Rich--house.ru

Строительный журнал Rich—house.ru
21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такой гравер? Что за профессия, чем занимается?

Гравер

Специальность:

  • НПО «Гравер» (290200, 290201);
  • ВПО «Технология художественной обработки материалов» (261000, 261001); «Технология обработки драгоценных камней и металлов» (261002).

Ювелир, дизайнер, инженер, резчик по дереву, резчик по камню и кости, слесарь-инструментальщик.

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность гравера связана с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу, что позволяет отнести ее к типу «Человек – Художественный образ».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия гравера предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

Гравер – это квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных штихелей, резцов, игл и других инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмасса, дерево, стекло).

Основная деятельность гравера связана с художественной обработкой различных материалов: гравированием вручную выполняют особо сложные рисунки, гравированием на электрогравировальном автомате – рисунки любой сложности.

Гравер должен обладать такими личностными качествами, как усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность, старательность, исполнительность, хорошая память.

К профессионально важным качествам относятся: мышечно-суставная чувствительность усилий или сопротивления; тактильная чувствительность; линейный, угловой, объемный глазомер; помехоустойчивость; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; интуитивное мышление; развитая зрительная и тактильная память; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); развитый эстетический и художественный вкус; развитая мелкая моторика рук.

Профессия гравера не рекомендуется лицам со следующими заболеваниями: судороги, потеря сознания; некорректируемое снижение остроты зрения; нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения; расстройства слуха; аллергии; вестибулярные расстройства; расстройства координации движений; дрожание рук; кожные заболевания; заболевания органов дыхания.

Гравер должен хорошо знать: основные классы материалов; физико-химические, механические, технологические свойства художественных материалов; технологию художественной обработки материалов разных классов; основы процессов литья, пластической деформации, обработки резанием и огранки, термическую обработку; поверхностные и комбинированные виды технологической обработки; технологические приемы реставрационных работ; оборудование, оснастку, инструмент для промышленного и индивидуального производства художественных изделий; основные законы выполнения рисунка на плоскости; технику рисунка; компьютерный рисунок; теоретические основы композиции; граверные технологии.

Гравер должен уметь: моделировать объект; выбирать материал для обработки, способы обработки, оборудование, оснастку и инструмент; вручную и травлением выполнять на различных материалах гравировку изображений разной степени сложности; выполнять доводку и заточку гравировальных инструментов.

Граверы могут работать на крупных промышленных предприятиях, специализирующихся на производстве художественных изделий, а также в частных мастерских (ювелирных, художественных).

В настоящее время граверы востребованы, особенно граверы, специализирующиеся на изготовлении ювелирных изделий.

Граверы могут работать самостоятельно или в коллективе. Работа происходит преимущественно в помещении, в случае необходимости художественной отделки объектов, находящихся вне помещения, – на улице.

Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания.

Рабочая поза – преимущественно сидя, изредка – стоя (если необходимо обработать большой объект).

Гравер использует ручные средства труда, специальный инструмент для создания рисунка на различных поверхностях, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет (для создания моделей изделий, узоров и орнаментов).

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих.

Специальная одежда гравера: халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники, защитная маска.

Наиболее часто граверы страдают болезнями суставов рук и кистей. Работа в положении сидя приводит к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее.

При обработке металла, камня образуется промышленная пыль, которая может вызывать аллергию и заболевания бронхолегочной системы.

Получить профессию гравера можно в учреждениях начального профессионального образования (профессия «Гравер») или в учреждениях высшего профессионального образования (специальности «Технология художественной обработки материалов», «Технология обработки драгоценных камней и металлов»).

Перспективы карьерного роста гравера связаны с повышением квалификации на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации.

Профессия гравера

Профессия гравера

Профессия гравера заключается в том, чтобы оставлять определенные следы на тех или иных предметах. Гравер наносит росчерки и линии, виньетки и буквы, посвятительные надписи и т.д., но пишет он не на бумаге, а на самых разных материалах – стекле, камне, металле, дереве и даже линолеуме. Гравер в определенном роде должен быть художником – мастером, который занимается вырезанием изображений и надписей на пластинах из твердого материала.

Гравер обязательно должен обладать хорошо развитым образным мышлением и воображением. Именно эти качества дают возможность ему придумывать сюжеты для гравировки, создавать красивые изображения и оригинальное оформление. Современный гравер в работе использует специальные компьютерные программы, которые дают возможность разрабатывать различные изображения, а потом программировать граверные станки на исполнение.

Но при всех его возможностях компьютер – это всего лишь средство, которое помогает мастеру, но не выполняет за него работу. Гравировка – это не ремонт микроволновых печей или сбор мебели, в данном случае большую роль играет наличие творческих задатков, определенных способностей у исполнителя. Настоящий автор любой гравировки – это человек, а не программа, который вкладывает в свою работу частицу души, собственное видение мира, фантазию.

Художник-гравер способен создавать настоящие произведения искусства, которым не страшны никакие воздействия времени и которые способны сохраниться на протяжении многих лет, дойдя до потомков. Граверы выполняют самые разные заказы, среди которых самыми актуальными и популярными являются такие, как выполнение дарственных, юбилейных, благодарственных, восхваляющих надписей, портретов ушедших с эпитафиями и т.д. Обратившись к граверу, люди хотят сохранить на годы память про самые важные события жизни и мастер должен относиться со всей ответственностью к собственным обязанностям.

Для того, чтобы успешно справляться с поставленными задачами, гравер должен обладать определенными личными качествами – такими, как усидчивость, терпеливость, выносливость, ведь его работа связана с необходимостью долго сидеть на одном месте, выполняя монотонные движения, требующие аккуратности и полной сосредоточенности, концентрации внимания. Также гравер обязательно должен обладать определенными творческими способностями (как правило, в сфере живописи или графики).

Кроме личных качеств, гравер должен обладать хорошим здоровьем, высокой точностью движений при максимально длительном напряжении. Недопустимо, чтобы у мастера дрожали руки или была больная спина, в связи с чем он не сможет выполнять точно и красиво надписи, долго находиться в одной и той же позе, делая гравировку.

Сегодня обучиться данной профессии можно в среднеспециальных учебных заведениях (училищах, техникумах и т.д.), но наиболее ценным считается обучение в мастерской гравера, который обладает большим опытом и сможет поделиться с молодым специалистом собственными знаниями и умениями, дав ему все необходимые практические навыки и рассказав о профессиональных секретах мастерства.

Комментарии:

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.

Гравировщик

Гравировщик (нем. Gravieren — вырезать на чём-либо) – это специалист по гравировке рисунков, надписей, которые выполняются с помощью специальных инструментов. Существуют специальные гравировальные станки, бормашинки, дрели, пантографы и инструменты для ручной работы (резцы, штихели, иглы). Иногда используют метод травления кислотами при создании рельефных изображений на металле, стекле, дереве, пластмассе. Как правило, самые сложные и витиеватые узоры выполняются вручную. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

По технике исполнения гравирование бывает трёх видов:

  • плоскостное, или двухмерное — гравирование на плоскости;
  • обронное, или трёхмерное, в результате которого получаются рельефные и даже объёмные фигуры. Существует 2 способа: выпуклое (или позитивное) гравирование, при котором рисунок выше общего фона и углублённое (или негативное), в котором рельеф ниже фона;
  • гравирование под «чернь» используется при работе с серебром: углубления, выполненные штихелем и зубильцами, несколько раз заливают чёрным сургучом и лаком.

Для особой выразительности и декорирования гравюр используют такие способы, как травление, чеканка, фрезерование, насечка, выборка гравированием.

Технический прогресс коснулся и гравировального искусства. С появлением в гравировке специальных программных продуктов и графических редакторов значительно расширились возможности выполнения узоров и надписей с потрясающими эффектами. Появились новые механизированные способы гравировки: лазерная, алмазная, фотогравировка.

Особенности профессии

Функциональные обязанности гравировщика:

  • моделирование объекта;
  • выбор материала для работы;
  • выбор метода обработки, инструмента;
  • собственно гравировка, её доводка и совершенствование;
  • заточка гравировальных инструментов;
  • наладка гравёрных станков и аппаратов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы
  • Востребованность профессии, особенно в ювелирном деле;
  • достойная оплата труда;
  • творческая профессия;
  • возможность работать как индивидуальный предприниматель.
Минусы
  • Напряженная сидячая работа является причиной болезней шеи, суставов рук и кистей;
  • при обработке металла или поделочных камней образуется промышленная пыль, оседающая в дыхательных путях или вызывающая аллергию.

Место работы

Ювелирные и художественные мастерские и магазины, предприятия полиграфической, текстильной, целлюлозно-бумажной промышленности. Компании, оказывающие ритуальные услуги.

Важные качества

  • творческие способности
  • художественной вкус
  • усидчивость
  • аккуратность
  • тщательность
  • выдержка
  • сосредоточенность
  • внимание к деталям
  • повышенная тактильная чувствительность
  • твёрдость кистей рук
  • хорошо развитая мелкая моторика рук
  • хороший глазомер
  • развитая зрительная память
  • умение создать образ по словесному описанию.

Обучение на гравировщика

Профессию гравировщика можно получить в профессиональных училищах (специальность «Гравировщик») или в ВУЗах (специальности «Технология художественной обработки материалов», «Технология обработки драгоценных камней и металлов»):

Профучилища:

  • Профессиональное училище № 19;
  • Профессиональное училище № 130;
  • Художественный лицей № 303 г. Москвы.

ВУЗы:

  • Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства;
  • Московский государственный вечерний металлургический институт;
  • Московский государственный горный университет;
  • Московский государственный машиностроительный университет;
  • Московский государственный университет приборостроения и информатики;
  • Российский химико-технологический университет приборостроения и информатики.

Оплата труда

Оплата труда гравировщика зависит от квалификации специалиста, места его работы, объёма заказов, региона, в котором он работает. В Московской области средняя зарплата по состоянию на апрель 2016 г. составляет 40 тысяч рублей, в Красноярском крае — порядка 30 тысяч рублей.

Зарплата на 28.10.2020

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост гравировщика, как и любого представителя ремесленных профессий, связан с совершенствованием мастерства, повышением квалификации, открытием собственного дела, успешным предпринимательством.

Интересные факты о профессии

Штихель — основной инструмент гравировщика при ручной работе. Для нанесения линий разной ширины, глубины, формы существуют разнообразные виды сечений штихелей:

  • Острый резец-шпицштихель для оконтуривания рисунка;
  • Мессерштихель — ножевой резец для тонких глубоких линий;
  • Фасетштихель — фасетный резец для широких неглубоких линий;
  • Юстирштихель — юстировочный резец для закругляющихся линий;
  • Флахштихель — плоский резец для плоских линий и выравнивания плоскостей;
  • Болштихель — полукруглый резец для шрифтов, углублений и круглых выборок;
  • Фаденштихель — нитяной резец для декоративных поделок.
Читать еще:  Как вытащить сверло из дрели: полезные советы

Механизированные способы гравировки значительно повышают производительность труда:

Механизированная алмазная гравировка предназначена для нанесения на металлические поверхности, дерево, поделочные камни с помощью алмазного резца на гравировальном станке букв, рисунков, логотипов. Перед гравировкой посредством векторной графики создаются модели будущего шедевра. Работой гравировального станка управляет специальная компьютерная программа, позволяющая задавать параметры, вносить изменения в тексты и рисунки, менять масштаб. Алмазная гравировка оставляет на изделии сверкающий светоотражающий след.

Механическая фотогравировка представляет собой ударную гравировку, выполняемую оборудованием с алмазными иглами. Чем сильнее удар, тем глубже след. Разная глубина следа позволяет получать различные оттенки серого цвета, что делает особо выразительными гравировку фотографий.

Лазерная гравировка или маркировка используется для массового производства сувенирной и рекламной продукции. Способ заключается в плавлении материала от сфокусированного импульса излучения, в результате чего на поверхности образуется след. Глубина гравирования зависит от мощности станка, числа проходов, выбранного материала. Используются два типа лазерных маркеров:

  • волоконные для металлов;
  • газовые для дерева, пластмассы, стекла, кожи и др.

Гравер

Тип и класс

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность гравера связана с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу, что позволяет отнести ее к типу «Человек – Художественный образ».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия гравера предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).

Описание

Гравер – это квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных штихелей, резцов, игл и других инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмасса, дерево, стекло).

Основная деятельность гравера связана с художественной обработкой различных материалов: гравированием вручную выполняют особо сложные рисунки, гравированием на электрогравировальном автомате – рисунки любой сложности.

Должен знать

основные классы материалов; физико-химические, механические, технологические свойства художественных материалов; технологию художественной обработки материалов разных классов; основы процессов литья, пластической деформации, обработки резанием и огранки, термическую обработку; поверхностные и комбинированные виды технологической обработки; технологические приемы реставрационных работ; оборудование, оснастку, инструмент для промышленного и индивидуального производства художественных изделий; основные законы выполнения рисунка на плоскости; технику рисунка; компьютерный рисунок; теоретические основы композиции; граверные технологии.

Должен уметь

моделировать объект; выбирать материал для обработки, способы обработки, оборудование, оснастку и инструмент; вручную и травлением выполнять на различных материалах гравировку изображений разной степени сложности; выполнять доводку и заточку гравировальных инструментов.

Индивидуальные способности

усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность, старательность, исполнительность, хорошая память.

Профессионально важные качества

мышечно-суставная чувствительность усилий или сопротивления; тактильная чувствительность; линейный, угловой, объемный глазомер; помехоустойчивость; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; интуитивное мышление; развитая зрительная и тактильная память; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); развитый эстетический и художественный вкус; развитая мелкая моторика рук.

Медицинские противопоказания

судороги, потеря сознания; некорректируемое снижение остроты зрения; нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения; расстройства слуха; аллергии; вестибулярные расстройства; расстройства координации движений; дрожание рук; кожные заболевания; заболевания органов дыхания.

Условия труда

Граверы могут работать самостоятельно или в коллективе. Работа происходит преимущественно в помещении, в случае необходимости художественной отделки объектов, находящихся вне помещения, – на улице.

Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания.

Рабочая поза – преимущественно сидя, изредка – стоя (если необходимо обработать большой объект).

Гравер использует ручные средства труда, специальный инструмент для создания рисунка на различных поверхностях, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет (для создания моделей изделий, узоров и орнаментов).

Специальная одежда гравера: халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники, защитная маска.

Области применения

Граверы могут работать на крупных промышленных предприятиях, специализирующихся на производстве художественных изделий, а также в частных мастерских (ювелирных, художественных). Граверы востребованы, особенно граверы, специализирующиеся на изготовлении ювелирных изделий.

Базовое образование и пути получения профессии

Получить профессию гравера можно в учреждениях начального профессионального образования (профессия «Гравер») или в учреждениях высшего профессионального образования (специальности «Технология художественной обработки материалов», «Технология обработки драгоценных камней и металлов»).

Перспективы карьерного роста

Перспективы карьерного роста гравера связаны с повышением квалификации на предприятии с целью обновления знаний, умений и совершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации.

Профессиональные риски

Наиболее часто граверы страдают болезнями суставов рук и кистей. Работа в положении сидя приводит к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее.

При обработке металла, камня образуется промышленная пыль, которая может вызывать аллергию и заболевания бронхолегочной системы.

Значение слова гравер

Гравер в словаре кроссвордиста

гравер
  • Мастер, наносящий изображения на твердой поверхности.

1.Тот, кто занимается гравированием.

2.Художник, создающий гравюры [ гравюра

1.]. II м.Жук семейства короедов; вредитель хвойных деревьев ( особенно ели ) .

Большой современный толковый словарь русского языка

I. ( фр. ) жук сем. . короедов, распространенный в Европе и Азии (сибирь); является вредителем хвойных деревьев, особенно ели. II. ( фр. graveur)
1) квалифицированный рабочий — специалист по гравировке ( см. гравировать ),
2) художник, занимающийся выреэыванием (иногда травлением) изображений на дереве, металле, камне, линолеуме и других материалах.

Новый словарь иностранных слов

м.
1) Тот, кто занимается гравированием.
2) Художник, создающий гравюры (
1).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

[жук сем. короедов, распространенный в европе и азии (сибирь); является вредителем хвойных деревьев, особенно ели.

Словарь иностранных выражений

1. квалифицированный рабочий — специалист по гравировке (см. гравировать),

2. художник, занимающийся выреэыванием (иногда травлением) изображений на дереве, металле, камне, линолеуме и других материалах.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

Словарь русского языка Лопатина

художник, создающий гравюры N2 гравер мастер, занимающийся гравировкой

Словарь русского языка Ожегова

м.
1) Тот, кто занимается гравированием.
2) Художник, создающий гравюры (
1).

Толковый словарь Ефремовой

гравёра, м. (фр. graveur). Мастер, занимающийся гравировкой.

Толковый словарь русского языка Ушакова

(франц. graveur),
1) квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных резцов, игл и др. инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмассы, дерево, стекло и др.). Профессия Г. распространена в полиграфии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, ювелирном деле.
2) Художник, осуществляющий различными приёмами гравирования изобразительные или орнаментальные композиции; исполнитель гравюры , работающий по своему или чужому рисунку.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

(Pityogenes chalcographus), жук семейства короедов. Тело удлинённое (2-2,9 мм ), черно-бурое, блестящее. Распространён в Европе и Азии (Сибирь); на С. даёт 1 поколение в год, в Средней Европе — 2 . Развивается в тонкой коре и заболони молодых и тонких ослабленных хвойных деревьев (преимущественно ели). Меры борьбы: прореживание жердняка, санитарная рубка (вырубка зараженных Г. деревьев) и др.; во время лета жуков — выкладывание ‘ловчих’ деревьев, обработка насаждений хлорорганическими и фосфорорганическими инсектицидами.Лит.: Воронцов А. И., Лесная энтомология, 2 изд., М.,

Большая советская энциклопедия, БСЭ

гравер, -а (жук)

Полный орфографический словарь русского языка

Полный орфографический словарь русского языка

жук семейства короедов, вредитель хвойных деревьев, распространённый в Европе и в Сибири (Pityogenes chalcographus)

мастер, занимающийся гравировкой художник, создающий гравюры

электродрель, используемая для гравировки

; жук семейства короедов, вредитель хвойных деревьев, распространённый в Европе и в Сибири (Pityogenes chalcographus)

Там же работал и гравер Урс Граф (с 1509 г.), а также Ганс Гольбейн Младший (с 1516 г.) и граверы его школы.

Самый знаменитый гравер Константин Иванович Осипов мне прямо сказал: «Низкорослый ты, Никола, в кости тонкий, комплекция, одним словом, не граверная.

Впоследствии мы с Ронсоном назвали его ЧСШ, что было сокращением от «человечка с шишкой», потому как Ронсон тоже не запомнил его настоящего имени; но я забегаю вперед.) — Разумеется, гравер их увидит, но он увидит их как отдельные буквы, а это значения не имеет.

Брат Луиджи, тоже оливковый и губастый фантаст, по профессии гравер , значился в списках «фашио» Эмилии, как «синдикалист, анархист и враг великой родины».

Львов скромнейше называл себя лишь «любителем муз», но муз-то всего девять, а Николай Александрович — поэт и архитектор, дипломат и песенник, балетмейстер и механик, музыкант и фольклорист, садовод и художник, гравер и скульптор, конструктор машин и гидротехник, иллюстратор и редактор книг.

Он более известен как гравер , нежели как живописец, и часть его лучших работ составляют книжные иллюстрации.

Письмо, текст которого, как заявил Гейдрих, будет предложен позже, а гравер выведет под ним подпись Тухачевского, должно со всей очевидностью указывать на то, что сам маршал и кое-кто из его коллег в Красной Армии состоят в тайной связи с попавшей в поле зрения гестапо некоей группой немецких генералов — противников нацистского режима— и что те и другие стремились к захвату власти в своих странах.

Так же, как и у первой из этой троицы, длинные волосы распущены по спине, только у нее они, по всей видимости, белокурые, если, конечно, гравер не по чистой случайности, а намеренно, чтобы обозначить их светлый тон, ослабил нажим своего резца.

ГРАВЕР

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

  • ГРАВЮРА
  • ГРАВЕРСВЕЙН

Смотреть что такое «ГРАВЕР» в других словарях:

гравер — гравировальщик, гравировщик, короед, халькограф, аквафортист, ксилограф Словарь русских синонимов. гравер сущ., кол во синонимов: 14 • аквафортист (1) • … Словарь синонимов

гравер — graveur КАРТОГРАВЕР … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гравер — (Pityogenes chalcographus) жук семейства короедов. Тело удлинённое (2 2,9 мм), черно бурое, блестящее. Распространён в Европе и Азии (Сибирь); на С. даёт 1 поколение в год, в Средней Европе 2. Развивается в тонкой коре и заболони молодых… … Большая советская энциклопедия

Читать еще:  Неправильно установил диск на болгарку и пилил 2 года

гравер — через нем. Graveur или прямо из франц. graveur … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Гравер — гравёр I м. 1. Тот, кто занимается гравированием. 2. Художник, создающий гравюры [гравюра 1.]. II м. Жук семейства короедов; вредитель хвойных деревьев (особенно ели). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гравер — Штихели инструменты для торцовой гравюры Гравюра А. Дюрера Гравюра (фр. gravure от нем. graben копать или фр. graver вырезать, создавать рельеф) вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных фор … Википедия

гравер — гр авер, а (жук) … Русский орфографический словарь

гравер — см. гравёр II … Словарь ударений русского языка

гравер — Граверлау эше белән шөгыльләнүче, граверлау остасы … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

гравер — а, ч. Художник, який створює гравюри (у 2 знач.); спеціаліст із гравірування … Український тлумачний словник

Ювелир

Видео о профессии

Профессия мастера, работающего с ювелирными украшениями, подходит не только творческим личностям, способным создавать красивые изделия. В ней хорошо себя проявят усидчивые и внимательные люди, которые любят работать руками и имеют технические задатки. В зависимости от типа выполняемых работ ювелиры бывают разные: гравер, филигранщик, цепочник и другие. С направлением рекомендуется определиться как можно раньше. От выбора будут зависеть особенности учебы, сценарии карьерного роста.

Профессия ювелир: особенности

Разнообразие техник, приемов, видов ювелирных работ привело к разделению профессионалов по областям:

  • браслетчик — в зависимости от разряда готовит элементы для браслета или собирает изделия различной сложности. Эксперты делают эскизы, сами изготавливают части предмета, занимаются подготовкой материалов, создают высокохудожественные элементы;
  • гравер — создает уникальные украшения на заказ, наносит на них надписи (гравировки);
  • филигранщик — украшает изделия напаянным или ажурным узором;
  • закрепщик — создает восковые модели будущих изделий, закрепляет в готовых продуктах элементы (например, камни);
  • цепочник — в зависимости от разряда изготовляет простые или особо сложные цепочки, используя однотипные и/или фасонные звенья различных профилей;
  • монтировщик — собирает изделия из готовых частей, аккуратно и надежно крепит их друг к другу, выполняет завершающую обработку предметов.

В процессе работы ювелиры используют разнообразные техники, приемы, методы обработки материалов. В большинстве случаев им приходится выполнять очень тонкую работу, требующую особой сноровки, иначе заготовка может быть испорчена.

Плюсы и минусы профессии ювелир

Даже на фоне финансовых катастроф ювелирные украшения не утрачивают своей ценности. По этой причине люди, способные создавать или реставрировать такие произведения, всегда были востребованы, и нет причин для изменения тенденции. Эксперт, владеющий различными техниками и приемами работы с материалами, имеющий высокий уровень мастерства, без труда найдет хорошее место. Ювелиры традиционно неплохо зарабатывают. В среднем доход мастера без особых регалий составляет 50-90 тыс. рублей. Эксперт с громким именем за свои работы нередко получат сотни тысяч рублей.

Главный минус направления — потенциальная опасность для здоровья. Ювелирам приходится несколько часов подряд сидеть в одной позе, напрягая все мышцы тела. Это со временем приводит к проблемам с суставами, позвоночником. Гиподинамия нередко становится причиной набора веса сотрудником. Также во время работы мастера вынуждены сильно напрягать глаза, что грозит падением остроты зрения.

Если у ювелира нет таланта и эстетического вкуса, он будет вынужден выполнять исключительно технические действия. Это не принесет ему ни известности, ни денег. Еще нужно подготовиться к тому, что заказчики могут остаться недовольны выполненной работой. Всегда найдутся критики, принижающие заслуги мастеров, негативно отзывающиеся об их творениях.

Где можно выучиться на ювелира

В России древние традиции ювелирного дела, что позволяет получить образование одним из трех способов. Во-первых, можно выучиться у одного из известных мастеров ювелиров. Такая практика до сих пор существует, причем, эксперты не обязательно берут учеников, уже проявивших себя в профессии. Иногда им достаточно посмотреть эскизы претендента, чтобы согласиться работать с ним. Еще один вариант — устроиться на ювелирный завод на рядовую должность, чтобы в процессе работы познавать тонкости направления.

Учиться на ювелира можно в одном из многочисленных ВУЗов, выбрав одно из направлений: «Ювелирное дело», «Ювелир», «Декоративно-прикладное искусство». Ведущими заведениями в этой области считаются МГХПА имени С.Г. Строганова, Государственный университет технологии и дизайна в Санкт-Петербурге, МГТУ имени А.Н. Косыгина, Государственный университет в Тольятти, Государственный институт искусств и культуры в Брянске. На обучение уйдет больше времени, чем в случае с практическим подходом, зато это позволит получить будущему ювелиру фундаментальные знания.

При наличии высшего образования другого профиля, при желании сменить профессию, стоит рассмотреть вариант с прохождением курсов по ювелирному делу. Дизайнерские школы, ювелирные заводы и высшие учебные заведения предлагают очные или заочные программы. С их помощью можно в кратчайшие сроки получить знания по направлению, которых будет достаточно для начала карьеры. Всего за полгода при таком подходе достигается базовый уровень, а за два года — профессиональный.

Профессия гравера — редкая в наши дни

Точка, точка, запятая

Еще лет 30 назад почти в каждом доме был сувенир с дарственной надписью — кем, когда, по какому поводу вручен. Поздравления заказывали к юбилею, свадьбе, рождению ребенка, выходу коллеги на пенсию, к красной дате календаря. Так было принято. И пусть многие уже и не вспомнят, чья рука начертала каллиграфическим почерком трогательные, добрые, а порой смешные строки на картине, часах или вазе. Зато эти слова до сих пор греют душу. Вот только мастеров-граверов, готовых вручную вывести красивую поздравительную надпись на стекле или металле, почти не осталось. Редкая это в наши дни профессия, умирающая.

“Ты прикажешь — гори, и я вспыхну, любя. В этом пламени — ты, в этом пламени — я”, — это строки на одной стороне зажигалки. На обратной — лицо мужчины. Гравер Рудольф Бодров срисовывал его с фотографии. Три дня корпел с лупой над заказом. Говорит, об этом его попросила красивая девушка, решившая таким подарком порадовать любимого мужчину.

Сколько пожеланий чужим любимым написал на металле, золоте, керамике и стекле, Рудольф Николаевич уже и не вспомнит. Поначалу, говорит, коллекционировал самые интересные фразы, даже завел специальный блокнот. А потом устал. Неудивительно. Единственный на весь Бобруйск гравер, выполняющий всю работу вручную, в этой профессии уже не один десяток лет. Еще в 1960-е годы он, уроженец Нижегородской области, окончил Павловское художественно-ремесленное училище по специальности “Гравер по металлу”. Какое-то время работал в Нижнем Новгороде, в научно-исследовательском институте — гравером, лекальщиком. После с супругой-геологом перебрался в Казахстан. Рудольф Николаевич вспоминает:

— Там я официально гравером не работал, но любимое дело в моей жизни присутствовало. В качестве хобби. Подписывал спортивные кубки, вазы юбилярам. Выходило неплохо. И однажды мне поручили очень ответственный заказ — выгравировать надпись для министра машиностроения от руководства одного из тамошних рудоуправлений. Работа была сложная, но очень интересная. Поздравительный текст надо было нанести на сувенир, который представлял собой макет шахты в разрезе. На оргстекло — материал очень сложный для гравировки, поскольку очень быстро оплавляется.

В ту пору граверу работать было очень сложно еще и потому, что все надписи он делал штихелем. Это стальной резец, вставленный в деревянную ручку, с помощью которого мастер украшает буквами или завитками металл, дерево, кость, камень, стекло. По словам Рудольфа Николаевича, чтобы завитушка или буквы выходили красивыми и ровными, на штихель нужно было нажимать с особым усилием. Сейчас, впрочем, он почти не пользуется этим инструментом, гравирует бормашиной. Но штихель в его мастерской есть. Как говорит сам Бодров, у гравера должны быть точными движения, твердой рука и добрыми мысли — чтобы сбылись пожелания, которые он начертал.

Кстати, в Бобруйск он перебрался из Казахстана вслед за другом. И — осел здесь навсегда. Работал в училище, троллейбусном управлении — оформителем, а после — уже официально — гравером. Рассказывает:

— Раньше, еще при Союзе, заказов было много. Бывало, перед Днем Победы с предприятий города мне целые коробки наручных часов приносили. На каждых надо было сделать именную надпись — для ветерана. Теперь таких заказов уже нет. Опять же раньше очень модно было подписывать часы, хрустальные вазы к юбилеям, годовщинам свадьбы. Поздравления были традиционными: “Совет да любовь”, “Чтоб жизнь была полной чашей”, “С наилучшими пожеланиями”. Расписывал разные сувениры, те же самовары, фигурки с белорусским колоритом, которые земляки везли в подарок, отправляясь за границу — в Германию, Америку, Италию. В наши дни заказчиков стало меньше, а надписи — более замысловатыми.

Мастер протягивает мне серебряную коньячную фляжку, на которой выведено: “Пей с достойным, который тебя не глупей. Или пей с луноликой, любимой своей”. Это Омар Хайям. Но нередко заказчики и сами придумывают довольно любопытные тексты. К примеру, однажды к Рудольфу Николаевичу обратилась бригада строителей. Дело было накануне Нового года. Хлопцы притащили хрустальную лошадь, на которой попросили выгравировать для шефа: “Проблемы индейцев вождя не волнуют”. Намекали на то, что босс до сих пор не рассчитался с ними за выполненную работу.

Но самой ответственной своей работой мастер Бодров считает надпись на капсуле, адресованной потомкам, которую заложили под фундамент строившейся в Бобруйске ледовой арены.

— Работа гравера, — говорит Рудольф Николаевич, — требует не только усидчивости, но и внимательности. Если вдруг “проглотишь” букву или вензель выведешь неудачно, ошибку исправить будет уже не возможно. Впрочем, недовольных клиентов у Бодрова не было. Зато были те, кто, сделав заказ, за ним не возвращался. Рудольф Николаевич достает из шкатулки навесной замок. На нем — потемневшая от времени надпись: “Володя + Юля”. Объясняет:

— Нынче модно делать гравировки на замках, которые молодые люди вешают на перилах моста. А ключ выбрасывают в реку. По поверью, ритуал объединит их навсегда. Но вот этот замочек никто никогда уже не повесит, видимо, пара распалась еще до того, как заказ был готов.


Нынешнее поколение стало более сдержанным в проявлении эмоций. И надписи на тех же замках, обручальных кольцах уже более обезличенные. Если раньше писали “Самой дорогой, любимой и единственной Катеньке от Саши”, то теперь чаще заказывают: “Тебе от Меня”. Впрочем, случается, молодежь креативит. На День учителя как-то подростки заказали для своего педагога надпись на фотоальбоме с приятным подтекстом: “Самому классному руководителю”. Кстати, за свое творчество Бодров берет недорого. Его знакомый гравер из столицы, узнав о бобруйских расценках, очень удивился, дескать, в Минске они намного выше. Сам же Бодров признается:

Читать еще:  Как паять SMD компоненты — краткая инструкция с фотографиями

— Я всегда понимал, что на граверном ремесле не разбогатеешь. Но для меня было важно, что я дарю людям позитивные эмоции. Одно печалит — умирает наша профессия. Молодежь граверной работой заниматься не хочет, дескать, трудоемкая работа и материально не выгодная. В чем-то они и правы. Только ведь никакая компьютерная музыка не заменит живой концерт. То же самое и с дарственными надписями. В ручную работу человек вкладывает душу, потому и ценилась она во все времена на вес золота.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ, ТРОГАТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ НАДПИСИ (ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГРАВЕРОВ)

На обручальных кольцах:

Мы будем вместе еще 999 лет и 999 дней.
Всё побеждает любовь.
Были вместе, сейчас вместе, будем вместе.
Одень кольцо обратно!

На пистолетах, охотничьих ружьях:

Стреляй первым!
Для развития бизнеса.

На удочке (рыбаку):

Лучше плохой день на рыбалке, чем хороший день на работе.

8.30 — подъем. 9.00 — разгон облаков. 10.00—20.00 — подвиг.
Пусть в жизни всегда будет момент для счастья, повод для улыбки и время для мечты.
Прекрасный день начинается с хорошего кофе и прекрасных мыслей.
Всё, что можно представить, можно осуществить.

Потеря времени невосполнима.
Жизнь дается лишь на время.
Время никогда не ждет.
Время с тобой бесценно.
Самый ценный подарок, который ты можешь преподнести, — твое время. Ведь ты отдаешь то, что никогда не сможешь вернуть.
Секунды без тебя — часы, часы с тобой — секунды. Люблю.

На годовщину свадьбы (на бокалах для коньяка или бутылке):

Любовь, как хороший коньяк, с годами только крепче.
Пусть у нашей любви будет самая большая выдержка.
Лучше потерять годы на поиски мужа, чем потерять годы на неудачный брак.

Пиши свою судьбу.
Не бойся делать, сделал — не бойся.

Философские:

Все проходит, пройдет и это.
Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери.
Каждое мгновение жизни — еще одна возможность.

Романтические (на кулонах, сердечках):

Я причиню тебе счастье.
Я нанесу тебе радость.

На ошейниках животных:

Если ты держишь это в своей руке — то я снова потерялся.
Все понимаю, но не говорю — тел. моего переводчика 8-.
Все равно убегу, лучше обменяй меня на деньги.
Мне плохо без хозяина.
Первый выгул в 5 утра.

Ювелир-гравер — профессия редкая, но востребованная

Андрей Рафиков получил свою профессию еще в 80-м году в Ярославской школе редких профессий.
Дорогая бижутерия и разнообразные заколки со стразами, которые популярны среди иркутянок, тоже неплохой хлеб для опытного ювелира-гравера.

По настоящему редкой можно назвать профессию ювелира-гравера. В былые времена она, как и профессия часовщика, считалась семейной: у каждого специалиста была своя мастерская, где он зарабатывал деньги для семьи. Со временем сын перенимал знания отца-гравера, и мастерская переходила к нему. Уже тогда не каждый мог похвастаться такой специальностью. В наше время профессиональные навыки вообще перестали передаваться по наследству, поэтому профессия должна бы стать доступной для желающих: получай себе необходимые знания на курсах и открывай свою мастерскую. Да только на деле все не всегда так просто. В Иркутске, например, вообще нет курсов, обучающих на ювелира-гравера, поэтому и специалистов хороших у нас можно пересчитать по пальцам.

Взлеты и падения

Ювелиры-граверы в нашем городе очень востребованы. Они занимаются не только мелким ремонтом ювелирных изделий и бижутерии, но, в отличие от обычных ювелиров, занимаются гравировкой на подарках и ювелирных изделиях, что в последнее время стало очень модным. Такой большой спрос на услуги да плюс к нему низкая конкуренция — для открытия своего дела самая благоприятная почва.

В начале девяностых, как рассказывает ювелир-гравер Андрей Рафиков, люди ездили в Турцию и покупали там дешевое золото. Вот тогда специалистам редкой профессии приходилось сидеть без работы: для людей было лучше приобрести какое-нибудь новое изделие, чем отдавать в ремонт старое. Зато в последние годы, когда цены на золото на мировом рынке стали высокими, клиентов стало достаточно много. В это время Андрей и решил вернуться к прежнему мастерству.

Получил он свою профессию еще в 80-м году в Ярославской школе редких профессий и вернулся работать обратно в Иркутск.

— В Иркутске тогда были только курсы ювелиров, а мне хотелось получить специальность именно ювелира-гравера, — говорит Андрей Рафиков. — Учились в этой школе кроме меня еще два человека из Иркутска, но работаю сейчас только я один. Учился я один год, изучал разные дисциплины: и спецтехнологию, и материаловедение. Потом у меня началась практика — работал в Торговом комплексе. За время практики я научился очень многому. К тому же было у кого учиться.

Потом какое-то время Андрей работал в Рембыттехнике — занимался мелким ремонтом; а когда в начале девяностых необходимость в услугах ювелира-гравера уменьшилась, он решил оставить это дело. И только с 2002 года снова вернулся к своей профессии — открыл мастерскую на первом этаже в Доме быта.

Гравировка для Тишанина и Говорина

Если кто-то усомнится в необходимости таких услуг в наши дни, посчитает, что времена их канули в Лету вместе с маркизами и графами, носившими подвески и именные печатки, то он наверняка ошибется. В Иркутске к услугам ювелиров-граверов прибегают все, даже бабушки, приносящие в ремонт свои сломанные бусы.

Дорогая бижутерия и разнообразные заколки со стразами, которые популярны среди иркутянок, тоже неплохой хлеб для опытного ювелира-гравера — клиентки идут толпами.

— Приходится ремонтировать и обувь, и кошельки со стразами, — рассказывает Андрей Рафиков. — Клиенты просто не знают, куда обратиться с такой проблемой. А я уже освоил и такой ремонт.

Но все эти услуги может оказать и обычный специалист-ювелир, а вот главное дело ювелира-гравера
— это все-таки гравировка, то есть резьба по металлу. Сделать какую-нибудь надпись на обручальном кольце, инициалы на печатке или поздравление на подарке — хороший ювелир-гравер справится с этим за несколько минут. А у иркутян такая услуга пользуется особой популярностью. Недавно Андрей в своей мастерской делал гравировку на больших подарочных часах для Александра Тишанина — его поздравляли коллеги с новой должностью. В этот же день граверу пришлось потрудиться и над надписью для другой, не менее известной личности в городе — Бориса Говорина. Это тоже был подарок от коллег.

Приходилось Андрею Рафикову вырезать имена, фамилии и группу крови на специальных металлических жетонах для тех, чьи профессии связаны с риском, — для военных и милиционеров. Очень часто приносят к граверам пистолеты, мечи и сабли, чтобы украсить их гравировкой. Сейчас большое распространение получила и гравировка на пластмассе, в частности на сотовых телефонах.

Свое дело можно начать с мелкого ремонта.

Заниматься мелким ремонтом ювелирных изделий, как считают профессионалы, можно и без специального образования. Главное, чтобы были голова и руки. А еще, если вам не посчастливилось окончить не только курсы ювелира-гравера, но даже просто ювелира, то получить первичные навыки можно и по специализированным книгам. Тонкости же мастерства познаются на практике. Самые главные инструменты в мастерской такого специалиста — это горелка и бормашина.

— Если есть горелка, бормашина и пара щипцов, — говорит Андрей, — то, чтобы открыть свое дело, уложиться можно и в 700 долларов.

Вообще, со всеми необходимыми инструментами сейчас проблем не возникает. Раньше, инструменты приходилось изготавливать самому мастеру, сейчас их можно купить в Иркутске как в магазинах, так и через Интернет.

Бормашина предназначена для полировки и сверления металла. Стоит она примерно 200 долларов. Штихели, надфили, напильники, различные кусачки — это тоже не менее важные инструменты в работе. С помощью них обрабатывается поверхность и делается ручная гравировка.

Один из видов услуг ювелира-гравера — растягивание или сжимание кольца до нужного размера. Для этого в работе пригодится кульба, которая фиксирует кольцо, и специальное приспособление для изменения размера изделия.

Некоторые тонкости мастерства: советуют профессионалы

Очень часто мастерам приходится делать разорванные цепочки. О том, как проходит этот процесс, рассказывает Андрей Рафиков:

— Перед тем как приступить к пайке цепочки — соединению разорванных звеньев, — необходимо обезжирить цепочку в растворе флюса. Затем уже можно приступать к самому процессу пайки: стыкуем звенья, накладываем припой (кусочек металла, который будет соединять разрыв) и горелкой припаиваем его. После такой процедуры изделие может потемнеть, поэтому я отбеливаю его в кислоте. Вся эта процедура занимает несколько минут. Причем мои клиенты могут сами понаблюдать за процессом, так как работаю я в их присутствии.

Но не все подлежит ремонту. Например, изделия из турецкого золота. В этих цепочках звенья пустотелые, из-за этого ремонт и осложняется.

Кольца и цепочки ювелир-гравер не только может починить, но и почистить на специальной полировочной машине. Но даже в этом, на первый взгляд, казалось бы, простом, виде услуги есть свои тонкости. Например, как советуют профессионалы, не стоит чистить тоненькие цепочки на полировочной машине: скорее всего, они могут порваться, а это новые хлопоты. Такие изделия лучше всего чистить в нашатырном спирте: опускаешь на 10—15 минут, затем вытаскиваешь и чистишь его в теплой воде при помощи обычного средства для мытья посуды и зубной щетки.

Перед тем как приступить к гравировке, стоит сделать наброски надписи на бумаге. Есть в инициалах «трудные» буквы, например «ш» и «щ», из которых не так-то легко составить рисунок на печатке.

Процесс гравировки на пластмассе несколько отличается от гравировки на металле. На пластмассовой поверхности делается надпись, потом она заливается масляной краской и сверху посыпается бронзовой пудрой.

В работе ювелира-гравера есть, как и в любой другой профессии, свои минусы. В первую очередь, конечно же, для здоровья. Со временем у мастеров портится зрение. Поэтому при работе лучше всегда следить за освещением — оно должно быть ярким. С плохим же зрением работать достаточно трудно. Плохо влияют на организм алебастр и кислоты, с которыми приходится работать. Но если занимаешься своим делом, считает Андрей, то все это отходит на второй план:

— Когда любимые украшения или заколки возвращаются починенными к своим владелицам, это вызывает у них такую радость, что часть ее передается и мне.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector