Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Требования к щебню для строительства железных дорог

Виды щебня для дорожного строительства

Объемы производства щебня превышают 3 млрд. кубометров в год. Доля России составляет около 5% от этой суммы, причем примерно 70 млн.м3 ежегодно используется в дорожном строительстве.

В общей стоимости строительства автомобильных дорог расходы на материалы превышают 60%. От их качества во многом зависит безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта, а также потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта.

Щебень, применяемый в дорожном строительстве можно разделить на две группы:
— осадочные скальные и рыхлые горные породы. К этой группе относятся известняк, доломит и другие породы, крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм. Преимущественно такой щебень используется для устройства оснований одежд дороги.
— метаморфические и магматические горные породы — гранит, габбро, диабаз фракций 5-20 и 20-40 мм. Используется для нижних слоев покрытий.

Гранитный щебень:
— Содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в процентах по массе 18-25. Объемный насыпной вес щебня 1,37 т.м3
— Морозостойкость щебня F-400
— Марка гранитного щебня по прочности 1400
— Марка щебня гранитного по износу И-1
— Содержание в щебне зерен слабых пород 0,2-3,5%
— Гранитный щебень соответствует ГОСТ 8267-93

Гранитный дорожный щебень — эффективное и износостойкое дорожное покрытие.

Щебень фракции 5-10 мм — самый лучший крупный заполнитель для высокомарочного бетона, применяемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40, 40-70 также пользуется устойчивым спросом и применяется в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек автомобильных дорог.

Известняк — уникальный строительный материал, обладающий высокой устойчивостью к температурным перепадам — он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив своих прочностных характеристик.

Применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое, как асфальт, плотный грунт или бетон.

Известняковый щебень — менее прочный, чем гранитный, однако очень хорошо справляется со своими задачами в дорожном строительстве.

Известковый щебень:
— Содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в % по массе 10-12 % Форма зерен I
— Содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе 1,5-2 % (0-0,20%)
— Марка щебня по прочности (дробности) др. 11-16% М600(800)
— Содержание в щебне зерен слабых пород в % по массе 5-9 %
— Марка по морозостойкости известнякового щебня F 150
— Насыпная плотность щебня известкового 1300 кг/м3
— Влажность щебня 3-4%
— Пористость щебня 5,4-7,3 % Пустотность 48,1-50,8 %
— Водопоглощение щебня 2,5 %

В отдельную группу обычно выносится так называемый «кубовидный» щебень (фр.5-20, с содержанием зерен лещадной и игловатой формы менее 15 %). Часто в последнее время его называют «щебнем будущего».

Каковы его качества в сравнении с применением привычных видов щебня?
— он прочнее и его «трещинноватость» ниже;
— в 2-3 раза повышается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
— снижается расход щебня и связующих (битум, цемент);
— коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий;
— снижаются время и трудозатраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка вместо десяти при использовании обычного щебня).

Но нельзя забывать о такой важной характеристике щебня, как радиоактивность. Для строительства дорог используется гранитный щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг ).

Использование щебней и песка в строительстве железнодорожных путей

Использование щебней и песка в строительстве железнодорожных путей

Железнодорожные (далее по тексту – ж/д) пути предназначены для движения ж/д транспорта и представляют собой сложный комплекс дорожно-строительных сооружений.

Ж/д пути принято разделять на две составные части:

1. Верхнее строение пути (далее – ВСП), в состав которого входят:

  • рельсы;
  • рельсовые опоры со скрепляющими элементами;
  • дополнительные устройства типа противоугонов, контррельсов, отбойных брусьев и т.п.;
  • балластный слой, называемый также балластной призмой.

2. Нижнее строение пути, представленное земляным полотном и искусственными сооружениями – мостами, туннелями, водоотводными системами и т.п. Нижнее строение пути является непрерывной опорой ВСП.

Предназначение верхнего строения ж/д пути

ВСП выполняет три основные функции:

  • направление по рельсам колес движущегося транспортного ж/д средства (поезд, грузовой состав и т.п.);
  • восприятие и передача на земляное полотно динамических нагрузок от движущегося ж/д транспорта;
  • обеспечение безопасного и плавного движения транспорта при любых скоростях движения.

В качестве рельсовых опор под укладку рельсов используются деревянные или железобетонные шпалы (очень редко – брусья). Состыкованные между собой крепежными элементами рельсы крепятся к шпалам, образуя рельсошпальную решетку. Шпалы заглубляются в специально подготовленный балластный слой, опирающийся на земляное полотно.

На рис. ниже показаны основные элементы ВСП.

Предназначение балластного слоя

Балластный слой образован сыпучими материалами (щебень, крупнозернистый или среднезернистый песок, гравий, галечно-гравийные смеси, отходы асбестового производства и т.п.), уложенными на основной площадке земляного полотна. Непосредственно на балластном слое укладывается рельсошпальная решетка с соответствующим заглублением рельсовых опор.

Балластный слой используется в следующих целях:

  • для равномерного распределения давления от проходящих составов, амортизации ударных и вибрационных воздействий от них;
  • для обеспечения стабильного положения рельсошпальной решетки, не допуская ее вертикальных, боковых и продольных смещений;
  • для отвода от ж/д путей осадочной и грунтовой влаги.

Нормативные требования к ВСП и балластному слою изложены в сводах правил:

  • СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт», являющемуся актуализированной редакцией СНиП 2.05.07-91* и
  • СП 119.13330.2012 «Железные дороги колеи 1520 мм», представляющем актуализированную редакцию СНиП 32-01-95.

На железных дорогах постсоветского пространства применяются два вида конструкции ВСП:

  1. Балластный вид ВСП, используемый практически на 99% общей протяженности ж/д путей в качестве безальтернативного варианта для грунтовых земляных полотен.
  2. Безбаластный вид ВСП, применение которого наиболее рационально для недеформируемых нижних строений пути (мосты и туннели). В безбалластных конструкциях ВСП опорой для рельсов служат железобетонные плиты.

По аналогии с железными дорогами метрополитен является такой же транспортной рельсовой системой, конструкция которой состоит из ВСП и нижнего строения пути. В туннелях основанием под ВСП служит железобетонное полотно, в наземных линиях основанием является земляное полотно. Поэтому для туннельных путей метрострой балластные слои не обустраивает, шпалы укладываются непосредственно на железобетонное основание туннеля.

Материалы для балластного слоя

В соответствии с предназначением материалы балластного слоя должны отвечать следующим требованиям:

  • быть в достаточной степени высокопрочными и износостойкими;
  • не дробиться при уплотняющих нагрузках и подбивочных работах;
  • быть морозостойкими, не растрескиваться при температурных перепадах;
  • не выветриваться, не пылить при прохождении ж/д составов, не размываться осадочной влагой (дождь, снег, талые воды);
  • быть упругими, с амортизационными свойствами;
  • обладать высокими показателями внутреннего трения, обеспечивать полное сцепление частиц для сохранения стабильности и устойчивости ВСП;
  • хорошо пропускать влагу, чтобы избежать переувлажнения опорной площадки;
  • не допускать прорастаний травы и других растений;
  • быть достаточно дешевыми.

Материалы, соответствующие данным требованиям, регламентированы к применению сводом правил СП 37.13330.2012 (п.5.5.3). Для балластов различных типов используются щебни, асбестовые балласты, гравий, гравийно-песчаные смеси, шлаки и др. Наиболее подходящим материалом для балластов является щебень, лучше других обеспечивающий устойчивость и стабильность рельсошпальной решетки.

Для балластного слоя ж/д путей используется щебень с зерновыми фракциями 25-60 мм, требования к щебню изложены в ГОСТ 7392-2002 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия». Допускается щебень:

  • с сопротивляемостью удару более 75;
  • истираемостью не более 25%;
  • морозостойкостью F50;
  • кубовидной формы с содержанием лещадных зерен не более 18%.

Это важно! Наличие глинистых частиц или земли в щебне балластного слоя не допускается.

Особенности использования щебня для балласта в метрополитене

Негативной стороной применения щебней для строительства балластного слоя является интенсивное загрязнение балласта пылью от перевозимых сыпучих грузов.

Дополнительная информация. Мелкие частицы угля, песка, грунта и других пылевидных засорителей балласта проникают под уложенные шпалы, создавая грязевые корыта. В корытах начинает собираться осадочная влага, балласт разжижается и теряет свою однородность. Под шпалами могут образовываться пустоты, способные вызвать смещения шпал, перекосы пути, просадки грунта под рельсами. Щебеночный балласт необходимо периодически очищать, в отдельных случаях сплошная очистка поводится через каждые два-три года.

Очистка балласта является довольно трудозатратной процедурой, особенно осложненной для проведения в условиях туннелей метрополитена. Уже при строительстве путей второй очереди Московского метро было принято решение отказаться от щебня и перейти на безбалластные ВСП.

Согласно постановлению, которое приняло правительство Москвы от 4 мая 2012 года за №194-ПП «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2010 гг.», в 2017 году планируется сдать 16 новых станций метро и почти 20 км новых линий. В современных технологиях строительства подземок уже нет места насыпным балластных слоям. Однако на наземных участках и при входе в туннель щебень по-прежнему востребован.

Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень?

Если вы хотя бы раз путешествовали по железной дороге или просто проходили мимо железнодорожных путей, то замечали, что рельсы возвышаются над насыпью из щебня, в простонародье — щебенки. Давайте разберемся, что представляет собой эта самая щебенка и почему при строительстве основания для путей используют именно ее.

Что такое щебень

Щебень — это сыпучий материал с зернами размером более 5 мм, который получают путем дробления горных пород — например, гранита или известняка, гравия и даже строительного мусора. В зависимости от размера зерен щебень используется в качестве покрытия для пешеходных дорожек и детских площадок, при производстве бетона и бетонных конструкций, строительстве зданий, мостов и магистралей, а также железных дорог — в частности, при строительстве основания для железнодорожных путей. К слову, железнодорожники используют один из самых крупных видов щебня — размер каждой фракции составляет от 25 до 60 мм. И чаще всего вдоль путей выкладывают гранитный щебень, который отличается повышенной прочностью и морозостойкостью.

Зачем нужен щебень на железной дороге

Все просто: щебень, или щебеночный балласт нужен для того, чтобы зафиксировать рельсы и шпалы на одном месте. И задача эта не из легких, ведь железнодорожные пути могут двигаться — например, из-за перепадов температуры, осадков, движения составов и вибрации, которую создают поезда. Также щебень защищает пути от затопления — во время сильных дождей или в период паводка.

Балласт укладывают под шпалы — для этого строители используют шпалоподбивочную машину. Затем балласт при помощи электробалластера распределяют по уровню рельсо-шпальной решетки и уплотняют при помощи балластоуплотнительных и выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. Наконец, балластораспределительная машина перераспределяет щебень, засыпает пустоты и удаляет лишние зерна с рельсов и шпал. Надо отметить, что щебенка требует регулярной очистки — с этой задачей прекрасно справляется щебнеочистительная машина, которая восстанавливает упругость балласта во время ремонта путей.

Почему же при строительстве железных дорог используют именно щебень? Все дело в форме и структуре самих камешков — каждый из них имеет неровные края и шероховатую поверхность. Это позволяет фракциям крепко «держаться» друг за друга и не позволять железнодорожному полотну «расползаться» и терять форму под воздействием внешних факторов.

Читать еще:  Монтаж сборного фундамента из ФБС блоков в Саранске

Ранее стало известно, когда состоится запуск движения поездов по Крымскому мосту.

Щебень в строительстве дорог


Строительство и ремонт дорог осуществляются во всех регионах Российской Федерации с использованием различных строительных материалов, среди которых важную роль занимает щебень различных фракций, получаемый в процессе обработки горного сырья, а также из отходов металлургического производства.

Характеристика щебня

Щебень– это сыпучий материал, состоящий из зерен размером более 5 мм вырабатываемый путем дробления различного исходного сырья.
Щебень имеет классификацию с использованием основных параметров:

  • по плотности фракций;
  • по размеру зерен;
  • по содержанию лещадных зерен;
  • морозостойкости;
  • по прочности;

экологической безопасности (наличия радиоактивного фона).

  1. Характеристики плотности щебня зависят от исходного материала, размера зерен и соответствуют показателям в пределах 1.2 — 3 с/куб.см.
  2. При обработке (дроблении) исходного сырья образуются зерна различного размера, которые с помощью просеивания разделяются на фракции с учетом разделения на 2 группы:
    стандартную;
    нестандартную.
    В стандартную группу входят 7 основных фракций: 1(0.3 – 0.8 см),2(0.5 – 1 см);3(1 – 2 см), 4(2 – 4 см), 5(2.5 – 6 см), 6(2 – 7 см), 7(4 – 7 см).
    Группа нестандартного материала подразделяется на 5 фракций: 1(0.5 – 1 см), 2(1 – 1.5 см), 3(1.5 – 2 см), 4(7 – 12 см), 5(10 – 30 см).
  3. Лещадность зерен – это специальный параметр отражающий процент содержания лещадных зерен в общей массе. Лещадные зерна представляют собой зерна плоской или иглообразной формы с соотношением ширины к длине более чем в 3 раза.
    Су четом формы зерен щебень подразделяют на 4 группы:
    1 группа (кубовидная) с содержанием лещадных зерен до 10%;
    2 группа (улучшенная) от 10 до 15%;
    3 группа (стандартная) от 15 до 25%;
    4 группа от 25 до 35%.
    Щебень, относящийся к 1 группе (кубовидной) обладает наибольшей плотностью при осуществлении работ уплотнения грунта.
  4. Влияние фактора воздействия низких температур. Морозостойкость материала определяется предельным количеством циклов воздействия высоких и низких температур, при которых сохраняются первоначальные характеристики с делением на марки: F 15, F 25, F 50, F 100, F 200, F 300, F 400. В РФ при проведении строительных работ в основном используется щебень с морозостойкостью F 300 и более.
  5. Прочность. Прочность щебня определяется способностью сохранять свои характеристики при внешнем механическом воздействии.
    Щебень по прочности подразделяется на группы:
    особо прочный М 1200 – 1400;
    прочный М 800 – 1200;
    средне прочный М 600 – 800;
    слабо прочный М 300 – 600;
    очень слабой прочности М 200.
    Особо уделяется внимание наличию слабо прочных зерен (до 20 МПа) в щебне с нормированием по содержанию:
    в группах М 1400, 1200, 1000 – не более 5%;
    в группах М 800, 600, 400 – не более 10 %;
    в группах М 300, 200 – дне более 15%.
  6. Экологическая безопасность. Качество щебня определяется, прежде всего, низким уровнем радиоактивности (естественного фона), который не должен превышать показателя 370 Бк/кг, что соответствует 1 классу и должен подтверждаться сертификатом соответствия.

Для осуществления строительства дорог в пределах населенного пункта разрешается использовать материал 2-го класса с показателем не более 740 Бк/кг.

Классификация щебня по исходному материалу

Для производства щебня используются различные исходные материалы, что позволяет классифицировать по данному признаку:

  • гранитный;
  • гравийный;
  • известковый;
  • вторичный;
  • шлаковый,

которые используются при проведении различных работ и изготовления железобетонных изделий.

Щебень гранитный

Щебень гранитный вырабатывается путем дробления гранитных пород и является наиболее распространенным материалом, используемым в строительстве.
Данный вид щебня подразделяется на фракции с размером зерна:
0 – 0.5 см (отсев) используется для производства дорожного покрытия (асфальтобетона);
0 – 1 см (отсев);
0.5 – 1 см используется в качестве добавки при выработке различных видов бетона и изготовлении железобетонных конструкций;
0.5 – 2 см используется для заливки фундаментов, производства ЖБИ и бетона;
2 – 4 см используется для отсыпки полотна автомобильных и железных дорог, изготовления конструкций, бетона;
2.5 – 6 см используется для отсыпки железнодорожного полотна;
2 – 7, 4 – 7 см применяется для заливки конструкций жилых зданий, промышленных объектов, при строительстве автомобильных дорог;
7 – 12 см, 12 – 15, 15 – 30 см камень бутовый служит материалом для кладки заборов, откосов, бассейнов.
Щебень гранитный отвечает самым высоким требования к материалу:
прочный М 800 – 1200, высокопрочный М 1400 – 1600;
воздействие перепада температур М 300 – 400;
лещадность 5 – 23%;
радиоактивный фон менее 370 Бк/кг.

Известковый щебень

Щебень известковый вырабатывается путем обработки известняка. Применяется для отсыпки дорог и изготовления ЖБИ.

Вторичный щебень

Материал, получаемый обработкой вторичного сырья (железобетонных конструкций, битого кирпича, асфальта). Используется для укрепления грунта, изготовления бетона, отсыпки дорог.

Шлаковый щебень

Щебень шлаковый производится из отходов металлургической промышленности путем дробления. Используется для изготовления бетона, отсыпки дорожного полотна.

Щебень гравийный

Щебень гравийный вырабатывается из гравия в процессе дробления сырья на фракции 0.3 – 1 см, 0.5 – 2 см, 0.5 – 4 см, 2 – 4 см. Гравий – это камни, не имеющие сколов округлой формы, добываемые по берегам рек или на морском побережье.
По своим характеристикам незначительно уступает гранитному щебню:

  1. Обладает экологической безопасностью (низким уровнем радиоактивного фона), что позволяет использовать материалы с использованием гравийного щебня в жилых кварталах и местах общественного пользования.
  2. Гравийный щебень является более распространенным и доступным материалом по более низкой цене, что значительно расширяет сферу его применения.
  3. Добыча гравийного щебня осуществляется более дешевым способом, что позволяет его использовать в промышленном и гражданском строительстве и для осуществления различных работ в садоводческих товариществах.

Применение щебня различных фракций

Щебень различных фракций имеет различное применение:

  • 0 – 0.5 см – мелкий щебень (отсев) в основном используется для производства дорожного покрытия асфальтобетона, отдельных видов бетона и для отсыпки дренажного слоя при строительстве объектов.
  • 0.5 – 2 см – щебень данной фракции является наиболее востребованным материалом используемым:
    — для производства бетона;
    — для отсыпки дорожного полотна;
    — для изготовления покрытия взлетных полос аэродромов.
  • 2 – 4 см – применяется для отсыпки дорог, производства бетона используемого для заливки фундаментов производственных объектов, а также отсыпки полотна для трамваев и железнодорожного транспорта.
  • 2 – 7 см – используется для производства бетона применяемого для заливки больших объемов различных конструкций (плотин, гидроэлектростанций);
  • 7 – 30 см используется для отделки бассейнов, водоемов, ограждений, откосов.

Использование щебня при дорожном строительстве

Характеристики щебня необходимого для отсыпки дорожного полотна и изготовления конструкций регламентируются ГОСТ 3344-83.
Основными критериями выбора материала являются:

  • доступность (местное производство);
  • минимальные издержки на транспортировку к месту проведения работ;
  • качественные характеристики (прочность, морозостойкость, экологическая безопасность);
  • стоимость.

Проведение строительных работ

Специализированные строительные компании осуществляют различные виды работ по строительству и ремонту дорог различного назначения. Работы производятся с применением высокопроизводительной техники и опытного профессионального персонала на основании заключенных договоров с предоставлением гарантии качества.

Требования к щебню для строительства железных дорог

Использование щебня в строительстве железных дорог описано в отдельном ГОСТе 7392-2002 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути». В этом документе полностью описаны технические характеристики камня, основное направление его использования, методы контроля за качеством и правила транспортировки.

Использование в балластном слое

Согласно положениям ГОСТа к щебню, пригодному для сооружения железных дорог, относится камень горных изверженных пород, раздробленный до 25–60 мм. Основное направление его применения – это формирование балластного слоя. Балластным называется трапециевидный слой из различных сыпучих материалов, на который собственно укладывают железнодорожное полотно. Его задача – препятствовать смещению рельсов, равномерно распределять давление, которое оказывают проходящие составы, амортизировать их ударное воздействие, а также отводить воду. Оптимальным балластом считается щебень. Именно он лучше всего обеспечивает устойчивость рельсошпальной решетки.

Технические требования

Исходя из этого направления использования, ГОСТ 7392-2002 предъявляет к щебню довольно подробные требования.

Для строительства железнодорожного пути используется щебень с размерами зерна от 25 до 60 мм. Так, при просеивании через сито с ячейками должны соблюдаться следующие нормативы:

  • для ячейки в 70 мм – остатка камня быть не должно;
  • 60 мм – остаток не более 5 %;
  • 40 мм – от 35 до 75 %;
  • 25 мм – от 95 до 100 %.

Положениями ГОСТа 7392-2002 также регулируется количество лещадного камня в партии. Щебень, который предназначен для формирования балласта, разделяется на две группы. В первой группе количество такого камня должно быть меньше 10 %, во второй – от 10 до 15 %. Некоторое ослабление этой нормы допускается только по согласованию с заказчиком, но и в этом случае лещадных зерен не должно быть больше 18 %.

Среди других требований, указанных в ГОСТе, – нормы по марке щебня по сопротивлению удару и истираемости. Показатель сопротивляемости удару должен быть больше 75, а потеря веса в полочном барабане (истираемость) не должна превышать 25 %. Содержание слабых пород в партии не должно превышать 5 %, а глины и земли не должно быть вовсе. Также регламентируется допускаемая для использования марка морозостойкости. Достаточным считается щебень F50 и выше.

Приемка и транспортировка

Приемка щебня по качеству производится непосредственно у производителя. Ежедневно проверяются:

  • состав зерна;
  • удельный вес слабых пород;
  • наличие глины.

Контроль остальных параметров производится периодически. Например, количество лещадного камня проверяют каждые десять дней, а марку морозоустойчивости – только раз в год.

Единственное требование к хранению щебня – это защита от загрязнений землей и мусором. Для этого достаточно использовать обычную площадку. Перевозится камень навалом в любом приспособленном для этого транспорте.

Требования к щебню для строительства железных дорог

Утвержден и введен в действие

Постановлением Госстроя СССР

от 29 декабря 1984 г. N 234

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЩЕБЕНЬ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ ДЛЯ БАЛЛАСТНОГО СЛОЯ

Crushed natural stone

for railway ballast. Specifications

Взамен ГОСТ 7392-78

1 января 1986 года

Разработан Министерством путей сообщения, Министерством промышленности строительных материалов СССР, Всесоюзным проектным и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта » Промтрансниипроект » Госстроя СССР.

Исполнители: А.П. Леманский , канд. техн . наук (руководитель темы); Н.Д. Лизунова; В.И. Бушуев; Ю.В. Лукьянов; Е.И. Барышев ; М.Л. Нисневич, д-р техн . наук; Н.С. Левкова, канд. техн . наук; Б.А. Евдокимов, канд. техн . наук; Л.А. Андреева; В.И. Новаторов; В.А. Богословский.

Внесен Министерством путей сообщения.

Зам. министра Б.А. Морозов.

Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1984 г. N 234.

Настоящий стандарт распространяется на щебень из природного камня, получаемый дроблением горных пород и используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути дорог общего пользования, а также дорог предприятий и организаций.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстроя РФ от 04.12.2000 N 115)

Щебень должен применяться в соответствии со строительными нормами и правилами и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Щебень должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

1.2. В зависимости от вида исходной горной породы щебень может изготовляться: из скальных пород; из валунов и гравия.

Читать еще:  Устройство фундамента на участке с глинистыми грунтами

1.3. К щебню предъявляют требования по следующим показателям: зерновому составу, содержанию частиц размером менее 0,16 мм; содержанию дробленых зерен (в щебне из валунов и гравия); прочности; содержанию зерен слабых пород; содержанию глины в комках; морозостойкости; электроизоляционным свойствам.

1.4. В зависимости от крупности зерен щебень подразделяют на фракции, размеры зерен которых должны соответствовать указанным в табл. 1.

Размер зерен│ Количество зерен │Полный остаток

│ крупнее верхнего │ мельче нижнего │ отверстиями

│ номинального │ номинального │ диаметром

│ размера │ размера │ 40 мм, % по

│в пределах │% по │ % по массе, │

│ размеров, │массе,│ не более │

│ │более │ всего│в том числе │

От 25 до 60 │О т 60 до 70│ 5 │ 5 │ 1,5 │ От 25 до 75

От 5 до 25 │О т 25 до 40│ 10 │ 5 │ 2 │ —

Примечания. 1. На действующих заводах при наличии мероприятий по переходу к выпуску стандартного щебня фракции 25 — 60 мм на период реконструкции, но не позднее 1991 года допускается выпуск щебня фракции 25 — 70 мм. При этом количество зерен размером от 70 до 90 мм не должно превышать 5% общей массы щебня. По всем остальным показателям зерновой состав фракции от 25 до 70 мм должен соответствовать значениям, установленным для фракции от 25 до 60 мм.

2. На заводах, работающих на базе гравийно-валунных месторождений с содержанием в горной массе крупных фракций, не обеспечивающем необходимое количество дробленых зерен в щебне, допускается с разрешения Министерства путей сообщения выпускать щебень с зернами размером от 5 до 40 мм, при этом количество в таком щебне зерен размером от 40 до 70 мм не должно превышать 5% общей массы щебня, а зерен размером менее 5 мм — не более 5% общей массы, в том числе частиц размером менее 0,16 мм — не более 2%.

3. По согласованию с потребителями щебень с зернами размером от 5 до 25 мм может использоваться в строительстве. При этом по зерновому составу он должен соответствовать требованиям настоящего стандарта, а по всем другим показателям — требованиям ГОСТ 8267-93.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстроя РФ от 04.12.2000 N 115)

На железных дорогах общего пользования щебень фракций от 25 до 60 мм и от 25 до 70 мм предназначается для балластировки главных путей, щебень фракции от 5 до 25 мм — для балластировки станционных и подъездных путей.

На путях промышленного железнодорожного транспорта применение щебня различных фракций регламентируется отраслевыми правилами ремонта и содержания железнодорожных путей предприятий.

1.5. Щебень из валунов и гравия фракции от 25 до 60 мм должен содержать дробленые зерна в количестве не менее 50% по массе. Дроблеными считают зерна, поверхность которых околота более чем наполовину.

В щебне фракции от 5 до 40 мм дробленых зерен должно быть не менее 40%, а фракции от 5 до 25 мм не менее 35%.

1.6. Прочность щебня характеризуется его истираемостью при испытании в полочном барабане или сопротивлением удару при испытании на копре ПМ. В зависимости от показателей механической прочности щебень подразделяют на марки, указанные в табл. 2 и 3.

Марка щебня │ Истираемость (потеря в массе), %

Щебень фракций от 5 до 40, от 25 до 60 и от 25 до 70 мм

Требования к щебню для строительства железных дорог

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 декабря 2012 г. N 2640р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЩЕБЕНОЧНО-ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНУЮ СМЕСЬ

В целях повышения стабильности геометрии рельсовой колеи на участках скоростного и высокоскоростного движения, обращения поездов повышенного веса и длины:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 2013 г. прилагаемые Технические условия на щебеночно-гравийно-песчаную смесь. ТУ 5711-284-01124323-2012 (далее — Технические условия).
2. Начальникам дирекций инфраструктуры, руководителям других причастных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» до 1 февраля 2013 г. обеспечить изучение Технических условий причастными работниками и их использование при выполнении работ.
3. Технические условия на смеси щебеночно-гравийно-песчаные для защитных слоев подбалластного основания железных дорог, утвержденные ОАО «РЖД» 17 августа 2008 г., признать утратившими силу.

Вице-президент ОАО «РЖД»
А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 20 декабря 2012 г. N 2640р

ЩЕБЕНОЧНО-ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНАЯ СМЕСЬ
ТУ-5711-284-01124323-2012

1. Область применения

Настоящие технические условия распространяются на готовые щебеночно-гравийно-песчаные смеси, применяемые для устройства подбалластных защитных слоев железнодорожного пути с целью повышения стабильности геометрии рельсовой колеи при скоростном и высокоскоростном движении, на участках обращения поездов повышенного веса и длины, а также с целью обеспечения несущей способности грунтов основной площадки земляного полотна.

2. Термины и определения

В настоящих технических условиях применены термины по ГОСТ 16504-81, а также следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Щебеночно-гравийно-песчаная смесь из плотных горных пород для устройства подбалластных защитных слоев железнодорожного пути: неорганический зернистый сыпучий материал с номинальным размером зерен от 0,05 до 40 мм, получаемый дроблением плотных горных пород со средней плотностью зерен не менее 2,4 г/куб.см с последующим рассевом продуктов дробления;
2.2. Контрольные сита: сита для определения зернового состава щебеночно-гравийно-песчаной смеси;
2.3. Полный остаток на сите: сумма частных остатков на данном сите и всех ситах с большими размерами отверстий, определяемая в процентах массы пробы;
2.4. Частный остаток на каждом сите аi, %,: остаток, определяемый по результатам просеивания по формуле:

m
i
a = — * 100 (1)
i m
где: m — масса остатка на данном сите, г;
i
m — масса пробы, г;

2.5. Зерна (пластинчатой) лещадной и игловатой формы: зерна щебня (гравия) в смеси, для которых отношение длины к толщине >=3 (ГОСТ Р 54748-2011);
2.6. Зерна слабых пород: зерна щебня (гравия) в смеси, имеющие предел прочности при сжатии в насыщенном водой состоянии менее 20 МПа (200 кгс/кв.см); легко разламываются руками или разрушаются легкими ударами молотка; при царапании иглой по поверхности зерна остается след (на поверхности зерен изверженных и метаморфических пород оставляет след стальная игла, на поверхности зерен осадочных карбонатных пород — алюминиевая);
2.7. Поставка: количество товарной продукции или услуг, представленное в одно время и сопровождаемое одним комплектом документов;
2.8. Проба: определенное количество материала щебеночно-гравийно- песчаной смеси, отобранной для испытаний.
[ГОСТ 8269.0-97, раздел 3];
2.9. Объединенная проба: проба материала щебеночно-гравийно-песчаной смеси, состоящая из точечных проб и характеризующая партию в целом.
[ГОСТ 8269.0-97, раздел 3];
2.10. Точечная проба: проба материала щебеночно-гравийно-песчаной смеси, взятая единовременно из установленных нормативными документами мест партии.
[ГОСТ 8269.0-97, раздел 3;]
2.11. Лабораторная проба: проба материала, приготовленная из объединенной пробы и предназначенная для всех лабораторных испытаний, предусмотренных для данного вида щебеночно-гравийно-песчаной смеси.
[ГОСТ 8269.0-97, раздел 3;
2.12. Аналитическая проба: проба материала, приготовленная из лабораторной пробы и предназначенная для нескольких видов испытаний. Из аналитической пробы отбирают отдельные навески в соответствии с методикой испытаний. Допускается использование одной аналитической пробы для проведения нескольких видов испытаний, если в процессе предшествующих испытаний другие свойства материала не подвергаются изменению.
[ГОСТ 8269.0-97, раздел 3;
2.13. Максимальная плотность смеси (стандартная плотность):
Наибольшая плотность образца смеси, которая достигается при ее испытании методом стандартного уплотнения по ГОСТ 22733-2002.
2.14. Оптимальная влажность смеси: Значение влажности смеси, при которой достигается ее максимальная плотность при испытаниях по ГОСТ 22733-2002.
2.15. Стандартное уплотнение: Послойное (в три слоя) уплотнение образца смеси с постоянной работой уплотнения.

3. Технические требования

3.1. Щебеночно-гравийно-песчаные смеси должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящих технических условий по технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке предприятием-изготовителем.
3.2. Зерновой состав ЩГПС должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 — Полные остатки на контрольных ситах при рассеве ЩГПС

Размер отверстий
контрольных сит, мм

Полный остаток на ситах
размером, мм, в % общей массы

Граничные значения кривых процентного содержания зернового состава смеси в соответствии таблицей 1 показаны на

См. рисунок 1 — Граничные значения процентного содержания зернового состава ЩГПС

3.3. Максимальное количество пылеватых и глинистых частиц крупностью до 0,05 мм в составе смеси должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Содержание глины в комках в готовых смесях должно быть, в процентах по массе, не более 0,5.
3.4. Коэффициент фильтрации ЩГПС при ее плотности 1,8-2,3 г/куб.см должен быть не менее 1 м/сут.
3.5. Форму зерен щебня (гравия), входящих в состав смеси, характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы для щебня (гравия), входящих в состав смеси, должно быть не более 15% массы щебеночно-гравийной составляющей.
Примечание — По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск ЩГПС содержащей св. 15%, но не более 30% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы щебня (гравия), входящего в состав смеси.
3.6. Морозостойкость щебня (гравия), входящего в состав ЩГПС, характеризуют маркой по морозостойкости и она должна соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 (таблица 8)[4].
Марка щебня (гравия) по морозостойкости входящего в состав смеси должна быть не ниже F150.
Примечание — смесь по морозоустойчивости по критерию замерзания должна содержать фракции величиной 0,05-0,1 мм не более 10%.
3.7. Содержание зерен слабых горных пород в смеси не должно превышать 5% общей массы ее щебеночно-гравийной части. К зернам слабых горных пород относятся зерна с пределом прочности при сжатии в насыщенном водой состоянии менее 20 МПа.
3.8. В готовых смесях допускается применение ЩГПС из двух и более разновидностей горных пород. Допускается применение щебеночно-песчаных и гравийно-песчаных смесей для изготовления щебеночно-гравийно-песчаных смесей, зерновой состав которых соответствует данным таблицы 1.
3.9. Готовая смесь должна поставляться потребителю с влажностью близкой к оптимальной величине, определяемой на предприятии-изготовителе при периодических испытаниях по ГОСТ 22733-2002. Ориентировочные значения оптимальной влажности смеси находятся в пределах 84-12% для температуры окружающей среды 20°С и влажности воздуха не более 70%.
3.10. Готовые смеси должны быть непучинистыми.
3.11. ЩГПС должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой определяют область его применения.
Смеси в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Аэфф) в соответствии с санитарными правилами и нормативами [15] подразделяют на классы и применяют:
при Аэфф до 740 Бк/кг — для строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки;
при Аэфф св. 740 до 1500 Бк/кг — для строительства вне населенных пунктов;
3.12. Предприятие-изготовитель определяет и сообщает потребителю насыпную и максимальную плотность готовых смесей.

4. Правила приемки

4.1. Смеси должны быть приняты отделом технического контроля предприятия-изготовителя.
4.2. Приемку и поставку ЩГПС осуществляют партиями. Партией считают количество смеси, установленное в договоре на поставку, одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе (вагоне). При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество материала, отгружаемое одному потребителю в течение суток.
4.3. Для проверки соответствия качества смеси требованиям настоящих технических условий проводят приемочный контроль и периодические испытания.
4.4. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы смеси, отобранной по ГОСТ 8269.0-97 с каждой технологической линии. При приемочном контроле для готовых смесей определяют:
— зерновой состав;
— содержание пылевидных и глинистых частиц;
— содержание глины в комках.
4.5. При периодических испытаниях определяют:
для щебня (гравия) один раз в 10 суток — содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, один раз в квартал — прочность (истираемость) и один раз в год морозостойкость;
для гравийно-песчаного заполнителя один раз в месяц, оптимальную влажность, соответствующую максимальной плотности;
для готовой смеси один раз в месяц коэффициент фильтрации, насыпную и максимальную плотность и один раз в год степень пучинистости и удельную эффективную активность естественных радионуклидов и в каждом случае изменения геологических условий забоя.
4.6. Отбор и подготовку проб смеси для контроля качества проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 25607-2009 и ГОСТ 8267-93.
Контрольные точки для предварительной радиационно-гигиенической оценки горных пород и класса щебня и смесей выбирают по ГОСТ 30108-94.
4.7. Потребитель при контрольной проверке качества смеси должен применять порядок отбора проб из транспортных средств, предусмотренный в ГОСТ 8267-93.
4.8. Количество поставляемой смеси определяют по объему или массе в соответствии с требованиями ГОСТ 8269.0-97.
4.9. При отгрузке потребителю каждую партию смеси сопровождают документом (паспортом) о качестве, в котором указывают:
— номер и дату выдачи паспорта качества;
— наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
— наименование и адрес потребителя;
— номер партии и количество материала;
— номера вагонов и номера накладных;
— наименование материала;
— зерновой состав смеси;
— содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках;
— содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне (гравии);
— марку по морозостойкости;
— насыпную и максимальную плотность смеси;
— оптимальную влажность гравийно-песчаного заполнителя;
— степень пучинистости;
— коэффициент фильтрации;
— удельную эффективную активность естественных радионуклидов смеси;

Читать еще:  Удельный вес цемента: разбираемся в цифрах на упаковке

5. Методы контроля

5.1. Зерновой состав ЩГПС определяют по ГОСТ 8269.0-97 путем рассева высушенной до постоянной массы лабораторной пробы на стандартном наборе сит с включением дополнительного сита с сеткой NN 063 и 016 по ГОСТ 6613-86.
5.2. Содержание пылевидных и глинистых частиц (частиц размером менее 0,05 мм) в смесях определяют по ГОСТ. 25607-2009 изменением массы аналитической пробы (навески) высушенной до постоянной массы до и после испытания в процессе приемочного контроля на предприятии-изготовителе. Определение пылевидных и глинистых частиц проводят раздельно для щебня и гравия массой аналитической пробы не менее 5 кг по ГОСТ 8269.0-97 и навески песка массой 1000 г. по ГОСТ 8735-88, входящих в состав смеси.
Содержание пылевидных и глинистых частиц в готовой смеси, в процентах по массе, вычисляют по формуле:

П1 а1 + П2 а2
П = ————— , (2)
см 100

где: П1, П2 — содержание пылевидных и глинистых частиц, соответственно в щебне и гравии, песке, % по массе;
a1, а2 — содержание в смеси соответственно щебня и гравия, песка, определяемое по результатам зернового состава, % по массе.

5.3. Содержание глины в комках определяют путем отбора из аналитической пробы частиц, отличающихся по вязкости. При этом определение проводят раздельно для щебня и гравия в каждой фракции по ГОСТ 8269.0-97 и песка по ГОСТ 8735-88, входящих в состав смеси.
Общее количество глины в смесях (в процентах по массе) вычисляют как средневзвешенное значение содержание глины, в комках в щебне и гравии и песке по формуле:

Г1 а1 + Г2 а2
Г = ————- , (3)
см а1 + а2

где: Г1, Г2 — содержание глины в комках в щебне и гравии (определяемое как средневзвешенное в смеси фракций) и песке, % по массе;
а1, а2 — содержание в смеси соответственно щебня и гравия, песка, определяемое по результатам зернового состава, % по массе.

5.4. Содержание в щебне (гравии) входящего в состав ЩГПС зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм в соответствии ГОСТ 8269.0-97 оценивают количеством зерен, толщина которых менее длины в три раза и более и определяют отдельно для каждой фракции щебня (гравия).
Соотношение размеров зерен определяют при помощи передвижного шаблона, штангенциркуля или набора щелевидных сит.
От каждой фракции испытываемого щебня (гравия) входящего в ЩГПС берут аналитическую пробу массой не менее:

0,25 кг — для щебня (гравия) размером фракции от 5(3) до 10 мм;
1,0 кг — то же св. 10 до 20 мм;
5,0 кг — то же св. 20;

Пробу каждой фракции просеивают через щелевидные сита с отверстиями согласно таблице 3.

Номинальные размеры зерен
щебня (гравия), мм

Применение щебня для создания балластного слоя железнодорожного пути

Щебеночный балласт получают, как правило, из таких твердых горных пород как гранит, диорит, сиенит и др. Он обладает такими характеристиками как долговечность и прочность, имеет высокую сопротивляемость осадкам. Особое строение частиц данной разновидности щебня обуславливает его высокие дренажные свойства. Щебень балластный используется при строительстве и ремонте железнодорожных путей.

Общая информация

Свойства балластного щебня:

  • К важному преимуществу балластного щебня следует отнести и его высокую морозостойкость.
  • Прочность качественного щебня для балластного слоя железнодорожного пути не изменяется со временем.
  • Балластный щебень обладает такими характеристиками как долговечность, прочность. Он имеет высокие показатели сопротивляемости осадкам.
  • Также балластный щебень обладает дренирующими, упругими свойствами. Его особенностью является то, что он не проводит электричество.
  • Способность поглощать и удерживать воду – это основное требование для балластного щебня. Водопоглащение – свойство, которое может быть как желательным, так и нежелательным в зависимости от цели использования материала.

Щебень высокого качества обладает малым водопоглащением, что позволяет использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта для железнодорожного пути. Насыпная плотность или удельный вес такого щебня составляет 1200 кг/м3. Лещадность — важная характеристика щебня, которая характеризует форму зерна продукта.

Основные требования к балластному щебню

Основной задачей балластного слоя является восприятие давления производимого шпалами.

  • Данный материал обладает особыми специфическими физико-химическими характеристиками, которые обуславливают его применение в строительстве железных дорог и других сферах.
  • Материал для балластного слоя должен быть прочным и не реагировать на механические действия, не поддаваться деформации, быть устойчивым к сильному давлению. Он ни в коем случае не должен измельчатся, когда его будут уплотнять, не должен пылить.
  • Для балластного щебенчатого материала существует специальная система маркировки, которая поможет легко сориентироваться при выборе.

Как выглядит щебень балластный

Преимущества и недостатки

  1. Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Балласт повышает устойчивость шпал, помогает уменьшить влагопоглощение.
  2. У данного продукта срок годности не ограничен. Вышеперечисленные свойства позволяют использовать его в качестве дренажа при сооружении балласта железнодорожного пути.
  3. Балластный щебень повышает устойчивость шпал.

  1. Щебень, производимый из слабых осадочных пород, имеет малый индекс истираемости, из-за этого срок службы балласта сокращается.
  2. При уплотнении слабые осадочные породы превращаются в пыль.
  3. Выпыливание в процессе эксплуатации.
  4. При застаивании воды на балластном слое ухудшается его качество.

Балластный щебень повышает устойчивость шпал

Область применения

Балластный щебень широко применяется в строительстве железных дорог. Для обустройства железных дорог от первого до третьего классов допускается применение щебеня из твердых пород марки И 20. Буква «И» характеризует истираемость, а цифра показывает процент потерь по массе материала. Может использоваться материал марки У75. Где «У» – удар, а цифра – условные единицы копровых испытаний. На путях четвертого и пятого классов можно применить щебень средней твердости марки И 40 или же У 50. Данный материал получается вследствие измельчения горных пород.

Щебень низкого качества, который изготавливается, из слабых осадочных пород неэкономен и неэффективен по той причине, что он слишком быстро изнашивается и теряет свои необходимые свойства. В таком материале присутствует много частиц мелкой фракции.

Для укладки дорожных путей первого класса используется балластный щебень только высокого качества, с большой прочностью.

Основной задачей балластного слоя является восприятие давления воспроизводимого шпалами. Помимо того, что данный слой принимает на себя все давление, он равномерно распределяет его по всей поверхности. Щебеночный балласт повышает устойчивость шпал. Во избежание переувлажнения основной площадки нельзя допускать, чтоб влага длительное время прибывала на поверхности балластного слоя.

Щебень балластный используют для создания балластного слоя железнодорожного пути

В настоящее время требования к балластному щебню для строительства дорог первого – третьего класса ужесточились.

При выборе балластного щебня стоит обратить внимание на такие характеристики как поглощение влаги, зерновой состав, насыпную плотность или удельный вес. Во время закупки строительного материала – щебня для балластного слоя железнодорожного пути, данную статью можно смело использовать как информационную методичку. Делайте правильный выбор, который поможет сэкономить финансы.

Срок службы

В первое время эксплуатации балласта происходит стабилизация слоя, интенсивное накопление остаточных деформаций пути.

  • После утрамбовки зерен балластного слоя и снижения количества пустот в призме наступает основной период использования балластного слоя. В этот период деформационные изменения могут случаться из-за выдавливания щебня в шпальные ящики.
  • В процессе загрязнения балластного слоя примесями наступает третий период интенсивного увеличения распределенных по длине пути деформационных изменений.
  • При изготовлении материала из прочных пород массовая часть твердых горных компонентов составляет 100%, а при изготовлении щебня из пород иного происхождения, например, вулканических, массовая часть прочных балластных компонентов составляет около 50 %.
  • Срок службы высококачественного балластного щебня марки И 20 практически не ограничен.

Щебень какой категории использовать для балластного слоя ЖД.

Ky3hell
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Ky3hell
Linkshunter
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Linkshunter
Ky3hell
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Ky3hell
Дмитрий Юпатов
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Дмитрий Юпатов

Транспортная инфраструктура и генеральные планы

MagicFlower
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от MagicFlower

Проектируйте путь по СП37.13330.2012 «промышленный транспорт»
план, профиль, земляное полотно и т.п.
категорию пути тоже не забудь принять по СП37

Требования к балласту пункт 5.5.3
Данный пункт входит в перечень обязательных.
В соответствии с ним можно чем угодно балластировать при нормальных нагрузках (до 30 тонн на ось или до 10 на погонный метр)

Если в задании на проектирование требование принимать только нормы СП119.13330 — то читайте пункты 6.10-6.11.
И все-равно однозначного ответа не найдете.
Оптимальный вариант — прописать требования к щебню в задании на проектирование.

ГОСТ 7392-2014 предлагает дорогой и ненужный вариант для путей необщего пользования.
Потому что фр. 25-60 (в соответствии с ГОСТом на балласт) стоит дороже чем 20-40, зачастую применяемый при балластировке (или 40-70 — этот реже применяется).

А еще может появится вопрос по материалу — известковый или гранитный щебень? Естественно известь дешевле.
Только известковый щебень не проходит по ГОСТ7392 — основной моменты:
— нигде нет известкового щебня с маркой морозостойкости F150,
— по истираемости большинство образцов не проходит.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector