готовый к работе. Помните резцы татьянки бояться ударов режушей кромкой друг о друга.

Посмотрите, у меня несколько разных ножей, каждым из них я пользуюсь в различных ситуациях.

Паста ГОИ и алмазная паста (покупалась в худ. салоне) самая мелкая которую смог достать.

И на пос ледок еще одна фотография MinWax (защита резьбы).Это нужно для того чтобы ваши художественные изделия татьянки выглядели хорошо и были защищены от наружного воздействия.

Но это уже для следующей статьи, где я буду рассказывать о декоративной отделке резных изделий.

Татьянка резьба по дереву скачать видео о правке инструмента

Теперь вы видите что художественная резьба по дереву татьянка не требует от резчика сложных инструментов и резцов. Нет резцы татьянки своеобразны, но не более.

Если Вам понравилась статья, или остались неясности, оставляйте комментарии, я обязательно отвечу, или помогу советом. Удачи в резьбе друзья.

Нужны услуги строителей?

Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки

Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта

Интересуют цены на работу?

более чем 900 видов работ

ценовые предложения с разбивкой по городам

быстрый поиск по исполнителям

список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе

Перейти к расценкам на работы

Нужны стройматериалы?

никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов

автовыделение самого выгодного предложения

статистический срез по предложениям всех поставщиков

По теме:

Другие интересные публикации:

Поддержи проект, поделись с друзьями!

«Татьянка» — многослойная резьба по дереву. Стамески , заточка инструмента.

В предыдущей части статьи мы познакомились с корнепластикой и на примере корня дерева попытались разобраться, каким образом домашний мастер сможет из данного «подарка природы» сделать маленький шедевр.

Сегодня мы продолжим разговор о резьбе по дереву и познакомимся с таким стилем, как «Татьянка».

Надо сказать, что этот вид резьбы по дереву достаточно юный. Его придумал в конце прошлого века резчик по дереву Шамиль Сасыков и дал ему название в честь своей жены, которую, как теперь уже нетрудно догадаться, зовут Татьяна. Тех из вас, кто ждет подробного рассказа о технологии «Татьянки», мы должны разочаровать, ибо рассказать в одной, да и в нескольких статьях обо всех нюансах этой работы невозможно. Поверхностное освещение технологии этой резьбы не даст никаких практических результатов, а переписывать книгу «Художественная резьба по дереву «Татьянка» мы не будем. Но всё это не говорит о том, что знакомство с данным видом резьбы закончится лишь упоминанием ее основателя. О «Татьянке» можно сказать немало, не углубляясь в технологический процесс обработки дерева.

Область использования и характер поделок, обработанных «Татьянкой», достаточно широки: это и панно, и скульптуры, и небольшие статуэтки, и обереги, и украшения, и рамки для картин, и много другое.

Необходимо сказать об инструменте, используемом при данной работе. Он не совсем обычен. Для «Татьянки» изготавливаются специальные стамески, которые позволяют столяру создать на древесине изображение того или иного элемента практически единичной обработкой поверхности (углублением резца в тело древесины). «Татьянка» позволяет придавать древесине изображения листьев, веточек, шишек — всего того, что дарят нам леса и природа в целом. С помощью специальных инструментов на поверхности древесины появляются целые картины и натюрморты, сделать которые сможет не только взрослый мужчина, но и подросток. Характерно и то, что изготовление данной резьбы доступно и женщинам, так как не предполагает больших физических нагрузок.

«Татьянка» — это многослойная резьба. Ее отчасти можно отнести к рельефной резьбе. Если над изображением той же шишки при выполнении рельефной резьбы мастер будет трудиться час, а то и больше, то «Татьянка» позволит выполнить эту работу за более короткое время.

Еще одним достоинством «Татьянки» является то, что человек, освоивший ее технику, сможет без труда освоить и другие виды резьбы по дереву.

Сегодня существуют целые школы, где проходят обучение данному виду резьбы люди разного возраста. «Татьянка» хороша еще и тем, что если скульптурная резьба все же требует каких-либо навыков скульптора или художника, то «Татьянкой» может овладеть практически любой, кто пожелает заняться этим видом резьбы.

Для «Татьянки» используется древесина различных пород. Это может быть и ель, и дуб, и ольха, и липа, и осина, и береза. Другими словами, специальный инструмент может обработать как мягкую, так и твердую древесину. Главное, чтобы резцы были хорошо заточены. Но здесь хотелось бы обратить внимание на один момент: заточку резцов нельзя производить «под одну гребенку». Режущие части затачиваются с учетом каждой конкретной породы древесины. Если обработка древесины производится исправным и правильно заточенным инструментом, то получившаяся резьба не требует дополнительной обработки.

Заточка инструмента — дело не менее серьезное и ответственное, чем сама резьба по дереву. Специальные инструменты для «Татьянки» может заточить только обученный этому мастер. Но это не значит, что при затуплении резцов домашний умелец должен заниматься поисками специалиста по заточке этих инструментов. Начинающему резчику по дереву достаточно овладеть правкой резцов, для чего используется шкурка и войлочный круг.

Так как «Татьянка» — резьба многослойная, большое значение имеет порядок (этапы) работы. Для вырезания того или иного фрагмента необходим свободный доступ инструмента к обрабатываемому участку. Если поверх «недоделанного» фрагмента мастер вырежет новый, то «спуститься этажом ниже» будет достаточно сложно. Еще больше трудностей может возникнуть с прорезанием «нижнего» фрагмента в то время, когда «сверху» уже будут находиться другие слои, содержащие готовый рисунок. В этом случае мастеру будет практически невозможно обработать «нижний этаж». Но даже если его старания увенчаются успехом, нет гарантии того, что не пострадают изображения на более высоких уровнях (слоях). Всё это говорит о необходимости досконального изучения предполагаемого рисунка, а также о том, что каждый этап работы должен быть внимательно «прокручен» в голове. В момент такого «прокручивания» умельцу следует определить, какой инструмент на каком этапе работы необходимо использовать. Так как разговор идет о древесине, а не о глине, случайно срезанный слой вернуть на место практически невозможно. А произойти такая неприятность может из-за неправильно выбранного инструмента. Кстати, это относится не только к «Татьянке», но и к другим видам резьбы по дереву. Что же касается «Татьянки», которой мы сегодня уделили внимание, то следует отметить перспективность данного вида резьбы. Есть у «Татьянки» и еще один плюс: домашний мастер, овладевший этим ремеслом, без работы не останется и в случае финансовых затруднений всегда сможет заработать не только на хлеб с маслом, но и на нечто большее. Деревянные изделия, содержащие «Татьянку», пользуются большой популярностью и спросом. Но стоит ли тратить деньги, когда есть все возможности для самостоятельного освоения этого вида резьбы. Конечно, на первом этапе без помощи мастеров не обойтись, но это будет лишь первым шагом к тому, чтобы самому стать мастером.

Мастер-класс по заточке полукруглых стамесок

  • Размер шрифта: БольшеМеньше
  • Просмотров: 9224

Всем привет. На связи Дмитрий Дереворез и сегодня подробно о важнейшем компоненте в резьбе по дереву — заточке инструмента!

Каждому мастеру для успеха в его ремесле необходим качественный инструмент. Для резчика по дереву таким подспорьем являются остро заточенные стамески, ножи, клюкарзы. Перед тем как начать работу, резчик должен грамотно их подготовить, доведя до необходимой остроты. Вы спросите — можно ли работать тупым инструментом? Это все равно, что дать живописцу в руки кисть без волокон и попросить его написать картину! Плохо заточенный инструмент сведет на нет все старания резчика, а в результате вместо резьбы получится «художественное ковыряние»…

Так как же заточить режущий инструмент правильно? Об этом расскажет нам в своих видеороликах, на примере заточки полукруглой стамески, Простянкин Валерий Алексеевич — признанный мастер плоскорельефной резьбы.

Сразу хочу заметить, Валерий затачивает стамеску для своих нужд, а именно для определённой плоскорельефной резьбы и всечки (о творчестве Валерия в статье). Для этих целей необходим очень острый угол заточки. Далеко не всем он подойдёт. Н-р, для резьбы по твёрдым породам не подойдет точно. Режущая кромка будет быстро тупиться или выкрашиваться. Помните, в Мастер-классе Валерий Алексеевич демонстрирует только основной принцим заточки! А уж угол, выбор абразива для ручной доводки и прочие нюансы вы должны определять каждый сам для себя, ориентируясь на свои задачи в резьбе.

Обработка на точиле

Заточка полукруглой стамески выполняется в несколько этапов. Для первичной обработки потребуется обычное точило, которое можно купить, либо изготовить самостоятельно, как это сделал автор ролика. Мастер доходчиво демонстрирует на видео процесс заточки. Сначала он выравнивает режущую кромку. После этого стамеска совсем затупится, но будет иметь ровный торец, который и нужно в дальнейшем затачивать.

Не забывайте пользоваться защитными очками, ибо окалина попавшая в глаз может дать вам массу ненужных проблем!

Дальше смотрим кино, там всё очень наглядно. Единственное, чем я мог бы дополнить мэтра, это советом прикладывать стамеску к камню без какого либо нажима, чтобы избежать перегрева металла! Дело в том, что для изготовления инструмента применяется закаленная сталь, обладающая высокими режущими свойствами. Однако в ходе обработки на точиле металл стамески может сильно перегреться и утратить свои рабочие характеристики. Это станет заметно по появившимся на его поверхности цветам побежалости. Чтобы не допустить такого результата, в процессе обработки на точиле стамеску необходимо периодически окунать в воду. Не забудьте заранее поставить рядом с точилом емкость с водой!

Как определить момент окончания заточки на точиле?! Это очень просто. На всей режущей кромке должны появиться заусенцы, на профессиональном сленге называемые «переточкой». Если кромка где то блестит и там нет переточки, продолжайте затачивать.

Итак, визуальные критерии правильной заточки на точиле:

  1. 1. На кончике не должно быть цвета побежалости;
  2. 2. Равномерная «переточка» по всей кромке.
  3. 3. Фаска должна быть однородной, т.е идеально повторять радиус камня

Схема заточки

Валерий Простянкин очень доходчиво, что называется «на пальцах», даёт бесплатный теоретический урок по заточке. Внимательно смотрим видео!

Предлагаемый в ролике способ заточки получил в среде профессионалов название «Бритвенный» по аналогии с опасной бритвой. Валерий Алексеевич схематично показывает на рисунке, как должна выглядеть фаска стамески после точила и какие преимущества это дает. Смысл теории в том, что правильно сформированная рабочая часть инструмента позволит в дальнейшем с легкостью доводить его вручную до необходимой остроты при помощи наждачного бруска и избавит от необходимости перетачивать стамеску каждый раз на точиле.

Доводка стамески вручную

На следующем ролике автор наглядно демонстрирует, как выполнить доводку стамески вручную при помощи наждачного бруска.

Читать еще:  Как выбрать компрессор для покраски автомобиля

Брусок нужно постоянно смачивать, иначе он быстро засалится и перестанет выполнять свои функции. Зерно абразивного бруска должно быть значительно меньше, чем у камня на точиле.

Весь смысл ручной доводки сводится к шлифовке заданной на точиле фаски абразивами разной зернистости, постепенно уменьшая зернистость до нуля.

Внимание! Самый главный секрет Бритвенной заточки! Если вы на точиле сделали всё так, как рассказано в теотетическом ролике, поставьте фаску стамеси на ровную поверхность абразивного бруска. Она будет касаться поверхности только в двух точках: самым кончиком и жопкой, т.е не нужно будет шлифовать всю длину заданной на точиле фаски. При доводке о поверхность бруска будет тереться только носик и жопка фаски!

Аккуратно, волнообразными движениями, повторяющими радиус стамески, Валерий приступает к доводке. Кам мы помним, на точиле мы уже получили «переточку». Теперь, доводя стамеску вручную на бруске более мелкой зернистости, основная задача постепенно избавиться от переточки. Важно: заусенцы ни в коем случае нельзя обламывать! Они сами постепенно исчезнут в процессе доводки.

После манипуляций на бруске шероховатость фаски значительно снизится. Далее можно переходить на мелкозернистую наждачную бумагу (или брусок с более мелкой зернистостью) и продолжить заточку и полировку с помощью неё. Обратите внимание, Валерий правит не только фаску, которую задавал на точиле. Чтобы «переточка» окончательно исчезла он обрабатывает ещё верхнюю полукруглую поверхность стамески. Только после полного визуального исчезновения заусенцев инструмент можно считать готовым к работе. Но если вы смотрели ролик внимательно, Валерий Алексеевич после абразивной обработки последние штрихи заточки делал на «тряпочке» с нанесённой пастой Гои. Паста полирует поверхность и ещё больше снижает шероховатости поверхностей стамески. Вместо «тряпочки» можно использовать кожу с пастой Гои.

Визуальный результат после ручной доводки:

  1. 1. «Переточка» должна исчезнуть;
  2. 2. Поверхность фаски должна быть такой же полированной, как верхняя поверхность стамески;
  3. 3. Режущая кромка не должна блестеть.

Не пытайтесь достичь результата как можно быстрее. Эта работа требует тщательности и терпения. На качественную доводку одной стамески, как правило, уходит 15-20 минут.

Контроль качества заточки

Осталось проверить качество заточки. Валерий Простянкин выполняет пробные резы на дощечке груши поперёк волокон.

След от реза должен быть идеально гладким и блестеть. Это признак того, что инструмент заточен классно! Если же в процессе теста появляются задиры, замины, дерево начинает крошиться, . пересмотрите ролики МК, перечитайте эту статью ещё раз и делайте работу над ошибками.

Друзья, ещё раз хочу заострить ваше внимание на том, что острый инструмент — это залог успеха в резьбе по дереву. Не пытайтесь резать стамесками заточенными по принципу «и так сойдет». Ведь не зря в специализированных школах резьбы учеников не подпускают к дереву, пока те не научатся классно точить инструмент!

В заключении мне остаётся только выразить огромную благодарность Валерию Алексеевичу Простянкину за прекрасный мастер-класс. Автор роликов бескорыстно поделился личным опытом в данном вопросе. Возможно, его рекомендации пригодятся и Вам.

форум моделистов Судомоделизм

ShipModeling форум моделистов Верфь на столе

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Список форумовМодели. Форум моделистов сайта shipmodeling.ruМатериалы и инструменты
  • Поиск
  • Темы без ответов
  • Активные темы

Резьба по дереву Татьянка

Резьба по дереву Татьянка

Re: Резьба по дереву Татьянка

#2 Сообщение п-авел » Вт фев 09, 2010 23:21

Re: Резьба по дереву Татьянка

Re: Резьба по дереву Татьянка

#4 Сообщение Klostr » Ср фев 10, 2010 0:05

Re: Резьба по дереву Татьянка

#5 Сообщение norik122 » Ср фев 10, 2010 8:45

Re: Резьба по дереву Татьянка

#6 Сообщение Leshko » Ср фев 10, 2010 11:55

По инструментам для резьбы можете посмотреть ЗДЕСЬ . Там показан и мой набор инструментов, в придачу к тому — имеется пара косяков и несколько плоских стамесок.

Пробовал делать из надфилей и напильников, но результатом не очень доволен — обратная проблема — при отменной заточке лезвие крайне хрупкое и легко крошится. Тут уж как повезёт, иные инструменты служат неплохо.
Предпочитаю инструментальные быстрорежущие стали — сломанные, изношенные металлорежущие инструменты. Это дисковые фрезы или пилы по металлу — для различных ножей-косяков. Метчики и развёртки — для круглых стамесок. Так же есть парочка из подшипников.

Итак, взгляните:

1 — полукруглая изогнутая стамеска из наружной обоймы шарикоподшипника, хвостовик припаян медным припоем. Забыт каким-то резчиком поле закрытия предприятия. Быстро тупится, видимо отожгли при пайке и плохо закалили. Хвостовик надо было-бы отогнуть вверх. Неудобшый, 3
2 – Ложечный резец – внутренне кольцо подшипника (D=22) приварен к хвостовику – пруток 8мм сталь35. Помимо ложек и чаш применялся при переработке яблок в варенье для вырезки сердцевины Доволен, 4+
3 – покупная стамеска – углеродистая сталь. Не знаю, чьё производство, но – Россия. 5+++!


4 – четыре полукруглых стамески, сделаны на заводе на заказ. 4
5 – выточена из дорна (инструмент для калибровки отверстий). Сердцевина мягкая, наружный слой – твёрдый, что было удобно при изготовлении. 5+++


6 – обычное спиральное сверло. Малость чудно, но работать можно, да и сталь хорошая. 4
7,8 – изготовлены из развёрток d=8мм. Исходный контур – 6 пазов по окружности, лишнее сточено как показано ниже:

9 – маленький v-образный резец из надфиля. Точил то ли вручную алмазным трехгранным надфилем, то ли алмазным отрезным дискос для бормашины, из арсенала стоматологов. То крошиться, то гнётся.. Не пользуюсь, 2
10 – плоская 8 мм стамеска , из метчика. Быстрорежущая сталь — покупные стамески отстали далекооо. 5+++

Когда обзаводился инструментами был доступ в инструментальный цех на заводе, а в нём свалка поломанного инструмента. Так что делал из того, что оказалось под рукой.

Узкую V-образную канавку удобно точить тарельчатыми дисками для заточки диковых пил и фрез. У меня эльборовый диск с посадочным отварстием 32мм, насаживаю на электрическую дисковую пилу. Так что резцы подобные №7, 8, 9 на сегодняшний день выточил бы с его помощью. В отличии от отрезных дисков болгарки лучше качество поверхности после протачивания и меньше нагрев металла. Также нет риска ободрать ещё и руки, поскольку абразив более мелкий.

Стамески Татьянка

Созданы в конце 1993 года на основе анализа инструмента разных изготовителей и собственных разработок автора резьбы «Татьянка» Сасыковым Шамилем.

Стамески предназначены для ручной резьбы без применения молотка, киянки. Срезание дерева производится только за счет приложения усилия рук. Металлическая часть: стебель стамески изготовлен из стали Х12МФ1 способом многократного прессования металла, дальнейшее покрытие — воронение. Деревянная часть: ручка изготовлена из бука и многократно покрыта лаком НЦ-222. Металлический колпачок из полированной латуни. Нумерация стамесок производится на металлической поверхности с внутренней или внешней стороны.

Нумерация произвольная и не всегда соответствует данному радиусу стамески. Заточка лезвия производится по формуле: 6h, 8h, где h — толщина стебля. Заточка, особая и специальная, предназначена для вырезания по древесине липы, осины, ивы, ели, тополя и ольхи. Закалка металла позволяет срезать древесину и более твердых пород: дуба, сандала, яблони, березы и прочих., но делать это не рекомендуется по причине тонкости металла стамесок и самого лезвия при столь малом угле заточки. Для работ по более плотной и твердой древесине угол заточки должен быть другим (рассчитан по формуле: 3h, 4h) и предназначен только для срезания, исключая какие-либо ударения чем-либо.

Следует помнить, что инструмент создан для быстрого динамического срезания больших объемов такого мягкого материала, как древесина липы, позволяющего производить подобные работы. Важно, чтобы не только заточка лезвия была сделана тонко, но и сам стебель был соответственно тонким, поскольку все это сводит к минимуму возможность скалывания дерева. При этом работа инструментом не должна быть физически тяжелой и утомительной. Стамески должны просто срезать движением вперед, но не отрывать или раскалывать древесину. Если этим пренебречь, можно просто сколоть лезвие. Не рекомендуется применять стамески не по назначению.

  1. Инструмент штампованный. Сталь Х12МФ1 (толщина 1 мм)
  2. Инструмент фрезерованный. Сталь У12А (толщина 3 мм)
  3. Инструмент штампованный. Сталь 65Г (толщина 2 мм)

Заточка стамесок по дереву

Инструменты для работы с деревом требуют правильного ухода, одним из пунктов которого является правильная и качественная заточка. При этом затачивают стамески, долота и ножи стругов совершенно по разной схеме. Особенно сложно производится заточка стамески, так как в процессе проведения работы одновременно нужно учитывать и сохранять правильный угол наклона, не допустить перекаливания метала, хорошо заострить лезвие. Тогда инструмент будет точно резать дерево без малейших проблем.

Общие правила заточки

Перед тем, как приступить к заточке стамески, стоит учесть несколько общих правил выполнения такого рода работы:

  • Нужно точно определить угол заточки. Для этого требуется правильная фиксация фаски в приспособлении для проведения заточки. Правильный наклон подбирается для продольного и поперечного направления.
  • Изначально стоит определиться с типом оправы. Одна предназначена для выполнения работ на автоматизированном точильном круге. Вторая – для ручной заточки с помощью брусков и листового абразива.
  • Для работы используется абразив с зерном камня 300-400 мкм.
  • В конце работы для ручной доводки применяется абразив с зерном камня 50 или 80 мкм.

Заточка полукруглых стамесок для резьбы по дереву производится по той же схеме, что и плоских. Единственным отличием является количество этапов – у полукруглой все стороны и части лезвия затачиваются отдельно.

Общие правила относительно того, как заточить полукруглую стамеску:

  • Сначала нужно затупить режущую кромку. Это позволит выровнять торец.
  • Далее выбирается угол в 20-25° для полукруглого профиля лезвия и производится его обработка. Иногда приходится делить плоскость металлической детали на несколько частей и проводить заточку каждой поочередно.
  • Далее проводится дополнительная обработка на абразиве с крупным зерном.
  • Последним этапом станет доводка.

Часто одну и ту же схему используются для стамесок и ножей рубанков. Это неправильное решение, так как сами инструменты (соответственно и их составляющие), их принцип работы и строение совершенно разные.

Чтобы не делать ошибок при обработке режущей части инструмента, нужно точно знать, чем отличается заточка стамески от ножа рубанка. Чтобы более точно определить отличия стоит рассмотреть следующую таблицу:

Сравнение заточки стамески и ножа рубанка

Обработка стамескиНожи для рубанка
Сначала используется абразивный круг с мелким зерном, а доводка производится посредством использования крупного абразива.Первичная обработка осуществляется крупным абразивом, исправление недочетов – мелким, а доводка и финишная полировка и вовсе посредством использования кожаного ремня или кожаной полоски.
Процедура может проводиться вручную и с помощью автоматизированного круга.Производится заточка только на автоматизированных кругах с разной абразивной крупностью зерна. В противном случае процедура займет много времени.
Угол заточки обычно варьируется от 25° до 35°.Угол для ножа рубанка при заточке может составлять 25° — 45°.
Наклон фаски определяется в соответствии с толщиной металла стамески.Наклон лезвия ножа при заточке подбирается в соответствии с толщиной древесины, с которой придется работать.

После таких сравнений сразу же становится понятно, чем отличается заточка стамески от ножа рубанка. Разница достаточно разительная и должна учитываться в процессе подготовки того или иного инструмента для работы с деревом.

Инструменты и материалы для заточки

Для заточки стамески нужны такие инструменты и материалы:

  • станки горизонтального и вертикального типа;
  • точило;
  • наждачная бумага на бруске;
  • абразивы в виде листа;
  • специальные фиксаторы и рамки;
  • ткань или войлок для полировки.

Дополнительно пригодятся оправы с угловой регулировкой (желательно использовать заводской вариант) и устройство, благодаря которому можно формировать наклон на фаске с помощью специальных клиньев (можно применять самодельное приспособление).

Дополнительно точилом затачивают стамески, долота, ножи стругов и рубанков.

Эти же инструменты и материалы можно использовать, если нужно обработать нож под рубанок.

Применение круга и наждачной бумаги

Натачивание лезвий осуществляется посредством использования точильных кругов и наждачной бумаги. В процессе механической обработки нужно использовать несколько видов точильных кругов со средним и низким уровнем жесткости.

Наждачная бумага применяется в процессе «подгонки» идеальных форм металлической части. Такой материал используется в момент выполнения исключительно ручной работы.

Техника выполнения заточки своими руками

Относительно того, как в домашних условиях наточить стамеску используется определенный алгоритм, который определяется точной последовательностью выполнения работы:

  1. Подготовка.
  2. Формирование угла заточки.
  3. Обработка резца.
  4. Итоговая полировка.
  5. Доводка.

Если придерживаться точно указанного плана, то можно наточить стамеску уголок, плоскую, округлую и любую другую.

Подготовительный этап

Затачивание стамески, долота, ножа стругов начинается со шлифовки поверхности фаски. После проведения данной процедуры на металле не должно быть никаких сколов, раковин, засечек или царапин.

В процессе работы на наждачном круге нужно следить за тем, чтобы металл не перекалился. Для этого его периодически нужно опускать в холодную воду.

При этом затачиваемая поверхность должна точно выставляться под нужным углом в продольном и поперечном положении. Обычно для этого используется самодельный инструмент-зажим, который изготовлен из нескольких брусков.

Правка под углом и создание фаски

Лезвие нужно зафиксировать под углом 25°. Далее производится правка скосов фаски. Если присутствует серьезное изменения в геометрии, то в качестве инструмента для коррекции стоит выбирать точильный станок. Если требуется незначительная коррекция, то работу можно произвести следующим образом:

  1. Обработать фаску с помощью абразивного бруска. Следует повторять наклоны лезвия в продольном и поперечном положении.
  2. Далее проводится тест на соблюдение геометрической точности кромки фаски – линии должны располагаться строго под прямым углом относительно полотна.
  3. Потом осуществляется финишная обработка для улучшения режущих свойств.

На данном этапе правка фаски может считаться завершенной.

Особенности обработки резца

Резец для заточки стамесок нужно обрабатывать в соответствии с такими рекомендациями:

  • В первую очередь подготавливается плоская часть режущего полотна. Двигаться нужно постоянно по одной и той же траектории вдоль всей длины камня.
  • Следующим этапом станет смена положения лезвия – обрабатывается основная часть, которая непосредственно используется в процессе резьбы дерева.
  • Если на полотне остаются заметные засечки от крупного абразива, стоит начать обработку на камне со средней зернистостью.
  • Когда производится финишная заточка фаски, то необходимо определить 2 мм в центре резца. Эта зона затачивается под углом в 5-7°. Достаточно всего несколько точных движений.

Если производится серьезная коррекция не только относительно остроты полотна, но и удаление дефектов целостности, то заточка занимает 1 часа.

Финишная полировка

Финишная полировка может производиться несколькими способами с применением разных вариантов материала:

  1. кожаная полоска (ремень) с использованием специальной пасты;
  2. деревянная поверхность, обработанная моющим средством для посуды;
  3. войлочный круг для полировки с использованием полировочной пасты.
Читать еще:  Вибрационный погружной насос: принцип работы, устройство и технические характеристики

Выбор осуществляется в соответствии с наличием конкретного набора полировочных приспособлений.

Выполнение доводки

При необходимости производится доводка лезвия. Можно сделать это посредством использования абразива с зерном 600 мкм. Достаточно всего нескольких движений, чтобы сделать металлическую часть идеальной по форме и остроте. В данном процессе важно осуществлять движения только в одном направлении, чтобы не нарушать уже заданные параметры наклонов фаски, не повредить поверхность метала.

Заточка стамески в домашних условиях занимает всего 10 минут времени, если нет проблем с целостностью лезвия. В противном случае придется дополнительно устранять мелкие дефекты с поверхности режущей части инструмента. В процессе заточки важно правильно выставить угол фаски и следовать заданной геометрии режущего полотна до самого конца.

Резьба по дереву «Татьянка»: выбор инструментов и материалов для работы

Техника резьбы по дереву «Татьянка» появилась относительно недавно. Она была запатентована в 1991 году Шамилем Сасыковым, руководителем авторской художественной школы «Татьянка-Центр» и автором нескольких монографий по технике этого вида резьбы.

Особенностью техники «Татьянка» является единичность и уникальность каждой операции резания, что требует использования специальных инструментов и применения оригинальных приемов. Большинство изделий, украшенных этой резьбой, являются авторскими, дизайнерскими работами, а предметы, украшенные ей, являются настоящими произведениями искусства.

Особенности выполнения резьбы

Любая авторская резьба по дереву имеет свои специфические особенности, без соблюдения которых она превращается в обычный декоративный резьбовой орнамент, геометрического или флористического типа.

Основные принципы «Татьянки», следующие:

    Подбор инструмента осуществляется с учетом особенностей древесины – ее твердости, фактуры и структуры. Работа проводится только остро отточенным инструментом. С учетом того, что резьба «Татьянка» является многослойной, к обработке каждого последующего слоя приступают после завершения рисунка или орнамента предыдущего. Многослойность резьбового поля требует соблюдения особой тщательности при поэтапной обработке слоев. При некачественном или неправильном выполнении предыдущего слоя устранить его дефекты последующим резанием древесины практически невозможно. В отличии от сквозной, плоско-выемчатой скульптурной и рельефной резьбы овладение навыками «Татьянки» занимает более кроткое время. Выполнение художественных резьбовых работ требует не только специального инструмента, но и правильного организованного рабочего места.

Характеристика рабочего места

Для выполнения резьбовых работ в технике «Татьянка» резчику, вне зависимости занимается он этим ремеслом профессионально или резьба его хобби, требуется специально отведенное место.

Идеальным решением этой проблемы является столярный верстак, мольберт с изменяемым углом наклона столешницы, установленный на жестких опорах, или специальный рабочий стол. Любители часто используют обычный кухонный стол, на который сверху укладывают чертежную доску размерами более чем 20,0×20,0 сантиметров.

Учитывая кропотливость процесса резки дерева и различие твердости древесины различных пород, что требует большей или меньшей толщины однократно отрезаемых стружек, рабочее место должно иметь правильно организованное освещение.

Световой поток не должен давать бликов от окружающей обстановки и минимизировать тень от руки и инструмента. Идеальным решение является комбинированной освещение, когда яркий источник рассеянного света дополнен фокусным излучателем направленного действия, положение которого можно менять.

Особенности выполнения работ

Наилучшим материалом для выполнения резьбы в стиле «Татьянка», по мнению большинства резчиков, особенно начинающих, является липа. В процессе вырезания рисунка деревянная заготовка должна иметь определенную влажность, и самое главное не пересушиваться. Поэтому заготовку периодически увлажняют.

К сожалению определенных критериев, к влажности не существует и ее, как и в любом творческом процессе, подбирают опытным путем — методом проб и ошибок. По мнению большинства любителей художественной резьбы, для поддержания дощатой заготовки в надлежащем состоянии, достаточно смачивать ее торцы, не переувлажняя их.

Для изготовления кухонных досок, поддонов, подносов и других предметов кухонной утвари с плоской поверхностью. Доска-заготовка должна иметь ровную поверхность, с однотипной древесной структурой без сучков.

Опытные резчики наоборот считают сучки дополнительным элементом декора и умело обыгрывая их, элегантным резьбовым рисунком, создают эксклюзивные композиции. Достаточно оригинально смотрятся изделия, украшенные резьбой «Татьянка» и дополнительно декорированные другими техниками – аппликацией, лепкой, рисунком, гравировкой.

Если срез доски производился вблизи коры с растянутым размещением рисунка древесных слоев, то от такой заготовки лучше отказаться. Идеальным вариантом являются доски, полученные из центральной части бревна, граничащей с его сердцевиной. Кроме того, доски, выпиленные с из крайних частей бревна, достаточно тяжело обрабатываются и требуют остро заточенного инструмента.

У неопытных резчиков могут появляться неровные и занозистые срезы. На краях заготовки не исключены сколы по крайним слоям, образованным срезом вдоль годичных колец древесины.

Выбор инструмента

Учитывая все возрастающую популярность домашнего рукоделия, и то что резные самостоятельно изготовленные изделия являются прекрасным средством декорирования интерьера, сегодня для резчиков, работающих в технике «Тальянки», выпекаются специальные наборы инструмента. Их можно заказать через систему интернет-торговли. В набор новичка входят две стамески, с полукруглым и прямыми краями разных типоразмеров и нож-косяк.

Следует учитывать, что промышленно выпускаемые инструментальные наборы предназначены для работы с мягкими, лиственными породами древесины. Опытные мастера, работающие с дубом, кедром и ценными сортами дерева предпочитают индивидуальный заказ инструмента.

Видео

Из приведенного ниже видеоурока вы узнаете, как правильно подготовить инструменты для работы.

Обучение художественной резьбе по дереву в технике татьянка

Художественная резьба по дереву всегда интересовала любителей декоративной обработки древесины. Необычные деревянные фигурки, предметы декора и мебели с изображениями сцен из жизни людей всегда пользовались особой популярностью. Множество стилей работы с древесиной доступно не только профессиональным мастерам, но и любителям. Широкую известность завоевала техника художественной резьбы по дереву «татьянка».

История появления

Добиться успеха в резьбе можно не только талантом, но и регулярным повторением изученного, улучшением полученных навыков. Каждому, кто начинает заниматься резьбой по дереву, нужно подробно рассмотреть разные её техники. Все они помогают создавать отличающиеся друг от друга элементы декора. Стиль «татьянка» возник ещё в конце XX века. Создал его Шамиль Сасыков, который был мастером художественной школы резьбы по дереву. Он детально изучил технику и выявил все возможные тонкости и секреты.

Особенности техники

Возникший в 1990 году после удачного творческого эксперимента стиль превратился в отдельную систему. Полностью изучили такое направление резьбы уже около 10 тысяч мастеров.

Главной особенностью техники резьбы по дереву «татьянка» является то, что обработка декоративного элемента проводится с помощью специального инструмента для резьбы лишь один раз. Такой способ помогает создавать разные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие стили резьбы по дереву, длительность работы значительно увеличивается. При применении «татьянки» от мастера требуется минимум свободного времени.

Инструмент для работы важно подбирать с учётом всех особенностей древесины, которая может быть как мягкой, так и твёрдой. Они должны быть качественно заточенными, так как в ином случае работать будет неудобно. Стиль такой резьбы относится к многослойным, поэтому он подразумевает переходы от одного этапа работы к другому. Если мастер вырежет первый декоративный слой неправильно — следующие элементы красиво и изящно оформить не получится.

Чтобы добиться шедевра резьбы по дереву, нужно внимательно рассмотреть каждый этап художественной обработки изделия. Поэтапное выполнение работы, а также равномерное расположение элементов на поверхности доски необходимо продумать как можно тщательнее. Обрезанную из-за одного неправильного движения часть восстановить не получится.

Художественная обработка таким способом считается довольно перспективной. Если обучиться этому методу резьбы в домашних условиях, можно всегда найти для себя работу. Изделия в технике «татьянка» пользуются популярностью среди покупателей.

Существуют и другие способы резьбы для начинающих мастеров: сквозная, плосковыемчатая, скульптурная, а также рельефная. В отличие от них, авторская резьба «татьянка» требует от мастера не так много труда и времени.

Способы работы

Резьба по дереву, в зависимости от используемой техники, в обязательном порядке должна проводиться соответствующими инструментами. Так, для сквозной резьбы, которая отличается объёмностью создаваемых изделий, применяется пила, стамеска или лобзик. Такой способ называют ажурным, он активно используется для декорирования дома.

Характерный объём придают вещам с помощью рельефной резьбы. Главное требование в этом случае — выполнение рисунка на одном уровне с общим фоном или немного выше него. Плоскорельефный вид резьбы предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон и рисунок должны располагаться на одном уровне, во втором — рисунок выполняется выше полученного фона.

Необычные работы с помощью бензопилы получили распространение в последнее время. Резьба скульптурного формата — более сложная техника, но вместе с тем интересная и необычная. Создание правильных и гармоничных пропорций из необработанного дерева помогает создать из материала необычное животное или строение. Чаще всего опытные мастера прибегают к помощи воображения, делая скульптуру более естественной.

Перед более сложным этапом работы следует потренироваться на лёгких эскизах, воспользовавшись пособиями по резьбе, в которых можно найти простые схемы и зарисовки с подробным описанием. Для начала нужно вырезать фигурки небольшого диаметра, учитывая при этом более точное оформление и детализацию. Правильная резьба нуждается в постоянном оттачивании навыков, что помогает со временем повышать качество изделий.

Плосковыемчатая обработка древесины подразделяется на следующие разновидности:

  • геометрическая;
  • нитевидная;
  • черно-лаковая;
  • контурная резьба.

Чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо предварительно подготовить простые эскизы, стамеску, код и дерево. Создание геометрических контуров и узоров на изделии подразумевает под собой вырезание ромбов, квадратов, шестиугольников под разными углами. Следует сделать углубление с помощью стамески под углом в 90°. Рядом под острым углом нужно создать красивый рисунок, используя для этого скобки на изделии из древесины.

Контурная резьба включает в себя формирование круглых желобков и треугольников посредством нанесения рисунка. Специалисты рекомендуют перед началом работы покрыть поверхность изделия лаком или краской чёрного цвета, а после вырезать запланированные рисунки.

Подготовка рабочего места

Художественная резьба должна проводиться на тщательно подготовленном рабочем месте. Мастеру нужно найти любую деревянную плоскость с ровной поверхностью. Лучше всего для работы подойдёт стол или верстак, так как они отличаются устойчивостью и имеют столешницу, которая упрощает работу.

Допускается использовать полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертёжную доску 20 х 20 см. Это сохранит целостность поверхности и защитит инструмент от поломки, если он случайно воткнётся в столешницу. При создании детали учебная доска не крепится, её можно использовать без упора. Если для работы используется липа — важно помнить, что она отличается особой мягкостью, поэтому может упереться в более твёрдую деталь. После этого на дереве возникнут непривлекательные ямки и повреждения.

Освещение в помещении должно иметь широкий или натуральный спектр, так как процедура считается довольно сложной и требует осторожности. Свет не должен отражаться от доски в глаза мастеру.

Намеченные карандашом эскизы будут со временем стираться при работе, в результате дерево должно остаться полностью чистым без цветовых контрастов. Неровный рельеф, отбрасывающий дополнительные тени, можно легко различить.

Подсыхающую во время работы поверхность нужно время от времени опрыскивать, чтобы сохранить её в рабочем состоянии. Влажность в помещении должна колебаться от 12 до 15%.

Доску можно увлажнить заранее, смочив её торцы. Каждая доска имеет свои параметры, поэтому определить её влажность можно лишь опытным путём.

Необходимые материалы

Древесина для резьбы должна отличаться гладкой поверхностью без характерных вмятин. На деревянном изделии не должно быть сучков либо других дефектов. Если мастер решил использовать для работы древесину с сучками, их можно задекорировать во время работы. В дальнейшем можно улучшить общий вид композиции, применив технику резьбы «татьянка». Для работы нужны следующие материалы:

  1. Наилучшим материалом для художественной резьбы в стиле «татьянка» считается липа. Она не только быстро режется в любом направлении, но и хорошо подходит для начинающих мастеров. При выборе древесины необходимо внимательно осмотреть торец материала. Чаще всего выбирают плотную однородную древесину без характерной рыхлости.
  2. Если доска находится рядом с корой, то есть возле края бревна, где слои по отношению ко всей поверхности располагаются полого, плотную древесину можно не использовать. Такая доска легко делится на две отдельные части. По древесине с однородной плотностью резьба выполняется более качественно.
  3. Вариант создания слоёв под определённым углом к поверхности доски и формированием косослоя считается более подходящим. Резать поверхность такого типа разрешено только по направлению волокон. Если обработку материала нужно провести в другом направлении, то слои будут уходить в них, так же как и стружка, идущая от стамески.

Всё это приводит к формированию занозистых участков на изделии, а также острых сколов. Наличие любых включений в материале всегда отрицательно влияет на обработку древесины.

Если нужно сделать перерыв между работой, не следует накрывать учебную доску мокрой тканью либо оборачивать целлофановым пакетом. Это приведёт к развитию микробов, бактерий, потемнению доски и распространению плесени. Доски лучше всего хранятся внутри помещений, где отсутствует отопление, — на балконе, в бане, сарае. Запрещено хранить учебные доски на солнце, в подвале, ванной комнате и холодильнике.

Основные инструменты

Чтобы работа проходила более качественно, следует предварительно подготовить набор инструментов для резьбы. Он должен иметь характеристики, рассчитанные для обработки пластичных пород дерева. Если использовать заводские либо самодельные приборы, они не справятся с задачей, а только повредят поверхность, так как не совпадут с ней по характеристикам.

Если новичок будет применять для работы другие резцы по дереву, это значительно осложнит процесс обучения, а сам тип работы не поменяется. Чтобы обучиться более лёгким орнаментам на древесине, важно приобрести специальный ученический набор. В нём будут:

  • стамески № 6 и 17;
  • нож-косяк.

Стамески для обучения должны быть полукруглого типа (радиусные) среднего размера. Они отличаются профилем лезвия, которое при поперечном сечении создаёт часть круга. Если разместить стамеску на древесине торцом, а после повернуть её вокруг оси, нож должен свободно прорезать поверхность, замкнув окружность.

Стамески, которые применяются в работе, должны делать глубокий срез, поэтому важно, чтобы они отличались манёвренностью и хорошо подходили для неопытного мастера. Нож-косяк — это главный инструмент для резьбы. Такое название было дано ему из-за формы его лезвия, которое отличается косым срезом. Нож-косяк применяется для средней руки. От ручки до пятки он должен иметь такую длину, чтобы пятка свободно доходила до руки мастера.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector