Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кузнечная наковальня, зачем она нужна кузнецу

Наковальня кузнечная.

Кузнечная наковальня — опорный инструмент, который просто необходим, если вы занимаетесь обработкой металлов(как горячей, так и холодной). Инструмент довольно специфический, но если вы профессионально занимаетесь ковкой и работой с металлическими изделиями, то он просто необходим. Кузнечные наковальни бывают двух видов: однорогая и двухрогая. Рог нужен для того, чтобы вокруг него обгибать металлическую заготовку(например при ковке фигурных изделий). Наибольшим спросом пользуется однорогая модель.

Боковые грани наковальни позволяют изгибать металл под углом 90 градусов. Поверхность ровная и гладкая, тщательно отшлифована и закалена, поскольку именно она является основной рабочей частью данного инструмента. Наковальня имеет 2 отверстия: небольшое круглое и квадратное, которые служат для дополнительных операций с металлом, также их можно использовать в качестве держателя инструмента(вставить в отверстие рукоятку молотка например).

Наковальни различаются прежде всего по весу, наиболее популярные веса : 5, 10, 30 и 50 кг.( две маленькие, средняя и большая наковальни). В кузнечном деле рационально использовать самую большую модель в 95 кг — для работы с большими заготовками.

В домашнем хозяйстве кузнечная наковальня — вещь не первой необходимости, хотя, если она есть, то на ней очень удобно править согнутые гвозди, выправить изогнутую проволоку или выровнять листовой металл. Конечно, специально покупать наковальню домой вряд ли кто станет, поскольку функции ее вполне может выполнить обычная рельса. Но если вы занимаетесь изготовлением металлических фигурных изделий, то на куске рельсы будет довольно сложно выковать что-либо стоящее. И в таких случаях наковальня — просто обязательный инструмент.

Наиболее качественными являются наковальни Глазовского завода «Металлист». Они полностью отвечают требованиям, предъявляемым к этому виду инструмента, выполнены из качественной стали. Кстати, проверить качество наковальни можно следующим образом: ударить по ней молотком и если звук будет звонкий — значит наковальня качественная. А вот если глухой — то скорее всего металл с примесями, некачественное изделие. Так что рекомендую покупать наковальни завода «Металлист».

Ориентировочная стоимость на наковальни Глазовского завода:

5 кг 1800 рублей
10 кг 3000 рублей
30 кг 6000 рублей
50 кг 9000 рублей

Кузнечная наковальня, зачем она нужна кузнецу

Материалы и инструменты кузнеца

Объем кузнечных работ юного мастера невелик. Эти работы малодоступны в обстановке кружка.

Как литейщик, так и кузнец обрабатывают металл в горячем виде, но литейщик пользуется жидким, расплавленным металлом, а кузнец его только разогревает до той или иной степени, увеличивая тем самым пластичность металла. Нагретый металл можно сравнить с тестом, так как материал этот часто обнаруживает те же свойства, но только это «тесто» при раскатывании, слепливании, гнутье требует хорошего молота и умелых ударов.

В горячем состоянии большинство металлов очень пластично, и их можно плющить, гнуть, крутить, утолщать (осаживать), вытягивать, рубить, пробивать в них отверстия. Кузнец имеет дело по преимуществу с железом и сталью, размягчает их нагреванием и затем получает из металла требуемую вещь, работая молотком и другими инструментами. Потеря металла у него происходит только в горне из-за угара да иногда в обрубках. Тут нет ни стружки, ни опилок, как при холодной обработке металла. Кузнечные изделия, как и отливки, не всегда выходят вполне готовыми из-под молотка мастера; часто поковки являются лишь промежуточной стадией обработки, а окончательный свой вид приобретают только после холодной обработки. Кузнечные работы юного мастера будут, конечно, весьма просты и незначительны по размерам. Отковка и закалка мелкого инструмента, вроде зубил, сверл, изготовление мелких железных изделий — вот те работы, которые будут доступны.

Прежде всего кузнецу надо иметь место для разогревания материала. Можно воспользоваться печкой, для мелочи — даже примусом или паяльной лампой, но можно завести себе примерно такой же горн, как и для плавки. Только кузнечный горн удобнее сделать низким и не таким глубоким.

К горну, конечно, обязательно нужны мехи. В качестве топлива лучше всего брать древесный уголь и кокс, а при более крупных работах — каменный, «кузнечный», уголь. Углю надо дать хорошо разгореться. Металл нагревают тогда, когда не будет больше густого едкого дыма. Когда металл положен, в соседстве с ним можно подкладывать только обгоревший уголь, так как в каменном угле и коксе содержится в некотором количестве сера, вредно действующая на железо. Отсутствие густого дыма укажет на то, что горн готов. Около горна надо иметь посудину с водой для охлаждения инструментов и поковок, закалки и другого.

Следующей необходимой принадлежностью кузницы является наковальня. В продаже можно встретить небольшие наковальни, вполне подходящие для работ юного мастера. Наковальня имеет ровное, плоское, хорошо закаленное лицо, круглый конический рог для круглых загибов, отковки колец. У основания рога или на другом конце наковальни четырехугольный ее выступ снабжен круглым или квадратным отверстием для сгибания и вставки кузнечных оправок.

Наковальня

Наковальня укрепляется костылями на большом обрубке дерева. Юный кузнец может пользоваться вместо наковальни массивным куском железа или стали, старым утюгом, обрезком рельса или балки. Из куска двутавровой балки можно сделать очень хорошую наковальню для легких работ, но труда придется приложить немало. Ставят наковальню неподалеку от горна.

Наковальня из двутавровой балки

Чтобы вынимать горячее железо из горна и держать его при ковке, надо иметь щипцы с длинными ручками или кузнечные клещи. Кузнечные клещи делаются с губами различной формы: желобом, клювовидные, — чтобы предмет крепче охватывался. На ручки иногда наколачивают кольцо, которое сжимает их и тем самым сдавливает губы. Для юного мастера вполне достаточно будет небольших клещей с плоскими губами.

Кузнечные клещи

Основной инструмент кузнеца — молоток. У кузнецов имеются большие молоты — кувалды, — которыми с плеча бьет подручный кузнеца, молотобоец; есть молотки поменьше и совсем небольшие — ручники. Форма кузнечного молотка показана на следующем рисунке:

Кузнечные молотки

Бывают молотки с продольными и с поперечными носками. Молоток должен быть хорошо закален, иметь ровную, не сбитую поверхность бойка и крепко посажен на ручку подходящей длины. Для ручек лучше всего брать кизиловые или рябиновые палки. Для юного мастера вполне достаточно иметь два-три молотка различной величины; те же молотки пойдут и в остальных работах по металлу. Молотком кузнецы вытягивают, плющат, сгибают металл. Для выглаживания поковок, уничтожения следов молотка, выправления и других кузнечных работ они применяют много разных гладилок, подбоек и оправок, но можно обойтись и без них.

Подбойки и оправки

Оправка и гладилка

Для рубки раскаленного металла употребляется кузнечное зубило; это острый клинообразный инструмент, насаженный на ручку.

Кузнечное зубило

Рубить зубилом надо не с одной стороны, так как тогда низ нашей поковки сомнется, а с двух противоположных или даже с четырех сторон, чтобы получить правильный срез.

Рубка зубилом

Для пробивания дыр служит кузнечный пробойник.

Кузнечный пробойник

Это закаленный стальной стержень с прямо срезанным, перпендикулярно оси, концом, насаженный на ручку. Можно употреблять обыкновенный слесарный пробойник, приделав к нему ручку. Пробивание дыр в горячем железе производят на подкладке над отверстием в наковальне.

Пробивание дыр пробойником

Чтобы дыра вышла правильнее, ее оправляют пробойником и с другой стороны. Этими немногими инструментами можно и ограничиться.

В оборудовании мастерской хорошо еще иметь тиски. Кузнецы употребляют обычно так называемые стуловые тиски.

Стуловые тиски

Они делаются из мягкой стали и имеют хвост и лапы, которыми тиски прочно крепят к верстаку или колоде. Можно, конечно, пользоваться и слесарными параллельными тисками, но надо помнить, что они делаются из чугуна и потому боятся ударов.

Автор: П.В. Леонтьев
http://patlah.ru

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Кузнечные наковальни: виды, конструкции, изготовление

Наковальня кузнеца. От правильного конструирования этого, на первый взгляд, весьма нехитрого предмета зависит производительность ковки и точность готовой поковки. Между тем вовсе не обязательно заказывать инструмент в специализированной мастерской: при наличии определённого комплекта рабочего инвентаря домашнего мастера его под силу изготовить и своими руками.

Классификация наковален

Виды наковален и их формы различны. Они классифицируются:

  1. по весу: например, наковальня 10 кг может быть применена лишь при горячей ковке молотом с весом не более 1 кг (именно такое соотношение весов считается оптимальным);
  2. по наличию кузнечного рога: наковальня двурогая или однорогая. в простейших случаях используют и наковальню простой конфигурации, но многого на ней не сделать;
  3. по форме опорной части – с лапами и без них, на сплошном основании;
  4. по наличию отверстия и его форме – стальные наковальни с круглым и/или квадратным глухим отверстием;
  5. с хвостом или без него.

Столь сложная конструкция и форма оснастки обуславливаются разнообразием кузнечных операций, которые могут быть выполнены только с использованием наковальни.

Скачать ГОСТ 11398-75 «Инструмент кузнечный для ручных и молотовых работ. Наковальни двурогие».

Традиционные составляющие кузнечной наковальни:

  • рог, который представляет собой конусообразный отросток на одном или обоих её боковых торцах. Он может быть съёмным и несъёмным. В первом случае изготавливается несколько комплектов с разным диаметром основания, что даёт возможность производить на этом элементе своими руками такие кузнечных переходы как завивку, раскатку, гибку. Съёмный рог снабжается резьбовой частью (резьба должна быть самотормозящей), и ввинчивается в тело наковальни;
  • хвост: выступ, квадратный в плане, размещаемый с противоположной от рога стороны. По размеру поперечного сечения и вылету примерно соответствует параметрам рога. При помощи хвоста выполняют гибку на угол 90°;
  • отверстия, причём в классической наковальне их должно быть два: квадратное – для установки какого-либо подкладного штампа, и круглое – для фиксации противоположного конца проволоки во время её завивки.

В заводских условиях наковальни изготавливаются из стали 35Л, например, на АО Глазовский завод «Металлист».

Упрощённая мини-наковальня может быть выполнена своими руками либо из широкого равнополочного швеллера ГОСТ 8240, либо из куска стального рельса, причём специалисты считают, что для этих целей подойдёт не железнодорожный, а крановый рельс КР120 или КР140.

Скачать ГОСТ 11397-75 «Инструмент кузнечный для ручных и молотовых работ. Наковальни однорогие».

Подготовительные работы

Выбор вида исходной заготовки для такого самодельного инструмента зависит от целей, ради которых он изготавливается. Для горячей ковки своими руками небольших поковок вполне подойдёт настольный вариант из швеллера, более массивные предметы можно отковывать только на наковальне из рельса.

Читать еще:  Строительство ветряка-самолета своими руками: функции устройства и варианты использования

Исходный стальной швеллер номером не ниже 36У или 40У обязательно должен иметь уклон внутренних граней полок. В этом случае допустимые напряжения изгиба выше, и полка не будет проседать под нагрузками. Размеры самодельной наковальни в этом случае будут следующими:

  • для номера 36У: ширина 110 мм, высота 360 мм;
  • для номера 40У: ширина 115 мм, высота 400 мм.

Длину заготовки принимают обычно по индивидуальным потребностям: обычно это не более 400 мм. Не рекомендуется принимать экономичный швеллерный профиль, поскольку его вес меньше, а момент сопротивления и жёсткость — ниже. В качестве материала обычно принимают сталь Ст.3сп, но лучше выбрать профиль из стали 17Г1С, прочность которой выше.

Долговечность изделия можно увеличить, если на её переднюю плоскость установить закалённую прошлифованную пластину из инструментальной стали типа 5ХНМ или 5ХГС. Толщина пластины должна быть не ниже 5…6 мм.

Аналогичные требования по материалу и размерам предъявляют к наковальне, изготовление которой намечено из рельса. Предварительно в заготовке стоит просверлить круглое глухое отверстие.

Изготовление наковальни

Как сделать наковальню? Последовательность выполнения операций заключается в следующем. Вначале получается рог. Для этого один из торцов заготовки постепенно обрабатывается «болгаркой» до примерно конической поверхности, после чего шлифуется и заостряется до вида усечённого конуса. Затем острая часть подгоняется напильником. Аналогично механической обработкой получают и хвост.

Для настольной наковальни из швеллера вышеуказанные элементы изготовить невозможно, поскольку в составном варианте не окажется тела сечения, чтобы надёжно их закрепить.

Следующий этап – оформление своими руками опорных лап. Для наковальни из рельса потребности в этом нет, ибо подголовок уже имеет технологические выступы. Используя их, можно просверлить своими руками требующиеся для крепления крепёжные отверстия. В швеллерном профиле все отверстия высверливаются в условно нижней полке. Учитывая большой вес, длинная наковальня крепится шестью болтами, короткой — достаточно и четырёх. Для крепежа подойдут болты от М16 и выше.

Важный момент – установка наковальни в мастерской. Поскольку изделие при использовании испытывает значительные динамические колебания и вибрации, то под него следует установить деревянное основание, которое будет успешно гасить вибрации. Его можно изготовить из дубового пня или сухой деревянной колоды, причём соотношение высоты к размеру поперечного сечения должно быть не более 1,5:1. Вес колоды/пня должен превышать вес оснастки в сборе не менее, чем в 10 раз. Такой импровизированный шабот заглубляется в грунт не менее чем на половину высоты, выравнивается уровнем, после чего грунт тщательно утрамбовывается. При заливке бетонного основания следует перед установкой обработать древесину антисептиком.

Наковальня кузнеца, изготовленная своими руками, по долговечности не уступит профессиональным образцам.

Как сделать кузню своими руками: устройство кузницы

Со словом «кузня» обычно ассоциируется тёмное помещение с наковальнями, горнами, молотами и кузнечными клещами. Однако создание кузни своими руками значительно проще, чем кажется на первый взгляд. Кроме того, кузницу можно сделать довольно компактной, не приспосабливая под нее специальных помещений.

Собственно кузня — это помещение с оборудованием для проведения кузнечных работ. В кузне осуществляется разогрев заготовок металла и обработка их при помощи молотов и других кузнечных инструментов. Реже плавка металлов и сплавов для отливки, каких то элементов.

На самом деле, кузня вовсе не обязательно должна располагаться в помещении. В нашем случае кузница — это открытое пространство (или же пространство под навесом).

В кузне присутствует кузнечный горн — источник открытого огня. Из него часто выдуваются мелкие частички угля. Кроме того, металл обрабатывается в горячем состоянии около 800-900ºС. Поэтому пол в кузне должен быть не из горючих материалов и в близи работы горна и наковальни не должно быть электропроводов, так как часто раскалённые заготовки роняются на пол.

Основные инструменты, которые понадобятся для устройства кузницы:

Наковальня кузнечная

Может быть практически любая, которую удастся найти. Главное чтобы края и рабочая поверхность наковальни были не сбиты (края должны быть ровными). При ударе молотком о настоящую кузнечную наковальню он должен от неё отскакивать, а сама наковальня должна сильно звенеть. Наковальня может быть установлена либо на большой деревянный пень либо на сваренный из уголка каркас. Второй вариант более функционален, кроме того, он позволяет кантовать наковальню и устанавливать её в любое место двора или помещения без особых проблем. Установка на пне, как правило, закрепляет наковальню на одном месте «навечно».

Высота установки наковальни обуславливается уровнем разгибания руки кузнеца: чтобы при ударе молотом — его поверхность была примерно параллельна земле.

Кузнечный горн

Горн может быть сварен из листового металла с вложением вовнутрь огнеупорного кирпича. Чтобы не варить кузнечный горн можно использовать для этого разрезанный старый баллон. Кузнечный горн, как и наковальня, также устанавливается на сваренный из арматуры каркас на высоте примерно пояса кузнеца. Каркас горна менее массивный, чем у наковальни, из 12-14 арматуры.

На дно горна можно также сварить колосник (решетка, на которой располагается горящий уголь или дрова) из арматуры. Но промежутки между прутами колосника должны быть как можно тоньше (не более 1-2 мм), так как пламенный кузнечный уголь при горении распадается на очень мелкие частички и будет весь просыпаться через большие отверстия. Струя воздуха должна подаваться сбоку, немного под углом вниз, а не снизу как у печей. Это обусловлено тем, что струя сильная и при подаче снизу будет выдувать мелкие частички угля из горна, которые будут разлетаться довольно далеко.

Старый пылесос

Необходим для поддува воздуха в кузнечный горн при работе «на выдув».

Молот

Это обычный молоток. Но не такой как слесарный, у которого один конец тоньше. Молот — это молоток, у которого оба конца одинаково плоские. В отличие от кувалды молот имеет меньший вес (от 800 грамм до 2 кг) и короткую ручку для работы одной рукой. Молот следует выбирать, исходя из собственных физических возможностей, чтобы работать им долго и не уставать. Очень важно, чтобы молот был сделан из хорошей стали, лучше использовать старый советский. Китайские молоты могут расколоться после нескольких ударов, а у некоторых в процессе эксплуатации появляются бороздки на рабочей поверхности, что свидетельствует о низком качестве металла.

Стуловые кузнечные тиски

Основным отличием кузнечных тисков от слесарных является металл, из которого они изготовлены. Кузнечные тиски изготовлены из инструментальной стали, по ним можно бить, не опасаясь расколоть тиски.

Кузнечные клещи с длинными ручками

Длинные ручки необходимы для работы с мелкими заготовками. Плюсом будет фиксирующее кольцо, которое скрепляет ручки «в замок», что позволяет не сжимать их с силой при работе с заготовкой.

Другие инструменты являются неспециальными или обычными слесарными.

Рекомендации по устройству кузницы

Это оборудование для полноценной кузни может разместиться в углу, на площади менее 1 квадратного метра, так как наковальню и горн можно двигать. Если планируется работать в закрытом помещении, то в месте установки горна следует также дополнительно изготовить вытяжку. Если кузня разместиться во дворе или под навесом, то вытяжка не нужна, при активном горении кузнечный горн выделяет мало дыма.

Уголь для ковки нужен «пламенный». Отличить его можно по весу. Куски этого угля даже очень большие — очень лёгкие. Он сильно разгорается, быстро сгорает и даёт большую температуру необходимую для нагрева заготовок до температуры ковки. Выбирать следует большие и средние куски. Маленькие быстро прогорают и не дают нужной температуры.

Кузнец бьет то по детали, то по наковальне. Зачем?

Неоднократно видел (на экране), как кузнец кует чего-то железного. Удар молотом по раскаленной железке, удар по наковальне, по железке, по наковальне …через раз..
А зачем по наковальне-то? Чтоб молот не нагревался? На сколько он там нагревается-то за время удара? Или зачем?

8 Answers

  • Активность
  • Самые новые
  • Самые старые

просто кузнец пьяный, промахивается.

Да нет, трезвый, работает методично.
Раз по детали — второй по наковальне. По наковальне не сильно, даже с амортизацией.
Может гасит какую-то кинетическую энергию в молоте?

сравнивает твердость детали с твердостью наковальни?

да никто так не делает. посмотрите ролики на ютубе. а в художественном фильме — все что угодно может быть.

Если мягкая ковка, возможно окалину с молота сбивает, иначе боек засрется

тут на 3-22 и 1-56

С тяжелым молотом или кувалдой быстро устает рука — от удара отдача, молот отскакивает и резинирует, так что мышцам кисти приходится компенсировать все это мелкое дерганье.

И логично после сильного удара сделать маленький, как бы успокоить инструмент и потом уже снова бить. Так рука меньше устает. Имхо конечно.

Спросил сейчас у знакомого кузнеца. Говорит все зависит от стиля и привычки. Встречал он таких «выпендрежных» — они любят работать на ярмарках, что-то вроде шоу за деньги.

Бывает еще когда в паре работают — мастер небольшим молотком бьет — указывает куда надо бить, а молотобоец/подмастерье здоровым молотом куячит в это место уже со всей дури…. (-8
Тесть поработал в кузне по молодости молотобойцем — рассказывал.
Но вот про то, что топикстартер описал ничего не говорил.

Какую кузнечную наковальню выбрать

Устройство наковальни довольно простое, но каждый из отдельных элементов назначен выполнять различные операции по металлообработке. Она состоит из:

Для металлообработки способом горячей и холодной ковки важно наличие многих инструментов и приспособлений. И, если некоторые из них можно заменить или вообще проигнорировать, то кузнечная наковальня практически незаменимый элемент мастера. Ведь на ней выполняется вся основная обработка, особенно горячим способом.

В нашем материале мы рассмотрим типы и особенности такой принадлежности каждого кузнеца.

Элементы наковальни и их назначение

Устройство наковальни довольно простое, но каждый из отдельных элементов назначен выполнять различные операции по металлообработке.

Сам кузнечный «рабочий стол» состоит из следующих частей.

  • Лицо.
  • Рога.
  • Лапы.

Дополнительно каждая наковальня имеет отверстия круглого и квадратного сечения на поверхности, а также крепежные скобы (в стационарном исполнении).

Материалом для изготовления является легированная сталь марок 35 или 45Л. Изделие производится способом литья и имеет закаленные и незакаленные поверхности.

Читать еще:  Как сделать качественный ящик для инструментов своими руками

Лицевая часть наковальни — это основная рабочая поверхность, на которую приходится вся нагрузка в процессе металлообработки. Обязательным условием при изготовлении является термообработка лица до твердости с показателем HRC 45–50.

Вся поверхность тщательно шлифуется практически до зеркального блеска. Грани по сторонам от лица наковальни выдерживаются точно под прямым углом. Ребра обязательно заостренные без сколов и вмятин.

На лице наковальни проводят многие кузнечные операции, а на ребрах выполняют гибку заготовок и листового металла.

Если присутствует только один, то он имеет конусовидную округлую конфигурацию. В случае двух рогов — один округлый, а второй может иметь пирамидальную форму (носящий чаще название хвост).

Назначение такого элемента в выполнении функции оправки, на которой выполняют гибку полос или прутков, а также раскатку или сварку. Если есть второй пирамидальный, то на нем проводят изгибание и правку заготовок или куют изделия других сложных форм.

Некоторые типы наковален между лицом и рогом имеют незакаленную часть площадки, на ней проводят рубку металла зубилами.

Возле рога часто присутствует круглое, а в хвосте квадратное отверстия. Сечение в форме круга (15-25 миллиметров в диаметре) применяют для прошивки заготовок (вместо сверления), квадратное — это своеобразная точка установки дополнительных приспособлений (нижняков). Может присутствовать и два круглых отверстия с разными диаметрами (зависит от типа изделия).

Также, кроме перечисленных элементов, приспособление может быть дополнительно оборудовано слесарными тисками для более удобного выполнения кузнечных операций в одиночку.

Существует несколько типов этого кузнечного приспособления, их различают по наличию или отсутствию некоторых конструктивных элементов, габаритам и массе, а также по рабочему назначению.

Типы наковален

Государственным стандартом определяются следующие типы наковален заводского изготовления.

  • Безрогие. Массивная прямоугольная наковальня, массой от 96 до 210 килограмм.
  • Однорогие. Приспособление массой в 70-210 кг имеющее один рог конусовидной формы.

  • Двурогие. Наковальни, имеющие два рога, могут весить 100-270 килограмм.
  • Однорогая консольная. Может весить до 95 кг.
  • Шпераки. Небольшие приспособления и мини наковальня массой до 30 кг.

Выбирать наковальню нужно в зависимости от планируемых работ. Для габаритных и тяжелых обрабатываемых заготовок нужно приспособление более тяжелое, а для небольших поковок можно обойтись и относительно нетяжелой однорогой конструкцией. Также выбор будет зависеть от видов работ. Возможно, придется поискать двурогие наковальни с различными отверстиями.

Для ювелирных работ используются небольшие по размеру и массе шпераки, так как изделия довольно маленькие и не требуют тяжелой ударной обработки. Часто ювелирная наковальня изготовляется под заказ по личным потребностям, со своими индивидуальными элементами в конструкции.

Однако, может придется приобрести для мастерской и два типа этого кузнечного оборудования. Одну наковальню для стационарной установки, а вторую, поменьше — переносную.

Качественное кузнечное приспособление при ударе по ней молотком звенит, а сам ударный инструмент отскакивает от лицевой поверхности.

Кроме выбора и приобретения, важно правильно установить такое массивное приспособление, чтобы в дальнейшем не возникло проблем во время рабочего процесса.

Как установить наковальню

В качестве стула чаще всего используется большой деревянный чурбак диаметром от 500-600 миллиметров. Древесина должна быть из твердых пород: дуб, клен, ясень, береза и других подобных. Если нет подходящего материала, можно использовать бочку из дерева или металла. В нее засыпается земля, глина, песок и очень плотно трамбуются. Сверху закрепляется толстая деревянная прокладка, на которую и монтируют наковальню.

Высота подставки выбирается индивидуально, зависит от роста кузнеца.

Сам стул из деревянного чурбака не должен создавать дополнительных вибраций, поэтому его нужно вкопать в землю на глубину не менее, чем 0,5 метра с песчаной, плотно утрамбованной, подкладкой на дне ямы. Обязательно при этом сверяется уровень установки стула (горизонтальный и вертикальный).

Чем заменить

Сделанная из рельса наковальня прослужит длительный срок, хотя и не заменит полноценное заводское изделие.

Как сделать замену промышленному изделию можно посмотреть в видео

Самоделки со швеллера или двутавра могут использоваться лишь временно, так как их полки недостаточно толстые, а сталь не обладает стойкостью к механическому воздействию.

Конечно, лучшим вариантом станет полноценная заводская наковальня, изготовленная литьем и имеющая все необходимые элементы с закаленной поверхностью. Такое изделие прослужит в кузнечной мастерской практически вечно.

А что вы можете добавить к этому материалу? Насколько критично отсутствие в кустарной мастерской заводской наковальни и как можно ее заменить? Поделитесь своим опытом в выборе этого кузнечного приспособления и его использовании. Примите участие в обсуждении материала статьи в блоке комментариев.

Кузнечная наковальня, зачем она нужна кузнецу

Строение кузнечной наковальни

Кузнечная наковальня – это инструмент, с помощью которого мастера обрабатывают металлы, используя горячую и холодную температуру. Наковальня – один из основных инструментов в работе кузница.

Изначально наковальня представляла собой обычную каменную плиту, а уж потом ее начали изготавливать из камня.

Итак, кузнечная наковальня состоит из 3-х составляющих элементов:

  1. рог – так называется выступ, с одного или двух боков наковальни. Рога могут сниматься, или быть несъемными, в зависимости от строения и типа наковальни.
  2. хвост – часть с другой стороны наковальни, при ее помощи выполняют сгибание деталей на 90 градусов.
  3. 2 отверстия – круглое, фиксирующее проволоку при завивке и квадратное, служащее для установки подкладного штампа.

Виды наковален

Наковальни подразделяются на виды.

Однорогая наковальня. Рог наковальни этого вида предназначается для изгиба заготовок и металла под разными углами и придания изделию круглой или завитой формы.

Двурогая наковальня. Имеет два рога по обеим сторонам. Рог с одной стороны предназначен для изгиба прутков или полос. С другой стороны располагается рог треугольной формы – с его помощью придается пирамидальная форма, и заготовки изгибают в форме пирамиды.

Безрогая наковальня. Такая наковальня выполнена в форме квадрата или прямоугольника. Поверхность инструмента гладкая и ровная, мастера называют ее «лицом» наковальни.

Ювелирная наковальня (мини). Вариант такого инструмента говорит за себя, наковальня предназначена для кузнечного изготовления украшений из драгоценных металлов (серьги, кольца, подвески). У нее имеется заостренный рог с одной стороны и плоская рабочая площадка.

Покупка наковальни: на что обратить внимание

Если Вас посетило желание изготовить кузнечную наковальню собственноручно, то это вполне реально. Руководство по изготовлению не сложно найти в книгах по кузнечному делу или на соответствующих сайтах в интернете. Однако этот вариант подойдет для мастеров-умельцев с опытом.

Тем, кто только начинает заниматься кузнечным мастерством, лучшим выходом будет купить готовый вариант, только следует учесть некоторые важные характеристики, выбирая кузнечную наковальню.

Первоначально следует определиться, какой вид наковальня потребуется. Если Вы собираетесь ковать изделия художественного направления, лучше приобретать наковальню двурогую, больше других подходящую для этого вида работ, позволяющую придать изделиям нужные формы. Если же предполагается ковать ювелирные изделия, то и наковальню следует приобретать соответствующую таким работам.

Вот самые основные критерии, которыми следует руководствоваться при выборе нужного Вам инструмента:

  1. чем тяжелее наковальня, тем лучше (минимум 80-100 кг);
  2. при ударе по поверхности наковальни должен издаваться чистый и высокий звон. Это говорит о том, что «лицо» наковальни в достаточной степени закалено и нет производственных дефектов;
  3. при ударе должны звенеть боковые части (рога), а не центральная – показатель надежного закрепления наковальни;
  4. обратите внимание на «лицо» наковальни – оно должно быть ровным и «зеркальным», при ударе не должны оставаться вмятины, иначе наковальня прослужит недолго, а изделия получатся низкого качества;
  5. проверяйте твердость рабочей поверхности. Это осуществляется броском шарика от подшипника с высоты 25-30 сантиметров, и замером высоты его отскока. В идеале высота должна составлять от 23 до 24,5 см. Чем выше отскочит шарик, тем тверже лицевая поверхность. Проверку можно провести и другим методом – ударить по «лицу» наковальни острым основанием молотка. Наличие вмятины будет свидетельством недостаточно высокой твердости у поверхности наковальни.

Мини-кузница своими руками: бюджетный вариант

Иногда в жизни людей, живущих «на земле», случаются моменты, когда хочется что-то сделать своими руками, не откладывая дело в долгий ящик. Кто-то задумывается о столярке, кто-то занимается изготовлением декоративных изделий, а кто-то буквально загорается ковкой. Причём, настоящей, т.е. — «горячей».

Итак, в этой статье:

  • Какой минимальный набор инструмента и оборудования нужен для ковки.
  • Как сделать наковальню из старого рельса.
  • Из чего можно сконструировать переносной кузнечный горн.

Начальный набор инструментов, необходимых для ковки металла

Способ приданию металлу пластичных свойств за счёт нагрева известен человечеству с незапамятных времён. В отличие от т.н. «холодной ковки», при которой металл не подвергается нагреву, при ковке «горячей» (и, как считается, «настоящей») металл разогревают в горне.

За счёт пластичности разогретому металлу можно придать самые разнообразные формы, чем и пользуются мастера художественной ковки.

Помимо опыта, который нарабатывается годами, для ковки требуется соответствующий инструмент. Это могут быть специальные клещи, оправки, шаблоны для гнутья и т.д., но самыми главными «помощниками» кузнеца на протяжении многих веков остаются молот и наковальня.

Любой человек, который задумался о том, чтобы заняться кузнечным делом, сталкивается с необходимостью приобретения соответствующих инструментов. Качественная и тяжелая наковальня весом под 100 кг – удовольствие не из дешёвых.

Я свою наковальню купил на вес на вторчермете. По опыту работы могу сказать: что я не смог расплющить на рельсе, удалось на настоящей наковальне.

Вторчермет хоть и «золотое дно», но многое зависит от везения. У нас цена б/у наковальни приближается к стоимости новой. Хотя мне удалось таким образом обзавестись мощными тисками и наковальней весом около 30 кг. «Лицо» у неё, правда, помято, но это поправимо.

Итак, как быть, если ковать хочется, а семейный бюджет не позволяет таких трат? Тем более, если неизвестно, придётся ли дело по душе, или через несколько месяцев все дорогостояще оборудование станет пылиться в гараже.

В этом случае следует воспользоваться опытом участников FORUMHOUSE и обзавестись мини-кузницей, сделанной из материалов, что оказались под рукой. Тем более, что даже на таком — «дачном», варианте можно сделать массу разнообразных вещей, нужных в хозяйстве, и которых не купишь в магазине или на строительном рынке.

Хороших кузнецов мало и, как правило, они загружены заказами, а в хозяйстве часто нужны специфичные изделия, например, кованый гвоздь или какая-то «хитрая» заклёпка. Чтобы не ломать голову с поиском мастера и заказом, а также сэкономить, проще всё сделать самому. Ведь такие гвозди, как на фото ниже, просто так не купишь.

Как сделать наковальню из старого рельса

Интересен опыт пользователя портала с ником ДИМДИМ. Он рассказывает, чего можно добиться при изготовлении самоделок, если приложить к делу смекалку.

Читать еще:  Лазерная гравировка с помощью старого DVD-лазера

Я решил заняться ковкой. Пересмотрел в сети множество видеороликов и пришел к выводу, что смогу сделать весь инструмент самостоятельно. В первую очередь мне нужна наковальня, горн, а также разнообразные приспособления. Чтобы сэкономить, буду всё делать из того, что есть в «закромах», т.е. из подручных материалов.

Из интернета пользователь узнал, что чаще всего самодельную наковальню делают из железнодорожного рельса.

Т.к. в «закромах» рельса не оказалось, ДИМДИМ для поисков «донора» задействовал всех друзей, родственников и знакомых. Вскоре поиски увенчались успехом, и пользователь стал обладателем старого, но крепкого рельса.

Осталось отсечь от заготовки всё лишнее и придать ей нужную форму. Расчехлив отрезную машинку по металлу, пользователь приступил к работе.

Молот, наковальня и. алхимия: Как работает кузня

Как из железного прута создается почти невесомое ажурное произведение искусства и как работают кузнецы сегодня? Что изменилось в их ремесле, а что нет? Корреспонденты Myslo отправились в кузню, чтобы увидеть всё своими глазами.

В дореволюционной России кузня была центром любой деревни или небольшого города, а кузнецы считались чуть ли не колдунами, способными из кусков металла создать витиеватые ограждения, замысловатые узоры на воротах и пр.

Mы на этнодворе «Тульский Левша», в кузне которого проследили, как из железного прута создается настоящее произведение искусства.

Первый шаг в создании каждой детали — эскиз. Его прорисовывают мелом на специальном сборочном столе — верстаке. Причем создают по точным размерам — в натуральную величину будущего произведения кузнечного искусства.

Алексей Евдокимов, кузнец:

– Основа нашей работы — пространственное мышление. Если необходимо создать большую деталь, например высокий забор или основу под навес, то нужен точный математический расчет.

Готовый рисунок тщательно вымеряют.

Из железных прутьев болгаркой нарезают заготовки подходящего размера.
К слову сказать, до изобретения болгарки металл отрубали зубилом.

Дальше заготовки отправляются в кузнечный горн — печь, где они нагреваются до 800 ° С.

В начале прошлого века в кузнях по всей стране использовали дымник. Чтобы развести огонь, кузнецу приходилось вручную раздувать меха. Иногда на это уходили часы.

Через несколько минут раскаленный металл достают из огня. Самые мелкие детали извлекают при помощи специальных инструментов — щипцов, жимков, кузнечных вилок. Все необходимые приспособления каждый кузнец создает сам.

Затем — ковка. Система поршней пневматического молота работает с определенной частотой, создавая из железного прута произведение кузнечного искусства.

Мудреное изобретение времен технического прогресса вытеснило из кузниц молотобойцев. В былые времена силачи-молотобойцы придавали металлу нужную форму, искусно орудуя молотами. Правда, для этого приходилось прогревать металл несколько раз.

В кузне современной металл делает тонкий пневматический молот. После этого для дальнейших манипуляций заготовку вновь отправляют в огонь.

Окончательную форму заготовка обретает на наковальне.

Пень, на котором установлена наковальня, традиционно изготавливался из корневой — самой прочной — части дерева.

Раньше пень оковывали, чтобы дерево со временем не потеряло форму. Нам повезло – мы увидели такой же.

С помощью кузнечной вилки и специальных инструментов раскаленный металл буквально «сжимают» до нужной формы.

В кузнечном деле важна точность: на каждом этапе создания проекта заготовку прикладывают к рисунку. Как по выкройке, все детали должны сойтись до миллиметра.

Когда все элементы готовы, их соединяют при помощи сварки. Раньше крепления выполняли разными способами: накладывали хомуты, ставили заклепки и пр. Еще один способ, дошедший до нас из глубины веков, — кузнечная сварка. Два куска металла разогревали до 1200 ° С и, когда они приобретали ярко-соломенный цвет, их очень быстро сковывали между собой при помощи молота.

Дальше опять в ход идет болгарка — ею подчищают образовавшиеся швы. Оставшиеся неровности – железной щеткой.

Финальный аккорд создания железного произведения искусства — покраска.

Сейчас практически в каждом магазине представлена большая палитра красок по металлу.

Раньше кузнецов считали алхимиками или колдунами. У каждого мастера был набор специальных средств: против ржавления — свинец, для красоты — кислоты, краски, специальные порошки, химические реагенты, для смешивания всех ингредиентов — колбы, банки… Настоящий набор алхимика!

И у каждого кузнеца был свой фирменный секрет создания краски. Как правило, рождался уникальный рецепт после многочисленных химических экспериментов. Представьте себе, что чувствовали суеверные жители деревни XIX века: на кузне без конца стучат молоты, летят искры, а еще периодически раздаются взрывы от неудачных химических опытов… Колдовство, не иначе!

Когда краска высохла, тонкой кисточкой кузнец наносит патину на готовое изделие, придавая ему эффект старины и еще пущей загадочности.

Изделия, созданные мастерами в кузнях, служат не одному поколению!

Кузня на этнодворе «Тульский Левша» была создана два года назад. Здесь тульские мастера сохраняют и приумножают тульские традиции кузнечного ремесла.

Борис Глазков, кузнец:

– По старинным образцам, сохранившимся в Туле, мы воссоздали образцы ковки ограждений и заборов. Вообще же кузни были своеобразным центром жизни нашего города. Здесь подковывали лошадей, создавали ажурные балконы, ворота, мостовые конструкции, а любой дом ставился на кованых тягах. Кузнецы входили в число самых богатых людей, а само ремесло считалось уделом избранных. Сегодня кузнечное мастерство становится всё более востребованным – практически, как и 100 лет назад.

Еще один из самых необходимых предметов домашнего быта туляков в конце XIX века — дымник или навершие.

Его устанавливали на печную трубу для защиты от птиц и осадков.
В каждой области кузнецы придумывали элементы, которые отражали дух того времени в городе. Так, в Серпухове, к примеру, дымники полукруглые, в Калуге выкладывалась кирпичная глухая труба с навершием, в Кашире навершия изготавливали из белого камня. В Туле очень любили цветы, практически в каждом палисаднике цвели георгины – именно их тульские мастера и помещали на шпиль дымника.

А еще на этнодворе собрана уникальная коллекция сундуков конца XIX века.

Один из них бережно хранит информацию о том, что в 1870-х годах тульские мастера и крестьяне платили налоги.

В одном из таких образцов тульского кузнечного искусства Борис Глазков хранит свою коллекцию старинных инструментов. Самый старый из них датируется 1870-ми годами, самый «свежий» — серединой 1950-х.

Еще один арт-объект — дерево славы тульских кузнецов — появился здесь в 2016 году. Тогда при поддержке Тульского объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма на территории этнодвора прошел областной фестиваль кузнецов. Мастера демонстрировали свои умения, на глазах у публики создавая причудливые детали. Теперь эти изделия украшают дерево славы.

Работы наших земляков во все времена ценились очень высоко. В 70-х годах XVIII века в столице Российской Империи Санкт-Петербурге у Летнего сада на Дворцовой набережной соорудили ограду. В ее основу лег камень, добытый в Финляндии, а решетка с украшениями из золоченой бронзы была выкована тульскими кузнецами.

Теперь эта ограда — один из символов города на Неве.

Работы Алексея Евдокимова и Бориса Глазкова в 2017 году стали частью э кспозиции народных художественных промыслов «Российский сувенир» на выставке в Париже.

Уже 18 февраля на этнодворе «Тульский Левша» все желающие смогут вместе с мастерами выковать на счастье подкову, гвоздик и даже настоящую сковородку.

Основание под наковальню

Основанием наковальни может служить тяжелый деревянный чурбан (он называется “стул”), врытый в землю. Глубина, на которую нужно врыть стул, не менее 0,5 м. Сама наковальня крепится к основанию либо хомутами, либо костылями. Стул в верхней его части нужно скрепить стальным обручем. Диаметр бревна рекомендуется не менее 600 миллиметров. Землю вокруг стула нужно тщательно утрамбовать. Верхняя часть стула должна быть идеально ровной, иначе наковальня будет прыгать от ударов.

Если нет подходящего чурбана, можно сделать его наборным.

Наборные основания для наковален

Допустимо также для мобильности наковальни изготовление основания в виде чугунной или стальной стойки.

Однорогая наковальня на стальном основании

Иногда используют просто дубовый, кленовый или берёзовый пень.

Фото наковальни на пне с фестиваля кузнецов

Можно также использовать деревянную или металлическую бочку, наполненную песком, глиной либо землей, а сверху установить деревянную подушку.

Схема установки наковальни в бочке

Практично верхнюю часть стула обить кровельным железом, дабы от горячих обрубков и прочего не стул не горел.

Высота основания- определяется индивидуально. Рекомендуется делать такую высоту, при которой кузнец мог бы касаться пальцами опущенной руки лица наковальни. Тогда он не будет тратить дополнительных усилий при ковке, наклоняться вперед и поднимать молот слишком высоко. Иными словами, он не будет излишне уставать при работе.

Если используется однорогая наковальня (чаще всего именно она), то рог должен быть слева от кузнеца.

Ввиду огромной нагрузки на наковальню во время процесса ковки, ее необходимо очень прочно крепить к стулу. Основание должно стоять строго вертикально, а лицо наковальни, соответственно, строго горизонтально. Во время ковки ни наковальня, ни стул не должны вибрировать.

Наковальню ставят на расстоянии от горна 1.5-2 метра и примерно на одном по высоте уровне, это облегчает перенос горячей заготовки с горна на рабочую поверхность наковальни.

Вокруг нужно оставить достаточно свободного места для молотобойцев и прочих вспомогательных рабочих.

Даже вот из этого металла можно сделать основание для наковальни, небольшое видео смотрите тут https://kovka-svarka.net/kuznitca/kak-sdelat/. А на этой странице фото сборки того основания по шагам.

Практически любой может сделать оборудование для холодной ковки и работать.

Для производства работ лучшие сварочные аппараты инверторного типа должны иметь выходной ток не менее 160 А. Именно таким аппаратом является инвертор ssva-160-2. Используя кузнечный горн, можно получить самые различные заготовки для сварочных работ. Есть много примеров изделий, сделанных в результате сварки и ковки, фото которых можно посмотреть на сайтах интернета.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты